Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 07:16, реферат
Актуальность данного вопроса обосновывает выбор темы нашей работы: «Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста».
Цель исследования: выявить педагогические условия воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Объект исследования: процесс воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Предмет исследования: педагогические условия воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.2 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»
1.3 Критерии и уровни нравственной воспитанности младших школьников
Выводы по 1 главе
Глава 2. Педагогические условия воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
2.1 Использование метода этической беседы как средства воспитания нравственных ценностей
2.2 Методы и приемы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
2.3 Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
2.4 Педагогический эксперимент
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
3) поведенческий критерий, его показатели:
а) способность дать нравственную оценку поведению своему и окружающих;
б) наличие практического опыта готовности следовать принятым нравственным нормам и правилам в поведении;
в) степень самостоятельности в нравственном выборе в ходе преодоления проблем (трудностей, препятствий), руководствуясь принятыми нравственными требованиями, нормой и правилами поведения.[Колдунов, 2007: 91]
Система
деятельности по диагностике и
Развитие психологической культуры личности – это приобретение ребятами таких знаний, умений, которые помогали бы им познавать свой внутренний мир, строить свою жизнь, выбирать жизненный путь. Большое значение при этом оказывает то, какие воспитательные методы и приемы применяет педагог в работе с ребенком.
Воспитание нравственности, целеустремленности, культуры общения, ценностных ориентаций личности – таким задачам, как правило, отдают приоритет педагоги на сегодняшний день. Ведь ценностные ориентации, в отличие от норматива, предполагают выбор личности (от отдельного поступка до жизненного пути), и поэтому именно в ситуациях выбора наиболее ярко проявляются смыслообразующие мотивы. При этом ценность может выполнять функцию мотива, т.е. побуждать и направлять реальное поведение человека. Между ценностью и нормой может возникнуть внутренний конфликт, определяемый как расхождение между долгом и желанием, понимаемым и реально действующим, желаемым и доступным. Способность к выбору, сложившемуся на основе сложившихся ценностей – одна из сущностных характеристик человека. Ценностно-смысловой компонент составляет «ядро» структуры личности и характеризует её направленность.
Нацеленность современного образования на становление базиса личностной культуры учащихся, частью которой является психологическая культура, приводит к необходимости разработки её диагностики.
Существует ряд методик выявляющих уровень нравственной воспитанности обучающихся.
Основной методикой, позволяющей изучить и проанализировать уровень воспитанности современных школьников, является методика М.И. Шиловой. Это доступная диагностическая программа, содержащая критерии или по Далю – «приметы» для распознавания. Такой приметой для распознавания продвижения детей в нравственном развитии, проявления личностных качеств, принято считать соотношение внешней регуляции и внутренней саморегуляции деятельности и поведения, активной личностной позиции, свидетельствующей о проявлении некоторых первых признаков гражданственности.
Нравственный
мир личности младшего школьника
характеризуется тремя
Высокий уровень:
- глубокие
и полные знания о
- эмоциональная окраска полученных знаний;
- наличие
собственных оценочных
- чувства
устойчивы, глубоки, осознанны,
- устойчивая
позиция по отношению к
- устойчивая
тенденция нравственного
Средний уровень:
- наличие
определенного объема знаний
о нравственных ценностях,
- эмоциональная окраска знаний;
- наличие
собственных, но иногда
- устойчивая
позиция по отношению к
- чувства
осознанны, глубоки,
- устойчивая
тенденция положительного
Низкий уровень:
- знания
отрывисты, не всегда
- эмоционально слабо окрашены;
- редки
оценочные суждения о своем
поведении и поведении
- проявляется
сочувствие на уровне
- нет
устойчивой позиции по
- имеются
случаи частого проявления
Таким образом, основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.
Привычное
поведение формируют
Выводы
по 1 главе
Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Для разных людей в разные исторические эпохи и в разные периоды жизни на первый план выступают разные ценности и цели.
В
настоящее время воспитание анализируется
с точки зрения того, что все
поступки человека выступают как
реальное изменение условий жизни
других людей. Воспитание предполагает
осознание воспитуемым
Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для развития нравственно-ценностных ориентации является возраст 6-12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя.
С поступлением в школу наступает перелом в условиях развития детей. Весь уклад жизни и ценностей становится иными. У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых устремлений и необходимого уровня отношений к действительности.
Главным
психологическим
Через
обучение происходит последовательное
приобщение младших школьников к
нравственным общечеловеческим ценностям.
Глава
2. Педагогические условия
воспитания нравственных
ценностей у детей
младшего школьного
возраста
2.1 Использование метода этической беседы как средства воспитания нравственных ценностей
Этическая
беседа – метод систематического
и последовательного обсуждения
знаний, предполагающий участие обеих
сторон – воспитателя и воспитанников.
Воспитатель выслушивает и
Цель этической беседы – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Этическая
беседа – метод привлечения
Особенность
проведения этических бесед в
начальных классах в том, что
в них можно включать инсценировки,
чтение отрывков из художественных произведений,
декламацию, но при этом нельзя забывать,
что в этической беседе должен
преобладать живой обмен
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:
- Беседа
должна носить проблемный
- Нельзя
допускать, чтобы этическая
- Нельзя
допускать также, чтобы беседа
превращалась в лекцию: воспитатель
говорит, воспитанники слушают.
Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.
В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения – объективности, справедливости, культуры общения.
Правильное
руководство этической беседой
заключается в том, чтобы помочь
воспитанникам самостоятельно прийти
к правильному выводу. Для этого
воспитателю нужно уметь
Высокопрофессиональные
учителя проводят беседы не часто
и готовятся к ним
В школе первой ступени этическая беседа имеет более простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода.
Проведение этических бесед включает в себя:
· подготовительный этап;
· проведение беседы;
· организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.
Опыт проведения этических бесед показывает, что целесообразно проводить их во внеурочное время дважды в месяц. Подготовка к каждой беседе занимает 7-8 дней.
Подготовительный этап, самый длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную деятельность учителя и детей. Могут быть различные варианты подготовки к беседе, мы рекомендуем следующий:
1.
В зависимости от уровня
2.
Цель беседы – усвоение
3.
Подборка фактического
Информация о работе Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста