Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 07:16, реферат

Краткое описание

Актуальность данного вопроса обосновывает выбор темы нашей работы: «Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста».
Цель исследования: выявить педагогические условия воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Объект исследования: процесс воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Предмет исследования: педагогические условия воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.2 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»
1.3 Критерии и уровни нравственной воспитанности младших школьников
Выводы по 1 главе
Глава 2. Педагогические условия воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
2.1 Использование метода этической беседы как средства воспитания нравственных ценностей
2.2 Методы и приемы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
2.3 Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
2.4 Педагогический эксперимент
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста.docx

— 108.51 Кб (Скачать)

  4. Продумываются вопросы беседы.

  5. Подготовка учащихся к беседе:

  а) заранее объявляется тема беседы, указывается литература, готовятся  ситуации, вопросы, над которыми следует  подумать, подобрать примеры;

  б) при необходимости определяются индивидуальные задания, поскольку  это психологически настраивает  учащихся на самоанализ поведения, и  они убеждаются в необходимости  его улучшения;

  в) определяются групповые задания.

  Проведение  беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование –  обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Правильно поступает  учитель, который проведя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.

  При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и  чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.

  Последовательность  вопросов должна подвести детей к  выведению морального правила, которому надо следовать при общении с  другими людьми, выполнении своих  обязанностей. При постановке вопросов в беседах на моральные темы, можно  придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Вопрос должен направлять внимание  детей на нравственную сторону  жизни, поступков, явлений, скрытых  за предметными действиями людей.

  2. Вопрос должен заставлять ребенка  задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь  мотива и результата поступка.

  3. Вопрос должен заставлять детей  увидеть нравственные последствия  любого поступка для других  людей.

  4. Вопрос должен привлечь внимание  школьников к внутренним переживаниям  людей, научить ребенка по внешним  признакам узнавать о состоянии  человека, понимать это состояние  и, следовательно, сопереживать.

  Очень важны вопросы, которые помогли  бы школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.

  Этические беседы с детьми должны проходить  в непринужденной обстановке. Они  не должны носить морализующего характера, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями.

  В этических беседах с младшими школьниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого  в содержание бесед целесообразно  включать различные ситуации, которые  содержат моральную проблему. Очень  важно, чтобы объектом общественного  мнения были положительные поступки школьников и не следует направлять общественное мнение только на поступки, связанные с плохой успеваемостью и дисциплиной. Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственной оценки.

  Возможны  различные варианты последовательности проведения этических бесед:

  1. Определение темы беседы и  возбуждение у школьников интереса  к восприятию и усвоению материала.

  2. Обоснование актуальности, значимости  обсуждаемой темы.

  3. Раскрытие темы беседы на примере  жизни и деятельности выдающихся  людей, а также на материале  окружающей жизни.

  4. Анализ положения дел в классе  в связи с обсуждаемой проблемой  и определение конкретных задач  (советов, рекомендаций) по улучшению  работы и поведению учащихся.

  5. Обобщение итогов беседы и  краткий опрос учащихся по  основным положениям изложенного  материала.

  Конечно, указанная структура беседы не должна превращаться в трафарет. Как в  целом в воспитательной работе, так  в проведении беседы не может быть трафаретов, рецептов на все случаи жизни. Однако, чем больше подобных рецептов будет знать педагог, тем больше шансов он имеет на их реализацию. Они не ограничивают творческую деятельность учителя, а стимулируют ее.

  При определении темы в начале беседы необходимо возбудить интерес школьников к восприятию и усвоению этического материала.

  Для этого можно использовать такие  приемы:

  а) поставить вопросы, связанные с  выяснением сущности нравственного  понятия, которое лежит в основе содержания беседы. Например, что такое  вежливость и т.п.;

  б) прежде чем объявить тему, можно  рассказать о каком-нибудь занимательном  событии или факте, имеющем отношение  к намеченной теме;

  в) прежде чем объявить тему, нужно  вспомнить о каком-то случае из классной жизни, который позволяет обосновать необходимость углубленного раскрытия  и осмысления соответствующей нравственной нормы;

  г) объявив тему, попытаться придать  ей особую важность и подчеркнуть  ее значение с помощью содержательного  высказывания или афоризмов.

  Методика  изложения нравственного материала  может сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным  вопросам, чтение из книг, газет, использование  художественных картин и т.д. При  этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко  и квалифицированно раскрыть сущность морали.

  При анализе поведения школьников лучше  всего акцентировать внимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность  в том, что учащиеся их ликвидируют.

  Обобщая итоги беседы, следует привести яркие  высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства  школьников. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы.[Богданова, 2007: 34]

  Таким образом, подготовить и содержательно  провести этическую беседу – дело очень сложное. Недаром опытные  педагоги говорят, что провести беседу на моральную тему гораздо труднее, чем урок.  

  2.2 Методы и приемы  воспитания нравственных  ценностей детей  младшего школьного  возраста

  Процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных методов, приемов  и средств.

  Под методами воспитания понимают способы  воздействия воспитателей на воспитанников  и организацию их деятельности.[Трофимова, 2007: 107]

  Методы  нравственного воспитания выступают  как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных  чувств и выработки навыков и  привычек поведения.

  Приемы  воспитания - отдельное действие, направленное на достижение цели.

  Основным  приемом, посредством которого учитель  направляет и организует деятельность ребенка, являются обычно задания, которые  он ставит перед ребенком. Для их эффективности нужно, чтобы они  были внутренне приняты ребенком, от чего зависит смысл задания  для него. При необеспеченности мотивации  заданий со стороны учителя внутреннее их содержание для ребенка может  резко разойтись с их объективным  содержанием и с замыслом учителя, воспитателя.

  Иными словами, внешние воспитательные воздействия  способствуют формированию положительных  черт характера и нравственных качеств  только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное  стремление к моральному развитию.

  Традиционные  методы нравственного воспитания ориентированы  на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они  действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни.

  Внутренний  контроль формируется благодаря  активной деятельности ребенка в  интеллектуальной, двигательной, эмоциональной, волевой сферах. Готовность подчинять свои побуждения представлениям и знанию о культуре человеческого бытия повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.

  Педагогический  смысл работы по воспитанию нравственных ценностей младшего школьника состоит  в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

  В педагогической литературе описывается  множество методов и приемов  нравственного воспитания. Очевидно, что они не одинаково направлены на формирование нравственных ценностей.

  Так, например, методы воздействия можно  разделить на два класса:

  - влияния,  создающие нравственные установки,  мотивы, отношения, формирующие представления,  понятия, идеи,

  - влияния,  создающие привычки, определяющие  тот или иной тип поведения. 

  Наиболее  последовательной и современной  представляется классификация, разработанная  Щукиной Г. И., в которой выделяют такие группы методов:

  1. Методы разностороннего воздействия  на сознание, чувства и волю  учащихся в интересах формирования  у них нравственных взглядов  и убеждений (методы формирования  сознания личности);

  2. Методы организации деятельности  и формирования опыта общественного  поведения;

  3. Методы стимулирования поведения  и деятельности.

  Методы  первой группы очень важны и для  успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного  процесса – формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Если ученики остаются безразличны  к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс развивается  медленно и редко достигает намеченной цели. Глубокие чувства рождаются  тогда, когда осознанная школьниками  идея облекается в яркие, волнующие  образы.

  В учебных пособиях прежних лет  методы первой группы назывались короче и выразительнее – методами убеждения. Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании  различных приемов и методов: чтение и анализ притч, басен, назидательных  рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример.

  Каждый  из методов имеет свою специфику  и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы требуют высокой педагогической квалификации.[Реан, 2000:98]

  Рассмотрим  наиболее сложные по содержанию и  применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую  беседу и метод наглядно-практического  воздействия.

  В младших классах часто используется рассказ на этическую тему. Это  яркое эмоциональное изложение  конкретных фактов и событий, имеющих  нравственное содержание. Воздействуя  на чувства, рассказ помогает воспитанникам  понять и усвоить смысл моральных  оценок и норм поведения. Хороший  рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение  к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.

  У рассказа на этическую тему несколько  функций:

  служить источником знаний,

  обогащать нравственный опыт личности опытом других людей,

  служить способом использования положительного примера в воспитании.

  К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие:

  Рассказ должен соответствовать социальному  опыту школьников. В младших классах  он краток, эмоционален, доступен, соответствует  переживаниям детей.

Информация о работе Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста