Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:19, реферат
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Понятие и сущность процесса воспитания
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Понятие "воспитание" — одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
В определении понятия "воспитание"
заключены некоторые трудности,
во-первых, в крайней сложности
самого воспитательного процесса, во-вторых,
в невозможности выделить процесс
воспитания из комплекса жизнедеятельности
(из процесса социализации, обучения и
психологического формирования личности),
в-третьих, в неопределенности самого,
результата, воспитания — воспитанности
(сложность структуры и
Воспитание — суть формирование воспитанности в условиях всестороннего воздействия воспитателя на воспитуемого в активном их взаимодействии в процессе обучения, формирования и развития личности. Именно целесообразное воздействие, а не само воздействие, является решающим фактором воспитания.
Важной категорией педагогической теории воспитания должна стать - "воспитанность".
Воспитанность — это результат воспитания, представленный устойчивой системой ценностного мира личности, которая определяет всю совокупность социальных отношений последней. Таким образом, процесс воспитания - это последовательная смена состояний воспитания, входе которой происходит изменение личности воспитанника.
Основные компоненты содержания воспитания
В педагогической литературе принято
классифицировать виды воспитания по
разным основаниям. Наиболее обобщенная
классификация включает в себя: –
умственное; – нравственное; – трудовое;
– физическое воспитание. В зависимости
от различных направлений
Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущиеся силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.
Цели и задачи воспитания
Воспитание начинается с определения
его целей. Главная задача воспитания
— формирование и развитие ребенка
как личности, обладающей теми полезными
качествами, которые ей необходимы
для жизни в обществе. Цели воспитания
не устанавливаются раз и на всегда
и не являются постоянными в любом
обществе. Меняется система общественного
устройства и социальные отношения
— изменяются и цели воспитания.
Всякий раз они задаются в виде
требований, которые предъявляют
к личности человека новые тенденции
развития общества. В более или
менее стабильные периоды общественного
развития и цели воспитания становятся
относительно устойчивыми. Во время
значительных социально-экономических
преобразований они становятся неопределенными.
В настоящее время наше общество
еще не является стабильным, поэтому
сейчас однозначно и точно, надолго
вперед определить цели воспитания не
представляется возможным. Но существуют
непреходящие ценности, которые не
имеют исторических и государственных
границ, к ним относятся
Духовность означает приоритет
высоких нравственных идеалов над
сиюминутными потребностями и влечениями.
У развивающейся личности это
выражается в ее постоянном стремлении
к нравственному
На ряду с общей целью возникают и специальные социальные цели воспитания, которые мы в состоянии описать лишь приблизительно. Они соответствуют изменчивым требованиям текущего момента истории данного общества и определяют собой актуальное направление его прогресса. Через некоторое время, когда общество завершит соответствующий этап своего развития и двинется дальше, они могут стать другими. Специальные цели воспитания, отвечающие современным тенденциям общественного прогресса, состоят в том, чтобы вырастить новое поколение инициативными, предприимчивыми людьми, честолюбиво стремящимися к достижению успехов.
Таким образом, в структуре воспитательного процесса цель воспитания является исходным элементом, выступающим как система задач:
1) формирование нравственности (обретение
знаний, моральных норм, правил поведения,
моральных убеждений,
2) формирование всесторонни и
гармонично развитой
3) формирование художественного ценностного мира личности;
4) формирование жизненной
5) развитие социальных
6) формирование психологических
качеств (интеллекта воли, эмоций,
способностей, характера и др.) в
контексте гармонично и
7) формирование устойчивой
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ВОСПИТАНИЯ
Движущая сила процесса воспитания
- разница между целями, поставленными
воспитателем, и теми, что были фактически
реализованы (результаты воспитательной
деятельности).Постановка целей означает,
что в процессе воспитания желаемые
отношения воспитанников, их духовный
мир, позиция личности как бы "проектируются"
воспитателем. При этом просчитываются
варианты развития: какими будут воспитанники
через год - два, какими идеями будут
руководствоваться благодаря
Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. В процессе воспитания проявляются все законы диалектики:
1. Закон единства и борьбы противоположностей.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные.
3. Закон отрицания отрицания.
Так, отражение диалектического закона единства и борьбы противоположностей являются противоречия процесса воспитания. Противоречие, как известно, — главная движущая сила, источник развития; преодолевая противоречие, явление или личность поднимается в своем развитии, приобретает новое качество.
Воспитание — это объективно-
Противоречиями, обуславливающими переход
личности на более высокий уровень
развития, являются: противоречие между
притязаниями воспитанника и его
возможностями, и противоречия между
выдвигаемыми педагогом требованиями
и реальными возможностями
В воспитательном процессе также проявляется действие закона перехода количественных изменений в качественные. Процесс формирования человека и его сознания — яркий пример функционирования этого закона.
Средством развития, изменения, усовершенствования человеческой личности является ее собственная деятельность как необходимое движение и упражнение принадлежащих ей духовных и физических сил и способностей. В результате многократно повторенных действий и упражнений происходят постоянные количественные изменения различных качеств и свойств личности воспитанника: мировоззрения, представлений, понятий, убеждений, мотивов, потребностей, ценностных ориентаций, эмоциональных чувств, состояний, а также практических изменений и навыков. Эти изменения нельзя понимать только как арифметическое уменьшение или увеличение. Дойдя до определенной границы, они переходят в качественные изменения, то есть происходит переход из одного качественного состояния в другое, появление новообразований.
Переход количества в качество происходит
по механизму отрицания, еще одного
диалектического закона. "Отрицание
отрицания" предполагает органический
переход от одного этапа к другому.
Аналогом "отрицания отрицания"
в обществе служат, например, спиралевидные
процессы, сочетающие в себе цикличность,
относительную повторяемость и
поступательность (рождение и смерть,
обновление и старение и так далее).
Спиралевидным можно назвать
и процесс воспитания. На каждом
последующем этапе формирования
и развития личности воспитанника происходит
сохранение существенных ранее примененных
его качеств и свойств, а возникшие
новообразования, в своею очередь,
становятся исходным материалом для
образования еще более сложных,
интегративных качеств. Таким образом,
сложные морально-
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
Под средствами воспитания понимаются
способы организованного и
Средствами воспитания могут стать личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать все, что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение.
Средства воспитания по характеру
воздействия на человека можно разделить
на прямые и косвенные. Первые включают
в себя непосредственно личностное
воздействие одного человека на другого,
осуществляемое в прямом общении
друг с другом. Вторые содержат воздействия,
реализуемые с помощью каких-
По включенности сознания воспитателя
и воспитуемого в процесс воспитания
его средства делятся на осознанные
и неосознанные. В случае использования
осознанных средств воспитательного
воздействия воспитатель
По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства можно разделить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. Они могут быть — и на практике чаще всего являются — комплексными, включающими разные стороны личности воспитуемого. Аналогичным образом можно разделить те средства воспитательного воздействия, которыми пользуется воспитатель.