Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:33, дипломная работа
Цель исследования: выявить и обосновать наиболее эффективный механизм развития воспитательной системы учреждений дополнительного образования в социокультурной ситуации региона.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
- проанализировать основные этапы зарождения, становления развития системы (внешкольного) дополнительного образования детей в России, начиная с конца XIX в. и до наших дней;
- раскрыть сущностные характеристики современного дополнительного образования детей, его основные направления, виды, специфику;
- выявить основные социокультурные технологии, применяемые в дополнительном образовании.
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование влияния социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования ……………………………..............
1.1. Дополнительное образование как самостоятельная образовательная сфера ..........................................................................................................................
1.2. Современная система дополнительного образования и перспективы ее развития..........................................................................................
1.3. Социокультурные технологии в системе дополнительного образования Орловской области.............................................................................
Выводы по материалам 1 главы……………………………………………
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение влияния социокультурных технологий на развитие образовательного процесса учреждения дополнительного образования …………………………………………………
2.1. Цели, задачи, методики исследования ………………………………
2.2. Описание результатов исследования…………………………………
2.3. Влияние социокультурных технологий на организации образовательного процесса Дворца пионеров и школьников...............................................................................................................
2.4. Концептуальные основы развития и пути оптимизации областного Дворца пионеров и школьников.............................................................................
2.5. Рекомендации педагогам дополнительного образования
Выводы по материалам 2 главы…………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….
2.4. Концептуальные основы развития и пути оптимизации областного Дворца пионеров и школьников
Дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Национальный проект «Образование» определяет основные приоритеты развития современного образования:
- поддержка талантливой молодежи;
- внедрение
инновационных образовательных
программ методик и
- внедрение в образовательный
процесс информационных
- поощрение лучших
педагогов дополнительного
-оснащение учреждений
дополнительного образования
В настоящее время отмечается явная тенденция к дальнейшему интенсивному развитию дополнительного образования. В силу своей несомненной востребованности и личностной значимости дополнительное образование имеет сегодня наибольший потенциал развития как система.
Областной Дворец творчества ориентирует и строит свою деятельность в соответствии с парадигмой развивающего образования. Он располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся.
Образовательные услуги Дворца творчества позволяют удовлетворить потребности детей, родителей, педагогов в условиях неформального общения. Дворец создает равные «стартовые» возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся интересы детей, оказывает помощь и поддержку одаренным и талантливым воспитанникам.
Цель оптимизации
обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения воспитанниками дополнительного образования, достижение эффективности и качества дополнительного образования в образовательном пространстве Дворца;
сохранение приоритета бесплатности и равного доступа детей к дополнительным образовательным услугам Дворца;
приведение нормативно-
сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования детей;
разработка и экспертиза
программно-методического
совершенствование в образовательном процессе Дворца содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей;
создание и развитие
новых инновационных и
развитие новых
развитие мониторинговых исследований образовательного процесса по различным параметрам;
развитие методической службы Дворца творчества;
расширение возможностей
получения в образовательном
пространстве Дворца
обеспечение социально-педагог
Педагогический коллектив
Дворца в целях реализации основных
задач приоритетного
- Сохранение и увеличение
численности обучающихся за
- Повышение качества
дополнительного образования
через программирование
- Сохранение получения
бесплатного дополнительного
образования. В
- Внедрение новых
образовательных проектов, реализуемых
в рамках образовательной
1. «Дом души»( воспитательная система Дворца);
2. «Школа народной
культуры и творчества»(
3. «Ранее развитие
детей»(комплексная программа
4.«Психологическое
5.«Творческий поиск»
(программа повышения
6. «Россия – родина
моя» (программа гражданского
7. «Театральные подмостки»
(профильная целевая программа)
8. «Живые истоки» (профильная целевая программа)
9. «Музыкальное эхо» (профильная целевая программа);
10. «Теплый дом» (программа
работы Дворца с детскими
- Разработка программ нового поколения:
1. образовательная программа «Твоя вершина» фотовидеобъединения (отмечена Дипломом победителя VI Всероссийского конкурса авторских программ), педагог Куликова М.Г., предполагается разработка блока «XXI век»(детское телевидение);
2. образовательная программа «В вихре танца» хореографической студии «Росинка», педагоги: Краснов В.И., Краснова Т.Г. (отмечена Дипломом I степени областного конкурса авторских программ в 2005 году, в 2006 году представлена на Всероссийский конкурс авторских программ);
3. образовательная программа студии декоративно-прикладного творчества групп коррекции для детей с тяжелыми нарушениями речи, педагог Воропаева З.В. (отмечена Дипломом I степени областного конкурса авторских программ в 2005 году);
- Использование новых организационных форм, методов и информационных технологий обучения детей.
Образовательный процесс Дворца творчества строится и развивается с позиции развивающего образования, где во главу угла поставлено развитие личности ребенка, его познавательных, физических, художественных, творческих способностей, а не просто достижений ЗУНов. Следовательно, меняются взаимоотношения между дидактическим и психологическим компонентами организации учебного процесса.
Позиции приоритета развивающего обучения можно проследить в целевом компоненте образовательных программ педагогов.
Шире стал использоваться индивидуально-личностный подход к организации образовательного процесса, в учебный план внесено значительное количество индивидуальных часов и часов занятий по звеньям, подгруппам. Образовательный процесс обогащается новыми интегративными формами детских объединений (ансамбль эстрадной музыки, детская студия вокала и пластики «Аллегро», вокально-хоровая студия, школа русского танца и др.).
- Выявление и поддержка одаренных, талантливых детей и молодежи.
Педагогический коллектив Дворца проводит мониторинг способных и талантливых воспитанников, победителей и лауреатов, международных, всероссийских, региональных конкурсов, фестивалей, турниров, соревнований, выставок, многие из которых стали стипендиатами Губернатора Орловской области Строева Е.С.
- Проведение экспериментальной
и исследовательской работы.
Предполагается наработка исследовательских материалов:
«Инновационные процессы в образовательной деятельности Дворца творчества», «Развитие творческих способностей у воспитанников в образовательной системе УДОД», «Особенности диагностики при выявлении творческих способностей и потребностей детей».
- Работа над проблемной темой «Педагогический мониторинг как механизм управления качеством образования». В ходе работы над проблемной темой педагогическим коллективом и методической службой Дворца будут наработаны следующие материалы:
1.«Мониторинговые исследования качества дополнительного образования»;
2. Мониторинговая карта
Дворца, отражающая работу с
3. «Формы итоговой аттестации воспитанников».
- Выдвижение лучших
педагогов дополнительного
- Внедрение современных средств обучения
воспитанников(учебно-
На наш взгляд, для развития воспитательной системы образовательного учреждения дополнительного образования Орловской области должны быть предприняты следующие шаги:
Первый этап - диагностический
1. Диагностика существующей модели воспитательной системы.
2.Анализ деятельности по направлениям: управленческая, педагогическая, методическая деятельность, психологическое сопровождение педагогического процесса.
3.Выявление «проблемных точек» существующей модели воспитательной системы.
4. Ранжирование проблемных точек по степени значимости их решения в создании современной модели воспитательной системы учреждения дополнительного образования.
5.Ознакомление с другими действующими воспитательными системами учреждений дополнительного образования.
6. Повышение квалификации педагогов.
Второй этап - проектировочный
1. Построение современной модели воспитательной системы учреждения дополнительного образования по направлениям: управленческая, педагогическая, методическая деятельность, психологическое сопровождение образовательного процесса.
2. Построение проекта современной модели воспитательной системы.
3. Выработка критериев мониторинга построенной модели воспитательной системы в процессе апробации.
4. Построение плана апробации модели и ее мониторинга.
5. Повышение квалификации педагогов.
Третий этап - практический
1.Апробация управленческой, методической, педагогической структур модели воспитательной системы.
2. Проведение психолого-
3. Промежуточная экспертиза.
Выявление «сильных» и «слабых»
Четвертый этап - аналитический
1. Анализ результатов
апробации модели
2. Коррекция модели.
По результатам проведенной работы составлены рекомендации для педагогов дополнительного образования.
Уважаемые педагоги!
1. Необходимо определить четкую цель в работе коллектива.
2. Необходимо формировать социальные свойства личности, развивать духовный мир ребенка, творческий и интеллектуальный потенциал детей.
3. Для организации эффективной работы с коллективом необходимо создавать благоприятную атмосферу, заинтересовывать детей. Нужно быть внимательными к проблемам и переживаниям детей.