Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 07:16, реферат

Краткое описание

Актуальность данного вопроса обосновывает выбор темы нашей работы: «Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста».
Цель исследования: выявить педагогические условия воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Объект исследования: процесс воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Предмет исследования: педагогические условия воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.2 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»
1.3 Критерии и уровни нравственной воспитанности младших школьников
Выводы по 1 главе
Глава 2. Педагогические условия воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
2.1 Использование метода этической беседы как средства воспитания нравственных ценностей
2.2 Методы и приемы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
2.3 Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
2.4 Педагогический эксперимент
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста.docx

— 108.51 Кб (Скачать)

  3) поведенческий критерий, его показатели:

  а) способность дать нравственную оценку поведению своему и окружающих;

  б) наличие практического опыта  готовности следовать принятым нравственным нормам и правилам в поведении;

  в) степень самостоятельности в нравственном выборе в ходе преодоления проблем (трудностей, препятствий), руководствуясь принятыми нравственными требованиями, нормой и правилами поведения.[Колдунов, 2007: 91]

  Система деятельности по диагностике и целенаправленному  повышению психологической культуры учащихся – относительно недавно  возникшее направление психолого-педагогической деятельности.

  Развитие  психологической культуры личности – это приобретение ребятами таких  знаний, умений, которые помогали бы им познавать свой внутренний мир, строить  свою жизнь, выбирать жизненный путь. Большое значение при этом оказывает  то, какие воспитательные методы и  приемы применяет педагог в работе с ребенком.

  Воспитание  нравственности, целеустремленности, культуры общения, ценностных ориентаций личности – таким задачам, как  правило, отдают приоритет педагоги на сегодняшний день. Ведь ценностные ориентации, в отличие от норматива, предполагают выбор личности (от отдельного поступка до жизненного пути), и поэтому  именно в ситуациях выбора наиболее ярко проявляются смыслообразующие мотивы. При этом ценность может выполнять функцию мотива, т.е. побуждать и направлять реальное поведение человека. Между ценностью и нормой может возникнуть внутренний конфликт, определяемый как расхождение между долгом и желанием, понимаемым и реально действующим, желаемым и доступным. Способность к выбору, сложившемуся на основе сложившихся ценностей – одна из сущностных характеристик человека. Ценностно-смысловой компонент составляет «ядро» структуры личности и характеризует её направленность.

  Нацеленность  современного образования на становление  базиса личностной культуры учащихся, частью которой является психологическая  культура, приводит к необходимости  разработки её диагностики.

  Существует  ряд методик выявляющих уровень  нравственной воспитанности обучающихся.

  Основной  методикой, позволяющей  изучить и проанализировать уровень воспитанности  современных школьников, является методика М.И. Шиловой. Это доступная диагностическая программа, содержащая критерии или по Далю – «приметы» для распознавания. Такой приметой для распознавания продвижения детей в нравственном развитии, проявления личностных качеств, принято считать соотношение внешней регуляции и внутренней саморегуляции деятельности и поведения, активной личностной позиции, свидетельствующей о проявлении некоторых первых признаков гражданственности.

  Нравственный  мир личности младшего школьника  характеризуется тремя уровнями: высокий, средний, низкий.

  Высокий уровень:

  - глубокие  и полные знания о нравственных  ценностях, то есть умение выделить  их основные и наиболее существенные  характеристики, творчески применять  полученные знания для организации  и анализа своего поведения  и поведения окружающих людей,  умение устанавливать тесную  связь нравственных знаний с  поведением;

  - эмоциональная  окраска полученных знаний;

  - наличие  собственных оценочных суждений;

  - чувства  устойчивы, глубоки, осознанны,  действенны, проявляется сочувствие;

  - устойчивая  позиция по отношению к нравственным  ценностям;

  - устойчивая  тенденция нравственного поведения.

  Средний уровень:

  - наличие  определенного объема знаний  о нравственных ценностях, умение  выделить их существенные признаки, приводить примеры их проявления  на практике;

  - эмоциональная  окраска знаний;

  - наличие  собственных, но иногда зависящих  от ситуации оценочных суждений;

  - устойчивая  позиция по отношению к нравственным  ценностям;

  - чувства  осознанны, глубоки, проявляется  сочувствие, но иногда и безразличие  в зависимости от ситуации;

  - устойчивая  тенденция положительного поведения.

  Низкий  уровень:

  - знания  отрывисты, не всегда проявляется  умение связать их с реальными  проявлениями в жизни;

  - эмоционально  слабо окрашены;

  - редки  оценочные суждения о своем  поведении и поведении окружающих  людей, а иногда вообще отсутствуют  в зависимости от внешних факторов;

  - проявляется  сочувствие на уровне намерения;

  - нет  устойчивой позиции по отношению  к нравственным ценностям;

  - имеются  случаи частого проявления отрицательного  поведения.[Яновская, 2003:204]

  Таким образом, основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению  к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует  считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные  взгляды и убеждения (мотивы), как  привычные формы поведения.

  Привычное поведение формируют многократно  повторенные действия. Оно стабильно  позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно.

  Выводы  по 1 главе   

  Проблема  нравственного воспитания была актуальной всегда. Для разных людей в разные исторические эпохи и в разные периоды жизни на первый план выступают  разные ценности и цели.

  В настоящее время воспитание анализируется  с точки зрения того, что все  поступки человека выступают как  реальное изменение условий жизни  других людей. Воспитание предполагает осознание воспитуемым конкретных явлений как ценностей или  не ценностей, определенное его к  ним отношение.

  Ценностные  ориентации формируются в течение  всей жизни, однако наиболее важным для  развития нравственно-ценностных ориентации является возраст 6-12 лет, в котором  складываются интеллектуальные механизмы  познания окружающего мира и самого себя.

  С поступлением в школу наступает  перелом в условиях развития детей. Весь уклад жизни и ценностей  становится иными. У младшего школьника  происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих  возможность новых устремлений  и необходимого уровня отношений  к действительности.

  Главным психологическим новообразованием младших школьников являются развивающиеся  основы творческого отношения к  действительности, умения ориентироваться  в различных формах человеческой деятельности, способности оперировать  отвлеченными понятиями, формируются  личностные рефлексы.

  Через обучение происходит последовательное приобщение младших школьников к  нравственным общечеловеческим ценностям.   
 

  Глава 2. Педагогические условия  воспитания нравственных ценностей у детей  младшего школьного  возраста  

  2.1 Использование метода  этической беседы  как средства воспитания  нравственных ценностей

  Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих  сторон – воспитателя и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает  мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические  проблемы.[Подласый, 2001: 157]

  Цель  этической беседы – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение  и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и  убеждений.

  Этическая беседа – метод привлечения воспитанников  к выработке правильных оценок и  суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение.

  Особенность проведения этических бесед в  начальных классах в том, что  в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию, но при этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. После ее проведения классному  руководителю необходимо провести работу по углублению выявленных нравственных понятий, норм поведения, организуя  практическую деятельность детей.

  Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:

  - Беседа  должна носить проблемный характер. Воспитатель должен стимулировать  нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.

  - Нельзя  допускать, чтобы этическая беседа  развивалась по заранее составленному  сценарию с заучиванием готовых  или подсказанных взрослыми ответов.  Нужно детей с уважением относиться  к мнениям других, терпеливо и  аргументировано вырабатывать правильную  точку зрения.

  - Нельзя  допускать также, чтобы беседа  превращалась в лекцию: воспитатель  говорит, воспитанники слушают.  Лишь откровенно высказанные  мнения и сомнения позволяют  воспитателю направить беседу  так, чтобы ребята сами пришли  к правильному пониманию сущности  обсуждаемого вопроса. Успех зависит  от того, насколько теплым будет  характер беседы, раскроют ли  в ней воспитанники свою душу.

  Материал  для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при  опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные  темы могут быть успешными.

  В ходе беседы важно выявить и сопоставить  все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это  важно со всех точек зрения –  объективности, справедливости, культуры общения.

  Правильное  руководство этической беседой  заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого  воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами  воспитанника, понимать его позицию  и связанные с ней чувства.

  Высокопрофессиональные  учителя проводят беседы не часто  и готовятся к ним основательно. Этические беседы строятся по такому примерно сценарию: сообщение конкретных факторов, объяснение этих факторов и  их анализ с активным участием всех собеседников; обсуждение конкретных аналогичных ситуаций; обобщение  наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила; применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.[Богданова, 2007:90]

  В школе первой ступени этическая  беседа имеет более простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный  путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода.

  Проведение  этических бесед включает в себя:

  ·           подготовительный этап;

  ·           проведение беседы;

  ·           организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.

  Опыт  проведения этических бесед показывает, что целесообразно проводить  их во внеурочное время дважды в  месяц. Подготовка к каждой беседе занимает 7-8 дней.

  Подготовительный  этап, самый длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную деятельность учителя и детей. Могут быть различные  варианты подготовки к беседе, мы рекомендуем  следующий:

  1. В зависимости от уровня развития  детского коллектива и нравственных  проблем определяется тема беседы.

  2. Цель беседы – усвоение определенных  норм, понятий, которые должны  уяснить учащиеся; те практические  выводы, которые будут сделаны.

  3. Подборка фактического материала,  где рассказывается, как нужно  поступать, что нужно делать.

Информация о работе Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста