Влияние социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и обосновать наиболее эффективный механизм развития воспитательной системы учреждений дополнительного образования в социокультурной ситуации региона.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
- проанализировать основные этапы зарождения, становления развития системы (внешкольного) дополнительного образования детей в России, начиная с конца XIX в. и до наших дней;
- раскрыть сущностные характеристики современного дополнительного образования детей, его основные направления, виды, специфику;
- выявить основные социокультурные технологии, применяемые в дополнительном образовании.

Оглавление

ГЛАВА I. Теоретическое обоснование влияния социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования ……………………………..............
1.1. Дополнительное образование как самостоятельная образовательная сфера ..........................................................................................................................
1.2. Современная система дополнительного образования и перспективы ее развития..........................................................................................
1.3. Социокультурные технологии в системе дополнительного образования Орловской области.............................................................................
Выводы по материалам 1 главы……………………………………………
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение влияния социокультурных технологий на развитие образовательного процесса учреждения дополнительного образования …………………………………………………
2.1. Цели, задачи, методики исследования ………………………………
2.2. Описание результатов исследования…………………………………
2.3. Влияние социокультурных технологий на организации образовательного процесса Дворца пионеров и школьников...............................................................................................................
2.4. Концептуальные основы развития и пути оптимизации областного Дворца пионеров и школьников.............................................................................
2.5. Рекомендации педагогам дополнительного образования
Выводы по материалам 2 главы…………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Диплом ГОТ.doc

— 533.00 Кб (Скачать)

В Литве прежняя система  учреждений внешкольного воспитания в соответствии с законом о просвещении 2003г. обозначается термином «неформальное просвещение» как составная часть формального просвещения и самообразования. Основная задача неформального просвещения — создание условий для детей, молодежи и взрослого населения, желающих приобрести способности, навыки и знания, необходимые в жизни, дополнительные компетенции (коммуникативные качества, умение работать в команде, решать проблемы, планировать деятельность и т.п.). Систему неформального просвещения представляют два типа организаций: государственные (19 центров детей и молодежи, школ и других учебных заведений), негосударственные (43 молодежные организации, ассоциации, общественные организации), 271 организация неформального просвещения органов самоуправления с охватом 110 тыс. детей и молодежи. В них реализуются программы по следующим направлениям: музыка, искусство, хореография, театр, спорт, техническое творчество, туризм, экология и природоведение, безопасное движение, информационные технологии, воскресные школы и др. Проводятся летние лагеря, различные молодежные встречи и фестивали, организуется работа добровольцев (волонтеров). Всего по программам неформального просвещения работают более 5 тыс. педагогов. На государственном уровне Министерством науки и просвещения совместно с заинтересованными организациями реализуется ряд программ: программа социализации детей и молодежи, программа целесообразного воспитания, программа по профилактике наркозависимости, программа организации летнего отдыха. В настоящее время в Литве продолжается реформа в сфере реализации неформального просвещения: разрабатываются нормативные правовые документы, концепция, механизм финансирования, критерии оценки уровня компетенций, полученных в неформальном просвещении. Координацией деятельности неформального просвещения занимается Центр детей и молодежи в Литве совместно с Литовской ассоциацией организаторов свободного времени. Они тесно сотрудничают со средствами массовой информации - еженедельно в прессе даются сообщения об организуемых проектах, семинарах и мероприятиях. Однако сегодня трудно говорить о качестве работы в рамках неформального просвещения, так как мониторинг и соответствующие исследования по этому направлению в Литве не проводились. Несмотря на то, что неформальное просвещение является составной частью просветительной системы, практически все занятия для детей сегодня являются платными. В перспективе  после  утверждения  Концепции  неформального просвещения предполагается, что организации будут получать соответствующее бюджетное финансирование на работу с детьми и молодежью в зависимости от количества обучающихся (подушевое финансирование).[9].

Основное предназначение системы внешкольного образования детей в Республике Молдова - создание условий для свободного выбора ребенком образовательной области, профиля внешкольной программы, времени ее освоения. По сути цели и задачи, направления деятельности учреждений внешкольного образования идентичны российской системе дополнительного образования детей. В 1992г. в Молдове начался процесс преобразования внешкольных учреждений, в ходе которого были ликвидированы нефункциональные учреждения, произошло объединение разнотипных учреждений в одно, повысился статус внешкольного учреждения, утверждена Концепция развития внешкольного образования. Сегодня в системе более 70 учреждений (дворцы, дома, центры, спортивные школы, клубы), около 3 тыс. кружков, в которых занимаются 50 тыс. детей (из 546 тыс. обучающихся). Программа развития образования Молдовы до 2010г., утвержденная приказом Министерства образования, молодежи и спорта, определила цели и задачи, основные направления деятельности, организации воспитания. Кроме того, в мае 2005г. Правительством Республики Молдова утверждена программа «Одаренные дети», в ходе реализации которой предполагается создание центров дистанционного обучения, организация конкурса «Ученик года», издание журнала по научно-исследовательской работе школьников, проведение олимпиад и т.д. Созданы необходимые условия для совершенствования системы внешкольного образования:

- научно-методическое обеспечение развития внешкольного образования детей с учетом его специфики, создание банка данных педагогического опыта и новаторской деятельности;

- разработка образовательных  программ, пособий, методических рекомендаций;

-  подготовка и повышение  квалификации педагогических кадров.[4].

Система внешкольного образования  является основным бесплатным социальным институтом, способным наиболее эффективно решать проблемы развития личности, профессионального самоопределения детей. С учетом недостатка бюджетного финансирования активно привлекаются внебюджетные средства спонсоров – бывших воспитанников учреждений, развитие коммерческой деятельности, добровольные пожертвования родителей. Наряду с учреждениями внешкольного образования детей, подведомственными системе образования, молодежи и спорта, развивается сеть клубов по месту жительства - внешкольных учреждений органов местного самоуправления. В клубы по месту жительства приглашаются все дети и подростки, но особое внимание уделяется работе с детьми-инвалидами, детьми из неполных семей, находящимися на учете в МВД, и другими социально незащищенными категориями детей.

Современная система  внешкольного образования и воспитания Украины включает в себя государственные, коммунальные, частные внешкольные образовательные учреждения. Государственную политику в сфере внешкольного образования, его правовые, социально-экономические, организационные и другие нормы определяет «Закон Украины о внешкольном образовании», «Концепция внешкольного образования и воспитания». Сеть учреждений внешкольного образования детей Украины составляет около 1500 учреждений по основным направлениям: туристско-краеведческое, эколого-натуралистическое, научно-техническое, художественно-эстетическое с контингентом обучающихся -1,2 млн. детей. Наибольшим спросом у детей и их родителей пользуются такие творческие объединения, как школы компьютерной связи, естественных наук и журналистики, центры информационных технологий и дипломатии, научные кружки и секции Малой академии наук Украины, созданные на базе внешкольных учреждений. Финансирование государственных и коммунальных (муниципальных) внешкольных учреждений осуществляется за счет соответствующих бюджетов, частных учреждений - за счет учредителей. Кроме того, используются дополнительные источники доходов (предоставление платных дополнительных образовательных услуг, реализация собственной продукции, сдача помещений и оборудования в аренду, гуманитарная помощь, дотации из местных бюджетов, добровольные денежные вклады).

В странах Дальнего Зарубежья методология внешкольного образования продолжала свое развитие, и в последней трети XX в. трансформировалась в самостоятельную сферу социальной политики - сферу внешкольного, неформального, дополнительного, продолженного образования. Однако следует отметить, что в этих странах государственной системы (внешкольного) дополнительного образования в такой форме, как в Российской Федерации, не существует. Вместе с тем, в Японии, Китае, США и ряде других стран творческому и интеллектуальному развитию личности ребенка, в том числе в системе образования, уделяется достаточно большое внимание. На протяжении ряда лет коллеги из Японии, США, Китая и других стран приезжают в Россию с целью изучения опыта работы органов управления образованием всех уровней, образовательных учреждений с одаренными детьми.[3].

Европейская ассоциация неформального и внешкольного образования (EAICY) объединяет сегодня представителей многих стран ближнего и дальнего зарубежья. Президентом ассоциации является Рене Кларийс. В ней объединены тысячи организаций. Россию в общественной организации Европы представляет Владимир Николаевич Киселев, генеральный директор Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, заслуженный работник культуры Российской Федерации, вице-президент EAICY.

Сфера организации свободного времени детей и молодежи, виды деятельности, направленные на развитие их дополнительных навыков и умений, в странах Европы развивается по-разному.

В Бельгии система  дополнительного и неформального  образования едина для всех возрастов. Однако применительно к детям речь идет, прежде всего, об организации детского досуга после школьных занятий, о культурных мероприятиях и спорте. Координацию деятельности осуществляют два министерства - Министерство культуры, молодежи и спорта, Министерство благосостояния жителей. Детские досуговые центры посещают около 56% детей в возрасте от 3 месяцев до 3 лет; 55% школьников от 3 до 6 лет (в Бельгии дети идут в школу в 3 года) и 40% детей от 6 до 12 лет раз в неделю посещают городские детские центры, организованные школами. Министерство культуры, молодежи и спорта обеспечивает содействие общему развитию молодежи от 6 до 25 лет, принимающей участие в программах на добровольной основе (туризм, молодежные обмены, художественная деятельность, летние лагеря). Около 60% детей регулярно участвуют в молодежных программах, до 70% детей в возрасте от 6 до 12 лет являются членами спортивных клубов. Сегодня в Бельгии обсуждается вопрос о возможности объединения внутри школы (формального образования) спортивных секций и детских центров досуга. Однако многие эксперты опасаются того, что академичность школьного образования приведет к формализации неформального и дополнительного образования детей, ухудшению процесса обучения детей. Одной из серьезнейших проблем в организации детского дополнительного и неформального образования является низкий уровень профессионализма педагогических кадров.[24].

В Болгарии создана сеть (около 140) внешкольных педагогических учреждений (центры для работы с детьми, центры технического и научного творчества школьников, объединенные и муниципальные детские комплексы, спортивные школы, национальные детские комплексы). Учебно-воспитательный процесс в этих учреждениях направлен на:

- удовлетворение интересов  и потребностей детей в различных областях знаний;

- превентивную деятельность;

- интеграцию детей  из разных этносов и религий;

-  создание условий  для выявления и поддержки  талантливых детей;

- социализацию детей;

- превенцию детей из рисковых групп (профилактику асоциальных проявлений);

- помощь в профессиональной  ориентации;

- взаимодействие со  школами и общественными организациями.

Организация работы с  детьми в рамках неформального внешкольного образования входит в компетенцию коммунальных ведомств по делам молодежи в городах, сельских районах и общинах. В настоящее время широко обсуждается модель школы «полного дня». Однако у этой модели много противников, считающих, что свободное время детей и подростков будет «зашколено» и школа после окончания занятий превратится в «место пребывания» для детей[29].

Своеобразный подход к творческому развитию ребенка  в США. В США 50 штатов, 15 школьных округов, 117 тыс. школ (47,2 млн. обучающихся, 2,9 млн. учителей). Из бюджета всех уровней в среднем здесь тратится 6 тыс. долларов в год на 1 обучающегося.

В США каждый ребенок  с 5 лет должен посещать школу. Разработанная недавно программа «Ни одного отстающего» (НОО), поддержанная президентом страны, по сути, является законом о реформе начального и среднего образования Америки. Программа направлена на решение социально-экономических проблем в системе образования, а значит, и во всем обществе. Она предусматривает обязательное ежегодное тестирование учащихся. Национальная оценка (представительская выборка по отдельным дисциплинам) уровня образования в США введена в 1969г. Критерии уровня знаний корректируются один раз в 10 лет. В системе образования существует 3 уровня стандарта: базовый - с 1-го по 4-й классы, профпригодный — с 5-го по 8-й классы, повышенный - с 9-го по 12-й классы. В обучении используется компетентностный подход. Регулярно издается сводный статистический отчет по успеваемости нации. Общенациональная оценка — единственный критерий, позволяющий сравнивать уровень преподавания в разных штатах.

Сравнительные данные дают возможность связать воедино образование и экономику, поскольку, как правило, уровень знаний в малоразвитых в экономическом плане штатах и округах гораздо ниже, чем в высокоразвитых. В США по сравнению с Канадой, Россией слово «стандарт» имеет несколько иное значение. В США все боятся потерять пресловутую свободу, тогда как в Канаде и России все, что касается образовательных стандартов, находится под эгидой государства.

В Америке каждый штат сам определяет свои тесты, однако существует независимая экспертная оценка (тест) на уровне правительства штата. И если ребенок получил в своей школе «4», а тест штата не прошел, он не поступит в вуз, т.е. тесты местного уровня (округа), несмотря на самостоятельность их разработки, должны соответствовать уровню штатов. Выпускнику школы предполагается выдавать аттестаты зрелости четырех уровней в зависимости от качества его образования. Штат может определять содержание и компетенции образования, но только на уровне рекомендаций. Вместе с тем, именно он утверждает контрольные (тесты), которые дают оценку полученным в школе знаниям.

По мнению доктора  Стивена Клиса (университет штата  Мэриленд, колледж Парк, факультет образования), программа «Ни одного отстающего» - самая плохая за 10 лет развития образования по ряду причин:

-   постоянная подготовка  детей к стандартам-тестам отвлекает их от основного процесса обучения. Вся школьная программа нацелена на подготовку детей к этим тестам в ущерб многим другим дисциплинам, т.к. оценка деятельности школ определяется итогами тестирования. Результатом становится кадровая лихорадка, так как в случае плохих результатов тестирования увольняют руководителей школ, учителей;

-    предполагается, что программа даст возможность  отстающим детям обучаться в частных школах за счет бюджетных средств. Но практика показывает, что дети, плохо успевающие в государственной школе, не лучше учатся и в частной школе.

Многие дети и их родители не понимают, для чего им хорошо учиться, если семья едва связывает концы с концами и ребенок, достигнув определенного возраста, вынужден будет пойти на работу. Данная программа, по мнению С. Клиса, не решит проблем образования в США, а тестирование - не лучшая форма контроля за качеством образования.

Стивен Клис считает, что в США существует серьезная проблема с детьми от рождения до 16 лет. Здесь, в отличие от многих других стран мира, жестко разделяют процессы обучения и воспитания. Считается, что школа не должна вмешиваться в личную жизнь семьи через ребенка. В США школа несет ответственность в первую очередь за обучение ребенка и его физическую безопасность. Официально воспитанием призваны заниматься семья, религиозные организации и община. В реальной же действительности воспитание столь активно включено в сам процесс обучения в американской школе, что, на наш взгляд, можно говорить о сложившейся системе единства учебно-воспитательного процесса, воспитательном потенциале образования в целом, особенно патриотическом: ежедневная клятва верности американскому флагу, стране, президенту; выстроенная система отношений педагогов и обучающихся; классные часы 2 раза в неделю на актуальные темы, развитое ученическое самоуправление, воспитание культуры поведения и т.д. Более того, все эти критерии заложены в оценку деятельности школы как таковой. По мнению специалистов, в США очень многие дети не готовы к поступлению в школу, хотя в последние годы здесь появились примеры создания платных подготовительных классов (с 5 лет) для подготовки детей, правда, не все родители могут себе это позволить.[11].

Информация о работе Влияние социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования