Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:33, дипломная работа
Цель исследования: выявить и обосновать наиболее эффективный механизм развития воспитательной системы учреждений дополнительного образования в социокультурной ситуации региона.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
- проанализировать основные этапы зарождения, становления развития системы (внешкольного) дополнительного образования детей в России, начиная с конца XIX в. и до наших дней;
- раскрыть сущностные характеристики современного дополнительного образования детей, его основные направления, виды, специфику;
- выявить основные социокультурные технологии, применяемые в дополнительном образовании.
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование влияния социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования ……………………………..............
1.1. Дополнительное образование как самостоятельная образовательная сфера ..........................................................................................................................
1.2. Современная система дополнительного образования и перспективы ее развития..........................................................................................
1.3. Социокультурные технологии в системе дополнительного образования Орловской области.............................................................................
Выводы по материалам 1 главы……………………………………………
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение влияния социокультурных технологий на развитие образовательного процесса учреждения дополнительного образования …………………………………………………
2.1. Цели, задачи, методики исследования ………………………………
2.2. Описание результатов исследования…………………………………
2.3. Влияние социокультурных технологий на организации образовательного процесса Дворца пионеров и школьников...............................................................................................................
2.4. Концептуальные основы развития и пути оптимизации областного Дворца пионеров и школьников.............................................................................
2.5. Рекомендации педагогам дополнительного образования
Выводы по материалам 2 главы…………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….
Одними из самых массовых направлений являются художественно – эстетическое и декоративно – прикладное творчество, которыми охвачено более 16 547 детей (30 % от общего числа). Всё большее количество детей выбирают занятия театральным искусством, фольклором, дизайном, работой с природным материалом. По – прежнему популярны хореография, вокальное искусство, все виды рукоделия, изобразительное искусство.
Большое внимание в области уделяется развитию физкультурно – оздоровительной работы, ориентированной на вовлечение детей в оздоровительную деятельность, формирование культуры здоровья. В ведении образования в области действуют 40 учреждений физкультурно – спортивной направленности, из них 17 – детско – юношеских спортивных школ, 17 – детско – юношеских клубов физической подготовки, 6 – центров дополнительного образования детей физкультурно – спортивной направленности с общим количеством детей 18 040 (32 %).
Основными факторами, определившими развитие системы дополнительного образования детей в Орловской области, стали:
- развитие системы
дополнительного образования
- повышение эффективности и качества работы образовательных учреждений дополнительного образования детей;
- укрепление связи науки и практики;
- взаимодействие учреждений
дополнительного образования
- распространение передового педагогического опыта;
- информационное обеспечение
системы дополнительного
- организация программно-методич
- создание системы
предъявления результатов
- обеспечение межведомственного подхода в области реализации интересов детей, создания социокультурной инфраструктуры детства.
Образовательный процесс
оснащен разноуровневыми
Сохранено видовое многообразие учреждений дополнительного образования детей. Наиболее активно развивалась сеть учреждений дополнительного образования детей в г. Орле, г. Ливны, г. Болхове, Орловском, Кромском, Урицком, Хотынецком районах.
Смысл развития областной
системы дополнительного
- в сохранении и культивировании уникальности каждого ребенка в постоянно меняющемся социальном окружении;
- в удовлетворении естественной потребности детей в познании себя, осмыслении себя в окружающем мире, обретении способности сохранять свою свободу, не мешая другим;
- в формировании устойчивой сопротивляемости развивающейся личности разрушительным воздействиям.
Анализ контингента обучающихся в учреждениях дополнительного образования показывает, что в большей степени услугами учреждений данного типа пользуются подростки 11-15 лет (23 310 детей, что составляет 42 %).[35].
Занятия в учреждениях проводятся в основном во второй половине дня. Более 60% детей занимается в основных зданиях. Стремясь оказать более широкий спектр услуг, учреждения открывают объединения на базе других образовательных учреждений, максимально приближая их к месту жительства детей.
Содержание дополнительного образования детей обусловлено функциями свободного времени детей и содержит:
- рекреативно-оздоровительное развитие ребенка;
- организацию социального опыта;
- психолого-педагогическую помощь детям в индивидуальном развитии;
-персонификацию объемов и темпов усвоения программ дополнительного образования.
В области обеспечено
сопровождение системы
Обновлению содержания дополнительного образования детей, развитию творческого потенциала и повышению профессиональной квалификации педагогов, выявлению и распространению передового педагогического опыта способствуют конкурсы авторских образовательных программ.
Необходимым условием успешного развития системы дополнительного образования детей является обеспечение высокого уровня кадрового потенциала. В Орловской области он составляет 2500 тысяч человек. Более 70 % педагогов дополнительного образования имеют высшее педагогическое образование, высшую и первую квалификационную категорию имеют 30 % педагогических кадров. В учреждениях дополнительного образования открываются кабинеты доверия, увеличилось количество психологов.
С 1998 года в области проводится конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования стал широким смотром педагогического мастерства, демонстрацией потенциала работников системы дополнительного образования детей. Он способствует повышению профессионального мастерства педагогов, распространению передового педагогического опыта. Областной конкурс «Сердце отдаю детям» стал своеобразно интегрированной формой выявления в сфере дополнительного образования детей специалистов, творчески работающих и имеющих высокий профессиональный рейтинг.
Лауреаты областных конкурсов принимают участие во Всероссийских конкурсах педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в Санкт-Петербурге.
Самой распространенной формой повышения профессионального уровня педагогов являются методические объединения по всем направлениям образовательной деятельности (в учреждениях, на районном и областном уровнях).
Повышение квалификации работников системы дополнительного образования осуществляется через Областной Институт усовершенствования учителей.
В настоящее время большинство учреждений выполняет социальные функции на территории районов. Проблемой организации свободного времени детей по месту жительства занимаются также различные территориальные учреждения, каждое из которых реализует свои планы и программы. Практика показывает, что головным, координирующим эту работу на территории района должно быть учреждение дополнительного образования детей, обладающее Необходим закон «О дополнительном образовании», призванный стать правовым фундаментом, дать гарантии сохранения и развития системы дополнительного образования детей, что объективно будет способствовать улучшению их положения, а значит, и социальной защищенности семьи.[40].
1.3. Социокультурные технологии в системе дополнительного образования Орловской области
Для решения поставленных задач, в том числе как одной из главных – формирование социокультурного механизма развития воспитательной системы образовательного учреждения дополнительного образования потребовалось упорядочить сложившиеся и отобрать наиболее эффективные формы управления образовательным процессом.
В основе организации
воспитательного процесса в системе
дополнительного образования
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса, способствующие созданию атмосферы любви, защиты, сотрудничества:
Педагогика сотрудничества;
Гуманно-личностная технология;
Свободное воспитание.
Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
Игровые (развивающие игры, деловые игры, ролевые игры);
Проблемного обучения;
Уровневой дифференциации;
Индивидуализации образования.
Основные технологии
организации воспитательного
Коллективные и индивидуальные;
Развивающие;
Саморазвивающие;
Диалогические;
Проблемные;
Поисковые;
Программирования;
Модельные;
Эвристические;
Творческих проектов.
Примером первых технологий могут служить наполненные глубоким социальным смыслом и содержанием национальные традиционные обрядов виртуальные формы. В современной социально-педагогической практике свидетельством таких технологий являются экспериментальные школьные программы эстетического и художественного воспитания, комплексные программы развития народного творчества, охраны памятников истории и культуры, организации семейного досуга и т. д.
Деятельность
многих современных социально-
Разработка и реализация технологий в сфере дополнительного образования, связана с определенными сложностями, поскольку сама эта сфера отличается динамизмом, имеет социально открытый характер, в ней действует большое количество разнопрофильных социальных институтов со своими специфическими особенностями.
Для социально-культурных технологий характерны два вида функций:
1) основные (первичные), сущностные, отличающие их от материально-производительных, управленческих и других функций;
2) прикладные (вторичные), которые получают развитие на том или ином конкретном этапе исторического развития общества.
К основным функциям социально-культурных технологий мы относим те, которые по существу отражают содержание современной социально- культурной деятельности системы дополнительного образования, суть и назначение того или иного социально-культурного института:
Уникальность социально-культурных технологий заключается в их многоцелевом характере. Они направлены на достижение целого ряда жизненно важных для человека целей. К ним относятся жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, рекреация (отдых) и реабилитация (восстановление). Большую ценность представляют также практические умения и навыки, дающие возможность опробовать свои силы и способности в профессиональной и непрофессиональной сферах, например, в подготовке и проведении мероприятий, разработке и реализации сценария, рекламной деятельности, связях с общественностью и т.д.[26].
Сущность культуротворчесних технологий
Культуротворческие, развивающие технологии имеют широкое распространение на всех этапах социализации личности. Практическое освоение этих технологии начинается в период ранней социализации, когда ребенок стоит перед необходимостью приобретения социально обязательных общекультурных знаний, умений и навыков, когда через семью, сеть учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования и других социальных институтов он осознанно приобщается к целому созвездию субкультур, в том числе молодежной.
Способности — это личностные умения и навыки, которые формируются на базе врожденных задатков человека и определяют его возможности в успешном освоении тех или иных творческих технологий, наследуются не способности, а возможности их развития - задатки.
Одарённость - высокий уровень развития интеллекта, качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешную самореализацию человека в одном из видов творческой деятельности (музыке, живописи, поэзии, ремеслах и т.д.). В одаренности проявляется творческий потенциал человека,
Талант - сочетание способностей, дающее возможность самостоятельно и оригинально осуществить какую-либо сложную, требующую высокого уровня мастерства деятельность.
Диапазон культуротворчества молодого человека существенно расширяется на последующем этапе - во время его профессиональной специализации, когда «багаж» его практических учений и навыков существенно обогащается за счет значительного расширения круга его социально-культурных контактов.
Серьезные изменения происходят в методике культурно-творческой деятельности. В новой социально-культурной ситуации существенно расширяется диапазон творческой активности масс. Наряду с дальнейшим развитием художественной самодеятельности новые импульсы получает научно-техническое и прикладное творчество, и прежде всего различные виды социально-политической деятельности[26].