Понятие и сущность процесса воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:19, реферат

Краткое описание

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 25.73 Кб (Скачать)

Когнитивные воспитательные воздействия  нацелены на систему знаний человека, на преобразования ее. Поскольку большинство  современных ученых склоняются к  мысли о том, что знания человека о мире не только определяют его  как личность, но и оказывают решающее влияние на его поведение, значение данной области воспитательных воздействий  существенно возрастает, и в современных  условиях она становится основной.

Эмоциональные воспитательные воздействия  призваны вызывать и поддерживать у  воспитуемого определенные аффективные  состояния, обличающие или затрудняющие принятие им других психологических  влияний. Положительные эмоции делают воспитуемого открытым по отношению  к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив отгораживают воспитателя от воспитуемого, блокируют  оказание на него воспитательного воздействия.

Поведенческие воспитательные влияния  непосредственно направлены на поступки человека. Вынуждая его действовать  определенным образом и обеспечивая  соответствующие, положительные или  отрицательные подкрепления совершаемым  поступкам, такие влияния косвенно воздействуют и на личность. В данном случае воспитуемый сначала совершает  определенный поступок и только затем  осознает его полезность или вредность, в то время как во всех предыдущих случаях изменения вначале происходят во внутреннем мире личности, а уже  потом проецируется на поведение.

Поскольку знания, эмоции и поступки человека взаимосвязаны, через любое  из них можно оказать влияние  на личность в целом. Это позволяет  воспитателю при дефиците возможностей ставить акцент на какие-либо избранные  воспитательные воздействия, добиваясь  нужного результата. Однако полноценными воспитательные воздействия будут  лишь тогда, когда они проводятся комплексно и затрачивают все  сферы личности.

Методы воспитания — это способы  воспитующего воздействия воспитателя  на воспитанника. Они весьма многообразны и зависят от ряда факторов: от особенностей личности педагога и его профессионализма, от целей воспитания, средств, условий, форм организации воспитательного  процесса, от индивидуальных особенностей воспитуемой личности. От воспитуемых  свойств, качеств, состояний личности, от уровня в оспитанности воспитанника

Существуют общие методы воспитания с помощью которых формируют  большинство или все воспитуемые  качества личности, и специальные, направленные на формирование отдельных ее свойств. В реальном процессе воспитания их трудно выделить, потому что применяются  они чаще всего комплексно.

Одной из сложных проблем теории воспитания является классификация  методов. Трудности классификации  обусловлены не только комплексностью применения методов, но и многоаспектностью  их содержания. Как видим, методы функционально  выступают и как средство, и  как приемы, и как формы, и как  условия воспитания.

Один из вариантов классификации  методов воспитания представлен  на рис. 23. Методы воспитания разделены на три группы по основной направленности на объект воспитания:

1) методы воспитания содержания;

2) методы воспитания деятельности  и поведения (общения);

3) методы стимулирования воспитания.

Последние методы являются общими. Первые две группы, в известной мере, можно назвать специальными, хотя очевидно их универсальное воздействие  на испытуемого.

Институты воспитания

Под институтами воспитания понимаются общественные организации и структуры, которые призваны оказывать воспитательное воздействие на личность. Наиболее чувствительные для нас институты  воспитания — это семья и школа. Формально на них лежит основная доля ответственности за развитие личности ребенка. Однако фактически в современных  условиях школа и семья не всегда доминируют в воспитательных воздействиях, и их влияние нередко уравновешивается и даже перевешивается воздействиями  многих других социальных институтов, средств массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольных и  внесемейных организаций.

Тем не менее традиционно главным  институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института  воспитания обусловлена тем, что  в ней ребенок находится в  течение значительной части своей  жизни, и по длительности своего воздействия  на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В  ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в  школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

 


Информация о работе Понятие и сущность процесса воспитания