Технология развития творческой личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:58, реферат

Краткое описание

Цели и задачи: основными целями, является развитие творческих способностей; активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; формирование качеств творческой личности.
При этом должны быть решены следующие задачи:
- при построении обучения необходимо учитывать возрастные особенности учащихся;
- необходимо отслеживать следующие линии проведения занятий: развитие ассоциативно-образного, системного и диалектического мышления; изучение и применение методики решения творческих задач; формирование навыков исследовательской деятельности;
- задания, упражнения, задачи, предлагаемые учащимся должны отражать возможно больший спектр областей человеческой деятельности; необходимо формировать интерес к творчеству в самых разных областях;
- в процессе обучения необходимо знакомить учащихся с биографиями выдающихся творческих личностей, при этом основное внимание необходимо уделять качествам творческой личности;

Оглавление

1. Введение:
- актуальность
- цели и задачи технологии
- методы
- принципы
2. Основная часть:
- основные понятия
- сущность вопроса
3. Список литературы
4. Приложение (разработка урока)

Файлы: 1 файл

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 37.09 Кб (Скачать)

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Аллаярова Д.М. 5 курс, б/р

                                                  Проверил: к.п.н. Рассоха М.Г.

 

 

 

 

УФА 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. Введение:

- актуальность


- цели и задачи        технологии

- методы

- принципы

  1. Основная часть:

- основные понятия

- сущность вопроса

  1. Список литературы
  2. Приложение (разработка урока)

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

Тема моего  реферата: технология развития творческой личности.

Актуальность: творческие способности, как известно, не новый  предмет   исследования. Проблема человеческих способностей вызывала  и вызывает огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчеством людьми. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Цели и задачи: основными целями, является развитие творческих способностей; активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; формирование качеств творческой личности.

При этом должны быть решены следующие задачи:

- при построении обучения  необходимо учитывать возрастные  особенности учащихся;

- необходимо отслеживать  следующие линии проведения занятий:  развитие ассоциативно-образного,  системного и диалектического  мышления; изучение и применение  методики решения творческих  задач; формирование навыков исследовательской  деятельности;

- задания, упражнения, задачи, предлагаемые учащимся должны  отражать возможно больший спектр областей человеческой деятельности; необходимо формировать интерес к творчеству в самых разных областях;

- в процессе обучения  необходимо знакомить учащихся  с биографиями выдающихся творческих  личностей, при этом основное  внимание необходимо уделять  качествам творческой личности;

Методы: в педагогике три основных направления:

- дополнение и изменение  традиционных дисциплин; 

- создание новых технологий  обучения;

- разработки в области  теории творческого мышления.

Методы данной технологии не просто делают занятия более разнообразными, не только стимулируют интерес к изучаемому предмету, но и формирует единую научную, системную, диалектически развивающуюся картину мира. Одной из важных и сложных проблем системы образования является несогласованность отдельных дисциплин, изучаемых в школе . Разработка уроков на основе этой технологии может помочь в решении этой проблемы. Для решения изобретательских задач часто необходимо использовать приемы, эффекты, понятия не только той дисциплины, в которой рассматривается проблемная ситуация. А приемы и методы, с помощью которых ведется поиск решения, едины для открытых задач из любой области науки. Таким образом, при решении открытых задач, при изучении и использовании инструментов решения межпредметные связи становятся понятными, очевидными, используются учащимися как инструмент для изучения и исследования.

Часто применение методов  делает необходимым пересмотр содержания, изменение последовательности изучения отдельных тем или разделов с  целью выявления общий правил, принципов, закономерностей, по которым  развиваются изучаемые системы (законы эволюции для биологических систем; закономерности развития языка для  лингвистических систем; законы развития общества для исторических систем и  т.д.). Такой подход дает возможность добиваться глубокого понимания изучаемых понятий, процессов, явлений. При этом необходимо отслеживать эффективность такого обучения, ориентируясь на стандарты образования по изучаемым дисциплинам. Применение методов значительно повышает эффективность обучения, но есть опасность пропустить какие-либо информационные блоки, конкретный фактический материал.

Принципы:

- целостность, т.е. единство обучения, воспитания и развития, с одной, стороны, и системность, с другой;

- фундаментальность, т.е. сущностный подход, основанный на обучении крупными блоками, базовому, основному содержанию, учебной дисциплины;

- культуросообразность. Этот принцип означает, что обучать следует соответственно современному уровню развития культуры. В наши дни нельзя не учитывать современных возможностей обучения: компьютеры, средства мультимедиа и в целом уровень культуры.

- гуманитаризация и гуманизация обучения. Гуманитаризация - это описание всего, что связано с человеком и обществом, а гуманизация означает: все для человека, ради человека, во имя человека.

- деятельностный подход предусматривает такую, технологию обучения, которая строится на дидактическом принципе связи теории с практикой.

  1. Основная часть.

Основные понятия: педагогические технологии, технология обучения, технология развития творческого потенциала, творческая активность, творческая личность.

Сущность вопроса: технология – совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов.

Совокупность знаний о  способах и средствах проведения учебно-воспитательного процесса можно  назвать технологией учебного процесса.

В отечественной литературе понятие «технология обучения»  расширили до термина «педагогические  технологии», понимая под этим содержательную технику учебно-воспитательного  процесса.

Наиболее емко смысл термина  «педагогические технологии» передает следующее определение.

Педагогические технологии – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему  форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное  достижение поставленных целей.

В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся  во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство преподавателя  состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные  методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными  педагогическими задачами.

Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать  процессом педагогического проектирования. Последовательность его шагов будет  следующей:

– выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и  учебными программами;

– выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель;

– выбор технологии, ориентированной  на совокупность целей или на одну приоритетную цель;

– разработка технологии обучения.

Проектирование технологии обучения предполагает проектирование содержания дисциплины, форм организации  этого процесса, выбор методов  и средств обучения.

Технология обучения –  системная категория, структурными составляющими которой являются: цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия (средства преподавания и мотивация), организация  учебного процесса; учащийся, преподаватель; результат деятельности.

Таким образом, технология обучения предполагает организацию, управление и контроль процесса обучения. Все  стороны этого процесса взаимосвязаны  и влияют друг на друга.

На сегодняшний день нет  четко зафиксированной классификации  технологий обучения, однако выделено две градации – традиционные и  инновационные.

Традиционное обучение опирается  на объяснительно-иллюстративный и  репродуктивный методы, и основная его сущность сводится к процессу передачи готовых известных знаний учащимся.

Творчество - это  бесконечный поиск, радость открытий, ощущение полноты бытия.  Как часто  мы говорим о значимости творческой реализации, забывая о том, что  творческие способности человека могут  стать разрушительной силой, способной  причинить вред не только ему, но и  окружающим... Несомненно, взращивание  стремлений к творчеству должно основываться на  духовно-нравственном воспитании. А возможно ли на основе дивергентного  мышления укреплять в растущем человеке "отрешенность от низменных, грубо  чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа"? (К.Д. Ушаков).

Творческий потенциал  человека определяет его деятельность и творческая активность развивается в деятельности. Сущность творческой личности не сводится к уровню и объему ее знаний, умений и навыков, но понятия знаний, умений, навыков и творчества взаимно обусловлены. Процесс овладения знаниями и умениями, в простейшем смысле, процесс обучения. Потому творческая активность развивается в процессе обучения той или иной деятельности.

 

Главными показателями, которые  позволяют судить об уровне развития творческой активности, являются лёгкость усвоения новой деятельности, а так  же широта переноса выработанных индивидом  способов восприятия и действия с  одной деятельности на другую.

 

Иными словами творческая активность определяет процесс индивидуального  творчества в различных областях творческой деятельности. При этом применительно к детям творчество определяется как форма деятельности человека, направленная на создание качественно  новых для него ценностей, имеющих  общественное значение.

 

Педагогическое мастерство учителя и его общечеловеческие качества будут основными помощниками  в развитии творческой активности ребенка.

 

Одним из важных условий  развития творческой личности является развитие именно творческой деятельности, а не обучение только техническим  навыкам и умениям. Для преодоления  этого необходимо развивать у  ребенка стремление к общению  со сверстниками, направляя его на стремление к общению через результаты творчества.

Одно из необходимых условий  развития творческой личности учащихся – это практическое решение творческих задач, это требует наличия у  ребёнка творческого опыта и, в то же время способствует его  приобретению. Одно из условий передачи творческого опыта, необходимость  конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие  условия для творческого решения.

 

Но приобретение истинного  творческого опыта невозможно без  пробы самостоятельного творчества. Потому стремление к самостоятельному решению творческих задач, а в  лучшем варианте и к самостоятельной  постановке этих задач, имеющееся у учащихся и поддерживаемое педагогом, условие, ведущее к необходимости организации самостоятельной творческой работы ребят.

 

Структура технологии развития творческого потенциала личности включает в себя следующие основные компоненты:

1. Предварительная диагностика  уровня творческого развития;

2. Мотивация (представляет  собой одно из ведущих направлений  работы);

3. Организация творческой  деятельности. Должны быть созданы  определенные условия, способствующие  развитию творческого потенциала  личности, ее реализации.

4. Контроль качества выполнения  творческой деятельности. Процессу  контроля должно быть уделено  значительное внимание. При использовании  методики основное внимание должно  быть направлено на процесс  организации творческой деятельности  и создание определенных условий,  способствующих ее эффективному  проведению.

5. Выявление соответствия  полученных результатов запланированным. Объективный и рефлексивный анализы эффективности проведенной работы. Выявление затруднений и проблем в решении задач, внесение необходимых корректив.

Для успешного развития творческого  потенциала необходимы такие качества, которые открывают в человеке созидателя. Основными при этом являются: творческая активность, оригинальность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению мобилизации сил и прошлого опыта, наличие развитого воображения  и эмоциональной отзывчивости. Показатели, характеризующие способность личности к творчеству, составляют творческий потенциал личности.

Информация о работе Технология развития творческой личности