Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:29, курсовая работа
Цель данной работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для формирования личности школьников.
Постановка данной цели предполагает решение следующих задач:
- обосновать задачи и принципы воспитания школьника;
- выявить методы и приемы воспитания школьников;
- показать эффективность современной технологии воспитания в общеобразовательной школе.
Введение
Глава 1. Экология детства
1.1 Теоретические аспекты экологического и эстетического воспитания школьников.
1.2 Многообразие взаимосвязей экологического и эстетического воспитания
Вывод по первой главе.
Глава 2. Понятие о процессе воспитания. Сущность процесса воспитания. Структура воспитательного процесса. Его категории и систематизация. Современные воспитательные технологии
2.1 Понятие о процессе воспитания. Цель воспитания.
2.2 Структура воспитательного процесса.
2.3 Методы воспитания.
2.4 Принципы и содержание воспитания в современной школе. Несколько основных направлений в воспитании.
2.5 Воспитание как средство формирования личности человека.
Вывод по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
- формирование высокой языковой культуры;
- воспитание духовной культуры
личности, создание условий для
свободного выбора ею
- утверждение принципов
- обеспечение высокой
- формирование экологической
- развитие индивидуальных
- обеспечение физического
- формирование умений
Воспитание – это
Для того, чтобы воспитательные отношения приводили растущего человека к развитию, их необходимо определенным образом организовать. Для этого создается педагогический процесс.
Педагогический процесс – это
способ организации воспитательных
отношений (педагог – воспитанник),
заключающийся в
Педагогический процесс
Параллельно понятию «педагогический процесс» существует понятие «воспитательный процесс», которое значительно шире. Оно обозначает все виды организации воспитательных отношений, возникающих без посредства педагога.
Л.С.Выготский в своем труде «Педагогическая психология» писал: «В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность».
Педагогические закономерности воспитания – это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных составляющих.
2.2 Структура воспитательного процесса.
Воспитание как процесс имеет четкую структуру:
ЦЕЛЬ – ПРИНЦИПЫ – СОДЕРЖАНИЕ – ФОРМЫ - МЕТОДЫ – СРЕДСТВА.
Важной проблемой педагогики является разработка и определение цели воспитания. Целью воспитания является формирование личности.
Воспитание – это
* определенных отношений к
* мировоззрения;
* поведения.
Формирование всесторонней и гармонично развитой личности не только выступает как объективная потребность, но и становится основной целью (идеалом) воспитания.
В педагогики существуют основные требования,
следование которым помогает наилучшим
образом достичь целей
- принцип природосообразности воспитания – подразумевает осуществление воспитательного процесса согласно возрастным и индивидуальным особенностям; направлять педагогический процесс на развитие самовоспитания, самообразования и самообучения учащихся;
- принцип гуманизации – можно рассматривать как принцип очеловечивания отношений учащегося с педагогом;
- принцип целостности –
- принцип демократизации –
- принцип культуросообразности – максимальное использование в воспитании культуры той среды, в которой находится учебное заведение;
- принцип единства и
- принцип профессиональной
- принцип политехнизма –
После того, как определены цели и принципы, педагог приступает к отбору содержания воспитания и образования. Если воспитание – это передача опыта одного поколения другому, то содержание – это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.
Ключевой проблемой содержания воспитания в процессе всестороннего и гармоничного развития личности являются:
- умственное воспитание;
- техническое обучение;
- трудовое воспитание;
- экономические воспитание;
- физическое воспитание;
- нравственное;
- эстетическое воспитание.
И все эти компоненты должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производительный труд.
Воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным, а это означает, что все стороны личности должны формироваться в тесной связи между собой.
Содержание, отобранное из общественного опыта на основе целей и принципов, необходимо передавать и усваивать. Для этого в педагогическом процессе служат методы.
2.3 Методы воспитания
Методы
воспитания – это способ действия педагога
и учащегося, который способствует передаче,
усвоению и использованию содержания
воспитания как общественного опыта. Это
конкретные пути влияния на сознание,
чувства, поведение воспитанников для
решения педагогических задач в совместной
деятельности, общении воспитанников
с педагогом.
К методам относятся способы действия,
которые взаимосвязывают педагога и воспитанника;
с помощью которых преобразуется содержание
усваиваемого опыта; с помощью которых
регулируется и стимулируется развитие
учащихся и педагогов.
Для практической работы педагога больше
всего подходит следующая классификация
методов воспитания:
- методы убеждений – с их помощью формируются
взгляды, представления, понятия воспитуемых,
происходит оперативный обмен информацией
(внушение, беседа, диалог, доказательство,
призывы, убеждение, пример, лекция, диспут);
- методы упражнений – способы действия,
с помощью которых организуется деятельность
воспитанников и стимулируются ее позитивные
мотивы (различные виды заданий на индивидуальную
и групповую деятельность в виде поручений,
требований, упражнений, создание ситуаций
успеха);
- методы оценки и самооценки – с их помощью
производится оценка поступков, стимулирование
деятельности, оказывается помощь воспитуемому
в саморегуляции их поведения (критика,
поощрение, замечания, наказания и др.).
Педагогу следует присмотреться к таким
методам воспитания как самовоспитание,
самообразование, самообучение.
Педагогические средства являются обобщением
такого понятия как материально-техническая
база, т.е. система экономических и материальных
факторов, обеспечивающих деятельность
учебного заведения. Средствами воспитания
выступают также и предметы материальной
и духовной культуры, используемые для
решения педагогических задач.
Последним компонентом педагогического
процесса являются формы его организации.
Форма – это организованное взаимодействие
педагога и воспитанника (учащегося). Это
способы организации воспитательного
процесса, способы целесообразной организации
коллективной и индивидуальной деятельности
учащихся.
Главным здесь является характер взаимодействия
педагога и учащегося в ходе процесса
воспитания. Здесь используют и термины
«воспитательное мероприятие», «организационные
формы воспитания». Мероприятие – это
организованное действие коллектива,
направленное на достижение каких-либо
воспитательных целей.
В педагогической литературе единого
подхода к классификации форм воспитательной
работы нет. Наиболее распространенной
является классификация форм в зависимости
от того, как организованы учащиеся: массовые
формы, кружково-групповая и индивидуальная.
При осуществлении задач нравственного
воспитания могут применяться такие формы,
как диспуты, круглые столы, акции милосердия,
беседы.
Педагогическая форма – это устойчивая
завершенная организация педагогического
процесса в единстве всех его компонентов.
В процессе воспитания необходимо побудить
воспитанника к осуществлению самовоспитания.
Самовоспитание – это деятельность человека,
направленная на изменение своей личности
в соответствии с сознательно поставленными
целями, сложившимися идеалами и убеждениями.
К методам самовоспитания относятся: самопознание,
самонаблюдение, самостимулирование.
С самовоспитанием неразрывно связаны
такие понятия как «самообразование»
и «самообучение», в которых педагогика
описывает внутренний духовный мир человека,
его способность самостоятельно развиваться.
При этом внешние факторы - воспитание,
образование, обучение – лишь условия,
средства их побуждения, приведения в
действие.
2.4 Принципы и содержание воспитания
в современной школе. Несколько основных
направлений в воспитании.
Эффективность процесса
Отсюда вытекают соответствующие закономерности,
обусловленные противоречиями между целями
и характером их достижения в системе
воспитания и самовоспитания; между требованиями,
которые выдвигает государство к коллективу
и личности, и социальным опытом, возможностями
их выполнения; между новыми потребностями
и интересами воспитанников и уровнем
готовности последних к их реализации,
что определяется достижениями культуры,
деятельности и человеческих отношений;
между авторитарными отношениями и отношениями
сотрудничества в обществе и коллективе.
В организации и управлении учебно-воспитательным
процессом важная роль отводится принципам
воспитания. Основные из них следующие:
- принцип народности — единства общечеловеческого
и национального; любви к родному краю,
его культуре, народным традициям;
- принцип природосообразности воспитания
(учета многогранности и целостности природы
человека, его возрастных, анатомо-фи-зиологических,
региональных особенностей);
- принцип культуросоответствия воспитания;
- принцип гуманизации, демократизации
воспитания;
- принцип непрерывности воспитания;
- принцип этнизации воспитания (наполнение
воспитания национальным смыслом, развитие
национального самосознания, чувства
принадлежности к своему народу);
- принцип дифференциации и индивидуализации
процесса воспитания;
- принцип последовательности, систематичности,
вариативности и интегративности форм
и методов воспитания;
- принцип активности и сознательности
личности;
- связь воспитания с жизнью и практикой;
- принцип воспитания в коллективе;
- принцип единства требований и уважения
к личности;
- принцип соответствия возрастным и индивидуальным
особенностям личности.
Эти принципы, отражая общие закономерности
процесса воспитания, определяют требования
к содержанию, организации и методам воспитательного
процесса.
Выделяют несколько основных направлений
в воспитании: нравственное, умственное,
трудовое, эстетическое, физическое, экологическое,
правовое, экономическое, конфессиональное,
семейное воспитание и воспитание в обучении. Рассмотрим
некоторые из них.
Нравственное воспитание предусматривает
развитие у воспитуемых нравственного
сознания, устойчивых моральных качеств,
нравственных потребностей на основе
усвоения норм и принципов общественной
морали; развитие чувства патриотизма;
формирование ответственного отношения
к своей трудовой деятельности; выработку
умений сопереживать, сочувствовать окружающим
людям посредством развития чувства уважения
к старшим, дружбы и товарищества со сверстниками;
формирование активной жизненной позиции;
привитие заинтересованности в конечных
результатах труда и др.
Основными задачами нравственного воспитания
являются формирование национального
сознания и самосознания, сознательной
дисциплины, обязанностей и ответственности,
чувства уважения к закону, к старшим,
женщине, желание жить в гармонии с природой.
Таким образом, система нравственного
воспитания, содействуя формированию
нравственного опыта и являясь основой
духовной сферы личности и вместе с тем
ее интеллектуальным развитием, служит
формированию волевых качеств.
Основной критерий оценки нравственной
воспитанности — поведение учащегося,
отношение его к труду, обучению, окружающей
действительности, собственности, к старшим,
самому себе.
Умственное воспитание человека характеризуется
развитием его интеллекта, способности
к мышлению, учебно-познавательной деятельности.
Оно происходит в условиях специального
обучения и воспитания.
Выделяют несколько основных направлений
в воспитании: нравственное, умственное,
трудовое, эстетическое, физическое, экологическое,
правовое, экономическое, конфессиональное.
Рассмотрим некоторые из них.
Нравственное воспитание предусматривает
развитие у воспитуемых нравственного
сознания, устойчивых моральных качеств,
нравственных потребностей на основе
усвоения норм и принципов общественной
морали; развитие чувства патриотизма;
формирование ответственного отношения
к своей трудовой деятельности; выработку
умений сопереживать, сочувствовать окружающим
людям посредством развития чувства уважения
к старшим, дружбы и товарищества со сверстниками;
формирование активной жизненной позиции;
привитие заинтересованности в конечных
результатах труда и др.
Основными задачами нравственного воспитания
являются формирование национального
сознания и самосознания, сознательной
дисциплины, обязанностей и ответственности,
чувства уважения к закону, к старшим,
женщине, желание жить в гармонии с природой.
Таким образом, система нравственного
воспитания, содействуя формированию
нравственного опыта и являясь основой
духовной сферы личности и вместе с тем
ее интеллектуальным развитием, служит
формированию волевых качеств.
Основной критерий оценки нравственной
воспитанности — поведение учащегося,
отношение его к труду, обучению, окружающей
действительности, собственности, к старшим,
самому себе.
Умственное воспитание человека характеризуется
развитием его интеллекта, способности
к мышлению, учебно-познавательной деятельности.
Оно происходит в условиях специального
обучения и воспитания.
Содержание умственного воспитания —
это система фактов, понятий
положений во всех областях науки, культуры
и техники. Образованный
человек должен овладеть основами науки
и техники, искусства и культуры, так как
специальные знания, высокая профессиональная
подготовка, общая культура человека превращаются
сегодня в обязательное условие успешного
труда в разных сферах деятельности.
Умственное воспитание решает следующие
задачи: вооружение воспитуемых запасом
знаний соответствующих социально-экономическому
прогрессу общества; формирование основ
научного мировоззрения; развитие интеллекта
и познавательных способностей, культуры
труда; развитие потребности в образовании,
постоянном пополнении своих знаний, расширение
кругозора. Реализация задач умственного
воспитания связана и с применением методов,
ориентированных на максимальное развитие
познавательных и творческих сил личности.
При организации занятий больше времени
уделяется всем видам работ, опирающимся
на самостоятельность учащихся, активизирующим
их мышление, а также обучению их приемам
самостоятельного добывания знаний, в
работе с разными источниками получения
необходимой информации. Этому способствуют
новые принципы организации учебного
труда и воспитательной работы в учебно-воспитательных
учреждениях. В их числе выделение ведущих
научных и мировоззренческих идей, усиление
межпредметных связей, интегративный
подход в обучении и воспитании.
Трудовое воспитание призвано развивать
у студентов чувство уважения и готовности
к добросовестному труду. Оно решает две
группы задач. Одна связана с выработкой
трудовых умений и навыков, другая — с
выработкой нравственных, эстетических
и других компонентов, которые способствуют
осознанию будущими специалистами общественной
и личной необходимости качества учебного
труда как важнейшего условия развития
их способностей в сфере избранной профессии.
Выработка собранности, воли, работоспособности,
целеустремленности является основой
трудового самовоспитания, самосовершенствования,
самообразования, самостоятельности.
При этом критериями трудовой воспитанности
станут высокая личная заинтересованность
и продуктивность труда, его отличное
качество, трудовая активность и творчество,
трудовая дисциплина и т. п.
Эстетическое воспитание предполагает
преобразование эстетических ценностей
общества в эстетическую культуру личности.
Средствами эстетического воспитания
являются природа, искусство, окружающая
действительность, духовные идеалы и культура.
Эстетическое воспитание вносит значительный
вклад в формирование мировоззрения человека,
воздействуя на его чувства, сознание,
способствуя выработке его взглядов и
укреплению убеждений. Вместе с тем оно
предопределяет развитие многих психических
качеств человека, прежде всего его эмоциональной
сферы, фантазии, воображения, образного
и творческого мышления, что очень важно
для пробуждения в человеке творческих
сил и способностей. Поскольку в современных
условиях важную роль и значение имеют
духовные ценности, которые усиливают
нравственные начала в жизни человека,
возрастает роль эстетического воспитания,
создаются УСЛОВИЯ для становления эстетического
сознания (формы общественного сознания,
представляющей собой художественно-эмоциональное
усвоение действительности человеком
через чувства, переживания, оценки, вкусы,
идеалы), развиваются эстетические чувства
(чувство удовлетворения, которое переживает
человек, воспринимая прекрасное в действительности
и в произведениях искусства), эстетический
вкус (способность человека правильно
оценивать прекрасное, отличать истинно
прекрасное от неэстетического), эстетические
идеалы (представление человека о прекрасном,
к которому он стремится, на которое равняется),
эстетика поведения (проявление черт прекрасного
в поступках и действиях человека, в общении
с другими людьми).
Таким образом, выработка у воспитуемых
эстетического отношения к действительности
включает активные действия по охране
и защите всего прекрасного, стремление
творить прекрасное, вносить красоту в
окружающую действительность.
Физическое воспитание способствует
укреплению здоровья, повышению продуктивности
учебного труда обучающихся, формирует
элементы физической культуры, которая,
будучи результатом комплексного воздействия
социально-биологических, экологических,
медицинских и психо-эмоциональных факторов,
служит показателем физического, психического
и социального благополучия человека.
Основными задачами физического воспитания
в условиях колледжа являются: укрепление
и закаливание организма; содействие правильному
физическому развитию и повышению работоспособности
организма; воспитание воли, смелости,
настойчивости, дисциплинированности,
чувства дружбы и товарищества, навыков
культурного поведения и др.; привлечение
студентов к регулярным занятиям спортом,
что способствует укреплению здоровья,
повышению сопротивляемости организма
болезням.
Экологическое воспитание предусматривает
формирование у воспитанников правильного
отношения к проблемам окружающей среды,
бережного отношения к природе, историческим
памятникам, необходимости их сохранения
и приумножения. Забота о природных богатствах,
бережное использование природных ресурсов
— важнейшие задачи экологического воспитания.
Поэтому будущий специалист как непосредственный
участник научно-технического прогресса
должен быть заметной фигурой в природоохранительной
работе; развивать свою экологическую
культуру; формировать навыки принятия
экологически грамотных управленческих
решений и др.
Правовое воспитание направлено на
формирование высокой правовой культуры
студентов, повышение уровня их правосознания.
Содержание правового воспитания определяется
особенностями права как нормативно-регулирующего
явления, охватывающего различные области
социальной жизни: государственное право
(закрепляющее основы организации общества
и правового положения личности, государственного
устройства), административное право (регулирующее
организацию и деятельность аппарата
государственного управления), гражданское
право (регулирующее отношения между людьми
и организациями, между организациями),
трудовое право (законодательно утверждающее
условия приема на работу, перевод и увольнение,
организацию, охрану и оплату труда, материальную
ответственность и пр.), криминальное право
(устанавливающее меру ответственности
за нарушение закона). Правовое воспитание
решает ряд задач: расширение запаса правовых
знаний, формирование устойчивых нравственно-правовых
ценностных ориентации, глубокой убежденности
в необходимости выполнения требований
законодательства, уважения и строгого
соблюдения законов Украины. Правовое
воспитание прививает уважение к правилам
общежития, непримиримость к любым нарушениям
законности, готовность участвовать в
охране правопорядка.
Антинаркогенное воспитание в последние
годы стало очень актуальным , оно решает
следующие задачи: вооружение обучаемых
знаниями о пагубном воздействии табака,
алкоголя, наркотиков; проведение широкой
разъяснительной работы о последствиях
употребления наркогенных средств; выработка
у учащихся своеобразного психологического
"тормоза", который удерживал бы их
от употребления психоактивных веществ;
своевременное выявление тех, кто периодически
употребляет эти средства, и проведение
с ними индивидуальной работы с целью
преодоления пагубных привычек.
Экономическое воспитание предполагает
решение таких задач, как развитие экономического
мышления личности для правильного понимания
действия законов и явлений экономической
жизни; формирование
современного понимания процессов общественного
развития, понимания роли труда и своего
места в трудовом процессе; воспитание
бережного отношения к государственной
собственности, особенно в условиях рынка;
выработка умений, которые дадут возможность
принимать активное участие в экономической
деятельности на производстве.
Критериями оценки уровня экономического
мышления служат глубина экономических
знаний, умение проникать в суть происходящих
процессов и событий, видеть, как возникают
экономические проблемы и находить пути
их решения. Современный стиль экономического
мышления предполагает ориентацию на
конечные результаты деятельности.
Конфессиональное воспитание (теистичное,
религиозное). В России церковь отделена
от школы; предметы, изучаемые в разных
видах учебно-воспитательных учреждений,
строятся на диалектико-материалистическом
миропонимании. Однако исходя из дифференцированного
подхода к воспитанию мировоззренческих
взглядов не отрицается возможность и
конфессионального воспитания той части
молодежи, которая тяготеет к религии
и мечтает о духовной карьере. В связи
с этим она может обучаться в альтернативной
конфессиональной школе.
2.5 Воспитание как средство формирования личности человека
Основой воспитания (фундаментом фундамента) является воспитательная готовность — особое состояние психофизиологических структур, которое формируется под воздействием внешних и внутренних факторов и предшествует собственно воспитанию и обучению, всякому психическому процессу: ощущению, восприятию, представлению, памяти, вниманию, воображению, мышлению и т.д. Имея биологическую основу, она характеризует определенную зрелость структур головного мозга, отвечающих за те или иные способности, знания, умения, навыки. Эта структура неоднородна, что указывает на разную степень готовности к восприятию, но ее можно совершенствовать. От нее зависит весь комплекс формирования человека: от физического и умственного до культурно-нравственного.
Свойства человеческого мозга пластичны, но многие вновь приобретенные способности и функции не могут биологически закрепляться и тем более наследоваться. Они складываются, накапливаются, хранятся к функционируют лишь в течение жизни. Поэтому «для вытягивания, выравнивания», нарождения нового на помощь всякий раз приходит воспитание.
Воспитательная готовность – это также следствие воспитания и обучения.
Одной из ведущих задач воспитания
базовой культуры личности является
формирование мировоззрения школьников.
Мировоззрение представляет собой
целостную систему научных, философских,
социально-политических, нравственных,
эстетических взглядов на мир (т. е. на
природу, общество и мышление). Воплощая
в себе достижения мировой цивилизации,
научное мировоззрение
Научные знания выступают как часть, сторона, подтверждение диалектического взгляда на мир. Рассматривая научное мировоззрение как способ осмысления, понимания и оценки объективной реальности, мы обнаруживаем, что оно представляет собой связь между различными знаниями, идеями, понятиями, образующими определенную научную картину мира. В качестве элементов этой системы выступают взгляды, представления, принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру, на определение человеком своего места в окружающей его социальной и природной среде. Но окружающая человека действительность чрезвычайно многообразна, как многообразны и те отношения, в которых человек находится с миром.
И поскольку в своей практической и познавательной деятельности человек соотносит себя с каким-то определенным горизонтом мира, с какой-то определенной стороной действительности, мир выступает перед ним как бы в разных своих проекциях. Соответственно этому и сам человек, как бы проецируя себя на разные стороны мира, выделяет или различает в себе качественно определенные стороны, познает себя в различных аспектах.