Влияние социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и обосновать наиболее эффективный механизм развития воспитательной системы учреждений дополнительного образования в социокультурной ситуации региона.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
- проанализировать основные этапы зарождения, становления развития системы (внешкольного) дополнительного образования детей в России, начиная с конца XIX в. и до наших дней;
- раскрыть сущностные характеристики современного дополнительного образования детей, его основные направления, виды, специфику;
- выявить основные социокультурные технологии, применяемые в дополнительном образовании.

Оглавление

ГЛАВА I. Теоретическое обоснование влияния социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования ……………………………..............
1.1. Дополнительное образование как самостоятельная образовательная сфера ..........................................................................................................................
1.2. Современная система дополнительного образования и перспективы ее развития..........................................................................................
1.3. Социокультурные технологии в системе дополнительного образования Орловской области.............................................................................
Выводы по материалам 1 главы……………………………………………
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение влияния социокультурных технологий на развитие образовательного процесса учреждения дополнительного образования …………………………………………………
2.1. Цели, задачи, методики исследования ………………………………
2.2. Описание результатов исследования…………………………………
2.3. Влияние социокультурных технологий на организации образовательного процесса Дворца пионеров и школьников...............................................................................................................
2.4. Концептуальные основы развития и пути оптимизации областного Дворца пионеров и школьников.............................................................................
2.5. Рекомендации педагогам дополнительного образования
Выводы по материалам 2 главы…………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Диплом ГОТ.doc

— 533.00 Кб (Скачать)

Сложившаяся в последние  годы во Дворце модель образовательной  деятельности определяется зафиксированными в Уставе целями и задачами как  учреждения дополнительного образования  детей.

Ее системообразующими элементами являются образовательные  программы, реализуемыми по 10 направлениям.

Художественно-эстетическое:

- «У истоков музыкального  народного творчества», оркестр  народных инструментов; 

- «Вместе с народной  музыкой»,  оркестр народных инструментов;

- «Живая связь времен  и поколений», оркестр народных  инструментов;

- «Серебряные струны»,  студия гитары;

-  «Классическая гитара»,  студия гитары;

- «С песней по жизни», детская эстрадная студия вокала  и пластики «Аллегро»;

- «Основы танцевального движения»,  детская эстрадная студия вокала и пластики «Аллегро», ансамбль эстрадной музыки;

- «Диалог с эстрадной  музыкой», ансамбль  эстрадной музыки;

- «Вокальное кредо», класс  вокала при ансамбле эстрадной  музыки;

- «Юный пианист», класс фортепиано при ансамбле эстрадной музыки и эстрадной студии «Аллегро»;

- «Крещендо»,  вокально-хоровая  студия;

- «Аккорд», класс фортепиано  при вокально-хоровой студии;

- «Музыкальная грамотность», класс сольфеджио при вокально-хоровой  студии;

- «Душа моя – Россия», школа русского танца;

- «Азбука классического  танца», школа русского танца;

- «Музыкально-песенный  фольклор», школа русского танца;

- «Соловушки», фольклорный  ансамбль;

- «Волшебный свет народного  искусства», детский фольклорный  ансамбль; 

- «Молодые голоса»,  вокальный ансамбль;

- «Основы декоративно-прикладного  творчества», студия декоративно-прикладного  творчества;

- «Радуга», художественная  студия;

- «Солнышко», студия изобразительного  искусства;

- «Юный художник»,  кружок изобразительного творчества;

- «Изобразительная грамотность», кружок изобразительного творчества;

- «Услада души», школа-студия  юных модельеров «Глория»;

- «В вихре танца», хореографическая  студия «Росинка»;

- «Акварель», школа «Раннее  развитие детей»;

- «Танцуем вместе», школа «Раннее развитие детей»;

- «Весёлые нотки», школа  «Раннее развитие детей»;

- «В мире красок»,  школа «Раннее развитие детей».

Культурологическое:

- «Лингва», кружок  английского  языка;

- «Поговорим по-английски», кружок  английского языка;

- «И рождается чудо театра», детская академия театрального искусства;

- «Волшебный мир театра»,  театр кукол «Золотой ключик»;

- «Игра в бисер»,  театральная студия;

- «Эспадо», фехтовально-пластический  клуб;

- «Занимательный английский»,  школа «Раннее развитие детей»;

- «Театральные игры»,  школа «Раннее развитие детей».

3. Туристско-краеведческое:

- «Мой край – Орловщина»,  археолого-краеведческий кружок 

- «Отечество»;

- «Люби и изучай  свой край», историко-краеведческий  кружок «Поиск»;

4. Военно-патриотическое:

- «Патриот», малая академия наук «Искатель»;

- «Пилигрим», клуб «Юные  туристы-спасатели».

5. Социально-педагогическое:

- «Любо-знай-ка», школа  «Ранее развитии детей»;

- «Азбука духовности»,  молодежный  клуб «Познай себя»;

- «Формула успеха»,  клуб старшеклассников «Росток»;

- «Гимнастика для ума», школа «Раннее развитие детей»;

- «Оригами», школа  «Раннее развитие детей»;

- «Риторика», школа «Ранее  развитие детей»;

- «АБВГДейка», школа  «Раннее развитие детей»;

- «Весёлый этикет»,  школа «Раннее развитие детей».

6. Спортивно-техническое:

- «Путь к овладению  техническими знаниями и навыками»,  юношеская 

     мотошкола;

- «Пятый океан», авиамодельный  клуб «Орлик»;

- «Юный картингист»,  кружок картингистов;

- «Байкер»,  кружок  «Мототуризм».

         7.Научно-техническое:

- «Информатика и информационные  технологии»;

- кружок «Компьютерная  грамотность»;

- «Умелец», кружок начального  технического моделирования;

- «Твоя вершина», фотовидеотелеобъединение .

8.Естественнонаучное:

- «География – серьезная  наука», географическая секция МАН «Искатель»;

- «Мир внутри нас», кружок;

- «Я и мое здоровье».

           9.Эколого-биологическое:

- «Профессиональная ориентация  в области кинологии»,  кружок  любителей животных;

- «Эдельвейс», кружок  «Юный биолог»;

- «Экологическое воспитание», школа «Ранее развитие детей».

        10.Физкультурно-спортивное:

- «Шаг за шагом», спортклуб  аэробики «Ника»;

- «Смелые и умелые»,  школа славянских ратоборств  «Мономах»;

- «Арена», эстрадно-цирковая;

- студия «Арлекин»;

- «Десантник», секция  рукопашного боя;

- «Академия танца»;

- школа спортивных  бальных танцев «Премьер».

Совокупность предметных образовательных программ дополнительного  образования детей образует основу того «программного поля» Дворца, которое характеризует его как  динамическую систему образовательных услуг, предоставляемых обучающимся в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет.[17].

Исходной основой для  формирования программного поля являются: государственный заказ Учредителя, потребности детей и их родителей, материально-техническая база Дворца и его кадровый потенциал.

Помимо предметных образовательных  программ, реализуемых педагогами в  процессе занятий учебных групп, во Дворце складывается система создания и реализации так называемых открытых программ.

Это программы образовательно-управленческого типа. Во Дворце реализуются 9 таких программ, которые составляют основное «образовательное поле»  для развития личности воспитанников.

      -  Воспитательная  программа «Дом души»

Представляет собой  модель воспитательной системы учреждения. Программа апробируется с 2001 года.

Программа реализуется  отделом досуга и массовой работы

Областная программа  «Музыкальное эхо»

(предполагает конкурсную  работу с детскими музыкальными  объединениями города и области  и повышение квалификации педагогов  – руководителей).

Программа реализуется  музыкально-эстетическим отделом.

       -  Областная программа «Теплый  дом»

(предполагает пропаганду  театрального искусства среди  воспитанников детских домов,  школ-интернатов, общеобразовательных  школ города и области, а также повышение профессионального мастерства педагогов-руководителей театральных коллективов)

Программа  реализуется  отделом  художественного творчества.

      -   Комплексная образовательная программа  «Ступени».

Программа является программой образовательной деятельности «Школы раннего развития детей».

Программа реализуется  отделом художественного творчества

      -   Областная программа «Творческий  поиск».

Программа прошла 5-летнюю апробацию

(предполагает повышение  квалификации педагогов и методистов Дворца и области).

Программа реализуется  методической службой Дворца творчества.

      -   Областная программа «Живые истоки»

(ориентирована на  активное приобщение детей к  прикладному  художественному  творчеству и повышение квалификации  педагогов – руководителей студий ДПИ города и области).

          Программа реализуется отделом  художественного творчества.

    -    Областная  программа гражданского образования  «Моя Родина – 

         Россия»

(ориентирована на  гражданское и патриотическое  воспитание детей в детских творческих объединениях спортивной, технической, краеведческой, хореографической направленности, а также повышение квалификации педагогов-руководителей города и области).

Программа реализуется  отделом социального и патриотического  воспитания.

- Программа концертно-творческой деятельности «Творческий калейдоскоп»

(предполагает проектирование  творческой, концертной  и конкурсной  деятельности  детских творческих  коллективов Дворца,  организацию  работы концертной бригады в  новогоднюю и летнюю компании).

Организует работу по реализации программы художественный руководитель.

-  Областная программа  «Школа народной культуры и  творчества».

 Программа прошла  успешную 7-летнюю практическую апробацию.  В рамках программы реализуются  6 подпрограмм, направленных на формирование национального самосознания, развитие творческих способностей детей через приобщение к народному творчеству.  Проектируются 5 новых подпрограмм. В рамках программы организуются областные творческие конкурсы и семинары по повышению квалификации педагогов-руководителей города и области – участников данного проекта.

Образовательный процесс  стал более целенаправленным на основе применения новых подходов в организации  образовательного процесса.

 В течение последних  5 лет уровень сохранности, контингента воспитанников повысился с 75% до 90%, более чем на 40% увеличилось количество групп 3 и более годов обучения. В текущем учебному году  увеличился объем и улучшилось качество дополнительных образовательных услуг, значительно расширились направления деятельности Дворца, появился ряд новых объединений: школа юных журналистов, театральная студия «Игра в бисер», эстрадно-цирковая студия «Арлекин», клуб «Десантник», кружки «Компьютерная грамотность», «Компьютерная графика».

Шире используется индивидуально-личностный подход к организации образовательного процесса – в учебный план внесены индивидуальные  часы, часы занятий по подгруппам, что позволяет добиться более высоких результатов: 6 творческих объединений  стали лауреатами  международных и Всероссийских конкурсов, 7 – лауреаты конкурсов, выставок, фестивалей областного уровня (учебный год).

Определились творческие объединения, предлагающие воспитанникам  полноценный курс допрофессиональной  и начальной профессиональной  подготовки (школа русского танца, школа-студия юных модельеров, школа спортивных бальных танцев «Премьер» и др.).

Большинство педагогов  Дворца, организуя образовательный  процесс, стали глубже анализировать  и конкретнее прогнозировать предполагаемые и получаемые результаты (во многих образовательных программах есть модель выпускника, педагогические диагностики отслеживания результативности образовательного процесса, разработаны критерии освоения образовательных программ по годам обучения). В процессе программирования образовательного процесса участвуют все педагоги Дворца.

Образовательный процесса Дворца творчества обогащается новыми интегративными формами работы (ансамбль эстрадной музыки,  школа –  студия юных модельеров, детская студия «Игра в бисер», детская академия театрального искусства, детская эстрадная студия вокала и пластики «Аллегро»).

В образовательном процессе шире используются современные результативные методы и формы обучения (интенсивное  обучение игре на музыкальных инструментах, использование в обучении дошкольников современных методик).

Исследовательская работа, педагогический поиск (в рамках работы региональной экспериментальной площадки на базе УДО) проходит с целью поиска путей повышения эффективности  образовательного процесса, обновления его содержания по теме: «Развитие эстетической компетенции, творческой потребности в самоактуализации личности воспитанника системы дополнительного образования. В поисково-экспериментальной работе принимают участие 5 педагогов Дворца творчества.

Для решения поставленных задач потребовалось упорядочить сложившиеся и отобрать наиболее эффективные формы управления образовательным процессом.

Управление обучением  и воспитанием учащихся осуществляется через комплексное планирование, педагогические советы, совещания при  директоре, методические планерки при заместителе директора, совещания руководителей структурных подразделений, методологические семинары, педагогические мастерские, педагогические гостиные, индивидуальные консультации.

Информация о работе Влияние социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования