Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 07:16, реферат

Краткое описание

Актуальность данного вопроса обосновывает выбор темы нашей работы: «Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста».
Цель исследования: выявить педагогические условия воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Объект исследования: процесс воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Предмет исследования: педагогические условия воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.2 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»
1.3 Критерии и уровни нравственной воспитанности младших школьников
Выводы по 1 главе
Глава 2. Педагогические условия воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
2.1 Использование метода этической беседы как средства воспитания нравственных ценностей
2.2 Методы и приемы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
2.3 Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
2.4 Педагогический эксперимент
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста.docx

— 108.51 Кб (Скачать)

  Второй  этап включает выбор обсуждения формы  проведения творческого отчета классным руководителем совместно с детьми и родителями.

  Третий  этап - подготовительный. На этом этапе  рассылаются пригласительные билеты родителям, организуются предварительные  встречи с родительским активом  класса.

  Классный  руководитель намечает план проведения и готовит совместно с родителями и учащимися праздничный творческий сценарий, включая лучшие моменты  из жизни класса за прошедший учебный  год; составляет похвальные листы учащимся и благодарственные письма для родителей.

  Четвертый этап - творческо-реализационный. На этом этапе проводится праздник, насыщенный положительными эмоциями, где в игровой  форме рассказывается о достижениях  класса, о вкладе каждого учащегося  в жизнь классного сообщества, о взаимодействии с родителями, личностном творческом росте младших школьников.

  Пятый этап - результативный. Проведение творческого  отчета способствует сплочению классного  коллектива, улучшению семейного  климата, взаимопонимания, развивает  креативные способности учащихся, учит на практике овладению различными формами этикета, способствует нравственному поведению и вырабатывает нравственные привычки общения, дает классному руководителю возможность корректировать семейные проблемы.

  Для выявления эффективной работы с  родителями проводится анкетирование  с целью изучения отношения родителей  к проведению творческих отчетов. Используется методика: «Сочинение размышление на тему…» (методика Н.Е. Щурковой). Родителям предлагалось высказать свое мнение о новой форме работы с ними, раскрыв следующую фразу: «творческий отчет…».

  Итак, нравственное формирование человека начинается с рождения. Домашняя обстановка и  отношения в семье оказывают  большое влияние на развитие нравственных ценностей школьников. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей на родительских лекториях, привлекать их к участию в общешкольных делах.   

  2.4 Педагогический эксперимент 

  Для подтверждения теоретических положений  нами был проведен педагогический эксперимент, который проводился на базе школы  муниципальной общеобразовательной  колы с углубленным изучением  отдельных предметов № 8 г. Ленинска-Кузнецкого в 3 «А» классе. В экспериментальном исследовании участвовало 19 человек.

  Цель  исследования: выявить уровень сформированности нравственной воспитанности младших  школьников.

  На  констатирующем этапе для диагностики  и выявления уровня сформированности нравственных качеств учащихся начальной  школы методами исследования были выбраны  методика М.Рокича, Е.Ф. Шубиной, М.И. Шиловой, Н.Е. Щурковой.

  В формировании ценностных ориентаций, по мнению экспертов, существенную роль играют идеальные личности, на основе подражания которым и происходит формирование ценностей. Опрос учащихся 3 класса (19 человек) показал, что такими идеалами у младших школьников являются родители и ближайшие родственники, преуспевающие бизнесмены и предприниматели, учителя, герои литературных произведений и фильмов, друзья и знакомые.

  Затем мы выявили степень интереса младших  школьников к нравственной проблематике. Для этого использовали методику М.Рокича, модифицированную Е.Ф. Шубиной. Значительная часть детей дали высокую оценку ценностям социального характера таким, как удачная учеба, бизнес, богатство. Более низкую оценку получили такие нравственные ценности, как честь, достоинство, порядочность, совесть, жалость, милосердие и т.д. В ходе констатирующего эксперимента были также применены методики Н.Е. Щурковой, по которым определялось, какими качествами, по их собственной оценке, обладали школьники. Учащиеся считали себя добрыми, ответственными, дружелюбными, честными, умеющими строить свои отношения с окружающими на основе взаимного уважения. Некоторые учащихся не смогли ответить, считают ли они себя добрыми, ответственными, дружелюбными, честными, умеющими строить свои отношения с окружающими на основе взаимного уважения. Наименьшее число учащихся не считают, что они должны строить свои отношения на принципах взаимоуважения и изменять своё отношение к людям.

  Для воспитания нравственных качеств мы проводим диагностику по методике М.И. Шиловой, диагностические таблицы  отражают пять основных показателей  нравственной воспитанности школьника: саморегуляция личности, отношение к обществу, активная жизненная позиция, отношение к родине, отношение к природе.

  Анализ  психологических и нравственных качеств ребенка, отслеживаемых  по данной методике, позволяет определить процесс развития личности, динамический аспект ее становления. Содержательная сторона, направленность действий и  поступков характеризуют человека, его нравственную воспитанность. По уровню воспитанности учащихся и  общей диагностической картине  по таблицам УНВ (уровни нравственной воспитанности) в коллективе, учитель - воспитатель может моделировать воспитательную концепцию как в отношении всего класса, так и индивидуальные подходы к воспитанию каждого отдельного ребенка в классе.

  Таблицы уровня нравственной воспитанности  разработаны по трем ступеням с учетом психологических и возрастных особенностей детей – методика М.И. Шиловой.(См. Приложе6ние Таблица 1)

  По  каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся  качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Полученные в ходе диагностики баллы  суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний  балл). Полученные средние баллы  по каждому показателю вносятся в  сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика (см. Приложение «Инструкция к таблице «сводный лист»).

  Таким образом, формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть  целенаправленную работу как с классом  в целом, так и с отдельными детьми.

  Для краткости выражения результатов, использования в целях коррекции  мы фиксировали их в сводном листе (см. Приложение таблицу 2).

  Расшифровка таблицы представлена в приложении «Инструкция по сводному листу».

  В столбцах «Показатели нравственной воспитанности» фиксируется тот  уровень, который преобладает на данный момент у конкретного ребенка.

  Преобладание  ярких проявлений (3 уровень) отражает самостоятельность, высоконравственность деятельности и поведения, признаки продуктивного, деятельного характера. В таком случае говорят: «серьезный, самостоятельный, хорошо воспитанный ребенок».

  Преобладание  признаков 2 уровня: ребенок недостаточно самостоятелен, и не всегда саморегулирует свою деятельность, активную нравственную позицию. В этом случае «воспитанный ребенок».

  Преобладание  признаков 1 уровня: преобладание внешней  регуляции его деятельности и  отношений. Такой обучающийся нуждается в побуждении и контроле. О таких детях говорят: «недостаточно воспитанный ребенок».

  Преобладание  отрицательных проявлений, вредных  привычек в поведении ребенка  характеризует его как невоспитанного.

  По  результатам анализа «Сводного  листа была составлена гистограмма представленная на рис. 1.

  Рисунок 1. – Распределение учащихся 3 «А»  класса по группам в зависимости  от уровней нравственной воспитанности

  Из  представленной диаграммы выявлено, что у обучающихся 3 класса преобладают  признаки второго уровня проявления нравственно-волевых качеств личности. Наиболее яркими качествами формирующейся  нравственности у данной возрастной группы детей являются отношение  к обществу, отношение к физическому  труду, отношение к людям. Следует  обратить внимание на развитие у ребят  отношений к умственному труду  и отношения к себе.

  В ходе формирующего этапа исследовательской  работы мы проводили этические беседы:

  Обсуждали вопрос о дружбе с героем литературного  произведения или фильма.

  1. С кем бы хотел подружиться?

  2. Почему? Какие качества привлекают в герое? (дети хотят дружить с сильными личностями, желательно со сверхъестественными возможностями – Человек паук и Супермен. Считают, что этому можно научиться, что эти герои, будучи друзьями, могут прийти на помощь в трудную минуту)

  3. А кто вам в жизни помогает  в трудную минуту?

  4. А чем могут помочь телевизионные и литературные герои? (делается вывод, что помогают в трудные минуты близкие люди – мама, папа, друзья, родственники. Вымышленные герои могут помочь только показав пример силы или находчивости в выходе из критической ситуации).

  Также проводились беседы: «От любви  к матери – до любви к Родине»,

  «Кого мы называем добрым».

  Также мы провели два классных часа соответствующих  проблеме исследования. Цель первого  классного часа «Дорогою добра»: учить  ребят взаимопомощи, поддержке, уважению друг к другу, воспитание культуре межличностных  отношений. На классном часе мы с ребятами разбирали разнообразные ситуации. Ребята охотно вступали в дискуссии делали свои выводы, предлагали свои варианты по предложенным ситуациям. В целом классный час прошел хорошо. На передоложенные ситуации «Помочь учителю повесить плакат, зажечь свет, стереть с доски, отпереть кабинет, раздать тетради, листы, книги», ребята отвечали следующим образом. «Да, я всегда предлагаю свою помощь учителю» (ответили 16 человек). «Я бы предложил помощь, но мне кажется, что это будет выглядеть как подхалимство, смогу только в той ситуации, если в классе никого не будет» (ответили 4 мальчика). «Позвоните по телефону кому-либо из стоящих здесь людей. Начните разговор». Две девочки хорошо справились с этим заданием, беседа проходила в культурной форме, с извинениями и т.д.

  На  первый взгляд было понятно, что класс  привык к такой форме проведения классного часа, ребята хорошо знали  как себя нужно вести в той  или иной ситуации, имели представления  о морали, об этикете, о безнравственных  поступках и т.д. Классный руководитель удаляет много времени на нравственное просвещение ребят (походы в театр, проведение классных часов, мероприятий  и т.д.).

  Цель  другого классного часа «Какой я?»: учить ребят взаимному уважению друг к другу, а так же к пожилым людям, воспитание культуре межличностных отношений. Предлагались следующие ситуации: 1. «Выразить почтение к старику». Ребята были разбиты на команды. Каждая команда разыгрывала сценку на эту ситуацию, как, по их мнению, выражается уважение к пожилым. На мой взгляд, ребята отлично справились с таким видом работы, сценки получились естественными, интересными. 2. «Пригласить к столу и рассадить гостей, пожелать приятного аппетита». Так же ребята были разбиты на команды, каждая команда выполняла задание. Можно сделать вывод о том, что ребята хорошо знают правела этикета и умеют применять полученные знания. Руководитель так же участвовал в дискуссиях, помогал ребятам, акцентировал их внимание на той или иной ситуации, так же классный руководитель просил ребят вспомнить некоторые правила этикета. Классный руководитель попросил ребят сделать выводы, а так же сравнить поведение ребят в повседневной жизни. Ребята пришли к выводу, что не всегда руководствуются правилами этикета, и делают безнравственные поступки.

  Также мы провели в классе воспитательное дело. Тема воспитательного дела: «Вавилонская башня». Цель: воспитание культуры межличностных  отношений, уважение друг к другу, принятие совместных решений, взаимопомощь. Наша задача была в том, что бы сплотить ребят, научить их общаться между  собой, уважать мнения друг друга. Ребята активно участвовали в играх, сценках, принимали совместные решения, проявляли уважение к мнению друг друга, действовали сообща.

  Также включали учащихся в деятельность, направленную на помощь другим людям: младшим (первоклассникам, своим братьям  и сестрам), старшим (родителям, учителям, пожилым людям); учили заботиться о природе. Мы включали учащихся в  проблемные ситуации, способствующие выработке нравственных поступков  и закреплению их как привычки в поведении. Воспитывающие проблемные ситуации – это специально организованные педагогом экстремальные условия  для школьника, включающие в себя рассогласования, противоречия между  требованиями социума и уровнем  развития личности, или между ситуативным  требованием активности личности и  уровнем развития способностей к  осуществлению нравственного выбора, рационализирующих поиск оптимальных  вариантов преодоления моральных  противоречий. В опытно - поисковой работе мы создавали воспитывающие проблемные ситуации в ходе обсуждении тех или иных альтернативных выборов вида деятельности или стиля поведения; при оценке действий и поступков, основанной на принципах нормативной нравственности; а также при сопоставлении нормативных положений с конкретными поведенческими ситуациями; в дискуссии о том, как нужно поступать в предлагаемой ситуации.

Информация о работе Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста