Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:33, дипломная работа
Цель исследования: выявить и обосновать наиболее эффективный механизм развития воспитательной системы учреждений дополнительного образования в социокультурной ситуации региона.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
- проанализировать основные этапы зарождения, становления развития системы (внешкольного) дополнительного образования детей в России, начиная с конца XIX в. и до наших дней;
- раскрыть сущностные характеристики современного дополнительного образования детей, его основные направления, виды, специфику;
- выявить основные социокультурные технологии, применяемые в дополнительном образовании.
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование влияния социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования ……………………………..............
1.1. Дополнительное образование как самостоятельная образовательная сфера ..........................................................................................................................
1.2. Современная система дополнительного образования и перспективы ее развития..........................................................................................
1.3. Социокультурные технологии в системе дополнительного образования Орловской области.............................................................................
Выводы по материалам 1 главы……………………………………………
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение влияния социокультурных технологий на развитие образовательного процесса учреждения дополнительного образования …………………………………………………
2.1. Цели, задачи, методики исследования ………………………………
2.2. Описание результатов исследования…………………………………
2.3. Влияние социокультурных технологий на организации образовательного процесса Дворца пионеров и школьников...............................................................................................................
2.4. Концептуальные основы развития и пути оптимизации областного Дворца пионеров и школьников.............................................................................
2.5. Рекомендации педагогам дополнительного образования
Выводы по материалам 2 главы…………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….
Во многих объединениях
идет предметное обучение. Образовательные
потребности воспитанников
Учебный план корректируется для углубленного изучения ряда предметов с сохранением эквивалентности образования.
Для комплексных школ интегрированного обучения учебный план предусматривает основной и дополнительные курсы.
Основной и дополнительные курсы определяются взаимодействием двух факторов: общей структурой деятельности и конкретно-предметным содержанием знаний.
Особое внимание уделяется формированию воспитательной системы.
Основой воспитательной системы являются комплексно-целевые программы:
«Школа народной культуры
и творчества», в реализации которой
активно участвуют
«Дом души», где определены подпрограммы для конкретных объединений Дворца творчества.
В результате педагогического мониторинга выявлены проблемы, положенные в основу тематики эксперимента в рамках работы региональной экспериментальной площадки Дворца по теме «Развитие эстетической компетенции, творческой потребности в самоактуализации личности воспитанника дополнительного образования».
Дворец является координатором деятельности регионально- экспериментальных площадок УДО области.
Дворец творчества – программно-методический центр деятельности УДО области, ведущий работу по направлениям: координация научно-методической деятельности УДО, формирование информационно-методического банка данных, повышение профессионального уровня педагогических кадров, анализ и прогнозирование развития УДО, программно-методическое обеспечение, организация показа результативности сотворчества детей, педагогов и родителей через проведение областных смотров, конкурсов, фестивалей, выставок, олимпиад.
Система дополнительного образования – неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворение его творческих и образовательных потребностей, способствующих самоопределению.
Наши учреждения развивают и формируют личность своих воспитанников.[17].
2.3. Влияние социокультурных технологий на организацию образовательного процесса Дворца творчества
Проанализировав педагогическую документацию, мы сделали следующие выводы:
Педагогический коллектив работает в рамках проблемной темы «Развитие инновационных форм деятельности в образовательном процесса Дворца». В рамках этой темы определены проблемные темы отделов.
Цели, задачи и основные характеристики образовательного процесса Дворца пионеров и школьников им. Ю.А.Гагарина определены в соответствии с ценностями современного образования и принципами современной государственной политики в области образования, обозначенными Федеральным законом «Об образовании», Федеральной программой развития образования, приоритетным национальным проектом «Образование», национальной доктриной образования РФ на период до 2025 года, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг.», областной комплексной программой «Нравственное и патриотическое воспитание граждан на 2006-2010 гг.», программой «Одаренные дети» областной комплексной программы «Дети Орловщины», Законов Орловской области «Об образовании в Орловской области», Программой развития воспитания в системе образования в России, Межведомственной Программой развития системы дополнительного образования детей.
Цели деятельности Дворца творчества заключаются в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Основные задачи:
-обеспечение необходимых
условий для личностного
- адаптация их к жизни в обществе;
- формирование общей культуры;
- организация содержательного досуга.
Определены функции дворца:
Социальные функции:
- формирование общих социальных ценностей.
- выявление и поддержка детей, способных к творческой деятельности.
- предупреждение детской безнадзорности.
Педагогические функции.
-реализация познавательных потребностей.
-реализация потребности в личностном самоопределении.
-реализация коммуникативных потребностей.
-формирование духовного образа жизни.
Методические функции.
-повышение квалификации
педагогов дополнительного
-организационно-методическое
обеспечение педагогических
-поддержка педагогических инноваций.
Образовательный процесс в УДОД выполняет три группы функций: обучающие, социально-педагогические, методические. Образовательный процесс- система процессов реализации этих функций.
Обучающие функции включают процессы удовлетворения детьми их различных образовательных потребностей. К обучающим функциям можно отнести и процесс допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки.
Социально-педагогические функции включают процессы воспитания, социальной защиты, оздоровления, реабилитации, коммуникации, социальной адаптации.
С развитием общества изменилась цель образования: смыслом образования является развитие у ребенка имеющихся задатков, склонностей, способностей, интересов.
Цель заключается не в усвоении заранее заданных взглядов, а в развитии самостоятельно определять свои взгляды, свою позицию. Эта цель состоит не в формировании определенного поведения, а в развитии способности к саморегуляции поведения.
Сегодня мы можем сказать, что прошедшие восемнадцать лет не прошли даром, в результате экспериментальной деятельности, а то и методом «проб и ошибок» мы нашли основания для построения образовательной программы, что может изменить отношение к содержанию дополнительного образования детей.
Главная ценность для нас — личностная. Мы имеем дело со свободным ресурсом ребенка. Сформированная в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» система дополнительного образования детей в Орловской области адекватна требованиям, предъявляемым к этому виду образования на федеральном уровне.
Дополнительное образование в нашей области доступно всем детям и каждому ребенку. Его качество гарантируется образовательными программами, выполнение которых отслеживается управлением образования и молодёжной политики Департамента социальной политики Орловской области и муниципальными органами управления образованием. Образовательный процесс организуется в соответствии с выстроенными в педагогически целесообразной логике требованиями и нацелен на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству.[17].
Управление образования и молодёжной политики Департамента социальной политики Орловской области совместно с муниципальными органами управления образованием последовательно проводит работу по развитию областной системы дополнительного образования детей.
Опыт организации процесса становления и развития областной системы дополнительного образования детей позволяет признать, что предпринятые управлением образования меры для целенаправленного оформления различных педагогических инициатив по использованию в интересах личности, общества и государства процессов воспитания и обучения детей области в образовательную систему обеспечили позитивные результаты. Удалось не только сохранить материальную основу системы дополнительного образования, но и заметно нарастить интеллектуально-творческий и программно-методический потенциал, способный при определенных условиях решать во взаимосвязи и взаимозависимости задачи воспитания и обучения детей. По состоянию на 01.01.10. основные показатели, характеризующие состояние системы дополнительного образования детей, не претерпели негативных изменений в сравнении с 2008г. годом. Стабильность сети, контингента обучающихся, количество объединений по основным видам деятельности в системе дополнительного образования подтверждает востребованность этого вида образования, его современный статус, а также правильность действий, предпринятых Управлением образования и молодёжной политики.
Одними из самых массовых направлений являются художественно – эстетическое и декоративно – прикладное творчество, которыми охвачено более 16 547 детей (30 % от общего числа). Всё большее количество детей выбирают занятия театральным искусством, фольклором, дизайном, работой с природным материалом. По – прежнему популярны хореография, вокальное искусство, все виды рукоделия, изобразительное искусство.
Большое внимание в области уделяется развитию физкультурно – оздоровительной работы, ориентированной на вовлечение детей в оздоровительную деятельность, формирование культуры здоровья. В ведении образования в области действуют 40 учреждений физкультурно – спортивной направленности, из них 17 – детско – юношеских спортивных школ, 17 – детско – юношеских клубов физической подготовки, 6 – центров дополнительного образования детей физкультурно – спортивной направленности с общим количеством детей 18 040 (32 %).
Образовательный процесс
оснащен разноуровневыми
Сохранено видовое многообразие учреждений дополнительного образования детей. Наиболее активно развивалась сеть учреждений дополнительного образования детей в г. Орле, г. Ливны, г. Болхове, Орловском, Кромском, Урицком, Хотынецком районах.
Смысл развития областной системы дополнительного образования детей состоит прежде всего:
- в сохранении и культивировании уникальности каждого ребенка в постоянно меняющемся социальном окружении;
- в удовлетворении естественной потребности детей в познании себя, осмыслении себя в окружающем мире, обретении способности сохранять свою свободу, не мешая другим;
- в формировании устойчивой сопротивляемости развивающейся личности разрушительным воздействиям.
Анализ контингента обучающихся в учреждениях дополнительного образования показывает, что в большей степени услугами учреждений данного типа пользуются подростки 11-15 лет (23 310 детей, что составляет 42 %).
Занятия в учреждениях проводятся в основном во второй половине дня. Более 60% детей занимается в основных зданиях. Стремясь оказать более широкий спектр услуг, учреждения открывают объединения на базе других образовательных учреждений, максимально приближая их к месту жительства детей.
Содержание дополнительного образования детей обусловлено функциями свободного времени детей и содержит:
- рекреативно-оздоровительное развитие ребенка;
- организацию социального опыта;
- психолого-педагогическую помощь детям в индивидуальном развитии;
-персонификацию объемов и темпов усвоения программ дополнительного образования.
В области обеспечено сопровождение системы дополнительного образования. В 1996 году создано областное государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Областной центр программирования и моделирования дополнительного образования и систем воспитания».
Обновлению содержания
дополнительного образования
Необходимым условием успешного развития системы дополнительного образования детей является обеспечение высокого уровня кадрового потенциала. В Орловской области он составляет 2500 тысяч человек. Более 70 % педагогов дополнительного образования имеют высшее педагогическое образование, высшую и первую квалификационную категорию имеют 30 % педагогических кадров. В учреждениях дополнительного образования открываются кабинеты доверия, увеличилось количество психологов.
С 1998 года в области проводится конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования стал широким смотром педагогического мастерства, демонстрацией потенциала работников системы дополнительного образования детей. Он способствует повышению профессионального мастерства педагогов, распространению передового педагогического опыта. Областной конкурс «Сердце отдаю детям» стал своеобразно интегрированной формой выявления в сфере дополнительного образования детей специалистов, творчески работающих и имеющих высокий профессиональный рейтинг.