Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 07:16, реферат

Краткое описание

Актуальность данного вопроса обосновывает выбор темы нашей работы: «Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста».
Цель исследования: выявить педагогические условия воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Объект исследования: процесс воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Предмет исследования: педагогические условия воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.2 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»
1.3 Критерии и уровни нравственной воспитанности младших школьников
Выводы по 1 главе
Глава 2. Педагогические условия воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
2.1 Использование метода этической беседы как средства воспитания нравственных ценностей
2.2 Методы и приемы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
2.3 Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
2.4 Педагогический эксперимент
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста.docx

— 108.51 Кб (Скачать)

  Воспитание  нравственных ценностей  детей младшего школьного  возраста  
 

  Содержание

  Введение

  Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста

  1.1 Психолого-педагогическая характеристика  детей младшего школьного возраста

  1.2 Сущность понятий «нравственное  воспитание» и «нравственные  ценности»

  1.3 Критерии и уровни нравственной  воспитанности младших школьников

  Выводы  по 1 главе

  Глава 2. Педагогические условия воспитания нравственных ценностей у детей  младшего школьного возраста

  2.1 Использование метода этической  беседы как средства воспитания  нравственных ценностей

  2.2 Методы и приемы воспитания  нравственных ценностей детей  младшего школьного возраста

  2.3 Совместная работа школы и  семьи по воспитанию нравственных  ценностей у детей младшего  школьного возраста

  2.4 Педагогический эксперимент

  Выводы  по 2 главе

  Заключение

  Список  литературы

  Приложение   
 

  Введение

  Во  все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические  преобразования, происходящие в современном  обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение  можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

  Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

  Во-вторых, в современном мире маленький  человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных  источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

  В-третьих, само по себе образование не гарантирует  высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение  к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому  человеку.

  В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника  о нормах поведения, утверждаемых в  современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения  норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

  Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать  происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано  с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

  Значение  и функция начальной школы  в системе непрерывного образования  определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

  Исследуемая нами проблема нашла отражение в  фундаментальных работах Н.М. Трофимовой, Я.И. Колдунова, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

  Актуальность  данного вопроса обосновывает выбор  темы нашей работы: «Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного  возраста».

  Цель  исследования: выявить педагогические условия воспитания нравственных ценностей  детей младшего школьного возраста

  Объект  исследования: процесс воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного  возраста

  Предмет исследования: педагогические условия  воспитания нравственных ценностей  детей младшего школьного возраста

  Задачи  исследования:

  1. рассмотреть теоретические основы  воспитания нравственных ценностей  у детей младшего школьного  возраста;

  2. изучить критерии и уровни  нравственной воспитанности у  детей младшего школьного возраста;

  3. выявить и экспериментально обосновать  методы и приемы воспитания  нравственных ценностей у детей  младшего школьного возраста.

  Гипотеза  исследования: Воспитание нравственных ценностей у детей младшего школьного  возраста будет эффективным, если:

  - учитываются  возрастные и индивидуальные  особенности детей;

  - учитель  владеет методами и приемами, которые направлены на воспитание  нравственных ценностей у детей  младшего школьного возраста;

  - работа  по воспитанию нравственных ценностей  проводится совместно с семьей (родителями).

  Методы  исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, статистическая обработка данных педагогического  эксперимента. 

  Глава 1. Теоретические  основы воспитания нравственных ценностей детей  младшего школьного  возраста  

  1.1 Психолого-педагогическая  характеристика детей  младшего школьного  возраста

  Границы младшего школьного возраста, совпадающие  с периодом обучения в начальной  школе, устанавливаются в настоящее  время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и  психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.[Фридман, 2001: 58]

  Начало  обучения в школе ведет к коренному  изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально  значимые обязанности, выполнение которых  получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений  с окружающими людьми. Безусловный  авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее  значение для ребенка начинают приобретать  сверстники, возрастает роль детского сообщества.

  Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной  деятельности складываются психологические  новообразования, характеризующие  наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано  с падением интереса к учебе и  с тем, что у ребенка уже  есть завоеванная общественная позиция  ему нечего достигать. Для того чтобы  этого не происходило учебной  деятельности необходимо придать новую  лично значимую мотивацию. Ведущая  роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно  включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

  С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».

  На  протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются  навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.

  В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические  процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает  черты произвольности, становясь  сознательно регулируемой и опосредованной.

  Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Выделяют 13 мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация ассоциации, повторение.

  Трудность выделения главного, существенного  отчетливо проявляется в одном  из основных видов учебной деятельности школьника — в пересказе текста. Психологи исследовавшие особенности устного пересказа у младших школьников, заметили, что краткий пересказ дается детям гораздо труднее, чем подробный. Рассказать кратко — это значит выделить основное, отделить его от деталей, а именно этого дети не умеют.

  Отмеченные  особенности мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся. Неумение преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приемы и  способы выполнения учебных заданий, которые психологи называют «обходными путями», к их числу относится  механическое заучивание материала  без его понимания. Дети воспроизводят  текст почти наизусть, дословно, но при этом не могут ответить на вопросы по тексту. Еще один обходной путь — выполнение нового задания  тем же способом, каким выполнялось  какое-нибудь задание раньше. Помимо этого, учащиеся с недостатками мыслительного  процесса при устном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у  товарищей и т. д.

  В этом возрасте происходит появление  и другого важного новообразования  — произвольного поведения. Ребенок  становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения  лежат нравственные мотивы, формирующиеся  в этом возрасте. Ребенок впитывает  в себя моральные ценности, старается  следовать определенным правилам и  законам. Часто это связано с  эгоистическими мотивами, и желаниями  быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их по ведение  так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.

  С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно  связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.

  Ребенок способен оценить свой поступок с  точки зрения его результатов  и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим  образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах.

  Ребенок начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребенок не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личности ребенка часто приводят к выплескам  эмоций на взрослых, желаниям сделать  то, что хочется, к капризам. «Негативное  содержание этого возраста проявляется  в первую очередь в нарушении  психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т. д.».

  Развитие  личности младшего школьника зависит  от школьной успеваемости, оценки ребенка  взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому  он впитывает в себя знания как  интеллектуальные, так и нравственные. «Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских  интересов играет учитель, хотя степень  их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками». Другие взрослые тоже занимают важное место в жизни ребенка.

Информация о работе Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста