Экология детства и процесс воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для формирования личности школьников.
Постановка данной цели предполагает решение следующих задач:
- обосновать задачи и принципы воспитания школьника;
- выявить методы и приемы воспитания школьников;
- показать эффективность современной технологии воспитания в общеобразовательной школе.

Оглавление

Введение
Глава 1. Экология детства
1.1 Теоретические аспекты экологического и эстетического воспитания школьников.
1.2 Многообразие взаимосвязей экологического и эстетического воспитания
Вывод по первой главе.
Глава 2. Понятие о процессе воспитания. Сущность процесса воспитания. Структура воспитательного процесса. Его категории и систематизация. Современные воспитательные технологии
2.1 Понятие о процессе воспитания. Цель воспитания.
2.2 Структура воспитательного процесса.
2.3 Методы воспитания.
2.4 Принципы и содержание воспитания в современной школе. Несколько основных направлений в воспитании.
2.5 Воспитание как средство формирования личности человека.
Вывод по второй главе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК1 - копия.docx

— 62.40 Кб (Скачать)

- формирование высокой языковой  культуры;

- воспитание духовной культуры  личности, создание условий для  свободного выбора ею мировоззренческой  позиции;

- утверждение принципов общечеловеческой  морали: правды, справедливости, патриотизма,  трудолюбия и др.;

- обеспечение высокой художественно-эстетической  осведомленности и воспитанности  личности;

- формирование экологической культуры  и гармонии ее отношений с  природой;

- развитие индивидуальных способностей  и талантов молодежи, обеспечение  условий ее самореализации;

- обеспечение физического развития  молодого поколения, охрана и  укрепление его здоровья;

- формирование умений межличностных  отношений и подготовка молодежи  к жизни в условиях рыночных  отношений.

 

Воспитание – это целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым  поколением общественно-исторического  опыта с целью подготовки его  к общественной жизни и производительному  труду. Воспитание является особой общественной функцией.

Для того, чтобы воспитательные отношения  приводили растущего человека к  развитию, их необходимо определенным образом организовать. Для этого  создается педагогический процесс.

Педагогический процесс – это  способ организации воспитательных отношений (педагог – воспитанник), заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних  факторов развития участников.

Педагогический процесс создается  педагогом, организующим приемлемые отношения  с воспитанником, направляющим и  стимулирующим развитие воспитанника, защищающего его от вредных воздействий  среды.

Параллельно понятию «педагогический  процесс» существует понятие «воспитательный  процесс», которое значительно шире. Оно обозначает все виды организации  воспитательных отношений, возникающих  без посредства педагога.

Л.С.Выготский в своем труде «Педагогическая психология» писал: «В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность».

Педагогические закономерности воспитания – это адекватное отражение объективной  действительности воспитательного  процесса, обладающего общими устойчивыми  свойствами при любых конкретных составляющих.

2.2 Структура воспитательного  процесса.

Воспитание как процесс имеет  четкую структуру:

ЦЕЛЬ – ПРИНЦИПЫ – СОДЕРЖАНИЕ – ФОРМЫ - МЕТОДЫ – СРЕДСТВА.

Важной проблемой педагогики является разработка и определение цели воспитания. Целью воспитания является формирование личности.

Воспитание – это целенаправленное воздействие на личность, включающее формирование:

* определенных отношений к предметам  и явлениям окружающего мира;

* мировоззрения;

* поведения.

Формирование всесторонней и гармонично развитой личности не только выступает  как объективная потребность, но и становится основной целью (идеалом) воспитания.

В педагогики существуют основные требования, следование которым помогает наилучшим  образом достичь целей воспитания – это принципы формирования воспитательных отношений. К ним относятся:

- принцип природосообразности воспитания – подразумевает осуществление воспитательного процесса согласно возрастным и индивидуальным особенностям; направлять педагогический процесс на развитие самовоспитания, самообразования и самообучения учащихся;

- принцип гуманизации – можно рассматривать как принцип очеловечивания отношений учащегося с педагогом;

- принцип целостности – достижение  единства и взаимосвязи всех  компонентов педагогического процесса;

- принцип демократизации – предоставление  участникам педагогического процесса  определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самообучения и самовоспитания;

- принцип культуросообразности – максимальное использование в воспитании культуры той среды, в которой находится учебное заведение;

- принцип единства и непротиворечивости  действий учебного заведения  и образа жизни учащегося –  направлен на комплексность педагогического  процесса;

- принцип профессиональной целесообразности  – обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки  специалистов с учетом особенностей  выбранной специальности;

- принцип политехнизма – направлен  на подготовку специалистов и  рабочих широкого профиля на  основе выявления и изучения  инвариантной научной основы, общей  для различных наук и дисциплин,  технологий производства, что позволяет  учащимся переносить знания из  одной области в другую.

После того, как определены цели и  принципы, педагог приступает к отбору содержания воспитания и образования. Если воспитание – это передача опыта одного поколения другому, то содержание – это та часть  общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Ключевой проблемой содержания воспитания в процессе всестороннего  и гармоничного развития личности являются:

- умственное воспитание;

- техническое обучение;

- трудовое воспитание;

- экономические воспитание;

- физическое воспитание;

- нравственное;

- эстетическое воспитание.

И все эти компоненты должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производительный труд.

Воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным, а  это означает, что все стороны  личности должны формироваться в  тесной связи между собой.

Содержание, отобранное из общественного  опыта на основе целей и принципов, необходимо передавать и усваивать. Для этого в педагогическом процессе служат методы.

2.3 Методы воспитания  
Методы воспитания – это способ действия педагога и учащегося, который способствует передаче, усвоению и использованию содержания воспитания как общественного опыта. Это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом. 
 К методам относятся способы действия, которые взаимосвязывают педагога и воспитанника; с помощью которых преобразуется содержание усваиваемого опыта; с помощью которых регулируется и стимулируется развитие учащихся и педагогов. 
Для практической работы педагога больше всего подходит следующая классификация методов воспитания: 
- методы убеждений – с их помощью формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, беседа, диалог, доказательство, призывы, убеждение, пример, лекция, диспут); 
- методы упражнений – способы действия, с помощью которых организуется деятельность воспитанников и стимулируются ее позитивные мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, упражнений, создание ситуаций успеха); 
- методы оценки и самооценки – с их помощью производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемому в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказания и др.).  
Педагогу следует присмотреться к таким методам воспитания как самовоспитание, самообразование, самообучение. 
Педагогические средства являются обобщением такого понятия как материально-техническая база, т.е. система экономических и материальных факторов, обеспечивающих деятельность учебного заведения. Средствами воспитания выступают также и предметы материальной и духовной культуры, используемые для решения педагогических задач. 
Последним компонентом педагогического процесса являются формы его организации.   
Форма – это организованное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося). Это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.  
Главным здесь является характер взаимодействия педагога и учащегося в ходе процесса воспитания. Здесь используют и термины «воспитательное мероприятие», «организационные формы воспитания». Мероприятие – это организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей. 
В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация форм в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовые формы, кружково-групповая и индивидуальная. 
При осуществлении задач нравственного воспитания могут применяться такие формы, как диспуты, круглые столы, акции милосердия, беседы. 
Педагогическая форма – это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.  
В процессе воспитания необходимо побудить воспитанника к осуществлению самовоспитания. Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. К методам самовоспитания относятся: самопознание, самонаблюдение, самостимулирование. С самовоспитанием неразрывно связаны такие понятия как «самообразование» и «самообучение», в которых педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. При этом внешние факторы - воспитание, образование, обучение – лишь условия, средства их побуждения, приведения в действие. 
2.4  Принципы и содержание воспитания в современной школе. Несколько основных направлений в воспитании.  

 Эффективность процесса воспитания  определяется закономерностями  и внутренними противоречиями, которые  являются его движущими силами. К ним относятся противоречия  внутренние и внешние. Внешними  являются противоречия между  внешними требованиями и поведением  самой личности, внутренними —  противоречия между притязаниями  личности воспитуемого и его  возможностями, между потребностями  и способами их удовлетворения  и др. 
   Отсюда вытекают соответствующие закономерности, обусловленные противоречиями между целями и характером их достижения в системе воспитания и самовоспитания; между требованиями, которые выдвигает государство к коллективу и личности, и социальным опытом, возможностями их выполнения; между новыми потребностями и интересами воспитанников и уровнем готовности последних к их реализации, что определяется достижениями культуры, деятельности и человеческих отношений; между авторитарными отношениями и отношениями сотрудничества в обществе и коллективе. 
   В организации и управлении учебно-воспитательным процессом важная роль отводится принципам воспитания. Основные из них следующие: 
- принцип народности — единства общечеловеческого и национального; любви к родному краю, его культуре, народным традициям; 
- принцип природосообразности воспитания (учета многогранности и целостности природы человека, его возрастных, анатомо-фи-зиологических, региональных особенностей); 
- принцип культуросоответствия воспитания; 
- принцип гуманизации, демократизации воспитания; 
- принцип непрерывности воспитания; 
- принцип этнизации воспитания (наполнение воспитания национальным смыслом, развитие национального самосознания, чувства принадлежности к своему народу); 
- принцип дифференциации и индивидуализации процесса воспитания; 
- принцип последовательности, систематичности, вариативности и интегративности форм и методов воспитания; 
- принцип активности и сознательности личности; 
- связь воспитания с жизнью и практикой; 
- принцип воспитания в коллективе; 
- принцип единства требований и уважения к личности; 
- принцип соответствия возрастным и индивидуальным особенностям личности. 
    
  Эти принципы, отражая общие закономерности процесса воспитания, определяют требования к содержанию, организации и методам воспитательного процесса. 
   Выделяют несколько основных направлений в воспитании: нравственное, умственное, трудовое, эстетическое, физическое, экологическое, правовое, экономическое, конфессиональное, семейное воспитание и воспитание в обучении. Рассмотрим некоторые из них. 
   Нравственное воспитание предусматривает развитие у воспитуемых нравственного сознания, устойчивых моральных качеств, нравственных потребностей на основе усвоения норм и принципов общественной морали; развитие чувства патриотизма; формирование ответственного отношения к своей трудовой деятельности; выработку умений сопереживать, сочувствовать окружающим людям посредством развития чувства уважения к старшим, дружбы и товарищества со сверстниками; формирование активной жизненной позиции; привитие заинтересованности в конечных результатах труда и др. 
   Основными задачами нравственного воспитания являются формирование национального сознания и самосознания, сознательной дисциплины, обязанностей и ответственности, чувства уважения к закону, к старшим, женщине, желание жить в гармонии с природой. 
   Таким образом, система нравственного воспитания, содействуя формированию нравственного опыта и являясь основой духовной сферы личности и вместе с тем ее интеллектуальным развитием, служит формированию волевых качеств. 
   Основной критерий оценки нравственной воспитанности — поведение учащегося, отношение его к труду, обучению, окружающей действительности, собственности, к старшим, самому себе. 
   Умственное воспитание человека характеризуется развитием его интеллекта, способности к мышлению, учебно-познавательной деятельности. Оно происходит в условиях специального обучения и воспитания. 
   Выделяют несколько основных направлений в воспитании: нравственное, умственное, трудовое, эстетическое, физическое, экологическое, правовое, экономическое, конфессиональное. Рассмотрим некоторые из них. 
   Нравственное воспитание предусматривает развитие у воспитуемых нравственного сознания, устойчивых моральных качеств, нравственных потребностей на основе усвоения норм и принципов общественной морали; развитие чувства патриотизма; формирование ответственного отношения к своей трудовой деятельности; выработку умений сопереживать, сочувствовать окружающим людям посредством развития чувства уважения к старшим, дружбы и товарищества со сверстниками; формирование активной жизненной позиции; привитие заинтересованности в конечных результатах труда и др. 
   Основными задачами нравственного воспитания являются формирование национального сознания и самосознания, сознательной дисциплины, обязанностей и ответственности, чувства уважения к закону, к старшим, женщине, желание жить в гармонии с природой. 
   Таким образом, система нравственного воспитания, содействуя формированию нравственного опыта и являясь основой духовной сферы личности и вместе с тем ее интеллектуальным развитием, служит формированию волевых качеств. 
   Основной критерий оценки нравственной воспитанности — поведение учащегося, отношение его к труду, обучению, окружающей действительности, собственности, к старшим, самому себе. 
   Умственное воспитание человека характеризуется развитием его интеллекта, способности к мышлению, учебно-познавательной деятельности. Оно происходит в условиях специального обучения и воспитания. 
Содержание умственного воспитания — это система фактов, понятий 
положений во всех областях науки, культуры и техники. Образованный 
человек должен овладеть основами науки и техники, искусства и культуры, так как специальные знания, высокая профессиональная подготовка, общая культура человека превращаются сегодня в обязательное условие успешного труда в разных сферах деятельности. 
   Умственное воспитание решает следующие задачи: вооружение воспитуемых запасом знаний соответствующих социально-экономическому прогрессу общества; формирование основ научного мировоззрения; развитие интеллекта и познавательных способностей, культуры труда; развитие потребности в образовании, постоянном пополнении своих знаний, расширение кругозора. Реализация задач умственного воспитания связана и с применением методов, ориентированных на максимальное развитие познавательных и творческих сил личности. При организации занятий больше времени уделяется всем видам работ, опирающимся на самостоятельность учащихся, активизирующим их мышление, а также обучению их приемам самостоятельного добывания знаний, в работе с разными источниками получения необходимой информации. Этому способствуют новые принципы организации учебного труда и воспитательной работы в учебно-воспитательных учреждениях. В их числе выделение ведущих научных и мировоззренческих идей, усиление межпредметных связей, интегративный подход в обучении и воспитании. 
   Трудовое воспитание призвано развивать у студентов чувство уважения и готовности к добросовестному труду. Оно решает две группы задач. Одна связана с выработкой трудовых умений и навыков, другая — с выработкой нравственных, эстетических и других компонентов, которые способствуют осознанию будущими специалистами общественной и личной необходимости качества учебного труда как важнейшего условия развития их способностей в сфере избранной профессии. Выработка собранности, воли, работоспособности, целеустремленности является основой трудового самовоспитания, самосовершенствования, самообразования, самостоятельности. При этом критериями трудовой воспитанности станут высокая личная заинтересованность и продуктивность труда, его отличное качество, трудовая активность и творчество, трудовая дисциплина и т. п. 
Эстетическое воспитание предполагает преобразование эстетических ценностей общества в эстетическую культуру личности. Средствами эстетического воспитания являются природа, искусство, окружающая действительность, духовные идеалы и культура. Эстетическое воспитание вносит значительный вклад в формирование мировоззрения человека, воздействуя на его чувства, сознание, способствуя выработке его взглядов и укреплению убеждений. Вместе с тем оно предопределяет развитие многих психических качеств человека, прежде всего его эмоциональной сферы, фантазии, воображения, образного и творческого мышления, что очень важно для пробуждения в человеке творческих сил и способностей. Поскольку в современных условиях важную роль и значение имеют духовные ценности, которые усиливают нравственные начала в жизни человека, возрастает роль эстетического воспитания, создаются УСЛОВИЯ для становления эстетического сознания (формы общественного сознания, представляющей собой художественно-эмоциональное усвоение действительности человеком через чувства, переживания, оценки, вкусы, идеалы), развиваются эстетические чувства (чувство удовлетворения, которое переживает человек, воспринимая прекрасное в действительности и в произведениях искусства), эстетический вкус (способность человека правильно оценивать прекрасное, отличать истинно прекрасное от неэстетического), эстетические идеалы (представление человека о прекрасном, к которому он стремится, на которое равняется), эстетика поведения (проявление черт прекрасного в поступках и действиях человека, в общении с другими людьми). 
   Таким образом, выработка у воспитуемых эстетического отношения к действительности включает активные действия по охране и защите всего прекрасного, стремление творить прекрасное, вносить красоту в окружающую действительность. 
   Физическое воспитание способствует укреплению здоровья, повышению продуктивности учебного труда обучающихся, формирует элементы физической культуры, которая, будучи результатом комплексного воздействия социально-биологических, экологических, медицинских и психо-эмоциональных факторов, служит показателем физического, психического и социального благополучия человека. Основными задачами физического воспитания в условиях колледжа являются: укрепление и закаливание организма; содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности организма; воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, чувства дружбы и товарищества, навыков культурного поведения и др.; привлечение студентов к регулярным занятиям спортом, что способствует укреплению здоровья, повышению сопротивляемости организма болезням. 
Экологическое воспитание предусматривает формирование у воспитанников правильного отношения к проблемам окружающей среды, бережного отношения к природе, историческим памятникам, необходимости их сохранения и приумножения. Забота о природных богатствах, бережное использование природных ресурсов — важнейшие задачи экологического воспитания. Поэтому будущий специалист как непосредственный участник научно-технического прогресса должен быть заметной фигурой в природоохранительной работе; развивать свою экологическую культуру; формировать навыки принятия экологически грамотных управленческих решений и др. 
   Правовое воспитание направлено на формирование высокой правовой культуры студентов, повышение уровня их правосознания. Содержание правового воспитания определяется особенностями права как нормативно-регулирующего явления, охватывающего различные области социальной жизни: государственное право (закрепляющее основы организации общества и правового положения личности, государственного устройства), административное право (регулирующее организацию и деятельность аппарата государственного управления), гражданское право (регулирующее отношения между людьми и организациями, между организациями), трудовое право (законодательно утверждающее условия приема на работу, перевод и увольнение, организацию, охрану и оплату труда, материальную ответственность и пр.), криминальное право (устанавливающее меру ответственности за нарушение закона). Правовое воспитание решает ряд задач: расширение запаса правовых знаний, формирование устойчивых нравственно-правовых ценностных ориентации, глубокой убежденности в необходимости выполнения требований законодательства, уважения и строгого соблюдения законов Украины. Правовое воспитание прививает уважение к правилам общежития, непримиримость к любым нарушениям законности, готовность участвовать в охране правопорядка. 
  Антинаркогенное воспитание в последние годы стало очень актуальным , оно решает следующие задачи: вооружение обучаемых знаниями о пагубном воздействии табака, алкоголя, наркотиков; проведение широкой разъяснительной работы о последствиях употребления наркогенных средств; выработка у учащихся своеобразного психологического "тормоза", который удерживал бы их от употребления психоактивных веществ; своевременное выявление тех, кто периодически употребляет эти средства, и проведение с ними индивидуальной работы с целью преодоления пагубных привычек. 
   Экономическое воспитание предполагает решение таких задач, как развитие экономического мышления личности для правильного понимания действия законов и явлений экономической жизни; формирование 
современного понимания процессов общественного развития, понимания роли труда и своего места в трудовом процессе; воспитание бережного отношения к государственной собственности, особенно в условиях рынка; выработка умений, которые дадут возможность принимать активное участие в экономической деятельности на производстве. 
   Критериями оценки уровня экономического мышления служат глубина экономических знаний, умение проникать в суть происходящих процессов и событий, видеть, как возникают экономические проблемы и находить пути их решения. Современный стиль экономического мышления предполагает ориентацию на конечные результаты деятельности. 
   Конфессиональное воспитание (теистичное, религиозное). В России церковь отделена от школы; предметы, изучаемые в разных видах учебно-воспитательных учреждений, строятся на диалектико-материалистическом миропонимании. Однако исходя из дифференцированного подхода к воспитанию мировоззренческих взглядов не отрицается возможность и конфессионального воспитания той части молодежи, которая тяготеет к религии и мечтает о духовной карьере. В связи с этим она может обучаться в альтернативной конфессиональной школе.

 

2.5 Воспитание как средство формирования личности человека

Основой воспитания (фундаментом фундамента) является воспитательная готовность —  особое состояние психофизиологических структур, которое формируется под  воздействием внешних и внутренних факторов и предшествует собственно воспитанию и обучению, всякому психическому процессу: ощущению, восприятию, представлению, памяти, вниманию, воображению, мышлению и т.д. Имея биологическую основу, она характеризует определенную зрелость структур головного мозга, отвечающих за те или иные способности, знания, умения, навыки. Эта структура  неоднородна, что указывает на разную степень готовности к восприятию, но ее можно совершенствовать. От нее  зависит весь комплекс формирования человека: от физического и умственного  до культурно-нравственного.

Свойства человеческого мозга  пластичны, но многие вновь приобретенные  способности и функции не могут  биологически закрепляться и тем  более наследоваться. Они складываются, накапливаются, хранятся к функционируют  лишь в течение жизни. Поэтому  «для вытягивания, выравнивания», нарождения нового на помощь всякий раз приходит воспитание.

Воспитательная готовность – это  также следствие воспитания и  обучения.

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой  целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т. е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает  человека научной картиной мира как  системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы  и общества.[15]

Научные знания выступают как часть, сторона, подтверждение диалектического  взгляда на мир. Рассматривая научное  мировоззрение как способ осмысления, понимания и оценки объективной  реальности, мы обнаруживаем, что оно  представляет собой связь между  различными знаниями, идеями, понятиями, образующими определенную научную  картину мира. В качестве элементов  этой системы выступают взгляды, представления, принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру, на определение человеком  своего места в окружающей его  социальной и природной среде. Но окружающая человека действительность чрезвычайно многообразна, как многообразны и те отношения, в которых человек  находится с миром.

И поскольку в своей практической и познавательной деятельности человек  соотносит себя с каким-то определенным горизонтом мира, с какой-то определенной стороной действительности, мир выступает  перед ним как бы в разных своих  проекциях. Соответственно этому и  сам человек, как бы проецируя  себя на разные стороны мира, выделяет или различает в себе качественно  определенные стороны, познает себя в различных аспектах.

Информация о работе Экология детства и процесс воспитания