Влияние социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и обосновать наиболее эффективный механизм развития воспитательной системы учреждений дополнительного образования в социокультурной ситуации региона.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
- проанализировать основные этапы зарождения, становления развития системы (внешкольного) дополнительного образования детей в России, начиная с конца XIX в. и до наших дней;
- раскрыть сущностные характеристики современного дополнительного образования детей, его основные направления, виды, специфику;
- выявить основные социокультурные технологии, применяемые в дополнительном образовании.

Оглавление

ГЛАВА I. Теоретическое обоснование влияния социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования ……………………………..............
1.1. Дополнительное образование как самостоятельная образовательная сфера ..........................................................................................................................
1.2. Современная система дополнительного образования и перспективы ее развития..........................................................................................
1.3. Социокультурные технологии в системе дополнительного образования Орловской области.............................................................................
Выводы по материалам 1 главы……………………………………………
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение влияния социокультурных технологий на развитие образовательного процесса учреждения дополнительного образования …………………………………………………
2.1. Цели, задачи, методики исследования ………………………………
2.2. Описание результатов исследования…………………………………
2.3. Влияние социокультурных технологий на организации образовательного процесса Дворца пионеров и школьников...............................................................................................................
2.4. Концептуальные основы развития и пути оптимизации областного Дворца пионеров и школьников.............................................................................
2.5. Рекомендации педагогам дополнительного образования
Выводы по материалам 2 главы…………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Диплом ГОТ.doc

— 533.00 Кб (Скачать)

25% - респондентов ответили – Вокальное искусство.

 

На вопрос: «В какой степени Вы увлечены физкультурой и спортом?» мы получили следующие результаты:

5% - респондентов ответили – не занимаюсь;

15% - респондентов ответили – от случая, к случаю;

30% - респондентов ответили – занимаюсь любительски, но регулярно;

50% - респондентов ответили – Профессионально занимаюсь.

 

На вопрос: «Что для Вас значат занятия во Дворце пионеров и школьников?» мы получили следующие результаты:

5 % - респондентов ответили – Это помогает лучше учиться и осваивать программы дополнительного образования (персонификация объемов и темпов усвоения программ дополнительного образования);

10 % - респондентов ответили – Эти занятия помогают решить психологические проблемы (помощь в самореализации);

20% - респондентов ответили – Способ отдохнуть, отвлечься от учебы (рекреативная функция);

20% - респондентов ответили – Приносит пользу для здоровья (оздоровительная функция);

45% - респондентов ответили – Обеспечивает новые знакомства, развивает коммуникативные навыки (функция социального опыта).

 

На вопрос: «Участвовали когда-либо в конкурсах, выставках, фестивалях и других подобных мероприятиях?» мы получили следующие результаты:

15% - респондентов ответили – Нет;

85% - респондентов ответили – Да.

 

На вопрос: «Завоевывали Вы награды на них?» мы получили следующие результаты:

30% - респондентов ответили – Нет.

70% - респондентов ответили – Да;

 

На вопрос: «Чтобы Вы изменили в работе Дворца пионеров и школьников?» мы получили следующие результаты:

15% - респондентов ответили – Повысить уровень педагогического мастерства у работников;

35% - респондентов ответили – Увеличить перечень направлений деятельности;

50% - респондентов ответили – Улучшить материально техническую базу заведения.

На вопрос: «Какие меры Вы с читаете наиболее важными, для деятельности  Вашего заведения?» мы получили следующие результаты:

5% - респондентов ответили – обеспечение межведомственного подхода в области реализации интересов детей, создания социокультурной инфраструктуры детства;

5% - респондентов ответили – распространение передового педагогического опыта;

5% - респондентов ответили – укрепление связи науки и практики;

10% - респондентов ответили – информационное обеспечение системы дополнительного образования детей через телевидение, радио, прессу;

10% - респондентов ответили – организация программно-методической службы;

15% - респондентов ответили – взаимодействие учреждений дополнительного образования детей с учебными учреждениями среднего и высшего профессионального образования;

15% - респондентов ответили – создание системы предъявления результатов образовательной деятельности детей (фестивали, выставки, конкурсы и т.д.);

15% - респондентов ответили – развитие системы дополнительного образования детей во всех типах и видах образовательных учреждений;

20% - респондентов ответили – повышение эффективности и качества работы образовательных учреждений дополнительного образования детей.

 

На вопрос: «Ваш Пол?» мы получили следующие результаты:

40% - респондентов ответили –М;

60% - респондентов ответили –Ж.

 

Также было проведено  анкетирование педагогов дополнительного образования, в результате которого, мы получили следующие результаты:

На вопрос: «Как давно Вы работаете в данном учреждении? » мы получили следующие результаты:

0% - респондентов ответили –в течении года;

5% - респондентов ответили –от 1 до 3 лет;

20% - респондентов ответили –от 3 до 10 лет;

25% - респондентов ответили –более 20 лет;

50% - респондентов ответили –от 10 до 20 лет.

 

На вопрос: «Какое направление детского творчества является сферой Вашей профессиональной деятельности?» мы получили следующие результаты:

2% - респондентов ответили - эколого-биологическое;

3% - респондентов ответили - военно-патриотическое;

5% - респондентов ответили - социально-педагогическое;

7% - респондентов ответили – естественнонаучное;

8% - респондентов ответили – культурологическое;

10% - респондентов ответили - туристско-краеведческое;

15% - респондентов ответили - спортивно-техническое;

25% - респондентов ответили - физкультурно-спортивное;

25% - респондентов ответили - научно-техническое;

40% - респондентов ответили - художественно-эстетическое (хореографическое, музыкальное направление, прикладное и изобразительное творчество).

 

На вопрос: «Как на Ваш взгляд, изменился образовательно-воспитательный  процесс, за последние 2-5 лет?» мы получили следующие результаты:

5% - респондентов ответили – Снизился;

25% - респондентов ответили – Остался неизменным;

70% - респондентов ответили – Вырос.

 

На вопрос: «Что Вы считаете основной профессиональной задачей Вашей работы?» мы получили следующие результаты:

15% - респондентов ответили – Обеспечивает новые знакомства, развивает коммуникативные навыки. (функция социального опыта);

25% - респондентов ответили – Способ отдохнуть, отвлечься. (рекреативная функция);

30% - респондентов ответили – Приносит пользу для здоровья. (оздоровительная функция);

30% - респондентов ответили – Эти занятия помогают решить психологические проблемы. (помощь в самореализации).

 

На вопрос: «Какие меры Вы с читаете наиболее важными, для деятельности Вашего заведения?» мы получили следующие результаты:

5% - респондентов ответили – информационное обеспечение системы дополнительного образования детей через телевидение, радио, прессу;

5% - респондентов ответили – организация программно-методической службы;

7% - респондентов ответили – укрепление связи науки и практики;

8% - респондентов ответили – обеспечение межведомственного подхода в области реализации интересов детей, создания социокультурной инфраструктуры детства;

10% - респондентов ответили – взаимодействие учреждений дополнительного образования детей с учебными учреждениями среднего и высшего профессионального образования;

10% - респондентов ответили – развитие системы дополнительного образования детей во всех типах и видах образовательных учреждений;

13% - респондентов ответили – распространение передового педагогического опыта;

17% - респондентов ответили – создание системы предъявления результатов образовательной деятельности детей (фестивали, выставки, конкурсы и т.д.);

25% - респондентов ответили – повышение эффективности и качества работы образовательных учреждений дополнительного образования детей.

 

На вопрос: «Какие технологии Вы применяете в своей деятельности?» мы получили следующие результаты:

3% - Анимационные социокультурные  технологии;

5% - Художественно-развивающие  технологии;

7% Культуротворческие технологии;

25% - Технологии художественно-творческой  деятельности;

60% - Педагогические игровые  технологии.

 

На вопрос: «Как влияют технологии на систему дополнительного образования? » мы получили следующие результаты:

0% - Отрицательно;

2% - Не влияют;

98% - Положительно.

 

На вопрос: «Ваш Пол?» мы получили следующие результаты:

30% - респондентов ответили – М;

70% - респондентов ответили – Ж.

 

На вопрос: «Ваш возраст?» мы получили следующие результаты:

15% - респондентов ответили – 21 до 30 лет;

25% - респондентов ответили – от 40 до 50 лет;

30% - респондентов ответили – от 30 до 40 лет;

30% - респондентов ответили – старше 50 лет.

 

На вопрос: «Образование?» мы получили следующие результаты:

0% - респондентов ответили – среднее;

5% - респондентов ответили – среднетехническое;

10% - респондентов ответили – неоконченное высшее;

20% - респондентов ответили – два высших;

65% - респондентов ответили – высшее.

 

С целью  выявления  особенностей организации работы в ОГОУДОД «Дворец пионеров и школьников» им. Ю.А.Гагарина, мы проанализировали документацию. Работа Дворца осуществляется по учебному плану.

Учебный план Дворца творчества соответствует его образовательной  программе и включает следующие  разделы: Ф.И.О. педагога, наименование объединения, количество часов в неделю, раздел образовательной программы (группы по годам обучения, ансамбли, индивидуальные занятия), количество детей в объединении.

В плане выделены блоки:

- естественнонаучное  - 1 педагог;

- военно-патриотическое – 2 педагога;

- эколого-биологическое  – 2 педагога;

- туристско-краеведческое  – 3 педагога;

- научно-техническое  – 4 педагога;

- спортивно-техническое  – 4 педагога;

- физкультурно-спортивное  – 5 педагогов;

- социально-педагогическое  – 7 педагогов;

- культурологическое – 9 педагогов.

-художественно-эстетическое (хореографическое, музыкальное направление,  прикладное и изобразительное  творчество) –   29 педагогов.

Результаты анкетирования  детей показали:

1. Театральным искусством занимается 10 % детей, на хореографические кружки ходят 20% и вокальным искусством занимаются 25% воспитанников.

Эти цифры  говорят нам о том, что эти направления являются самыми предпочитаемыми и развитыми в учреждении дополнительного образования.

2. Физкультурой и спортом занимаются большинство воспитанников Дворца. Из них 50 % детей занимаются профессионально. Что говорит о физической подготовленности воспитанников.

3. В студии занимаются большинство детей (45%) с целью приобретения новых знакомств, развития коммуникативных навыков.

4. 85% воспитанников участвовали в конкурсах, выставках, фестивалях, а   70 % - получали награды и грамоты. Данные результаты свидетельствуют о высоком мастерстве педагогов дополнительного образования детей и качестве дополнительного образования.

5. Примерно половина воспитанников считают, что во Дворце необходимо улучшить материально техническую базу.

Результаты анкетирования  педагогов показали:

  1. Большинство педагогов Дворца имеют большой опыт работы и стаж педагогической деятельности. 50 % педагогов работают в учреждении от 10 до 20 лет, а 25% более 20 лет.
  2. Большинство педагогов относят свое направление деятельности к художественно-эстетическому (хореографическому, музыкальному направлению, прикладному и изобразительному творчеству). О чем свидетельствует популярность этих направлений у детей.

Более половины педагогов считают, что за последние 5 лет улучшилось качество образовательно-воспитательного процесса. Результат опроса показал, что современные социально-культурные технологии влияют на развитие образовательно-воспитательного  процесса учреждения дополнительного образования. О чем свидетельствует большое количество учащихся в учреждении дополнительного образования, завоеванные награды, участие в региональных и всероссийских фестивалях и конкурсах.

  1. Большинство педагогов применяют в своей деятельности технологии художественно-творческой деятельности и педагогические игровые технологии. Об этом говорит повышение качества образования детей, их самоотдача на занятиях. Заинтересованность воспитанников. 98 % считают, что социально-культурные технологии необходимо применять в педагогической практике, и влияют они только положительно на дополнительное образование детей.
  2. Педагоги Дворца имеют высшее, а так же второе высшее образование, что говорит о высоком уровне профессионального мастерства, которое они передают на своих занятиях детям.

Учебный план является частью образовательной программы и  составлен, исходя из баланса учебного времени, предложенного для составления  учебных планов дополнительного  образования.

Учебный план ориентирован на дифференциацию обучения, на выполнение функции развивающего образования.  Основная образовательная деятельность воспитанников осуществляется в  одновозрастных объединениях, которая  регламентируется Положением об объединениях Дворца творчества.

Численный состав в группах 1-2 годов обучения устанавливается  в количестве 15 человек; в группах 2-го и последующих годов обучения при реализации долгосрочных образовательных  программ – в количестве 8-15 человек.

Занятия в объединениях проводятся педагогами со всем составом воспитанников, по группам, по звеньям, индивидуально в соответствии с учебным расписанием и тарификацией на учебный год.

Продолжительность занятий  исчисляется в академических  часах. При проведении занятий с  детьми 5-6 летнего возраста продолжительность академического часа сокращается до 35 минут, оставшееся время используется педагогами для организации перемен и игровых программ с детьми.

Обучающиеся имеют право  заниматься в нескольких объединениях и переходить из одного объединения в другое в течение учебного года. При работе с одаренными детьми и наличии индивидуальных образовательных программ для этой деятельности количество воспитанников в группе может уменьшаться.

Разнообразию содержания и методов обучения отвечает разнообразие организационных форм учебного процесса.

С точки зрения принципа саморазвития формы обучения характеризуются  постоянным смещением акцентов с  фронтальных на индивидуальные и  групповые (в том числе и разновозрастные). Широко используются методы и организационные формы, основанные на общении, диалоге педагога и воспитанников, развитии творческих способностей.

Информация о работе Влияние социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования