Экология детства и процесс воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для формирования личности школьников.
Постановка данной цели предполагает решение следующих задач:
- обосновать задачи и принципы воспитания школьника;
- выявить методы и приемы воспитания школьников;
- показать эффективность современной технологии воспитания в общеобразовательной школе.

Оглавление

Введение
Глава 1. Экология детства
1.1 Теоретические аспекты экологического и эстетического воспитания школьников.
1.2 Многообразие взаимосвязей экологического и эстетического воспитания
Вывод по первой главе.
Глава 2. Понятие о процессе воспитания. Сущность процесса воспитания. Структура воспитательного процесса. Его категории и систематизация. Современные воспитательные технологии
2.1 Понятие о процессе воспитания. Цель воспитания.
2.2 Структура воспитательного процесса.
2.3 Методы воспитания.
2.4 Принципы и содержание воспитания в современной школе. Несколько основных направлений в воспитании.
2.5 Воспитание как средство формирования личности человека.
Вывод по второй главе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК1 - копия.docx

— 62.40 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение

Глава 1. Экология детства

1.1 Теоретические аспекты экологического  и эстетического воспитания школьников.

1.2 Многообразие взаимосвязей экологического  и эстетического воспитания

Вывод по первой главе.

Глава 2. Понятие о процессе воспитания. Сущность процесса воспитания. Структура  воспитательного процесса. Его категории  и систематизация. Современные воспитательные технологии

2.1 Понятие о процессе воспитания. Цель воспитания.

2.2 Структура воспитательного процесса.

2.3 Методы воспитания.

2.4 Принципы и содержание воспитания  в современной школе. Несколько  основных направлений в воспитании.

2.5 Воспитание как средство формирования личности человека.

Вывод по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Воспитание является одним из ведущих  понятий в педагогике. В ходе исторического  развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают  воспитание в широком и в узком  смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с  социализацией. Воспитание в узком  смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов  и воспитанников для реализации, целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений  воспитательной работы в образовательных  учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту  жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных  учреждениях. По стилю отношений  между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

Одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности  преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на человека. Общество имеет возможность предвидеть и  заранее планировать определенные изменения в социальной среде  и тем самым создавать благоприятные  возможности для решения этой задачи.

Целенаправленное управление процессом  развития личности обеспечивает научно организованное воспитание, или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, т.е. учитываются  движущие силы развития, возрастные и  индивидуальные особенности детей, используются все возможные положительные  влияния общественной и природной  среды и, с другой стороны, ослабляются  отрицательные и неблагоприятные  воздействия внешней среды, достигаются  единство и согласованность всех социальных институтов, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Современные научные представления  о воспитании сложились в итоге  длительного противоборства ряда педагогических идей.

Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая  в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним  из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И.Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления — подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения.

Как выражение протеста против авторитарного  воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.Ж. Руссо. Он и  его последователи (П.П. Блонский, А.П. Пинкевич) призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное его развитие. Эта теория также нашла своих последователей в различных странах мира как теория стихийности и самотека в воспитании. Она оказала определенное влияние и на отечественную педагогику.

Воспитанию подрастающего поколения  придавалось важное значение во все  времена. В ситуации кризиса духовного  мира граждан России возвращение  в педагогическую науку, практику категории  духовности как ценностного основания  образования школьников становится очевидным. Современное воспитание школьников актуализируется: «Нет, и  не может быть школы... без стремления помочь ребенку стать личностью, нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству». Это все приобретает  особую остроту в ситуации движения человечества к мировой цивилизации, глобальному образовательному пространству, постиндустриальному, в котором мотивы свободы, ответственности, стремление человека к самоопределению будут играть значимую роль. XXI век, по мнению ученых, прогнозируется как век Человека, где современные воспитательные технологии признаются высшей ценностью. Они являются основой развития не только образования, но и науки, искусства, культуры. Вместе с тем недооценка современных технологий в развитии личности школьников в связи с господством на протяжении длительного времени авторитарной педагогики является спецификой воспитания российских школ.  Формирование мира молодежи осуществляется в процессе созидательной, добротворческой деятельности подрастающего поколения под воздействием позитивной социальной среды. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью воспитания учащихся в сложных условиях социума: это дефицит социального оптимизма, высокий уровень социального неравенства; возросшее количество тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, совершенных подростками; мировое лидерство России по детской проституции, наркомании, бродяжничеству, социальному сиротству; ослабление педагогического потенциала средств массовой информации, книжной продукции для детей; кризисом семьи и детства, разрыв между детско-взрослой жизнью, радикальными изменениями опыта, ценностей, смыслов жизни молодого поколения по сравнении с их родителями и т.д. 

