Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 20:45, контрольная работа
Необходимым компонентом процесса обучения является дидактические средства, оптимальное сочетание которых помогает дошкольникам глубже познавать действительность, обогащает их впечатлениями, дает материал для наблюдений. Такими дидактическими средствами является слово (воспитателя, ребенка, художественное слово); образ (создаваемый с помощью технических средств, дидактических материалов; объекты живой и неживой природы, их изображения существующий в воображении ребенка) действие (ребенка, воспитателя, дидактические упражнения, элементарные опыты) Подбирают их в зависимости от возраста, форм мышления уровня умственного развития дошкольника.
Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. При посещении занятий прежде всего следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.
Длительность занятия должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало занятия, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.
Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3-5 мин.
В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.
В ходе занятия педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.
В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.
Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.
В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.
Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей.
При организации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы.
Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно - неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.
Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушения осанки. Во всех детских садах города физкультминутки организуются систематически. Обычно это кратковременные перерывы (2-3 мин) для проведения 2-3 физкультурных упражнений на занятиях математикой, родным языком, изодеятельностью. Во второй младшей и средней группах физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и содержанием занятия. Так, например, на занятиях по рисованию, лепке физкультминутка включает активное сгибание, разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук. На занятиях по развитию речи, математике используются упражнения для мышц спины - потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. Во время упражнений дети, как правило, остаются на своих местах. С целью усиления эмоционального воздействия физкультурных минуток воспитатели могут использовать небольшие стихотворные тексты.
В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации. С детьми: до 3-х лет рекомендуется проводить 10 занятий в неделю продолжительностью 8-10 мин.
4-го года жизни - 10 занятий продолжительностью не более 15 минут.
5-го года жизни - 10 занятий продолжительностью не более 20 минут.
6-го года жизни 13 занятий продолжительностью не более 25 минут.
7-го года жизни - 14 занятий продолжительностью не более 30 минут.
Занятия по дополнительному образованию, если таковые предусмотрены планами работы ДОУ, проводятся по согласованию с родительским комитетом. Во второй младшей группе -1 занятий, в средней- 2 занятия, в старшей группе- 2 занятия, в подготовительной к школе группы - 3 занятия в неделю.
В соответствии с примерными режимами дня и временем года занятия в группах рекомендуется проводить с 1 сенятбря по 31 мая. Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения.
В раннем дошкольном возрасте с детьми проводятся игры - занятия. В первой группе раннего возраста с детьми проводят занятия индивидуально. Ввиду того, что на первом году жизни ребенка умения образуются медленно и для их формирования требуются частые упражнения, игры - занятия проводят не только ежедневно, но по нескольку раз в течение дня.
Во второй группе раннего возраста с детьми проводятся 2 занятия. Число детей, участвующих в занятиях зависит не только от их возраста, но и от характера занятия, его содержания.
Все новые виды занятий, пока дети не овладеют первичными умениями и не освоят необходимых правил поведения, проводятся либо индивидуально, либо с подгруппой не более 3 человек.
С подгруппой из 3-6 человек (половина возрастной группы) проводятся занятия по обучению предметной деятельности, конструированию, физкультурные, а также большинство занятий по развитию речи.
С группой из 6-12 человек можно проводить занятия со свободной формой организации, а также музыкальные и те, где ведущая деятельность - зрительное восприятие.
Объединяя детей в подгруппу, следует учитывать, что уровень их развития должен быть примерно одинаковым.
Длительность занятия - 10 мин дл детей от 1 г. 6 мес и 10-12 мин для старших. Однако эти цифры могут меняться в зависимости от содержания учебной деятельности. Занятия новых видов, а также те, которые требуют от детей большей сосредоточенности, могут быть короче.
Форма организации детей на занятия может быть различной: малыши сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.
Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.
Важным дидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми 2-го года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом.
Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер.
В группах детей старшего возраста, когда познавательные интересы получают уже известное развитие, бывает достаточно сообщения о теме или основной цели занятия. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановки, что также способствует возникновению интереса к занятию. Однако основное значение имеют содержание и характер постановки учебных задач.
Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О них воспитатель все время напоминает детям и при организации занятия и в начале его.
В конце занятия со старшими детьми формулируется общий итого познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия.
Окончание занятия в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием занятия, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей. Итоговое суждение и оценку высказывает воспитатель, время от времени привлекая к ней детей.
Основная форма обучения: развивающие занятия с использованием методик, дидактических игр, игровых приёмов.
Основные формы организации детей старших групп на занятиях - фронтальная и подгрупповая.
5. Практическое задание.
Ознакомление с явлениями общественной жизни необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.
В старшей группе ознакомление проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к явлениям общественной жизни и окружающему миру.
Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности детей в процессе познания явлений общественной жизни.
Конспект занятия по ознакомлению с явлениями общественной жизни в средней группе «Наши защитники»
Программное содержание: воспитание у детей желания подражать взрослым в семье, совершенствование своих физических способностей; привитие детям доброго отношения к папе и дедушке, вызвать чувство гордости и радости за то, что папа и дедушка служили в армии и защищали нас; уточнить представление детей о военных профессиях, о защитниках Отечества; развитие речи, активизация словаря и памяти.
Предшествующая работа: проведение дидактической игры «Позвони своему папе»; беседы о том, чем занимаются солдаты в армии; чтение художественных произведений об армии; рассматривание иллюстраций в музее.
Оборудование: письмо с фотографиями пап и дедушек детей группы в военной форме; карточки для игры «кому что нужно»; цветная бумага, клей, кисти, клеенка с тряпочкой; мультимидийное оборудование.
Ход занятия.
1. Раздается стук в дверь. Входит почтальон и передает письмо для детей группы. В нем лежат фотографии пап и дедушек детей.
Воспитатель: Давайте откроем письмо и посмотрим, что в нем находится. (показ одной фотографии детям). Здесь много фотографий и что бы их рассмотреть давайте присядем на стульчики, а я расставлю фото на стенде.
- Кого вы видите на фотографиях? Почему ваши папы и дедушки на фотографиях в военной форме? Расскажите о своем папе, дедушке, как его зовут, какой он ( ответы 3 детей).
- Да, когда папы служили в армии, они были солдатами, а вы знаете, что солдаты делают в армии?
Воспитатель: Солдаты тренируются.
- Давайте посмотрим на экран, что вы здесь видите? ( На экране показываются будни армии, каждая поочередно рассматривается детьми.
- Что делают солдаты на этой картинке (занимаются в спортивном зале, поднимают штангу). Зачем это нужно? (что бы быть сильными).
- А что делают солдаты на этой картинке? (учатся стрелять). Зачем это нужно? (что бы быть меткими).
_ А вот на этой картинке вы видите полосу препятствий. Что здесь делают солдаты? Зачем они тренируются на полосе препятствий? (что бы быть ловкими, быстрыми, смелыми, сильными).
- Какими должны быть солдаты, что бы защищать нашу родину, что бы хорошо служить в армии?
2. Дидактическая игра «Кому что нужно»
У воспитателя игрушки.
- Представителю какой военной профессии нужны эти вещи? (танк-танкисту, самолет-летчику, корабль-морякам). Почему наше занятие посвящено военным? Какой праздник скоро будет отмечать вся наша страна? Как он называется?
- Да, День Защитника Отечества. Как вы думаете, чей это праздник?
-Правильно, это праздник
наших дедушек, пап, всех мужчин,
которые служили в армии. Ваши
сильные папы и дедушки
- Дети, а когда вы подрастете,
вы будете служить в армии
и защищать нашу страну? А что
будут делать девочки? Чаще всего
женщины служат врачами и
- Ребята, а вы хотите стать сильными и крепкими? Что для этого надо делать?
Физкультминутка.(Выполняются упражнения под песню «Ты не бойся мама я солдат»).
-Ребята, а вы хотите
поздравить ваших пап и
- В День Защитника Отечества
в главном городе нашей Родины-