Влияние социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и обосновать наиболее эффективный механизм развития воспитательной системы учреждений дополнительного образования в социокультурной ситуации региона.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
- проанализировать основные этапы зарождения, становления развития системы (внешкольного) дополнительного образования детей в России, начиная с конца XIX в. и до наших дней;
- раскрыть сущностные характеристики современного дополнительного образования детей, его основные направления, виды, специфику;
- выявить основные социокультурные технологии, применяемые в дополнительном образовании.

Оглавление

ГЛАВА I. Теоретическое обоснование влияния социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования ……………………………..............
1.1. Дополнительное образование как самостоятельная образовательная сфера ..........................................................................................................................
1.2. Современная система дополнительного образования и перспективы ее развития..........................................................................................
1.3. Социокультурные технологии в системе дополнительного образования Орловской области.............................................................................
Выводы по материалам 1 главы……………………………………………
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение влияния социокультурных технологий на развитие образовательного процесса учреждения дополнительного образования …………………………………………………
2.1. Цели, задачи, методики исследования ………………………………
2.2. Описание результатов исследования…………………………………
2.3. Влияние социокультурных технологий на организации образовательного процесса Дворца пионеров и школьников...............................................................................................................
2.4. Концептуальные основы развития и пути оптимизации областного Дворца пионеров и школьников.............................................................................
2.5. Рекомендации педагогам дополнительного образования
Выводы по материалам 2 главы…………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Диплом ГОТ.doc

— 533.00 Кб (Скачать)

Технологии  художественно-творческой деятельности

Репродуктивная  деятельность в сфере культуры и  искусства позволяет авторам использовать свой интеллектуальный, творческий, художественный потенциал не только для своего блага, но и для блага общества. Технологии творчества через воздействие на эмоционально-чувствительную сферу человека положительно влияют не только на процесс воспитания духовности, культуры чувств, развития познавательных сторон личности, но и на здоровье. Это воздействие исходит из возможности невербальной, недирективной, многообразной по форме выражения эмоциональной связи различных элементов искусства и творчества. Каждый из этих элементов является носителем собственных характерных черт и обладает индивидуальной силой воздействия на человека.

Получают  развитие коллекционно-собирательская, аналитическая и научно-исследовательская работа в области культуры и искусства. Возрастает интерес к творчеству, в первую очередь к авторскому. Повышается престиж театральных студий, театров -публицистических, эстрадных, миниатюр, работающих на местном материале. В сфере музыкальной самодеятельности проявляется особый интерес к авторской песне, рок-творчеству, собирательству, обработке и воссозданию музыкального фольклора.

Активизируется  работа по возрождению утраченных художественно-бытовых традиций. Одно из приоритетных направлений такой деятельности - развитие прикладных культуротворческих ремесленнических технологий, благодаря которым сохраняют традиции бытовых и художественных ремесел, поддерживается статус ремесла как исторической и культурной ценности. Говоря об этом виде социально-культурных технологий, следует подчеркнуть, что под художественным ремеслом в данном случае подразумевается производство материальных предметов, имеющих особое эстетическое качество. Оно осуществляется на основе воспроизводства художественных образцов с помощью техники или ручного труда, обеспечивающих высокий художественный уровень изделия. К числу художественно-творческих технологий относятся как традиционные, варьирующие свои образцы в пределах исторически сложившихся форм и стилей, так и современные, базирующиеся на поиске новых нестандартных решений. Последние представляют собой достаточно богатую и разнообразную сферу культуротворческой деятельности[26].

Художественно-развивающие  технологии

Самодеятельное  искусство, долгие годы функционировавшее  преимущественно в зрелищно-сценических  формах, возвращается в народ. Повышается интерес к традициям бытового музицирования, оживляется семейная самодеятельность. Обогащается массовое любительство при проведении праздников и обрядов. Самодеятельное искусство становится основой возрождающихся народных гуляний, посиделок, вечеров отдыха и других традиционных форм массового досуга.

Растет чисто  студий, мастерских, творческих лабораторий, художественно-творческих товариществ. Дифференциация художественных потребностей и интересов населения обусловливает появление многочисленных клубных школ, курсов, любительских объединений, центров эстетического воспитания.

Рельефно  проявляющаяся тенденция к синтезу  культуры и быта становится основой создания таких коллективов, как студии и кружки художественного моделирования одежды, студии текстильного творчества, ковроткачества, вышивки, макраме, художественной обработки дерева, камня, металла, кости и т. д. Важнейшую социально-культурную роль играют те художественно развивающие технологии, которые обеспечивают участие детей и взрослых в художественной жизни своего региона, разнообразие форм их творческой самореализации и социальных ролей, возможных направлений творческого саморазвития,

Среди таких  технологий особое место принадлежит  организации круглогодичных либо сезонных (летних, зимних) центров и лагерей художественного развития. Преимущественный их контингент составляют дети, не только интересующиеся различными видами и жанрами искусства, но и активно овладевающие навыками художественного и прикладного творчества. Это учащиеся музыкальных школ и школ искусств, участники детских самодеятельных коллективов, дети, проявившие себя в тех или иных видах авторского творчества. На базе центров и лагерей осуществляются разнопрофильные тематические проекты и программы, предполагающие множество вариантов творческих занятий и творческого сотрудничества, общение с деятелями культуры и искусства, организацию фестивалей, конкурсов, марафонов, праздников, проведение экскурсий и путешествий художественно-культурной, исторической или экологической направленности, участие в благотворительных акциях, гастрольно-туристических поездках с концертами по пути следования[26].

Анимационные  социокультурные технологии

Рекреативные (восстановительные) и спортивно-оздоровительные технологии предназначены для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека. Они универсальны по своему использованию в процессе социально-культурной деятельности.

Современные рекреативные методики основаны на психолого-педагогических закономерностях развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности. В процессе разработки большинства рекреационных проектов, ориентированных на повышение качества уровня жизни и оздоровление быта, основное внимание специалистов сосредоточено на внедрении новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины в практику массового и специализированного досуга.

Особое место  в рекреативных методиках занимают анимационные социально-культурные технологии Опыт западных стран, в первую очередь Франции, где эти технологии нашли широкое распространение, свидетельствует о несомненно значимых возможностях социально-культурной анимации. Используя различные виды художественного творчества в качестве методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми, социально-культурная анимация является одним из наиболее привлекательных видов досуговой деятельности, основанным на современных началах. Цель анимационных технологий обладает ярко выраженной гуманитарной направленностью - предотвратить отчуждение личности в культуре общества, в структуре общественных отношений.

Социально-культурная анимация зарождалась и формировалась под влиянием философских, психологических, медицинских, педагогических взглядов и воззрений на природу и сущность человека. Главным предметом социально-культурной анимации всегда была и остается личность как уникальная целостная система. которая представляет собой «открытую возможность» самореализации, присущую только человеку[26].

Педагогические  игровые технологии

В ряду рекреативно-оздоровительных  технологий значительное место занимает обширная по масштабам игровая деятельность,

Как свидетельствует  педагогическая практика, любая технология обладает средствами, которые активизируют и интенсифицируют деятельность аудитории. Есть технологии, где эти средства составляют главную идею и основания для оценки эффективности результатов. Именно к таким технологиям относятся педагогические игровые технологии.

Из всех известных  видов социально-культурной деятельности игра предстает наиболее свободной деятельностью. Свободно входя в игру, её участник также свободно может из неё выйти. Это «игровое» правило распространяется на самые распространенные житейские ситуации - рыночные отношения, учебу, спортивные состязания, отношения в семье и т.д.

Другими словами, рекреативные, по существу, игровые  технологии демонстрируют продуктивную социально-культурную деятельность независимых субъектов, которая осуществляется в рамках добровольно принятых на себя условных правил и обладает множеством привлекательных качеств - социально-психологических, эстетических, гедонистических, морально-этических.

Как рекреативная технология, игра обладает хорошо известными педагогическими и организационно-методическими преимуществами. Она позволяет существенно сократить время на накопление необходимой информации, приобретение тех или иных умений и навыков; способствует имитации различных видов социальной деятельности, расширяет сферу контакта личности с различными социальными группами, организациями и движениями, ознакомления со многими жанрами искусства и литературы. Интенсифицируя саморефлексию личности, игра является действенным инструментом углубления демократичности общения, сотрудничества, социального диалога.

Выделяют  следующие главные методы организации детского досуга :

 

- Методы игры и игрового  тренинга. Игра - самостоятельный и очень важный вид деятельности детей, равноправный со всеми иными. Игра может выступать формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела. Игра, как сказка. мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становясь его воспитательным тренингом. Можно предположить, что к концу нашего столетия целью педагогики станет не «общее развитие» детей, а раскрытие творческого потенциала каждого ребенка

- Методы театрализации.  Досуг детей имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей. Неформальное общение ребят может быть в виде вечеринки; «голубого огонька»; вечера при свечах; «морской кают-компании»; русских «посиделок», «семенников», «завалинки», «театральной гостиной», вечера русской (любой) кухни; пир-бала именинников; вечера этикета; дня рождения коллектива: «капустника»; «кабачка 13 стульев»; «хоровода друзей»: «праздничного вечера»

Типология технологий по характеру содержания и структуры. Обучающие и воспитывающие, светские и религиозные технологии. Технологии дошкольные, школьные [общеобразовательные), профессионально ориентированные. Технологии дополнительного образования. Гуманитарные и технократические образовательные технологии.

Типология по используемым способам, методам, средствам. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, креативные (творческие) технологии. Технологии программированного и проблемного обучения. Технологии развивающего и саморазвивающего обучения. Диалогические, коммуникативные, игровые технологии. Проблемно-поисковые и информационные (компьютерные) технологии.

Типология по функционально-организационному признаку. Массовые, групповые и индивидуальные технологии. Технологии коллективного и дифференцированного обучения. Классно-урочные, академические и клубные технологии. Технологии продвинутого уровня (лицейского, гимназического, специального образования). Технологии компенсирующего, коррекционного обучения. Технологии сотрудничества и авторитарные технологии. Альтернативные технологии. Образовательные технологии работы с трудными и одаренными детьми в практике учреждений дополнительного образования.

Специалистам социально-культурной сферы и в частности дополнительного образования - менеджерам, педагогам, тренерам, технологам - приходится часто прибегать к матрице для описания и анализа образовательных технологий, к которым они обращаются в процессе своей образовательной деятельности. Такая матрица обычно содержит следующие необходимые данные: идентификация данной технологии в соответствии с принятой классификацией; название технологии, отражающее ее принципиальную идею и основное направление; концептуальная часть технологии; программно-методическое обеспечение и главные критерии оценки педагогической эффективности и результативности.

Более глубокое погружение менеджеров-педагогов в  банк технологических данных обеспечивают мастер-классы. В круг) профессионалов и любителей, занимающихся различными видами творчества, мастер-классы пользуются широкой известностью как обучающая общественная презентация авторских технологий, инновационных разработок и их практических результатов. Познавательное воздействие мастер-классов существенно возрастает благодаря таким нововведениям, как обучение с помощью ТСО: система «консультант», тренинги и упражнения; система «репетитор», обучение по книге, компьютерное обучение; программированное обучение[26].

В ходе развития социокультурного механизма учреждений дополнительного  образования Орловской области  определились творческие объединения, предлагающие воспитанникам полноценный  курс допрофессиональной  и начальной  профессиональной  подготовки; большинство педагогов дополнительного образования,  организуя образовательный процесс, стали глубже анализировать и конкретнее прогнозировать предполагаемые и получаемые результаты (во многих образовательных программах есть модель выпускника, педагогические диагностики отслеживания результативности образовательного процесса, разработаны критерии освоения образовательных программ по годам обучения).[16].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по материалам 1 главы

Итак,  изучив и проанализировав  педагогическую  и научную литературу, можно сделать следующие выводы:

  1. Дополнительное образование характеризуется как процесс освоения добровольно избранного человеком вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного (общего, начального, среднего или высшего профессионального) образования. Таким образом, «дополнительное образование - это непрерывная, многоуровневая система образования, в сочетании с системой базового образования составляющая единое образовательное пространство».

2. Сегодня дополнительные  образовательные услуги оказывают  дошкольные образовательные учреждения, школы, учреждения специального (коррекционного) образования, учреждения культуры и спорта, а также общественные организации, в том числе профсоюзы. Основную долю дополнительных образовательных услуг оказывают учреждения дополнительного образования детей и общеобразовательные учреждения. Дополнительное образование обеспечивает необходимую «связность» единому образовательному пространству, помогает реализовать основную цель образования - развитие личности.

Информация о работе Влияние социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования