Влияние социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и обосновать наиболее эффективный механизм развития воспитательной системы учреждений дополнительного образования в социокультурной ситуации региона.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
- проанализировать основные этапы зарождения, становления развития системы (внешкольного) дополнительного образования детей в России, начиная с конца XIX в. и до наших дней;
- раскрыть сущностные характеристики современного дополнительного образования детей, его основные направления, виды, специфику;
- выявить основные социокультурные технологии, применяемые в дополнительном образовании.

Оглавление

ГЛАВА I. Теоретическое обоснование влияния социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования ……………………………..............
1.1. Дополнительное образование как самостоятельная образовательная сфера ..........................................................................................................................
1.2. Современная система дополнительного образования и перспективы ее развития..........................................................................................
1.3. Социокультурные технологии в системе дополнительного образования Орловской области.............................................................................
Выводы по материалам 1 главы……………………………………………
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение влияния социокультурных технологий на развитие образовательного процесса учреждения дополнительного образования …………………………………………………
2.1. Цели, задачи, методики исследования ………………………………
2.2. Описание результатов исследования…………………………………
2.3. Влияние социокультурных технологий на организации образовательного процесса Дворца пионеров и школьников...............................................................................................................
2.4. Концептуальные основы развития и пути оптимизации областного Дворца пионеров и школьников.............................................................................
2.5. Рекомендации педагогам дополнительного образования
Выводы по материалам 2 главы…………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Диплом ГОТ.doc

— 533.00 Кб (Скачать)

Рассмотрим систему  образования на примере конкретной школы. Старшая школа г. Бетезда, штат Мэриленд, - 1600 учащихся 9-12-го классов, 92 учителя. Занятия проходят с 7.25 до 14.10ч. - 7 уроков по 4 7 мин. Иногда проходят спаренные уроки по 90 мин. Затем в течение получаса в школе проходят дополнительные занятия с учащимися по математике (по желанию). По сути это дополнительные занятия с отстающими, не имеющие ничего общего с российской системой дополнительного образования детей. Ежедневно школа открыта до 22.00 ч., так как после уроков здесь проходят разнообразные занятия, встречи учителей, работают спортивные клубы. Все учителя находятся в школе до 17.00ч.

Обучающиеся делятся  на 3 уровня:

Обычный (к нему относятся школьники среднего уровня развития);

Почетный (повышенный уровень  обучения);

Кредитный (учащиеся набирают соответствующие баллы для поступления  в вуз).

Все учителя школы  имеют степень бакалавра, 1/3 - магистра. В школе хорошо развито искусство, много внимания уделяется музыке, театру. Есть школьный хор, театр, преподается 6 иностранных языков, включая русский. Хорошо поставлено техническое обслуживание, компьютерное дело, информатика.

В Вашингтоне во многих общеобразовательных учреждениях ряд предметов (физкультура, труд, музыка, изобразительное искусство, информатика) проводятся нестандартно и в большей степени соответствуют российскому дополнительному образованию детей. Например, во время урока музыки все школьники (одной или нескольких параллелей) расходятся в соответствии со своими желаниями, интересами и возможностями в разные творческие мастерские (классами их назвать трудно, так как в зависимости от специфики занятия - хоровое искусство, ансамбль, духовой оркестр, танцевальная студия, хореография и т.д. - помещения имеют соответствующую площадь, оборудование и педагога - профессионала своего дела).

Таким образом, во многих американских школах по сути наблюдается  интеграция основного и дополнительного  образования в нашем понимании, что позволяет ребенку при желании получить хорошее допрофессиональное образование в рамках школы. Традиционно большое внимание в США уделяется развитию спорта как на государственном уровне, так и в деятельности общественных организаций. Однако говорить о сложившейся государственной системе дополнительного образования детей в Америке, как и в других зарубежных странах, не приходится.[30].

В качестве высшей цели образования  определено становление саморазвивающейся  и самоопределяющейся личности, способной  к открытому, творческому взаимодействию с окружающей природой, обществом, государством на основе общепринятых гуманистических ценностей. Современное российское общество нуждается в таких качествах человека, как профессиональная компетентность, предприимчивость, упорство в достижении цели, гражданская ответственность за все, что происходит вокруг, духовность.

В современный период одной из приоритетных задач педагогики является простраивание качественно новых отношений между личностью и обществом, поиск наиболее оптимальных путей воспитания, обучения, творческого развития личности ребенка. В детстве закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, складываются многообразные отношения с окружающим миром.

Все это может быть выполнено усилиями школы, семьи, окружения, средств массовой информации и, безусловно, дополнительным образованием детей. Теоретическое осмысление проблем внешкольного образования начато в трудах отечественных ученых: П.П. Блонского, В.П. Вахтерова, Л.С. Выготского, В.А. Зеленко, П.Ф. Каптерова, Н.К. Крупской, А.Н. Леонтьева, А.В. Луначарского, Е.Н. Медынского, С.О. Серополко, В.И. Чернолуского, С.Т. Шацкого. Однако оно не получило достаточно последовательного развития в отечественной науке, и только в работах современных исследователей (А.Г. Асмолов, В.В. Белова, В.А. Березина, Е.В. Бондаревская, А.К. Бруднов, Б.З. Вульфов, О.С. Газман, А.В. Золотарева, Е.Б.Евладова,А.В. Егорова, И.В. Калиш.М.Б. Коваль, Ю.С. Константинов, О.Е. Лебедев, Л.Г. Логинова, С.К. Никулин, Н.А. Морозова, В.И. Панов, М.Н. Поволяева, С.В. Сальцева, С.Б. Серякова, М.О. Чехов, А.И. Щетинская и др.) проведен глубокий анализ различных аспектов (внешкольного) дополнительного образования детей, его востребованности в обществе.

Исследования показывают, что более 60% школьников испытывают потребность в активной творческой деятельности, 67% хотели бы участвовать в различных объединениях по интересам, клубах и кружках, 75% респондентов отметили желание уже в школьные годы получить основы будущей профессии. В целом, практически все проявили стремление к самостоятельности, развитию творческих способностей, самоопределению. Однако реальные возможности большинства современных школ недостаточны для решения проблемы творческого развития личности каждого ребенка с учетом его потенциальных возможностей, интересов и потребностей.[35].

В современном образовании  происходят значительные преобразования, меняются отдельные его стороны: гуманизация, реализация личностно-ориентированного, личностно-деятельностного подходов. Сегодня дополнительное образование детей развивается на основе ряда нормативно-правовых документов, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми документами Министерства образования (Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей и др.)

Первые организационные  формы внешкольного образования (кружки, клубы, мастерские, дневные приюты для детей, летние оздоровительные колонии и т.д.) возникли в России еще в конце XIX в. Это были единичные внешкольные учреждения, ставшие перед собой различные цели. Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент» (англ, settlement - поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905г. группой передовых педагогов во главе с С.Т. Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодежи малообеспеченной части населения. Шацкий был одним из первых российских ученых, обратившихся к педагогике детского сообщества (объединения). Осенью 1905 года в Москве в районе Бутырской слободы и Марьиной рощи он совместно с коллегами и с помощью рабочих организовал кружки, детские клубы и детский сад «Дневной приют для приходящих детей», при котором были открыты мастерские: столярная, слесарная, швейная и др., а также небольшая обсерватория. Все детские учреждения существовали на частные пожертвования. Сотрудники общества видели свою задачу в том, чтобы в противовес муштре старой школы создать наиболее благоприятные условия для развития и воспитания ребенка. Большое значение в воспитательной работе этих учреждений имело детское самоуправление. Однако три года спустя по решению правительства данное общество было закрыто за проведение идей социализма.[16].

В 1909г. группой педагогов  во главе с С.Т. Шацким с целью проведения культурно-воспитательной работы среди детей и подростков из семей рабочих и городской бедноты в Москве было создано общество «Детский труд и отдых». С.Т. Шацкий говорил, что дети гораздо серьезнее, интереснее и умнее, чем мы предполагаем, им надо предлагать поменьше готового: пусть дети изобретают, добиваются и ошибаются, а взрослые должны им помогать, лишь бы только дети побольше проявляли инициативы и интереса.

В 1911г. в Калужской  губернии (ныне г. Обнинск) для детей  и подростков, посещавших зимой клубы, была организована летняя трудовая колония  «Бодрая жизнь». Здесь детям прививали привычку, потребность и уважение к труду, организовывали наблюдения за природой, научные занятия, различные игры; развивали художественное творчество, давали основы детского самоуправления. С.Т. Шацкий предлагал создать систему подобных детских трудовых колоний по всей стране, так как считал, что через них можно достичь идеала - воспитания «человека-рабочего..., мозоли на руках и высшая культура». К сожалению, из-за отсутствия средств данное общество могло включить в деятельность лишь небольшое количество детей (их было около 300) [15].

В ноябре 1917г. в Народном комиссариате по просвещению был  создан специальный отдел внешкольного образования, основная задача которого заключалась в развертывании культурно-просветительной работы прежде всего среди неграмотного взрослого населения. В этот период формируется первая организационно-государственная структура управления внешкольными учреждениями. Внешкольное образование было включено в общую систему народного просвещения России.А.В. Луначарский, придавая большое значение внешкольному образованию, в том числе и для взрослого населения страны в области ликвидации безграмотности, популяризации научных знаний и искусств, создал концепцию внешкольного образования. А год спустя в Москве, в Сокольниках было открыто первое государственное внешкольное детское учреждение - Станция юных любителей природы (с 1920г. - Биостанция юных натуралистов имени К.А. Тимирязева), что положило начало государственной системе внешкольного образования детей. 15 июня 1918г. при Станции был организован первый кружок юннатов[12].

Основные принципы внешкольной  работы были установлены на I Всероссийском  съезде по внешкольному образованию (6 мая 1919г., г. Москва). Они заключались  в следующем:

контроль пролетариата и трудового крестьянства над  постановкой дела;

соблюдение строгой  светскости; ведение внешкольной  работы на родном языке;

объединение внешкольно-просветительной  работы всей республики.

Деятельность внешкольных  учреждений была направлена на просветительскую и идейно-политическую пропаганду, в основу детских клубов был положен принцип коллективной игры. Как подчеркивала Н.К. Крупская, - внешкольная работа чрезвычайно важна, так как она может помочь правильному воспитанию детей, создать условия для их всестороннего развития.

В 1919г. вновь по инициативе С.Т. Шацкого создается Первая опытная станция по народному образованию Наркомпроса РСФСР с двумя отделениями: сельским (30 селений в Калужской губернии) и городским (Москва), куда входили детский сад, средняя опытно-показательная школа, библиотека, клубы по интересам, постоянная педагогическая выставка, а также педагогический техникум, занимающийся подготовкой учителей. В основу деятельности Станции был положен главный принцип советской педагогики

20-х гг. - связь школы  и воспитания с жизнью. С.Т.  Шацкий на практике воплощал свою идею о том, что педагогика - это синтез науки и искусства.

В 20-х гг. началось и  научно-теоретическое осмысление этой новой для России образовательной  сферы (работы П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, Е.Н. Медынского, С.Т. Шацкого и др.). Наиболее серьезным исследованием этого периода, имеющим теоретико-методологический характер, является «Энциклопедия внешкольного образования» профессора Е.Н. Медынского, изданная в 1923г. В этой работе отмечено, что объект исследования теории внешкольного образования - процесс воспитания человека — во многом шире объекта многих из признанных уже научных дисциплин. В основе методологии теории этого образования лежат следующие принципы:

Внешкольное образование - часть общей теории народного образования, так как последнее рассматривается как триединая система: дошкольное воспитание - школа — внешкольное образование. Поэтому теория внешкольного образования должна основываться на науках, составляющих базис педагогики (психология, социология, логика, этика и эстетика).

Внешкольное образование, как и большинство явлений  социальной жизни, может подлежать изучению с исторической, догматической или статистической точек зрения.

В энциклопедию внешкольного образования войдут все вопросы, одинаково относящиеся ко всем его отраслям и объединяющие эти отрасли в методологическом, философском, организационном или методическом отношении.

Энциклопедия внешкольного образования, как наука, должна определить и осветить: понятие внешкольного образования; его место в ряду наук, изучающих общественную жизнь в целом и педагогические вопросы в частности; классификацию (роды и виды) содействия внешкольному образованию; принципы организации внешкольного образования и принципы общей методики последнего; роль государства и частной инициативы в деле внешкольного образования и ознакомление с результатами их внешкольной работы; просветительные общества и кружки; народные дома и клубы как наиболее совершенные формы содействия внешкольному образованию - синтез всех видов этого образования; роль искусства в деле внешкольного образования. [4].

После энциклопедии внешкольного образования как дисциплины вводной и изучающей внешкольное образование в целом, следуют дисциплины, изучающие отдельные отрасли внешкольного образования:  библиотековедение, музееведение, учение о школах и курсах взрослых, учение о народном театре и т.д., причем сначала каждая отрасль должна быть изучена в ее целом.

Впервые методологическая схема учения о внешкольном образовании  была доложена Е.Н. Медынским в 1919г. I Всероссийскому съезду по внешкольному образованию, который принял предложенный термин «энциклопедия внешкольного образования»  и признал необходимость научной разработки теории этого образования. Однако, начиная с 30-х гг. научные исследования в этой области были лишены целенаправленности и системности. В результате произошел неизбежный отрыв теории от практики.

В России 20-30-е гг. прошлого века были отмечены бурным развитием  сети внешкольных учреждений, охватывающей основные направления работы с детьми и подростками. В 30-е гг. термин «внешкольное образование» был заменен термином «внешкольное воспитание» в связи с тем, что в довоенные годы в нашей стране в основном уже сложилась общественно-государственная система внешкольной воспитательной работы с детьми. Это дало возможность активно развивать творческие способности и интересы детей, прежде всего к искусству, литературе, живописи и технике, юннатской и туристской работе, спорту. В довоенный период в стране было создано 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств. [2].

В годы Великой Отечественной  войны многие здания внешкольных учреждений серьезно пострадали, но уже через десять лет все они были восстановлены. Появилось более 70 новых детских внешкольных учреждений. Стремительно развивающаяся сеть внешкольных учреждений (в 1990г. их стало уже 7496) на практике доказала жизнестойкость, целесообразность внешкольного образования, востребованность его обществом.

Информация о работе Влияние социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования