Технология развития творческой личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:58, реферат

Краткое описание

Цели и задачи: основными целями, является развитие творческих способностей; активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; формирование качеств творческой личности.
При этом должны быть решены следующие задачи:
- при построении обучения необходимо учитывать возрастные особенности учащихся;
- необходимо отслеживать следующие линии проведения занятий: развитие ассоциативно-образного, системного и диалектического мышления; изучение и применение методики решения творческих задач; формирование навыков исследовательской деятельности;
- задания, упражнения, задачи, предлагаемые учащимся должны отражать возможно больший спектр областей человеческой деятельности; необходимо формировать интерес к творчеству в самых разных областях;
- в процессе обучения необходимо знакомить учащихся с биографиями выдающихся творческих личностей, при этом основное внимание необходимо уделять качествам творческой личности;

Оглавление

1. Введение:
- актуальность
- цели и задачи технологии
- методы
- принципы
2. Основная часть:
- основные понятия
- сущность вопроса
3. Список литературы
4. Приложение (разработка урока)

Файлы: 1 файл

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 37.09 Кб (Скачать)

Процесс развития творческого  потенциала и переход от репродуктивной к продуктивной деятельности хорошо заметен при рассмотрении трех типов  творчества, выделенных Г.С. Альтшуллером и И.М. Верткиным. К творчеству первого типа (простейшему) авторы относят применение известного решения к известной проблеме. К творчеству второго типа - новое применение известного решения или новое решение старой задачи, то есть решение не принятыми, не привычными в данной области средствами. При творчестве третьего типа для принципиально новой проблемы находится принципиально новое решение. Для развития общества, по замечанию авторов, важен любой вид творчества. Но первый его тип непосредственно реализует прогресс, а второй и третий - решают задачи далекого завтра.

Для реализации и развития субъекта в творческой деятельности и, в частности, для развития его  творческого потенциала, необходимым  условием является свобода. Недаром  психологи для более эффективного стимулирования развития творческого  потенциала у детей рекомендуют  игры с самыми простыми предметами, чтобы дать возможность ребенку  «домыслить», «досочинить». Выделяя  свободу как непременное условие  всякого творчества, Лев Выготский замечал, что «творческие замятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникнуть только из детских интересов».

Понятия творчества и свободы  тесно взаимосвязаны между собой, но было бы ошибочным считать их тождественными. Примером этому может  служить коллективная творческая деятельность, которая иногда несколько ограничивает свободу субъекта творчества. Это  позволило долгое время смотреть на творчество как на деятельность, по преимуществу, индивидуальную. Но индивид, проявляя себя в творческой деятельности, опирается на опыт, накопленный человечеством. Коллектив часто вносит необходимые  поправки в творчество индивида, что, безусловно, является ценным, при условии, что не сковывает инициативы последнего.

При организации творческой деятельности важное значение имеет степень активности субъекта творчества. Однако понятие «активность» часто отождествляется с понятием «деятельность». Этому отождествлению способствует существование в романских и англо-германских языках лишь одного термина для обозначения понятий «активность» и «деятельность», например, английское activity, а также само происхождение от латинского activus, что означает «деятельный».

 

Активность в одном  из современных словарей толкуется  как «социальная сознательная деятельность человека». Она побудитель и стимул деятельности. Но факт участия субъекта в какой-либо деятельности не является показателем активности, тем более  творческой.

Понятие «активность» рассматривается  чаще всего как деятельность субъекта и как качество субъекта. Отсюда, по мнению ряда авторов, активность имеет  внутреннюю (мотивационную) и внешнюю (поведенческую) стороны. Потребности, мотивы, интересы и другие внутренние механизмы поведения составляют ее внутреннюю сторону. Внешняя - представляет собой сами факты действования и проявляется в действиях и поступках.

Выделяют два основных типа активности: адаптивный (активность индивида как биологического субъекта) и продуктивный (активность индивида как социального субъекта). Что  касается социальной активности, то ее высшим уровнем является творческая активность.

Рассматривая понятие  «творческая активность» с педагогических позиций, возможно сформулировать его определение следующим образом.

Творческая активность - это мотивированная готовность личности к творческой деятельности, определяемая скоростью включения в нее, эффективностью выполнения творческого задания  и стремлением к личностному  самосовершенствованию в процессе творчества.

Для успешного развития творческого  потенциала личности необходимы такие  качества, которые открывают в  ней созидателя. Основными при  этом являются: творческая активность, оригинальность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению мобилизации сил  и прошлого опыта, наличие развитого  воображения и эмоциональной  отзывчивости, творческая инициатива. Под последней понимают внутреннее побуждение к новым формам творческой деятельности. Инициатива представляет собой разновидность общественной активности, социального творчества, предпринимаемого лицом или группой и иногда отождествляется с активностью. Инициатива выражается в добровольной деятельности, в творческом отношении к труду и сложившимся способам поведения.

Необходимым условием развития творческого потенциала также является развитая эмоциональная сфера личности, ибо творчество невозможно без переживания. В творческой деятельности можно  выделить два направления эмоционального переживания:

- эмоциональное переживание  творческого объекта;

- эмоциональное переживание  самого процесса деятельности.

Эмоции являются отражением отношения человека к окружающему  миру, к людям, к выполняемой деятельности, поэтому одним из условий успеха творческой деятельности нужно рассматривать  эмоциональное переживание. Для  успешного развития творческого  потенциала личности необходимо расширение ее опыта (эмоционального, интеллектуального, социального и т.д.).

Творчество личности - это  самореализация возможностей и способностей человека в оптимальных формах и  с максимальной эффективностью на основе создания нового в себе и деятельности. Поэтому, изучение самореализации в  творческой познавательной деятельности приобретает, сегодня особенную  актуальность. Именно в творчестве, находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей  анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное  решение, прогнозировать возможные  последствия реализации таких решений. Один из возможных путей обеспечения  процесса самореализации мы связываем  с организацией творческих самостоятельных  работ в системе развивающего обучения. Творческая самостоятельная  работа, позволяющая учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты обеспечивает возможность самореализации личности в учебном процессе. Кроме того, организация творческой работы способствует разрешению противоречий между потребностью учащихся в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя. Учитель не передает некоторую сумму знаний, не натаскивает, а создаёт благоприятные условия для развития школьника в процессе обучения, нацеливает на активное познание окружающего мира, позволяет самостоятельно осваивать новые знания. К.Э. Циолковский писал: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий и способностей в различных сферах деятельности демонстрирует существенный рост показателей креативного мышления, а также таких качеств, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве. Развитие творческих способностей учащихся строится на моделировании исследовательских ситуаций практически на каждом уроке, где ребят учат ставить проблему, выдвигать гипотезу, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, искать пути доказательств, обобщать полученные результаты. Творческие способности проявляются в умении разрешать реальные противоречия и тем самым обновлять схемы мышления и поведения, деятельность общения. За таким умением скрываются определенные социальные обстоятельства, одним из которых является самодеятельность. Самодеятельность формирует творческие способности потому, что она, во - первых, есть свободная и самонаправленная деятельность, изменяющая сами схемы деятельности; во - вторых, развивает самоопределение лиц и коллективов, необходимое для творческого акта; в - третьих, порождает диалектическое мышление, свободное от односторонних крайностей; в - четвертых, переводит самоопределение в объективно выраженный процесс; в - пятых содействуют общению, просторному для самореализации человека как субъекта.

Многовековая фольклорная, а вслед за ней и литературная традиция создали специальный жанр, адресованный детскому воображению, сказку. Сочиняя сказку, учащиеся развивают в себе такой неотъемлемый компонент интеллекта, как воображение. Эту возможность можно дать детям и в старших классах. На уроке русского языка, например, можно попросить учеников сочинить сказку с грамматическим заданием. При этом нужно соблюсти определенные условия: написать по заданной теме (например, «С кем дружит Ь?»,  «Путешествие по стране Стилистике», « Слова-хамелеоны»), использовать как можно больше повторяемых на данный момент орфограмм и пунктограмм. Лучшие работы используются затем в качестве дидактического материала на уроках как для коллективной, так и индивидуальной работы учащихся не только в том классе, где учится автор, но и в параллельном, что является своего рода стимулом для дальнейшей творческой работы для всех. А на уроке литературы,  развивая творческое воображение, например, при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» можно написать сочинение на тему «О чем бы  я спросил Онегина и Ленского накануне дуэли?».

    Человеческое  мышление не обходится без  аналогий. Они помогают понять  новое, соотнося его с уже известным; они позволяют связывать мысли; они являются основой творческого мышления. Чтобы использовать аналогии творчески, начинаю всегда с тренировки в их придумывании, раскрытии уже существующих, изменении широко известных аналогий или же, наоборот, учу искать вместо сходств различия. Хороший материал для подобных творческих заданий находим, например, при работе над темой «Лишние люди» в русской литературе», «Маленький человек» в русской литературе», «Тема поэта и поэзии в творчестве Державина, Пушкина, Лермонтова» и т.п. Такие задания впоследствии перерастают в экзаменационные рефераты по литературе, становятся темой проектов.

Повышению интереса к урокам русского языка способствует занимательная  форма их проведения: уроки - сказки, конкурсы, уроки – путешествия, уроки-игры.

Игры – упражнения развивают  память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор. Так при изучении «Лексики» целесообразно использовать игру «Переводчик»: кто быстрее заменит все слова в предложении синонимами или кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими. Очень актуальна во всех классах игра «Корректор»: найди ошибку в выборе слова или замени прилагательные таким словом, чтобы оно давало яркое, образное представление.

Мини – диктанты с творческими заданиями для итоговой работы на уроке, на уроках повторения, будут очень эффективны. К небольшому тексту дается задание: озаглавить текст или объяснить письменно смысл слов, или выписать слова, образованные суффиксальным способом и так далее.

Уроки нетрадиционной формы  проведения дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а также развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Сама организация такого урока и внеурочной деятельности подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений. Формирование творческой, нестандартно мыслящей личности – важнейшая задача современной школы, решаемая различными путями, в том числе и обновлением содержания образования и расширением палитры методов и приемов работы на уроке.

В качестве одного из основных средств воспитания языковой личности, на мой взгляд, следует назвать  выполнение разнообразных лингвистических  заданий. Четкая их типология пока отсутствует, однако мне кажется, что такие  задания должны не только войти в  практику работы кружков и факультативов  по русскому языку, в практику подготовки к олимпиадам по предмету, но и стать  частью ежедневной работы учителя на уроке. Выполнение лингвистических заданий воспитывает любовь к родному языку, расширяет лингвистический кругозор школьников и способствует формированию коммуникативных качеств личности, необходимых для ее полноценного развития.

По-моему мнению, сегодня, реализация творческих способностей возможна и через участие в самых разнообразных интеллектуальных интернет – конкурсах, олимпиадах.

Заключение. Современные технологии дают возможность, с одной стороны, показать учащимся "мир в целом", преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а с другой - высвобождают за этот счет учебное время. На самом деле, в процессе использования данной технологии, школа для ребенка становится комфортным местом общественной жизни, учебная деятельность  развивает личностные особенности от уровня стандарта до творческого.

Итак, представленная педагогическая технология, направленная на развитие творческого мышления, как показал опыт,  позволяет создать такие условия, в которых каждый учащийся приобретает позитивный социальный, личностный опыт в соответствии со своими способностями, раскрывается как творческая личность, что в свою очередь становится почвой для духовного роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Список литературы.

1. Алексеев Н.Г. Формирование осознанного решения учебной задачи //Педагогика и логика. - М.: Касталь, 1993.

2. Андреев В.И. Педагогика  творческого саморазвития. – Казань, 1998

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

4. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М.: Сентябрь, 1996.

Информация о работе Технология развития творческой личности