Влияние социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и обосновать наиболее эффективный механизм развития воспитательной системы учреждений дополнительного образования в социокультурной ситуации региона.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
- проанализировать основные этапы зарождения, становления развития системы (внешкольного) дополнительного образования детей в России, начиная с конца XIX в. и до наших дней;
- раскрыть сущностные характеристики современного дополнительного образования детей, его основные направления, виды, специфику;
- выявить основные социокультурные технологии, применяемые в дополнительном образовании.

Оглавление

ГЛАВА I. Теоретическое обоснование влияния социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования ……………………………..............
1.1. Дополнительное образование как самостоятельная образовательная сфера ..........................................................................................................................
1.2. Современная система дополнительного образования и перспективы ее развития..........................................................................................
1.3. Социокультурные технологии в системе дополнительного образования Орловской области.............................................................................
Выводы по материалам 1 главы……………………………………………
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение влияния социокультурных технологий на развитие образовательного процесса учреждения дополнительного образования …………………………………………………
2.1. Цели, задачи, методики исследования ………………………………
2.2. Описание результатов исследования…………………………………
2.3. Влияние социокультурных технологий на организации образовательного процесса Дворца пионеров и школьников...............................................................................................................
2.4. Концептуальные основы развития и пути оптимизации областного Дворца пионеров и школьников.............................................................................
2.5. Рекомендации педагогам дополнительного образования
Выводы по материалам 2 главы…………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Диплом ГОТ.doc

— 533.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

Влияние социокультурных  технологий на развитие образовательно-воспитательного  процесса учреждения дополнительного  образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 Аннотация

В данной работе изучены  наиболее эффективные механизмы развития воспитательной системы учреждений дополнительного образования, на примере УДОД «Дворца пионеров и школьников им. Ю.А. Гагарина».

Проанализированы основные этапы зарождения, становления развития системы (внешкольного) дополнительного  образования детей в России, начиная с конца XIX в. и до наших дней, раскрыты сущностные характеристики современного дополнительного образования, его основные направления, виды, специфика, выявлены основные социокультурные технологии дополнительного образования детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. Понимание ценности человека как «меры всех вещей» кардинально меняет представление о роли и назначении образования в наступившем веке. Если прежде образование определялось как создание человека по образу и подобию, то теперь оно рассматривается как способ саморазвития человека, вхождения его в культуру, в мир общения с другими людьми. Образование становится способом создания своего образа, лика, личности.

Реформирование системы образования  нацелено на формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, его подготовку к жизненному и профессиональному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов, ценностей свободы, добра, справедливости, экологического благополучия, здоровья, образования, труда, творчества, красоты и других общечеловеческих ценностей. В этих условиях проблемы воспитания, повышение воспитательного потенциала образовательного учреждения вновь остро встали на повестку дня. И самые актуальные из них — это вопросы воспитания семьянина, гражданина, патриота нашей Родины, психолого-педагогическая поддержка и социальная защита ребенка в системе образования.

Система дополнительного образования  детей Российской Федерации в  ее новом качественном состоянии  развивается на протяжении более 12 лет. Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Проблема состоит  в том, что оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации. В Концепции модернизации российского образования, подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Кроме того, с каждым годом неуклонно возрастает роль учреждений дополнительного образования детей в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, что, по сути, является превентивными мерами профилактики правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних взаимодействия общественных объединений и государственных структур.

Объект исследования: социально-культурная деятельность учреждений дополнительного образования в современных условиях.

Предмет исследования: влияния социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного процесса дополнительного образования.

Предварительное изучение проблемы позволило сформулировать гипотезу исследования: развитие  образовательно-воспитательного процесса дополнительного образования будет наиболее эффективно, если  социокультурные технологии будут применяться с учетом следующих условий:

-опора на индивидуальные особенности  каждой личности;

-творческое развитие каждого ребенка;

-дифференцированный подход  к  каждому воспитаннику;

-применение активных технологий  обучения.

Цель исследования: выявить и обосновать наиболее эффективный механизм развития воспитательной системы учреждений дополнительного образования в социокультурной ситуации региона.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

- проанализировать основные этапы  зарождения, становления развития  системы (внешкольного) дополнительного  образования детей в России, начиная с конца XIX в. и до наших дней;

- раскрыть сущностные характеристики  современного дополнительного образования детей, его основные направления, виды, специфику;

- выявить основные  социокультурные технологии, применяемые в дополнительном образовании.

Теоретическая значимость исследования проявляется в постановке, обосновании влияния социокультурных технологий на развитие  образовательно-воспитательного процесса дополнительного образования региона.

Методологическую основу исследования  составляют труды ведущих педагогов, достижения современной  науки в области  организации воспитательно-образовательного процесса системы дополнительного образования.

      Решение  поставленных задач и осуществлялись  с использованием комплекса методов исследования:

1. Изучение методической, научной литературы по проблеме исследования.

2. Анкетирование детей и  педагогов  УДОД «Дворец пионеров и школьников  им Ю.А. Гагарина».

        3. Контент – анализ педагогической  документации.

        4. Анализ, синтез, обобщение, конкретизация  полученных данных.

          База исследования: УДОД «Дворец пионеров и школьников им Ю.А. Гагарина».

          Основные результаты исследования определяется тем, что выявлено влияние социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного  процесса учреждения дополнительного образования, на примере  УДОД «Дворец пионеров и школьников им Ю.А. Гагарина».

Практическая  значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем практические результаты и  выводы позволяют  повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса дополнительного образования средствами выявленных и апробированных современные социокультурных технологии. Результаты исследования могут быть использованы  в системе дополнительного образования детей.

Апробация и  внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений, включающих: а) обсуждения выдвинутых в нем положений на методических занятиях педагогов дополнительного образования УДОД «Дворец пионеров и школьников им Ю.А. Гагарина»; б) публикацию материалов исследования в сборнике студенческой конференции.

Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Теоретическое обоснование влияния социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования

 

      1. Дополнительное образование как самостоятельная образовательная сфера

 

Образование – целенаправленный и непрерывный процесс, сопутствующий  человеку на протяжении всей его жизни. Его цель - приобретение теоретических  знаний и практического опыта, усвоение новых культурных реальностей во всем их многообразии. На протяжении всей истории развития цивилизованного общества происходит постоянное расширение образовательного пространства, дополнение его новыми областями, закономерностями, принципами, средствами, формами и методами. Современное образовательное пространство объединяет области базового образования (общего и профессионального), дополнительного образования, культурно-досуговые и др. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 2) государственная политика в этой области основывается на принципах гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Находясь в этом образовательном пространстве, личность развивается на протяжении всей своей жизни, приобретая на каждом этапе необходимые дополнительные знания в образовательных учреждениях различных типов и видов, на курсах повышения квалификации, через самообразование и т.д. [18].

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова  понятие «дополнительный» определяется как дополнение к чему-нибудь, «дополнить» - значит сделать более полным, прибавив к чему-нибудь, восполнить недостающее в чем-либо. Метод «дополнительности» впервые был использован в философии и психологии, позднее он зародился в физике.

К сожалению, в современном российском образовании долгие годы понятие  «дополнительное» было связано исключительно  с дополнительными учебными занятиями в школе, которые проводились во внеурочное время с небольшой группой учащихся или индивидуально с целью оказания помощи отстающим школьникам в ликвидации пробелов в знаниях и включения их в работу всего класса.[20].

Наряду с дополнительными учебными занятиями с отстающими, существовала внешкольная работа - образовательно-воспитательная работа с детьми, проводимая внешкольными детскими и культурно-просветительными учреждениями, органами народного образования, пионерскими, комсомольскими, профсоюзными и другими общественными организациями. Это была одна из наиболее активных форм организации досуга детей, их занятости, а также профилактики детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Внешкольная работа осуществлялась, как правило, на принципах добровольного участия, активности и самодеятельности детей с учетом их интересов, желаний и возможностей. Чтобы избежать дублирования и не допустить перегрузки учащихся, внешкольная работа согласовывалась с работой школы. Еще в 80-х гг. сеть ведомственных детских учреждений была весьма обширна. Однако, уже в 90-х гг. картина резко изменилась: стали закрываться детские сектора при домах и дворцах культуры, детские кинотеатры, парки, клубы по месту жительства.[43].

В 1992г. в соответствии с Законом Российской Федерации  «Об образовании» (ст. 12) дополнительное образование выделено самостоятельной сферой и имеет два типа образовательных учреждений дополнительного образования:

-  учреждения дополнительного  образования взрослых;

- учреждения дополнительного  образования детей. 

Виды дополнительного  образования:

- дополнительное образование  детей как вариативная часть  общего среднего образования,  целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ;

- повышение квалификации - вид дополнительного образования,  направленный на обеспечение  нового качества выполнения работником своих профессиональных функций;

- профессиональная переподготовка  – освоение дополнительных образовательных программ в целях выполнения нового вида работы;

- самообразование - форма  самостоятельного получения человеком дополнительного образования по какому-либо виду деятельности или области знания;

- стажировка - форма повышения  квалификации и (или) переподготовки через непосредственное участие в соответствующей трудовой деятельности;

- дополнительные образовательные  услуги - удовлетворение потребностей  личности в приобретении дополнительных  знаний и развитии творческих  способностей под руководством специалистов;

- информационно-образовательная  деятельность - вид дополнительного образования, направленный на оперативное удовлетворение потребностей человека в информации по различным областям знаний и тому подобное.

Уровни дополнительного образования:

- профессионального (подготовка  и переподготовка, повышение квалификации, получение научной степени, курсы, стажировка и т.д.);

-  общее, начальное,  среднее и высшее профессиональное (кружки и творческие объединения,  студии, клубы по интересам, факультеты общественных профессий - ФОПы, участие в общественной работе и т.д.);

- саморазвитие, самообразование,  самореализация (получение второй профессии, развитие своих способностей в каком-либо виде творческой деятельности, расширение кругозора, организация содержательного досуга и т.д.).

Начиная с 90-х гг., процесс развития этой системы в каждой из стран ближнего зарубежья развивался неоднозначно. На государственном уровне взаимодействие России с большинством стран СНГ по дальнейшему развитию внешкольного воспитания прекратилось. В настоящее время наиболее активно Россия продолжает сотрудничество в этой сфере образования с Республикой Беларусь, Украиной, Казахстаном. Так, в Республике Беларусь воспитание детей и молодежи по-прежнему является неотъемлемой частью государственной политики. Основными целями и задачами учреждений внешкольного воспитания и обучения являются:

- воспитание нравственности  и гражданской позиции;

- развитие творческого  потенциала;

- формирование культуры  здоровья;

- социальная поддержка детей и подростков.

В Беларуси работает около 360 учреждений внешкольного дополнительного  образования, 27 тыс. объединений с  контингентом обучающихся 360 тыс. В большей степени развиваются центры детского творчества (177) и туристско-краеведческие центры (51). Кроме того, востребованы центры технического творчества и экологические центры, а также клубы юных моряков, пожарных, клубы физической подготовки, детские парки и стадионы. В стране действует 15 объединений по организации внешкольной работы с детьми и подростками. В системе внешкольного образования работают около 15 тыс. руководящих и педагогических кадров, 88% из них имеют высшее образование. Бюджетное финансирование образовательных учреждений данного типа минимально - зарплата сотрудников и коммунальные услуги. Решить проблему помогают спонсоры, добровольные пожертвования родителей, предоставление платных услуг населению (аренда помещений, концертная деятельность, реализация рассады и декоративно-прикладного творчества и т.д.). При образовательных учреждениях созданы попечительские советы. Система внешкольного дополнительного образования включает в себя различные виды учреждений (школы раннего развития детей, центры, клубы). На базе внешкольных учреждений проводится значительная часть спортивно-массовых и культурных мероприятий, экологических и экономических проектов, различных акций, организованы детские площадки и профильные лагеря. Новым и перспективным направлением в деятельности внешкольных учреждений стало использование информационных, интернет-технологий, проектная деятельность детей и молодежи. Разработаны специальные программы для одаренных детей, детей-инвалидов. В Республике Беларусь реализуется национальная «Программа развития учреждений внешкольного воспитания и обучения на 2005-2007 годы», в 2004г. создан Республиканский совет по координации и взаимодействию учреждений внешкольного воспитания и обучения[15].

Информация о работе Влияние социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования