Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 07:16, реферат
Актуальность данного вопроса обосновывает выбор темы нашей работы: «Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста».
Цель исследования: выявить педагогические условия воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Объект исследования: процесс воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Предмет исследования: педагогические условия воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.2 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»
1.3 Критерии и уровни нравственной воспитанности младших школьников
Выводы по 1 главе
Глава 2. Педагогические условия воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
2.1 Использование метода этической беседы как средства воспитания нравственных ценностей
2.2 Методы и приемы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
2.3 Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
2.4 Педагогический эксперимент
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
В целом работать с ребятами понравилось, они охотно шли на контакт, вступали в дискуссии, делали свои выводы. К тому же ребята оказались творческими (артистичными) личностями. На наш взгляд нужно проводить и дальнейшую работу в классе в этом направлении (нравственное воспитание), это позволит сплотить класс, развить у них культуру общения, поведения. В целом класс творческий, любят разыгрывать разные сценки, которые придумывают сами или на основе произведений, поэтому дальнейшую работу можно направить и на развитие творческого потенциала у детей. Если в дальнейшем в классе будет проводиться такая работа с детьми, то ребята вырастут культурными, высоко нравственными людьми.
В
рамках контрольного этапа педагогического
эксперимента мы провели аналогичную
диагностику и составили
Рассмотрим показатели УНВ в сравнительной гистограмме представленной на рис.2.
Рисунок 2 – Сравнительные показатели уровней нравственной воспитанности на контрольном и заключительном этапах эксперимента
Как видно из данной гистограммы динамика роста нравственной воспитанности у младших школьников очевидна.
Сократилось до нуля количество испытуемых относящихся к первому уровню, количество испытуемых относящихся ко второй группе увеличилось на 3 (74%), а также на 1 увеличилось количество учащихся 3 уровня (26%).
Таким образом, наша исследовательская работа показала, что у детей данного класса средний уровень нравственного воспитания. Однако теоретические знания преобладают над практическими умениями. Мы видим, что работу по формированию нравственности надо продолжать.
Выводы по 2 главе
Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения этой задачи учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методики их преподавания, но и умение направить свою деятельность на формирование нравственного воспитания детей. Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.
Нравственное воспитание, ориентированное на воспитание нравственных ценностей, рассматривается в педагогике в качестве важнейшей цели воспитания на основе воспитания, развития, саморазвития жизненного опыта и его осмысление усилиями самого воспитанника. В различные исторические периоды развития в обществе складываются многообразные нравственные ценности, их объединяет то, что они обращены к человеческому началу, основаны на личностном опыте, представляют собой совокупность общих принципов, норм поведения учащихся по отношению друг к другу, природе, обществу во имя добра (во благо). Сформированные нравственные ценности позволяют определить ценностные нравственные ориентиры младших школьников, стремление к идеалу, они выполняют регулирующую функцию в жизнедеятельности учащихся.
В современных условиях воспитание нравственных ценностей в деятельности классного руководителя может быть успешным при условии ориентации на системный, деятельностный, проблемно-целевой и личностный подходы к воспитанию; соответствующего уровня педагогической культуры классного руководителя, родителей; использование специального педагогического инструментария для диагностики сформированности нравственных ценностей учащихся и определения уровня воспитанности школьников.
Проведенное
нами исследование показало, что работа
проделанная в ходе формирующего этапа
исследования способствовала повышению
уровня нравственной воспитанности детей
младшего школьного возраста: сократилось
до нуля количество испытуемых относящихся
к первому уровню, количество испытуемых
относящихся ко второй группе увеличилось
на 3 (74%), а также на 1 увеличилось количество
учащихся 3 уровня (26%). Следовательно, можно
сделать следующий вывод, что теоретические
знания у ребят преобладают над практическими
умениями и стала явной необходимость
продолжения работы по формированию нравственной
воспитанности детей.
Заключение
Специфика воспитания нравственных ценностей у младших школьников заключается в возрастных особенностях развития учеников, закономерностях, механизмах и логике данного процесса.
Логика формирования нравственных ценностей включает в себя следующие звенья: поиск, оценка, выбор и проекция (или актуализация ценности в совместной деятельности).
Благоприятны
для развития нравственных ценностей
детей младшего школьного возраста
следующие особенности
В
подтверждение теоретических
Проведенные мероприятия дали динамику развития нравственных ценностей детей младшего школьного возраста в сторону увеличения.
Опытная работа в школе №8 г.Ленинска-Кузнецкого показала необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию с младшими школьниками. Хотя в опытном 3 «А» классе теоретические знания преобладают над практическими умениями, все же работу по формированию нравственности надо продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону "актуального развития".
Этой работой мы подтвердили "закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: "Если человека учат добру - ...в результате будет добро". Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Воспитание нравственных ценностей младших школьников может способствовать повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных качеств личности.
И
наши дети, воспитанники станут высоконравственными
личностями: вежливыми, внимательными
к другим людям, научатся бережно
относиться к труду.
Список
литературы
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология [Текст]/Г.С. Абрамова. - Москва, 2004.- 471с.
2. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст]/ Ю.К. Бабанский. – Москва, 1999.-374с.
3.
Богданова, О.С. Этические
4. Божович, Л.И., Нравственное формирование личности школьника в коллективе [Текст]/Л.И. Божович. - Москва, 2000.-468с.
5. Волков, Б.С., Детская психология развития [Текст]/Б.С. Волков. - Москва, 2000.-576с.
6. Григорович, Л.А. Педагогика и психология [Текст]/Л.А.Григорович. - Минск, 2004.-312с.
7. Каиров, И.А. Азбука нравственного воспитания [Текст]/И. А. Каиров. – Москва, 2006.- 201с.
8. Каиров, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания [Текст]/ И.А. Каиров. - Москва, 2005.-213с.
9.
Калюжный, А.А. Роль учителя в
нравственном воспитании
10.
Колдунов, Я.И. Нравственное воспитание
личности школьника [Текст]/Я.
11.
Кузнецова, Л. В.
12. Лихачёв, Б.Т. Педагогика [Текст]/Б.Т. Лихачев. – Москва, 2006.-601с.
13. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]/А.Г.Малков. - СПб., 2004.-318с.
14. Малиночкин, Э.Т. Педагогика [Текст]/Э. Т. Малиночкин. – Москва, 2002.-430с.
15. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности [Текст]/И.С. Марьенко. - Москва, 2005.219с.
16. Натанзон, Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика [Текст]/Э.Ш. Натанзон. – Москва, 2001.-349с.
17. Немов, Р. С. Психология [Текст]/Р.С.Немов – Москва, 2000.-691с.
18. Щукина, Г.И. Педагогика школы [Текст]/ Г.И.Щукина. – Москва, 1998.-291с.
19. Подласый, П.И. Педагогика [Тест] / П.И. Подласый. – Москва, 2001.-437с.
20.
Рахимов, А.З. Роль
21. Реан, А.А., Психология и педагогика [Текст] / А.А. Реан.– СПб., 2000.-263с.
22.
Рожков, М. И. Организация
23. Рубинштейн, С. Л. Психолого–педагогические проблемы нравственного воспитания школьников [Текст]/С.Л. Рубинштейн. - Москва, 1996.-350с.
24. Сенько, В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения [Текст] / В.Г.Сенько. – Минск, 2006.-190с.
25. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]/В.А.Сластенин. - Москва, 2002.-405с.
26.
Толкачёва, Л. Всех выше
27.
Трофимова, Н. М. Нравственные
ориентиры младшего школьника
[Текст]/Н.М. Трофимова. – СПб.
28. Урумбасарова, Э. А. Проблема нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки [Текст]/Э.А. Урумбасарова. – Алмата, 1999.-364с.
29. Филонова, Г.Н. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника [Текст]/ Г.Н.Филонова. – Москва, 2003.-382с.
30.
Фридман, Л. М.
31. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. Руководителей [Текст]/И.Ф. Харламов. – Москва, 2003.-415с.
32. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]/И.Ф. Харламов. – Москва, - 2002.-386с.
33. Шилова, М.И. Проблема ценностей и цели воспитания [Текст] / М.И. Шилова. - Москва, - 2001.-329с.
34 Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология [Текст]/Н.Е.Щуркова. – Москва, 2001.-257с.
35.
Яновская, М.Г. Нравственное воспитание
и эмоциональная сфера личности
[Текст]/М.Г.Яновская. – СПб., - 2003.-413с.
Приложение
Таблица 1
Уровни нравственной воспитанности (методика М.И. Шиловой)
|
Информация о работе Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста