Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 07:16, реферат

Краткое описание

Актуальность данного вопроса обосновывает выбор темы нашей работы: «Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста».
Цель исследования: выявить педагогические условия воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Объект исследования: процесс воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Предмет исследования: педагогические условия воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.2 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»
1.3 Критерии и уровни нравственной воспитанности младших школьников
Выводы по 1 главе
Глава 2. Педагогические условия воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
2.1 Использование метода этической беседы как средства воспитания нравственных ценностей
2.2 Методы и приемы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
2.3 Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
2.4 Педагогический эксперимент
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста.docx

— 108.51 Кб (Скачать)

  В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи.

  В сознании ребенка закладываются  определенные нравственные идеалы, образцы  поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для  того, что бы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. Эмоционально-оценочное отношение  взрослого к поступкам ребенка  определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни. Социальное пространство ребенка расширилось — ребенок  постоянно общается с учителем и  одноклассниками по законам четко  формулируемых правил.

  Таким образом, в младшем школьном возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится  к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые  групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести  себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем  начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни.

  Дети  стремятся к совершенствованию  навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся  в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.

  В младшем школьном возрасте у ребенка  развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в  просоциальном поведении учет их интересов. Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности.

  Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых  деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться  развивать свои способности и  качества.[Волков, 2000: 313]  

  1.2 Сущность понятий  «нравственное воспитание»  и «нравственные  ценности»

  Термин  «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.[Харламов, 2003: 53]

  Абстрактный слой морали отражается в понятии "нравственной ценности". Обобщенные представления  о чем-то предпочитаемом называются ценностями, на них ориентированы  нормы и принципы, подчиняющие  поведение человека.

  В педагогической классификации общечеловеческие ценности выступают как детерминанты учебно-воспитательного процесса, как  системообразующие линии воспитательной работы в образовательных учреждениях. Для обозначения предметов и их свойств, как объектов потребностей ребенка, традиционно употребляется понятие "благо". В этом понятии отражается нечто полезное, а в понятии "ценность" - смысл того, что эти качества в благах люди ценят и реализуют в практической деятельности. В связи с этим ценности можно подразделить на предметные (природные) и социально-культурные явления, актуальные и потенциальные предметы человеческой деятельности, субъективные критерии, образцы, социальные стандарты, которые выступают основаниями оценок и закрепляются в общественном сознании как идеи, идеалы, принципы, цели деятельности и служат её ориентациями.

  Ценности  приобретают личностный смысл для  индивида, коллектива, социальной группы, как идеал человеческой деятельности, как свойство объекта, удовлетворяющего потребность и т.д. Именно ценностные смыслы определяют позиции личности, её цели и содержание жизнедеятельности. Приобретение ребенком осознаваемых смыслов, позволяет ему изменять свой облик, продвигаться в личностном саморазвитии и самосовершенствовании.

  Ценности  формируются в процессе переживания  и осознания младшим школьником значимости некоторых внешних факторов, предметов или явлений, с которыми он вступает во взаимодействие.

  Становление системы ценностей — это последовательный и длительный процесс, при котором  ценности подвергаются метаморфозам, проходят определённые состояния: из непосредственных в опосредованные, из непроизвольных в произвольные, из неосознаваемых в сознательные, что в свою очередь  предъявляет особые требования не только к содержанию, технологиям, методикам, но и к логике образовательного процесса.

  Нравственность  состоит в осознании выполняемых  личностью тех или иных моральных  норм и требований на основе внутренней потребности и способности следовать  им в каждый данный момент своей  жизни и деятельности. Нравственность есть усвоенная и принятая личностью  мораль.

  Нравственность  определяется сферой поступков по отношению  к другим людям, отражая практически - деятельностную позицию человека. При этом нравственность не является врожденным свойством, к нравственности ребенок приобщается в процессе своего развития, в ходе своего общения с людьми. Чем раньше начнется приобщение ребенка к нравственным ценностям, тем прочнее они укрепятся как черты личности, составляя моральный облик человека.

  Нравственность  младшего школьника - это совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением моральных  норм и требований. Правила и требования морали только тогда станут нравственными  характеристиками, когда они начнут проявляться в поведении и  неуклонно соблюдаться.

  Нравственный  человек, тот, для которого нормы, правила  и требования морали выступают как  его собственные взгляды и  убеждения, как глубоко осмысленные  и привычные формы поведения, не имеющие ничего общего с механическим подчинением, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями. Это  то, как ведет себя ученик в отсутствии других людей, когда не испытывает контроля извне. Выработка таких взглядов, убеждений и соответствующих  им привычек составляет цель нравственного  воспитания.

  Выделение нравственности как образующего  личность начала правомерно, поскольку  человек всегда оценивается с  точки зрения морали, ценностей, норм и эталонов, принятых в социуме. Так, И.С. Якиманская видит важнейшей целью воспитания ориентацию школьника, прежде всего, «на ценности, чем на конечные цели (главным становится вопрос «каким быть», а не «кем быть»)».

  Успешность  воспитательного процесса зависит  от многих психолого-педагогических факторов, но в первую очередь от мотивации  воспитанников.

  Нравственные  ценности – высшие ценности человека, главными категориями их определяющими  являются категория добра и совести, должного во благо; они охватывают совокупность действий (служение), принципов, норм нравственного  поведения и слагаются на основе тех реальностей и поступков, на основе которых человек оценивает, одобряет, то есть воспринимает их как  добрые, благие, справедливые.

  Общей категорией для обозначения нравственных ценностей является категория добра (блага), которая охватывает всю неопределенную совокупность действий, принципов и  норм нравственного.

  Нравственные  ценности являются генетически производными от ценностей общества и выступают  как внутренние носители социальной регуляции, устойчивые мотивационные  образования, которые проявляются, с одной стороны, в стремлении человека к отношениям и поступкам, соответствующим моральным нормам, с другой стороны, в осознании  себя свободной, совестливой и ответственной  личностью.

  Следует подчеркнуть, что обогащение мира нравственных ценностей является нравственное совершенствование  личности.[Божович, 2000: 173]

  Вместе  с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование  в виде представлений о том, как  надо человеку жить, вести себя в  обществе и т.д.

  Воспитание  – процесс целенаправленного  формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее  формирование личности, нужной и полезной обществу.

  Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны  жизнедеятельности человека.

  Нравственное  воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие  на сознание, чувства и поведение  воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих  требованиям общественной морали.

  Нравственное  воспитание эффективно осуществляется только как целостный педагогический процесс.

  Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в  единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

  Нравственное  воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости  от него, необходимости согласовывать  свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение  нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения  как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

  Нравственное  воспитание личности – сложный и  многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления.[Каиров, 1999: 103]

  Основные  задачи нравственного воспитания:

  1. формирование нравственного сознания;

  2. воспитание и развитие нравственных  чувств;

  3. выработка умений и привычек  нравственного поведения.

  Итак, нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие  на сознание, чувства и поведение  воспитанников с целью формирования у них нравственных ценностей, соответствующих  требованиям общественной морали.

  Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных  в культуре на разных этапах исторического  развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в  рамках гуманистического мировоззрения  как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек  выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде  и центрируется вокруг человека. При  этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной  реальности, но и оценку своего места  в окружающей действительности, связей с другими людьми.

  1.3 Критерии и уровни  диагностики нравственной  воспитанности детей  младшего школьного  возраста

  Нравственная  воспитанность характеризуется  уровнем знаний сущности и пониманием нравственных качеств, норм, правил, осознанным принятием общечеловеческих ценностей  и ориентированностью на них в  любой, в том числе эстетической, творчески направленной деятельности, а также характером и уровнем  эмоциональных проявлений.

  Выделим критерии нравственной воспитанности  детей младшего школьного возраста:

  1) когнитивный критерий, его показатель: полнота и объем нравственных  представлений и понятий; 

  2) эмоционально-ценностный критерий, его показатели:

  а) убеждение в необходимости ценностного  отношения к людям;

  б) способность к эмоциональному переживанию  нравственных аспектов окружающей действительности и человеческих отношений;

Информация о работе Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста