Влияние социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и обосновать наиболее эффективный механизм развития воспитательной системы учреждений дополнительного образования в социокультурной ситуации региона.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
- проанализировать основные этапы зарождения, становления развития системы (внешкольного) дополнительного образования детей в России, начиная с конца XIX в. и до наших дней;
- раскрыть сущностные характеристики современного дополнительного образования детей, его основные направления, виды, специфику;
- выявить основные социокультурные технологии, применяемые в дополнительном образовании.

Оглавление

ГЛАВА I. Теоретическое обоснование влияния социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования ……………………………..............
1.1. Дополнительное образование как самостоятельная образовательная сфера ..........................................................................................................................
1.2. Современная система дополнительного образования и перспективы ее развития..........................................................................................
1.3. Социокультурные технологии в системе дополнительного образования Орловской области.............................................................................
Выводы по материалам 1 главы……………………………………………
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение влияния социокультурных технологий на развитие образовательного процесса учреждения дополнительного образования …………………………………………………
2.1. Цели, задачи, методики исследования ………………………………
2.2. Описание результатов исследования…………………………………
2.3. Влияние социокультурных технологий на организации образовательного процесса Дворца пионеров и школьников...............................................................................................................
2.4. Концептуальные основы развития и пути оптимизации областного Дворца пионеров и школьников.............................................................................
2.5. Рекомендации педагогам дополнительного образования
Выводы по материалам 2 главы…………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Диплом ГОТ.doc

— 533.00 Кб (Скачать)
  1. Государственная система внешкольных учреждений существовала во всех республиках бывшего Советского Союза и все процессы, происходящие в ней, в той или иной степени были характерны для каждой республики. 

4. В настоящее время  система дополнительного образования  детей в Орловской  области   представлена 90   учреждениями  различных видов. Дополнительное  образование развивается в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных школах и учреждениях начального профессионального образования, что позволяет объективно сочетать в едином процессе воспитание, обучение и творческое развитие личности. Дополнительное образование детей в Орловской  области предоставляет возможность 55 601  ребёнку в  области в возрасте от 5 до 21 года заниматься любимым делом – художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой в соответствии со своими желаниями, интересами, потенциальными возможностями.

5. Образовательный процесс   дополнительного образования обогащается  новыми интегративными формами  работы. Шире используются современные  результативные методы и формы обучения (интенсивное обучение игре на музыкальных инструментах, использование в обучении дошкольников современных методик). Ведется исследовательская работа, педагогический поиск.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Экспериментальное изучение влияния социокультурных технологий на развитие  образовательного процесса учреждения дополнительного образования

2.1. Цели, задачи  и методики исследования

Дополнительное образование  в целом является вариативной частью общей системы образования и представляет собой совокупность дополнительных образовательных программ; государственных образовательных стандартов по отдельным дополнительным образовательным программам (для учреждений профессионального дополнительного образования); образовательных учреждений и организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, в том числе общественных организаций, ведущих образовательную деятельность в области дополнительного образования; объединений (ассоциаций, союзов) образовательных учреждений дополнительного образования, общественных и государственно-общественных объединений (профессиональных ассоциаций, различных обществ, научных и методических советов); органов управления дополнительным образованием, подведомственных им предприятий, учреждений и организаций; организаций, деятельность которых непосредственно направлена на обеспечение образовательного процесса в образовательных учреждениях дополнительного образования.

Объект исследования: социально-культурная деятельность учреждений дополнительного образования в современных условиях.

Предмет исследования: влияния социокультурных технологий на развитие  образовательно-воспитательного процесса дополнительного образования.

Предварительное изучение проблемы позволило сформулировать гипотезу исследования: развитие  образовательно-воспитательного процесса дополнительного образования будет наиболее эффективно, если  социокультурные технологии будут применяться с учетом следующих условий:

-опора на индивидуальные  особенности каждой личности;

-творческое развитие  каждого ребенка;

-дифференцированный  подход  к каждому воспитаннику;

-применение активных  технологий обучения.

Цель исследования: выявить и обосновать наиболее эффективный механизм развития воспитательной системы учреждений дополнительного образования в социокультурной ситуации региона.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

- раскрыть сущностные характеристики современного дополнительного образования детей, его основные направления, виды, специфику;

- выявить основные  социокультурные технологии, применяемые  в дополнительном образовании.

      Решение  поставленных задач и осуществлялись  с использованием комплекса методов исследования:

1. Анкетирование детей и педагогов УДОД «Дворец пионеров и школьников им Ю.А. Гагарина».

        3. Контент – анализ педагогической  документации.

        4. Анализ, синтез, обобщение, конкретизация   полученных данных.

          База исследования: УДОД «Дворец пионеров и школьников им Ю.А. Гагарина».

          Нами был разработан ряд вопросов и проведено анкетирование с педагогами и воспитанниками Дворца, проанализирована документация УДОД «Дворец пионеров и школьников им Ю.А. Гагарина».

 

 

 

 

 

 

Анкета

Уважаемый воспитанник  Дворца пионеров и школьников!

Просим Вас принять  участие в опросе, целью которого является улучшение образовательно-воспитательного  процесса Дворца пионеров  и школьников. Ваши искренние ответы помогут нам в решении поставленных задач. Анкетирование является анонимным, для заполнения необходимо подчеркнуть выбранный Вами вариант ответа.

  1. Какими направлениями творчества Вы занимаетесь?

а) Художественно-эстетическое

б) Декоративно прикладное

в) Театральное искусство

г) Фольклор

д) Дизайн

е) Работа с природными материалами

ж) Хореография

з) Вокальное искусство

и) Рукоделие

к) Изобразительное искусство

  1. В какой степени Вы увлечены физкультурой и спортом?

а) Профессионально занимаюсь

б) Занимаюсь любительски, но регулярно

в) От случая, к случаю

г) не занимаюсь

  1. Что для Вас значат занятия во Дворце пионеров и школьников?

а) Способ отдохнуть, отвлечься  от учебы (рекреативная функция)

б) Приносит пользу для  здоровья (оздоровительная функция)

в) Обеспечивает новые  знакомства, развивает коммуникативные  навыки (функция социального опыта)

г) Эти занятия помогают решить психологические проблемы (помощь в самореализации)

д) Это помогает лучше  учиться и осваивать программы  дополнительного образования (персонификация объемов и темпов усвоения программ дополнительного образования)

 

  1. Участвовали когда-либо в конкурсах, выставках, фестивалях и других подобных мероприятиях?

-Да

-Нет

 

  1. Завоевывали Вы награды на них?

-Да

-Нет

 

  1. Чтобы Вы изменили в работе Дворца пионеров и школьников?

а) Увеличить перечень направлений деятельности

б) Повысить уровень педагогического  мастерства у работников

в) Улучшить материально  техническую базу заведения

 

     7) Какие меры Вы с читаете  наиболее важными, для деятельности  Вашего заведения?

а) развитие системы дополнительного  образования детей во всех типах и видах образовательных учреждений;

б) повышение эффективности  и качества работы образовательных учреждений дополнительного образования детей;

в)  укрепление связи  науки и практики;

г) взаимодействие учреждений дополнительного образования детей  с учебными учреждениями среднего и высшего профессионального образования;

д) распространение передового педагогического опыта;

е) информационное обеспечение  системы дополнительного образования  детей через телевидение, радио, прессу;

ж)  организация программно-методической службы;

з) создание системы предъявления результатов образовательной деятельности детей (фестивали, выставки, конкурсы и т.д.);

и) обеспечение межведомственного  подхода в области реализации интересов детей, создания социокультурной инфраструктуры детства.

 

8) Пол?

М          Ж

 

7) Ваш  возраст?

__________

Спасибо за участие!!!

 

Анкета

Уважаемый педагог дополнительного образования!

Просим Вас принять  участие в опросе, целью которого является улучшение образовательно-воспитательного  процесса Дворца пионеров  и школьников. Ваши искренние ответы помогут нам в решении поставленных задач. Анкетирование является анонимным, для заполнения необходимо подчеркнуть выбранный Вами вариант ответа.

 

1)Как  давно Вы работаете в данном  учреждении?

а) в течении года.

б) от 1 до 3 лет.

в) от 3 до 10 лет.

г) от 10 до 20 лет.

д) более 20 лет.

 

2)Какое  направление детского творчества является сферой Вашей профессиональной деятельности?

-художественно-эстетическое (хореографическое, музыкальное направление,  прикладное и изобразительное  творчество)

- социально-педагогическое

- естественнонаучное

- военно-патриотическое

- туристско-краеведческое

- физкультурно-спортивное

- научно-техническое

- спортивно-техническое

- эколого-биологическое

- культурологическое 

 

3) Как  на Ваш взгляд, изменился образовательно-воспитательный  процесс, за последние 2-5 лет?

 

вырос

остался неизменным

снизился

В учреждении в целом

     

В Вашем коллективе

     

 

4) Что  Вы считаете основной профессиональной  задачей Вашей работы?

а) Способ отдохнуть, отвлечься. (рекреативная функция);

б) Приносит пользу для  здоровья. (оздоровительная функция);

в) Обеспечивает новые  знакомства, развивает коммуникативные  навыки. (функция социального опыта);

г) Эти занятия помогают решить психологические проблемы. (помощь в самореализации).

 

5) Какие  меры Вы с читаете наиболее  важными, для деятельности Вашего  заведения?

а) развитие системы дополнительного  образования детей во всех типах и видах образовательных учреждений;

б) повышение эффективности  и качества работы образовательных учреждений дополнительного образования детей;

в)  укрепление связи  науки и практики;

г) взаимодействие учреждений дополнительного образования детей  с учебными учреждениями среднего и высшего профессионального образования;

д) распространение передового педагогического опыта;

е) информационное обеспечение  системы дополнительного образования детей через телевидение, радио, прессу;

ж)  организация программно-методической службы;

з) создание системы предъявления результатов образовательной деятельности детей (фестивали, выставки, конкурсы и т.д.);

и) обеспечение межведомственного  подхода в области реализации интересов детей, создания социокультурной инфраструктуры детства.

 

    1. Какие технологии Вы применяете в своей деятельности?

а) Культуротворческие технологии;

б) Технологии художественно-творческой деятельности;

в) Художественно-развивающие технологии;

г) Анимационные социокультурные  технологии;

д) Педагогические игровые  технологии.

 

        7)Как влияют технологии на систему дополнительного             образования?

         а) Положительно;

         б) Отрицательно;

         в) Не влияют.

 

         8) Пол?

М;          Ж.

9) Ваш возраст?

а) от 21 до 30 лет;

б) от 30 до 40 лет;

в) от 40 до 50 лет;

г) старше 50 лет.

 

10)Образование?

 а) Среднее;

б) среднетехническое;

в) неоконченное высшее;

г) высшее;

д) два высших.

Спасибо за участие!!!

 

2.2. Описание результатов исследования.

Экспериментальное исследование проводилось на базе  ОГОУДОД «Дворец пионеров и школьников» им. Ю.А.Гагарина. В нем участвовали 70 детей. 66 педагогов дополнительного образования.

На данном этапе эксперимента было проведено:

- анкетирование   детей и педагогов дополнительного  образования.

- изучение  педагогической документации.

С целью выявить и обосновать наиболее эффективный механизм развития воспитательной системы учреждений дополнительного образования.

Возраст воспитанников:

От 15 до 18 лет  – 15%.

От 10 до 12 лет  – 25%

От 5 до 10 лет  – 30%

От 12 до 15 лет  – 30%

 

На вопрос: «Какими направлениями творчества Вы занимаетесь?» мы получили следующие результаты:

3% - респондентов ответили - Изобразительное искусство;

3% - респондентов ответили – Дизайн;

3% - респондентов ответили - декоративно прикладное;

7% - респондентов ответили – художественно-эстетическое;

7% - респондентов ответили – Фольклор;

10% - респондентов ответили – Театральное искусство;

10% - респондентов ответили – Работа с природными материалами;

12% - респондентов ответили – Рукоделие;

20% - респондентов ответили – Хореография;

Информация о работе Влияние социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования