Экология детства и процесс воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для формирования личности школьников.
Постановка данной цели предполагает решение следующих задач:
- обосновать задачи и принципы воспитания школьника;
- выявить методы и приемы воспитания школьников;
- показать эффективность современной технологии воспитания в общеобразовательной школе.

Оглавление

Введение
Глава 1. Экология детства
1.1 Теоретические аспекты экологического и эстетического воспитания школьников.
1.2 Многообразие взаимосвязей экологического и эстетического воспитания
Вывод по первой главе.
Глава 2. Понятие о процессе воспитания. Сущность процесса воспитания. Структура воспитательного процесса. Его категории и систематизация. Современные воспитательные технологии
2.1 Понятие о процессе воспитания. Цель воспитания.
2.2 Структура воспитательного процесса.
2.3 Методы воспитания.
2.4 Принципы и содержание воспитания в современной школе. Несколько основных направлений в воспитании.
2.5 Воспитание как средство формирования личности человека.
Вывод по второй главе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК1 - копия.docx

— 62.40 Кб (Скачать)

На ряду с эстетическим трудовое воспитание так же органично включает задачи формирования экологической  культуры. Человек обязан согласовывать  свои трудовые действия с природными законами, не причинять вреда природе, ее красоте, гармонии, видеть, что его  труд соответствует благоприятным  воздействиям на среду, улучшает ее.

Единство интеллектуального и  эмоционального восприятия природной  среды и деятельности учащихся по ее улучшению реализуется во взаимодействии их с природой, опосредованном с  социальными отношениями. Это глубоко  затрагивает ум и чувства человека, отражается в ощущениях, взглядах, поведении, действиях. Становление экологически воспитанной личности в условиях целенаправленного педагогического  процесса предполагает органическое единство научных знаний в области природных  и социальных факторов среды с  ее чувственным восприятием, которое  пробуждает эстетические переживания, создает стремление внести практический вклад в ее улучшение. Этот принцип  экологического образования и воспитания ориентирует педагогов на сочетание  в учебно-воспитательном процессе рационального  познания с воздействием художественно-образных средств искусства и непосредственного  общения с природной средой.

Логически обоснованные рассуждения, например, о закономерном ходе эволюции биосферы, анализ факторов все усиливающегося воздействия на нее человека (антропогенный  фактор в природе) могут успешно  дополняться восприятием первозданной красоты природы или отражения  ее в произведениях искусства, выражающих любовь человека к ней. Это пробуждает потребность (впитать) образы природы, “очеловечить” их, соотнести с  возвышенными качествами, олицетворяющими  эстетический идеал, добро, истину. Все  это органично может направляться учителем на развитие у учащихся сознания и чувства, отвечающих гармонии отношений  с природой. Недооценка этого принципа приводит к частому практицизму.

Характер взаимосвязей рационального  и эмоционального, их воплощения в  практической деятельности динамичен  и многообразен по содержанию, что  зависит от возраста учащихся. Очевидно, в детском возрасте имеет большой  удельный вес не интеллектуальное, а эмоционально - эстетическое восприятие среды. До некоторой степени равнозначное их проявление видимо, свойственно  подросткам, в юности же большую  силу приобретает интеллектуальное осмысление природы. Однако это не означает, что художественно - образное восприятие совсем утрачивает свое значение. Оно приобретает большую глубину и осознанность, влияет на устойчивость и последовательность действий юного человека, адекватно преобразующих среду его жизни и труда.

Понимание многосторонней ценности природы  как источника материальных и  духовных сил общества, каждого человека, развитие потребности общения с  природой, восприятие ее облагораживающего  воздействия в соответствии с  нашими моральными ценностями, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно - эстетическими переживаниями - все это, в конечном счете, определяет будущие взаимоотношения человека с окружающей средой.

Правильное поведение в природе, исключающее нанесение ей вреда, формируется у подрастающего  поколения при непосредственном участии его в охране природной  среды, заботе о сохранении красоты  родной земли.

1.2 Многообразие взаимосвязей экологического и эстетического воспитания

Характерно, что природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих  разносторонних способностей, так, она  оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и  охраняют ее; объектом и предметом  целенаправленного познания, когда  они изучают ее закономерности на уроках и дома; реальным пространством, где протекает деятельность; окружающей средой - в занятиях спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного  изображения - в процессе творческого  воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве.

Что бы обеспечить наиболее благоприятные  условия для формирования отношений  учащихся к действительности, школа  организует трудовую, познавательную, опытническую, конструкторскую, художественную, игровую, туристско-краеведческую и  спортивно - оздоровительную деятельность детей среди природы. На формирование сознания в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток  многие факторы: прежде всего это  жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение.

В условиях влияния различных окружающих условий на сознание учащегося его  формирование во многом зависит именно от целенаправленных действий педагога. Здесь находят применение разнообразные  приемы и методы педагогической работы, раскрытие смысла практической деятельности, беседы и лекции о труде и природе, разъяснение долга и приемы убеждения  в необходимости личной заботы каждого  о среде, требования к поведению  и вовлечение в художественное творчество, поощрения и наказания, соревнование и личный пример воспитателя.

Как актуальная социально - педагогическая задача формирование сознательного, ответственного отношения учащихся к природе  должно пронизать все направления  планирования, организации и контроля в работе школы: в общешкольных планах и документах классных руководителей, в системе идейно политической, трудовой, нравственной, эстетической и физической подготовки учащихся.

Среди объективных предпосылок  личных отношений к природной  среде следует назвать, прежде всего, свойства и явления естественной среды.

Другой объективной предпосылкой выступает отношение общества к  природе, влияющее на позиции школьников. Познание опыта общества не только расширяет знания, но и обогащает  использование экономических и  нравственно - эстетических оценок окружающей среды. Осмысливая ее материальную и  духовную ценность, учащиеся глубже осознают необходимость заботиться о ее сбережении.

Третья предпосылка формирования отношения школьников к природе - это процесс воспитания и обучения, в ходе которого они овладевают общественно  ценными отношениями и действиями. Формирование у школьников положительного отношения к окружающей среде  является целенаправленным процессом. От учителей во многом зависит планирование и организация общественно - полезных действий. Они помогаю школьникам овладевать коллективными формами  деятельности среди природы, выработать продуманные позиции в отношениях со средой претворить заботу о ней  в конкретные дела.

Наконец, предпосылкой личного отношения  к среде является собственная  деятельность ребенка, в которой  возникают, осознаются и реализуются  цели личности и коллектива, отношения воспитателей и воспитуемых к природе и обществу.

Среди субъективных предпосылок формирования отношений школьников к окружающей среде необходимо выделить способность  ее восприятия, переживания и осмысления; заинтересованность в познании, преобразовании и поддержании среды в оптимальном  состоянии; готовность сознательно  реализовать во взаимодействии с  внешним миром общественные и  личные цели и таким образом удовлетворять  свои потребности и стремления.

Природоохранительная деятельность определяется знаниями о природе  и обществе, полученными при изучении географии, биологии, химии и физики. В опытнической и краеведческой  работе в деятельности бригад и лесничеств учащиеся приобщаются к деятельной заботе о естественной среде, к сбережению растительности и животных, приумножению природных богатств.

В совокупность их практических дел  входят посильный уход за растениями и животными, участие в воспроизводстве  естественных ресурсов, забота о земле  и водных источниках, полезащитные и лесозащитные мероприятия. Под  руководством педагогов формируются  навыки рационального природопользования.

Нравственная сторона природоохранительного  отношения формируется в действиях  направленных на защиту окружающей среды. Она связана с осознанием общенародной принадлежности, полезности и ценности природы. Формирование нравственных начал  отношения к среде здесь неразрывно связано с ростом заботы о природе, о чистоте водных источников, о  сохранении почвенного слоя, о пресечении действий которые наносят ущерб  окружающей среде.

Организованные действия в защиту природы должны приводить школьников к пониманию эстетической ценности естественных явлений. Постижение красоты  окружающей среды столь же закономерно  должно порождать стремление охранять среду, готовность к соответствующим  практическим действиям.

Эксперименты, проведенные в различных  природных условиях, показывают, что  на отношения к природе влияют пол, индивидуальные особенности школьников, место жительства, профессия и образование родителей. По данным исследований, не редко девочки эмоциональней воспринимаю ландшафт, мальчики же выше ценят возможность познакомиться с новыми районами природы или заняться спортом.

Есть различия в отношении к  природе у сельских и городских  учащихся. Не все в равной мере осознают, каково влияние природы на их чувства, мысли, отношения к людям. Отмечается, что в семьях с меньшим уровнем  образования родителей дети относятся  к природе более прагматично. Рост образованности родителей способствует установлению у детей более богатых  духовных связей со средой. Эти данные показывают, что в педагогической работе следует учитывать влияния  разнообразных социальных факторов на отношения к окружающей среде.

Особую роль во взаимодействии школьников с природой играет их индивидуальная избирательность сознательных связей с внешним миром. В деятельности по охране окружающей среды одного интересует содержание, другого - форма, третьего - орудия труда. Часть детей  увлечена жизнью леса, другая часть  возможностью побыть в лесу с товарищами. Чрезвычайно многообразны познавательные и практические интересы, эстетические вкусы и чувства, индивидуальные оценки различных явлений природы  и человеческих действий.

Опыт показывает, что сформировать у учащихся бережное отношение к  природе может учитель, которого увлекает благородная задача охраны среды, который испытывает постоянный интерес к красоте, новизне, динамизму  окружающего мира. Развивая средствами природы духовным мир школьников, они в то же время закаляют детей  физически, формируют их волю и характер, воспитывают коллективизм и патриотизм будущих заботливых хозяев родной земли, чем бережнее относится к природе  сам учитель, тем сознательнее и  ответственнее относятся к ней его воспитанники. Школа испытывает потребность в педагоге - универсале, который глубоко знает не только свой предмет, но и общие закономерности воспитания отношений к природе и людям.

Глава 2. Понятие о процессе воспитания. Сущность процесса воспитания. Структура воспитательного процесса. Его категории и систематизация. Современные воспитательные технологии.

2.1  Понятие о процессе воспитания. Цель воспитания.

 В условиях демократизации  общества, перехода к рыночным  отношениям происходят значительные  изменения в общественном сознании, а потому существенное значение  приобретает взгляд на личность  с позиции культурно-исторической  педагогики развития. Актуальной  становится необходимость воспитания  творческой личности, способной  к восприятию инновационных процессов  в обществе, использованию новых  технологий.

   Все это требует совершенно  иных концептуальных подходов  к воспитанию всесторонне развитой, национально сознательной личности  в социально-педагогических условиях  ее жизнедеятельности.

   Процесс воспитания имеет  свои особенности. Он всегда  носит целенаправленный характер; является многофакторным( (оказывают  влияние семья, среда, общественность, воспитательные учреждения), длительным  и непрерывным, комплексным. Для  воспитательного процесса характерны  отдаленность результатов от  момента непосредственного воспитательного  воздействия, а также неодинаковость  результатов воспитания, что связано  с индивидуальными особенностями  воспитанников.

   Для процесса воспитания  присуща двусторонность, т. е.  обязательное участие в нем  и взаимодействие двух сторон  — воспитателя и воспитуемых.  В процессе воспитания воспитанник  выступает и как объект воспитания, и как субъект, который сам  совершает определенные действия, усваивает нормы поведения, определяет  ту или иную линию поведения  в своих отношениях с сокурсниками  и коллективом в целом.

   Таким образом, процесс  воспитания — это целенаправленный  педагогический процесс взаимного  активного воздействия при руководящей  и направляющей роли воспитателя.  Его сущность состоит в организации  жизнедеятельности каждого студента  и группы в целом, выработке  у них стойких положительных  норм поведения, принятых в  обществе.

   Воспитание осуществляется  двумя универсальными путями: средствами  духовного воздействия и включения  человека в различные виды  деятельности, которая дает ему  возможность усвоить социальный  опыт, направленный на формирование  гуманистических межличностных  и общественных отношений в  реально существующих или специально  созданных условиях.

Основные задачи процесса воспитания:

- формирование национального сознания, любви к своему народу, родной  земле, готовности ее защищать;

- обеспечение духовного единства  поколений, воспитание уважения  к родителям, женщине-матери, культуре  и истории родного народа;

Информация о работе Экология детства и процесс воспитания