Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:33, дипломная работа
Цель исследования: выявить и обосновать наиболее эффективный механизм развития воспитательной системы учреждений дополнительного образования в социокультурной ситуации региона.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
- проанализировать основные этапы зарождения, становления развития системы (внешкольного) дополнительного образования детей в России, начиная с конца XIX в. и до наших дней;
- раскрыть сущностные характеристики современного дополнительного образования детей, его основные направления, виды, специфику;
- выявить основные социокультурные технологии, применяемые в дополнительном образовании.
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование влияния социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования ……………………………..............
1.1. Дополнительное образование как самостоятельная образовательная сфера ..........................................................................................................................
1.2. Современная система дополнительного образования и перспективы ее развития..........................................................................................
1.3. Социокультурные технологии в системе дополнительного образования Орловской области.............................................................................
Выводы по материалам 1 главы……………………………………………
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение влияния социокультурных технологий на развитие образовательного процесса учреждения дополнительного образования …………………………………………………
2.1. Цели, задачи, методики исследования ………………………………
2.2. Описание результатов исследования…………………………………
2.3. Влияние социокультурных технологий на организации образовательного процесса Дворца пионеров и школьников...............................................................................................................
2.4. Концептуальные основы развития и пути оптимизации областного Дворца пионеров и школьников.............................................................................
2.5. Рекомендации педагогам дополнительного образования
Выводы по материалам 2 главы…………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….
Лауреаты областных конкурсов принимают участие во Всероссийских конкурсах педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в Санкт-Петербурге.
Самой распространенной формой повышения профессионального уровня педагогов являются методические объединения по всем направлениям образовательной деятельности (в учреждениях, на районном и областном уровнях).
Повышение квалификации работников системы дополнительного образования осуществляется через Областной Институт усовершенствования учителей.
В настоящее время большинство учреждений выполняет социальные функции на территории районов. Проблемой организации свободного времени детей по месту жительства занимаются также различные территориальные учреждения, каждое из которых реализует свои планы и программы. Практика показывает, что головным координирующим эту работу на территории района должно быть учреждение дополнительного образования детей, обладающее Необходим закон «О дополнительном образовании», призванный стать правовым фундаментом, дать гарантии сохранения и развития системы дополнительного образования детей, что объективно будет способствовать улучшению их положения, а значит, и социальной защищенности семьи.
Приоритетные направления деятельности педколлектива:
- реализация концептуальной программы развития Дворца;
- создание условий
для свободного выбора каждым
ребенком образовательной
- развитие видов деятельности,
удовлетворяющих самые
На сегодняшний день во Дворце работает 214 учебных групп, в которых занимается 2396 воспитанников.
Направления образовательной деятельности Дворца творчества:
Художественно-эстетическое:
- школа русского танца;
- образцовый ансамбль танца «Улыбка»;
-фольклорный ансамбль «Соловушки»;
- детский фольклорный ансамбль;
- образцовый ансамбль танца «Росинка»;
- хореографическая студия «Росинка»;
- ансамбль эстрадной музыки;
- вокальный ансамбль (на базе гимназии № 19);
- вокально-хоровая студия;
- вокальная студия «Звонница»;
- детская эстрадная
студия вокала и пластики «
- студия гитары;
- оркестр народных инструментов;
- студия изобразительного искусства «Солнышко»;
- художественная студия «Радуга»;
- студия декоративно-
- школа-студия юных модельеров «Глория»;
- кружок изобразительного творчества (на базе ДОУ № 76).
Культурологическое:
- детская академия театрального искусства;
- театральная студия «Игра в бисер»;
- театрально-лингвистические группы школы «Раннее развитие детей»;
- театр кукол «Золотой ключик»;
- кружок английского языка;
- эстрадный театр кукол «Лицедеи»;
- фехтовально-пластический клуб «Эспадо».
Социально-педагогическое:
- объединения: «Почемучка», «Учение с увлечением»
- школы «Раннее развитие детей»;
- молодежный клуб «Познай себя»;
- клуб старшеклассников «Росток»;
- школа юного журналиста.
Естественнонаучное:
- Научное общество «Искатель»:
- географическая секция;
Военно-патриотическое:
- Научное общество «Искатель»:
- военно-историческая секция;
- клуб «Десантник».
Туристско-краеведческое:
- кружок археологов-краеведов «Отечество» (на базе лицея № 32, школы № 11);
- историко-краеведческий кружок «Поиск» (на базе школы № 15);
- клуб «Юный турист - спасатель» (на базе ПСЦ при ГУ МЧС России по Орловской области).
Физкультурно-спортивное:
- клуб аэробики «Ника»;
- школа славянских ратоборств «Мономах»;
- школа спортивных бальных танцев «Премьер»;
- ансамбль бальных танцев «Орлея»;
- эстрадно-цирковая студия «Арлекин».
Научно-техническое:
- кружок начального технического моделирования;
- фотовидеообъединение «Твоя вершина»»;
- кружок «Компьютерная грамотность»;
- кружок «Компьютерная графика»;
- конструкторско-математические группы школы «Раннее развитие детей».
Спортивно-техническое:
- юношеская мотошкола;
- авиамодельный клуб «Орлик»;
- кружок картингистов;
- кружок «Мототуризм».
Эколого-биологическое:
- кружок «Я и мое здоровье»;
- кружок «Юный биолог»;
- предметы «Экология», «Ознакомление с окружающим миром», «Уроки здоровья», в группах объединения «Учение с увлечением» школы «Раннее развитие детей».
Особое внимание мы уделяем углублению содержания образовательных программ.
Во Дворце реализуется 73 образовательные программы, из них авторские – 37; адаптированные – 33, 3 педагоги работают по типовым программам.
По срокам реализации:
до 1 года – 1; от 1 до 3 лет – 35; от 3 и более – 37 программ.
Контингент воспитанников, обучающихся до 1 года – 28,4%; от 2 до 3 лет – 35%; более 3 - 36,6%.
По полноте реализации:
- программы для дошкольников – 80%;
- программы начального образования – 85%;
- программы основного образования – 90%;
- программы среднего образования – 95%.
Организационные формы
детских образовательных
- научное общество «Искатель» - 1;
- школы – 7;
- студии – 11;
- ансамблей – 8;
- клубы – 7;
- детская академия – 1;
- оркестр – 1;
- театр – 2;
- хор – 1;
- кружок – 12;
- класс по предметам – 8;
Ведущими критериями оценки образовательных программ стали:
- инновационность содержания педагогических технологий и методик;
- логическая последовательность и обоснованность построения;
- наличие механизмов реализации;
- мониторинг отслеживания
результатов образовательной
- разработка критериев результативности образовательного процесса по годам обучения.
В образовательной деятельности Дворца творчества используются современные педагогические технологии:
- дифференциации обучения;
- индивидуализации обучения;
- проблемного обучения;
- коллективного взаимообучения;
- игровые технологии.
В настоящее время существуют различные подходы к проектированию образовательного процесса, подход к организации образовательного процесса во Дворце творчества основывается на его сущности, его составляющих, на уровнях развития дополнительного образования и использует модульный принцип построения образовательной системы.[17].
Взяв за основу концептуальную модель структуры содержания, способов и результатов педагогического процесса в УДО, можно выделить составляющие образовательного процесса:
I ступень «Становление»;
II ступень «Мастерство»;
III ступень «Творчество».
Эти ступени соотносятся с периодизацией ведущих видов деятельности воспитанников, целями образования, на I ступени ведущим модулем является обучающий модуль. Данный модуль включает в себя отдельные предметы (дисциплины). Результат освоения предметов этого модуля – конкретные знания по данному профилю.
На II ступени ведущим модулем становится практический модуль, когда приоритетом становиться увлеченность воспитанника Дворца творчества конкретным делом, складываются устойчивые отношения в объединении, осуществляется практическая подготовка в рамках выбранного дела.
Этот модуль является центральным, основополагающим, системообразующим в дополнительном образовании.
В результате участия воспитанников в конкретном практическом деле, с одной стороны – формируется мастерство, с другой стороны – воспитанник осваивает опыт эмоционально-ценностных отношений в определенном объединении.
В данном случае как раз и происходит настоящий процесс образования (освоения «образа» Человека, Профессионала, Мастера), в отличие от трансляции знаний в обучающем модуле.
Важность этого модуля заключается и в том, что в нем «опредмечиваются», становятся личностно значимыми знания, полученные в другом модуле или в школе, это уже не порция информации, а глубокие знания – убеждения, практические умения и навыки.
На III ступени ведущий модуль – общеразвивающий. Это надпредметный модуль. Он охватывает все образовательные области, но в русле развития личности ребенка, его способностей, личностных качеств. Результат образовательного процесса на данной ступени-способности.
Полноценное дополнительное образование воспитанник может получить, если его индивидуальная образовательная траектория проходит через все три ступени (все три образовательные модули): это – Школа русского танца, ШСБТ «Премьер», хореографическая студия «Росинка», детская студия вокала и пластики «Аллегро» и др.
Ступени образовательного процесса не предусматривают организацию деятельности воспитанников определенных возрастных категорий, а основаны на особенностях доминантных целей образовательного процесса.
На каждой ступени реализуются следующие уровни: 1-ый – досуговый, 2-ой – репродуктивный, 3-ий – эвристический, 4- креативный, включающие в себя различные методы организации образовательного процесса в соответствии с конкретным модулем.
В обучении выделяются три базовые формы деятельности: учебная (лекция, семинар), квазипрофессиональная (деловые игры и другие формы), учебно-профессиональная (научно-исследовательская работа). Как видно, эти формы по образовательным целям соответствуют трем вышеизложенным модулям образовательного процесса: обучающему, развивающему, практическому. Таким образом, выпускник Дворца творчества, прошедший обучение в соответствии с полным набором модулей, подготовлен для эффективного обучения в различных учебных заведениях лучше, чем выпускник школы.
Существование дополнительного
образования всегда базировалось на
избирательности и
Существуют специфические
возможности дополнительного
- в учреждении дополнительного образования могут развивать способность к выбору позиций, способность к ценностно-ориентационной деятельности через те формы своей работы, которые может быть, больше всего третируются в практике, и которые считаются не столь уж значимыми – через творческие конкурсы, праздники, через досуг. Почему? Потому, что творческий конкурс, праздник, досуговая деятельность вообще и формируют у человека чувство принадлежности к социуму, формируют общие ценности, чувство единства с другими людьми. Выступить организатором особенно массовых творческих конкурсов, праздников не может ни одна школа, а может только учреждение дополнительного образования.
- учреждение дополнительного
образования в развитии
- в области развития способностей к выбору профессиональной деятельности дополнительное образование создает возможность деятельности практической и создает возможность смены типов деятельности для того, чтобы каждая личность могла бы оценить свои интересы, свои возможности и в итоге сделать более или менее осознанный профессиональный выбор.
- и, наконец, в
области развития способности
выбирать среду развития
Для реализации этих возможностей вся деятельность учреждения должна быть плановой и запрограммированной.
Ведь личность воспитанника развивают не только дополнительные образовательные программы, в которых он участвует, но и творческие воспитательные, досуговые, конкурсные и различные комплексные программы, которые формируют многоплановое образовательное пространство Дворца.