Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:29, курсовая работа
Цель данной работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для формирования личности школьников.
Постановка данной цели предполагает решение следующих задач:
- обосновать задачи и принципы воспитания школьника;
- выявить методы и приемы воспитания школьников;
- показать эффективность современной технологии воспитания в общеобразовательной школе.
Введение
Глава 1. Экология детства
1.1 Теоретические аспекты экологического и эстетического воспитания школьников.
1.2 Многообразие взаимосвязей экологического и эстетического воспитания
Вывод по первой главе.
Глава 2. Понятие о процессе воспитания. Сущность процесса воспитания. Структура воспитательного процесса. Его категории и систематизация. Современные воспитательные технологии
2.1 Понятие о процессе воспитания. Цель воспитания.
2.2 Структура воспитательного процесса.
2.3 Методы воспитания.
2.4 Принципы и содержание воспитания в современной школе. Несколько основных направлений в воспитании.
2.5 Воспитание как средство формирования личности человека.
Вывод по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
В мировоззрении проявляется
У человека, достигшего того уровня развития,
когда его можно назвать
Воспитание гражданина — одна из
краеугольных задач образовательного
учреждения. Решая проблему гражданского
воспитания учащихся, школа, прежде всего,
сосредоточивает свои усилия на формировании
у школьника ценностного
Основная цель гражданского воспитания
состоит в формировании гражданственности
как интегративного качества личности,
заключающего в себе внутреннюю свободу
и уважение к государственной
власти, любовь к Родине и стремление
к миру, чувство собственного достоинства
и дисциплинированность, гармоническое
проявление патриотических чувств и
культуры межнационального общения. Становление
гражданственности как качества
личности определяется как субъективными
усилиями педагогов, родителей, общественных
организаций, так и объективными
условиями функционирования общества
— особенностями
Разработка вопросов гражданского воспитания в педагогике имеет свою историю. В западноевропейской античной и классической педагогике оно связано с именами Платона, Аристотеля, Руссо и др. Если первые связывали проблемы гражданского воспитания, прежде всего с формированием уважения к государству, законопослушания, то последний видел основу гражданского воспитания в свободном развитии личности, в создании условий для самовыражения. Наиболее полно теория гражданского воспитания в зарубежной педагогике была разработана немецким педагогом Г. Кершенштейнером, отмечавшим необходимость целенаправленного формирования гражданственности.
В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена и др. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д. Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитания гражданина.
Советская педагогика рассматривала
вопросы гражданского воспитания в
аспекте общественной направленности
личности, приобретения опыта коллективной
деятельности. В известной книге
В.А. Сухомлинского «Воспитание
Особое место в этой работе уделялось формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности.
Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.
В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, «отечественник» или «отчизник». Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме — уважение и солидарность с другими народами и странами.
Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа — любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов.
Патриотическое и
Большую роль в воспитании патриотизма
и интернационализма играют предметы
гуманитарного и
Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.
Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.[3]
Любой поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.
Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. В другом значении «этика» употребляется как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Иначе говоря, нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.
Поведение человека оценивается по
степени соответствия определенным
правилам. Если бы таких правил не было,
то один и тот же поступок оценивался
бы с разных позиций и люди не
могли бы прийти к единому мнению
— хорошо или плохо поступил человек.
Правило, имеющее общий характер,
т.е. распространяющееся на множество
одинаковых поступков, носит название
нравственной нормы. Норма — это
правило, требование, определяющее, как
человек должен поступить в той
или иной конкретной ситуации. Нравственная
норма может побуждать ребенка
к определенным поступкам и действиям,
а может и запрещать или
предостерегать от них. Нормы определяют
порядок взаимоотношений с
Нормы объединяются в группы в зависимости
от тех областей отношений между
людьми, в которых они действуют.
Для каждой такой области (профессиональные,
межнациональные отношения и
др.) есть свое исходное начало, которому
подчинены нормы, — нравственные
принципы. Так, например, нормы отношений
в какой-либо профессиональной среде,
отношения между
Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др.[5]
Воспринимая требования морали как
правила жизни, общество вырабатывает
понятие нравственного идеала, т.
е. образец нравственного
Моральные нормы, причины, категории,
идеалы принимаются людьми, принадлежащими
к определенной социальной группе,
и выступают как форма
Отношение к другим людям предполагает
формирование гуманизма, взаимного
уважения между людьми, товарищеской
взаимопомощи и требовательности, коллективизма,
воспитание заботы о старших и
младших в семье, уважительное отношение
к представителям противоположного
пола. Отношение к себе складывается
из осознания собственного достоинства,
чувства общественного долга, дисциплинированности,
честности и правдивости, простоты
и скромности, нетерпимости к несправедливости,
стяжательству. Отношение к своему
труду проявляется в
Формирование основ
Воспитание – процесс
Заключение
Исходя из понимания воспитания
как преимущественно
На основании рассмотренных
материалов можно сделать вывод,
как о позитивном, так и о
негативном влиянии на развитие индивидуальности
сложившейся системы
Демократизация общества как основная цель коренных реформ может осуществиться лишь одновременно с демократизацией личности. Очевидно, что деформированное общество не могло не породить и деформированные личности. В этом негативном процессе оказалась задействованной и функционирующая в обществе система воспитания и образования, которая ориентировалась на идеализированные нормативные модели, не существующей личности, наделяя ее такими качествами и свойствами, проявление которых было практически несовместимо с реальными условиями ее жизнедеятельности. Отчуждение человека от общества, собственности, власти, но и от своей внутренней сущности становилось преградой на пути ее становления. Лишь в условиях демократизации возможен переход к воспитанию личности, обладающей чувством собственного достоинства и нравственной свободой, способной делать выбор и нести ответственность за свои поступки. Долгие годы, бытовавшие в практике воспитательной деятельности убеждения: что человек может рассматриваться лишь как объект соответствующего воспитательно-формирующего воздействия, уйдет в прошлое. Только тогда станет возможным отношение к нему как творческому субъекту.
Предпосылкой осуществления
В работе показано, что воспитание
должно опираться преимущественно
на диалектические методологические основания,
что выдвигает ряд требований
к современной концепции