И в связи с актуальностью  выбранной нами темы объектом исследования является – процесс воспитания школьников.

Предмет исследования – педагогические условия работы по воспитанию школьников.

Цель данной работы – выявить  эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и  развитие личности, используемой в  воспитательной работе для формирования личности школьников.

Постановка данной цели предполагает решение следующих задач:

- обосновать задачи и принципы  воспитания школьника;

- выявить методы и приемы  воспитания школьников;

- показать эффективность современной  технологии воспитания в общеобразовательной  школе.

Гипотеза нашего исследования состоит  в том, что если подойти к работе по воспитанию школьников по современной  технологии то процесс воспитания можно  сделать более естественным, эффективным. Можно предположить, что если на основе базисной программы разработать  комплекс занятий, направленный на совершенствование  работы по воспитанию школьников, то можно  получить следующие результаты:

- повысить уровень развития  школьников;

- обеспечить комплексный подход  к гармоническому развитию школьников;

- повысить эффективность воспитания  у детей познавательного интереса.

Методы исследования:

- изучение педагогической и  методической литературы по проблеме  исследования;

- наблюдение за деятельностью  школьников, анкетирование, опрос.

База исследования: Муниципальное  образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 города Соль-Илецка, Оренбургской области».

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что  доказана актуальность и необходимость  организации введения в общеобразовательную  деятельность современных воспитательных технологий в школе. Материалы исследования могут быть использованы в практической работе с детьми.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 
Глава 1. Экология детства

1.1 Теоретические аспекты экологического и эстетического воспитания школьников

Педагогическая мысль высоко оценивает  роль природы в формировании личности.

Методологической основой формирования экологической культуры является учение о единстве природы и общества, исторической взаимосвязи и социальной обусловленности отношения человека к природе, о достижении полной гармонии этих отношений. В обобщенном виде мировоззрение  человека включает систему научных  знаний о природе и обществе, а  так же и убеждения в их не разрывной  связи и взаимодействии. Это позволяет  человеку осуществлять свою деятельность, сообразуясь с законами природы  в плане как личных поступков, поведения, действия, так и общественно  значимой трудовой жизни.

Проблема изучения природы и  формирования у школьников отношения  к ней является предметом ряда научных дисциплин педагогического  профиля. Создана обширная учебно-методическая литература по организации со школьниками  наблюдений в природе, проведения экскурсий, постановки опытов в “зеленой лаборатории  под открытым небом”, в уголках  живой природы и т.п. Уделяется  место организации деятельности школьников по преобразованию природы, их участию в общественно-полезном и производительном труде, в сельском хозяйстве.

Однако если раньше учебная и  практическая работа учащихся носила в известной мере влияние духа “покорения” природы, стремления “бороться  с ее силами”, неудержимого использования  ее богатств как “неисчерпаемой кладовой”, то с позиции современного понимания  культуры отношения к природе  эти ошибки не должны повториться.

Начиная с 60-х годов, усиливается  природоохранительный аспект школьного  образования и воспитания: издаются законы об охране природы, ширится положительный  опыт школ по охране природы. Его характерные  черты: общественно-полезная направленность работы учащихся по охране объектов и  комплексов природы и воспроизводству  ее богатств; обусловленность содержания деятельности местными природными условиями  и социально-экономическими потребностями (краеведческий принцип); взаимосвязь  практической работы с накоплением  и расширением знаний о природе; многообразие видов деятельности и  форм ее организации в рамках внеклассных  и внешкольных занятий учащихся (кружки, добровольные общества, ученические  бригады, клубы, лагеря и т.д.); развития творческой активности и самостоятельности учащихся при выполнении общественно-полезных дел; осознание их общественной ценности и значимости; взаимосвязи с формами эстетического, трудового и других воспитаний.

Возникает необходимость подводить  учащихся к осознанию своего места  в природе как ее составной  части. В этой связи необходимо как  можно более раннее развитие добрых, положительных чувств ребенка ко всему живому и вместе с тем  пробуждения его ощущения в ценности собственной жизни, ее уникальности и причастности к окружающему  миру.

За последние годы проведен ряд  исследований, направленных на усиление экологического образования и воспитания (И.А. Габев, А.Н. Захлебный, И.С. Матрусов, И. Т. Суравегина и др.), внимание обращается на формирование мотивов бережного отношения школьников к природе (Н.А. Рыков, А.П. Сидельковский), на природоохранительную работу учащихся в условиях изучения природы родного края (П.В. Иванов).

Современные проблемы взаимодействия общества и природы поставили  ряд новых задач перед школой. Необходимо реально помочь так подготовить  поколение, обучающееся в школе  чтобы преодолеть последствия негативных воздействий на природу и оптимизировать их в последующем. Эта задача отражена в материалах Межправительственной конференции ЮНЕСКО, в Тбилиси (1974 год).

Следует подчеркнуть нравственно-эстетическую сторону отношения личности к  природе и ее воздействие на личность. Природа - неиссякаемый и вечный источник красоты. Нравственно-эстетическое отношение  к природе обогащается ее отображением в художественных образах литературы и искусства, с которыми знакомятся школьники. Таким образом, нельзя отделить эстетическое воспитание от экологического. Подлинно гуманные чувства развиваются  как продолжение тех отношений, которые человек устанавливает  между собой и природой. Вся  духовная жизнь человека тесно связана  с природой и это определяет использование  природы как средства, а формирование гармонии отношения к ней выступает  как одна из задач нравственно - эстетического  воспитания. Бездумное, жестокое отношение  к природе, стремление только к ближайшей  выгоде, потребительство - антигуманны.

Гуманистическая сущность ответственности  школьников за состояние окружающей среды предполагает единство познавательной и практической деятельности школьников по улучшению природы родного  края, созидание а не потребление  в деятельности личности здесь является ведущим. Необходимо непосредственное общение школьника с природой, овладение навыками правильного  поведения в природе, сочетание  учебной и трудовой, общественной деятельности по уходу и облагораживанию  окружающей природной среды.

Перед школой ставиться задача формирования экологической культуры учащихся. Традиционный термин “охрана природы” лишь частично затрагивает весь комплекс экологических  проблем современности, которые  потребовали нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических  вопросов, новых научных поисков  и более полного последовательного  отражения аспектов экологии в школьном образовании. Органическое включение  экологического аспекта в общее  образование подкрепляется психологической  характеристикой личностных качеств, которые проявляются во взаимосвязях между отношениями человека к  человеку, к объектам окружающей среды  и особенно к природе.

В курс обществоведения и истории  введены элементы философских и  идейно-политических знаний о взаимосвязи  общества и природы. В географии  освещаются экономические вопросы  рационального природопользования. При изучении химии и физики дается характеристика параметров среды, их предельно  допустимые границы, необходимые для  нормального функционирования живых  систем, а так же раскрываются научные  основы создания безвредной для окружающей среды технологии современного производства. В курсе биологии формируются  понятия о структуре и функционировании живых систем о динамично - равновесном  состоянии их взаимосвязей с факторами  окружающей среды; показываются пути повышения  продуктивности этих систем, способы  оптимального воздействия человека на них. Предметы эстетического цикла (литература, музыка, изобразительное  искусство) содействуют развитию нравственно-эстетического  восприятия учащимися окружающей среды, укреплению чувства добра и красоты  при общении с природой. Трудовая подготовка школьников проводится с  учетом заботы об окружающей среде, включает специальные виды работ по охране природы.

Информация о работе Экология детства и процесс воспитания