Экология детства и процесс воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для формирования личности школьников.
Постановка данной цели предполагает решение следующих задач:
- обосновать задачи и принципы воспитания школьника;
- выявить методы и приемы воспитания школьников;
- показать эффективность современной технологии воспитания в общеобразовательной школе.

Оглавление

Введение
Глава 1. Экология детства
1.1 Теоретические аспекты экологического и эстетического воспитания школьников.
1.2 Многообразие взаимосвязей экологического и эстетического воспитания
Вывод по первой главе.
Глава 2. Понятие о процессе воспитания. Сущность процесса воспитания. Структура воспитательного процесса. Его категории и систематизация. Современные воспитательные технологии
2.1 Понятие о процессе воспитания. Цель воспитания.
2.2 Структура воспитательного процесса.
2.3 Методы воспитания.
2.4 Принципы и содержание воспитания в современной школе. Несколько основных направлений в воспитании.
2.5 Воспитание как средство формирования личности человека.
Вывод по второй главе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК1 - копия.docx

— 62.40 Кб (Скачать)

В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Субъективная сторона  мировоззрения состоит в том, что у человека формируется не только целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимание и переживание своего Я, своей индивидуальности, своей личности.[15]

У человека, достигшего того уровня развития, когда его можно назвать личностью, все свойства и качества приобретают  определенную структуру, логическим центром  и основанием которой становится мировоззрение. Соединяя в себе сложную  совокупность ценностных отношений  человека к окружающей действительности, научное мировоззрение интегрирует  все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и  деятельности. Благодаря этому формируются  мировоззренческие убеждения.

Воспитание гражданина — одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания учащихся, школа, прежде всего, сосредоточивает свои усилия на формировании у школьника ценностного отношения  к явлениям общественной жизни.

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности  как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу  и уважение к государственной  власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства  и дисциплинированность, гармоническое  проявление патриотических чувств и  культуры межнационального общения. Становление  гражданственности как качества личности определяется как субъективными  усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества — особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

Разработка вопросов гражданского воспитания в педагогике имеет свою историю. В западноевропейской античной и классической педагогике оно связано  с именами Платона, Аристотеля, Руссо  и др. Если первые связывали проблемы гражданского воспитания, прежде всего  с формированием уважения к государству, законопослушания, то последний видел  основу гражданского воспитания в свободном  развитии личности, в создании условий  для самовыражения. Наиболее полно  теория гражданского воспитания в зарубежной педагогике была разработана немецким педагогом Г. Кершенштейнером, отмечавшим необходимость целенаправленного формирования гражданственности.

В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение  в трудах А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена и др. Идея народности в  воспитании, сформулированная К.Д. Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, развитии национального  самосознания, воспитания гражданина.

Советская педагогика рассматривала  вопросы гражданского воспитания в  аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В известной книге  В.А. Сухомлинского «Воспитание гражданина»  в определенной мере обобщен и  систематизирован теоретический и  практический опыт деятельности советской  школы по гражданскому воспитанию.

Особое место в этой работе уделялось  формированию гражданской позиции  ребенка, влиянию школы, семьи, детских  общественных организаций на воспитание гражданственности.

Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей  по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском  становлении личности важное место  занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских  общественных объединений и организаций.

В толковом словаре В.И. Даля слово  «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, «отечественник» или «отчизник». Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме — уважение и солидарность с другими народами и странами.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения  осуществляется в процессе включения  учащихся в активный созидательный  труд на благо Родины, привития бережного  отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к  обычаям и традициям народа —  любви к малой Родине, к своим  родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев  и культуры разных этносов.

Патриотическое и интернациональное  воспитание в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран и т.д.

Большую роль в воспитании патриотизма  и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного  циклов. Прежде всего, это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического  прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство  любви к Родине.

Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных  языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и  обычаи народов этих стран.

Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и  представлений о достижениях  нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление  воспитательной работы школы достигается  в процессе знакомства с жизнью и  деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и  др.[3]

Любой поступок человека, если он в  той или иной степени влияет на других людей и небезразличен  для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем  его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.

Мораль в прямом значении этого  слова понимается как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие  этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. В другом значении «этика»  употребляется как философская  наука, изучающая мораль. В зависимости  от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Иначе говоря, нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению — хорошо или плохо поступил человек. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество  одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма — это  правило, требование, определяющее, как  человек должен поступить в той  или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка  к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или  предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Нормы объединяются в группы в зависимости  от тех областей отношений между  людьми, в которых они действуют. Для каждой такой области (профессиональные, межнациональные отношения и  др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы, — нравственные принципы. Так, например, нормы отношений  в какой-либо профессиональной среде, отношения между представителями  разных национальностей регулируются нравственными принципами взаимоуважения, интернационализма и др.

Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватывающие не отдельные  отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду  руководствоваться ими, называются нравственными категориями. В их числе такие категории, как добро  и справедливость, долг и честь, достоинство  и счастье и др.[5]

Воспринимая требования морали как  правила жизни, общество вырабатывает понятие нравственного идеала, т. е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и  дети, считая его разумным, полезным, красивым.

Моральные нормы, причины, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе, и выступают как форма общественного  нравственного сознания. Вместе с  тем мораль — это не только форма  общественного сознания, но и форма  индивидуального нравственного  сознания, так как человеку присущи  свои особенности духовного склада, особенности его представлений, чувств, переживаний. Эти личные проявления всегда окрашены общественным сознанием. Усвоенные и принятые личностью  нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определенные отношения к другим людям, к себе, к своему труду, к  природе. Содержание воспитательной работы учителя, классного руководителя по формированию нравственной культуры учащихся и составляет формирование названных  групп отношений.

Отношение к другим людям предполагает формирование гуманизма, взаимного  уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и  младших в семье, уважительное отношение  к представителям противоположного пола. Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству. Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих  трудовых и учебных обязанностей, развитии творческих начал в трудовой деятельности, признании важности своего труда и результатов труда  других людей. Отношение к природе  требует бережного отношения  к ее богатству, нетерпимости к нарушениям экологических норм и требований.[5]

Формирование основ нравственной культуры школьников осуществляется в  системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества.

Воспитание – процесс непрерывного творческого поиска. Ведущая роль в воспитании школьников принадлежит  преподавательскому составу школы. Сегодня воспитание понимается не только как передача опыта от старшего поколения  к младшему, но и как сотрудничество преподавателей и школьников в сфере  их совместной (учебной и внеучебной) деятельности. Одним из наиболее важных субъектов воспитания, оказывающих влияние на школьную молодежь, является школьная атмосфера, воспитательная среда формируется силами всех сотрудников школы. Концепция должна служить основой для создания Комплексного плана воспитательной работы в школе, конкретных программ, отдельных планов воспитательной работы в школе. Воспитательная работа должна морально и материально стимулироваться. Система воспитания должна носить динамичный, творческий и демократичный характер, постоянно развиваться и обогащаться и т.д.

Заключение

Исходя из понимания воспитания как преимущественно общественной деятельности по формированию личности, вытекает, что принятие и решение  любых социально-практических задач, будь то хозяйственные, правовые или  какие-либо другие, предполагают высокую  культуру ценностных критериев, что  способно обеспечить лишь воспитание, ориентирование на духовно богатую, нравственную личность. Ибо только человек, впитавший в себя высшие ценности способен творчески, ответственно решать насущные задачи общества, активно  участвовать в духовно-нравственном его возрождении.

На основании рассмотренных  материалов можно сделать вывод, как о позитивном, так и о  негативном влиянии на развитие индивидуальности сложившейся системы общественных отношений и воспитания. В работе раскрыта активная роль воспитуемого, становящейся индивидуальности в процессе воспитания.

Демократизация общества как основная цель коренных реформ может осуществиться  лишь одновременно с демократизацией  личности. Очевидно, что деформированное  общество не могло не породить и  деформированные личности. В этом негативном процессе оказалась задействованной  и функционирующая в обществе система воспитания и образования, которая ориентировалась на идеализированные нормативные модели, не существующей личности, наделяя ее такими качествами и свойствами, проявление которых  было практически несовместимо с  реальными условиями ее жизнедеятельности. Отчуждение человека от общества, собственности, власти, но и от своей внутренней сущности становилось преградой  на пути ее становления. Лишь в условиях демократизации возможен переход к  воспитанию личности, обладающей чувством собственного достоинства и нравственной свободой, способной делать выбор  и нести ответственность за свои поступки. Долгие годы, бытовавшие в  практике воспитательной деятельности убеждения: что человек может  рассматриваться лишь как объект соответствующего воспитательно-формирующего воздействия, уйдет в прошлое. Только тогда станет возможным отношение к нему как творческому субъекту.

Предпосылкой осуществления принципа: «Человек – высшая ценность общества»  является изменение в ценностной ориентации людей, чтобы девиз: «Цель  человека – быть многим...» стал реальностью, необходимо формирование потребности  в саморазвитии, самореализации, творчество? Ведь в процессе становления личности проявляются как общественно-необходимые  тенденции, так и свободное развитие творческих сил человека, ибо каждый человек создает, свой особый неповторимы  мир.

В работе показано, что воспитание должно опираться преимущественно  на диалектические методологические основания, что выдвигает ряд требований к современной концепции педагогического  сознания с учетом современных общественных условий.

Информация о работе Экология детства и процесс воспитания