Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:19, реферат
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Когнитивные воспитательные воздействия нацелены на систему знаний человека, на преобразования ее. Поскольку большинство современных ученых склоняются к мысли о том, что знания человека о мире не только определяют его как личность, но и оказывают решающее влияние на его поведение, значение данной области воспитательных воздействий существенно возрастает, и в современных условиях она становится основной.
Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояния, обличающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции делают воспитуемого открытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив отгораживают воспитателя от воспитуемого, блокируют оказание на него воспитательного воздействия.
Поведенческие воспитательные влияния
непосредственно направлены на поступки
человека. Вынуждая его действовать
определенным образом и обеспечивая
соответствующие, положительные или
отрицательные подкрепления совершаемым
поступкам, такие влияния косвенно
воздействуют и на личность. В данном
случае воспитуемый сначала совершает
определенный поступок и только затем
осознает его полезность или вредность,
в то время как во всех предыдущих
случаях изменения вначале
Поскольку знания, эмоции и поступки человека взаимосвязаны, через любое из них можно оказать влияние на личность в целом. Это позволяет воспитателю при дефиците возможностей ставить акцент на какие-либо избранные воспитательные воздействия, добиваясь нужного результата. Однако полноценными воспитательные воздействия будут лишь тогда, когда они проводятся комплексно и затрачивают все сферы личности.
Методы воспитания — это способы воспитующего воздействия воспитателя на воспитанника. Они весьма многообразны и зависят от ряда факторов: от особенностей личности педагога и его профессионализма, от целей воспитания, средств, условий, форм организации воспитательного процесса, от индивидуальных особенностей воспитуемой личности. От воспитуемых свойств, качеств, состояний личности, от уровня в оспитанности воспитанника
Существуют общие методы воспитания
с помощью которых формируют
большинство или все
Одной из сложных проблем теории воспитания является классификация методов. Трудности классификации обусловлены не только комплексностью применения методов, но и многоаспектностью их содержания. Как видим, методы функционально выступают и как средство, и как приемы, и как формы, и как условия воспитания.
Один из вариантов классификации методов воспитания представлен на рис. 23. Методы воспитания разделены на три группы по основной направленности на объект воспитания:
1) методы воспитания содержания;
2) методы воспитания
3) методы стимулирования
Последние методы являются общими. Первые две группы, в известной мере, можно назвать специальными, хотя очевидно их универсальное воздействие на испытуемого.
Институты воспитания
Под институтами воспитания понимаются
общественные организации и структуры,
которые призваны оказывать воспитательное
воздействие на личность. Наиболее
чувствительные для нас институты
воспитания — это семья и школа.
Формально на них лежит основная
доля ответственности за развитие личности
ребенка. Однако фактически в современных
условиях школа и семья не всегда
доминируют в воспитательных воздействиях,
и их влияние нередко
Тем не менее традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.