Влияние социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и обосновать наиболее эффективный механизм развития воспитательной системы учреждений дополнительного образования в социокультурной ситуации региона.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
- проанализировать основные этапы зарождения, становления развития системы (внешкольного) дополнительного образования детей в России, начиная с конца XIX в. и до наших дней;
- раскрыть сущностные характеристики современного дополнительного образования детей, его основные направления, виды, специфику;
- выявить основные социокультурные технологии, применяемые в дополнительном образовании.

Оглавление

ГЛАВА I. Теоретическое обоснование влияния социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования ……………………………..............
1.1. Дополнительное образование как самостоятельная образовательная сфера ..........................................................................................................................
1.2. Современная система дополнительного образования и перспективы ее развития..........................................................................................
1.3. Социокультурные технологии в системе дополнительного образования Орловской области.............................................................................
Выводы по материалам 1 главы……………………………………………
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение влияния социокультурных технологий на развитие образовательного процесса учреждения дополнительного образования …………………………………………………
2.1. Цели, задачи, методики исследования ………………………………
2.2. Описание результатов исследования…………………………………
2.3. Влияние социокультурных технологий на организации образовательного процесса Дворца пионеров и школьников...............................................................................................................
2.4. Концептуальные основы развития и пути оптимизации областного Дворца пионеров и школьников.............................................................................
2.5. Рекомендации педагогам дополнительного образования
Выводы по материалам 2 главы…………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Диплом ГОТ.doc

— 533.00 Кб (Скачать)

4. Занятия в группе должны  предусматривать включение в него каждого ребенка. При решении конкретной задачи, необходимо осуществлять выбор сочетания форм взаимодействия педагогов и детей в их совместной творческой деятельности.

     4. Учитывать особенности детей в коллективе, местные условия, материальную базу и т.д.

5. В основе дополнительного образования детей, должны лежать еще и следующие задачи:

- решения проблем воспитания и состояния здоровья современных детей;

- формировать гражданские  патриотические позиций;

- чувства национального достоинства;

- снижение криминогенности в молодежной среде;

-повышать уровень активности;

- развивать лидерские качества;

- формировать уверенность  своего будущего.

6. В процессе деятельности педагогов дополнительного образования, необходимо учитывать некоторые принципы:

    • гармонизация личности и среды – ориентация воспитания на максимальную самореализацию личности, гармонизацию ее устремлений и изменяющейся социально-политической реальности на основе активизации внутренних ресурсов человека (личности);
    • гуманизация – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания, труда, быта, отдыха детей;
    • саморазвитие – создание условий и механизмов саморазвития;
    • альтернативность – обеспечение многообразия типов программ;
    • приоритетность – выбор приоритетных направлений деятельности.

      В качестве рекомендаций мы предлагаем Вам  ряд сценариев, планов,

разработанных и апробированных на базе ОГОУДОД «Дворец пионеров и школьников» им. Ю.А. Гагарина. (см. Приложение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по материалам 2 главы

Проведя экспериментальное исследование, мы сделали следующие выводы:

1. Специфика образовательный процесса дополнительного образования Дворца строится с позиции развивающего образования: т.е. развития наших воспитанников, развития нас самих, развития той образовательной сферы, в которой мы находимся.

2. Говоря о модели образовательной системы Дворца творчества, можно выделить ряд ведущих принципов деятельности: индивидуализация и дифференциация процессов работы с детьми; творческое сотрудничество воспитанников и педагогов: комплексный подход к постановке и решению задач образования; воспитания и развития личности; сочетание индивидуальных, групповых  и массовых форм работы. Данные положения явились методологическим каркасом концепции Дворца, его программы развития, образовательной программы.

3. Модель включает в себя четыре основных содержательных блока деятельности: образование, творчество, социальный опыт, культурно-развивающий досуг. Такая организация и содержание деятельности обеспечивает вариативный выбор занятий для воспитанников, предусматривает многочисленные формы деятельности, обеспеченной широким спектром программ, реализует возрастные возможности детей и творческий потенциал педагогов.

4. Сегодня Дворец – не только и не столько место получения знаний, сколько микросоциум, в котором осуществляется процесс формирования ценностей, норм и правил человеческого общежития, навыков ориентации в большом информационном пространстве.

5. Основными факторами, определившими развитие системы дополнительного образования детей в Орловской  области, стали:

- развитие системы  дополнительного образования детей  во всех типах и видах образовательных учреждений;

- повышение эффективности  и качества работы образовательных учреждений дополнительного образования детей;

-  укрепление связи  науки и практики;

- взаимодействие учреждений  дополнительного образования детей  с учебными учреждениями среднего и высшего профессионального образования;

- распространение передового  педагогического опыта; 

- информационное обеспечение  системы дополнительного образования детей через телевидение, радио, прессу;

-  организация программно-методической  службы;

- создание системы  предъявления результатов образовательной  деятельности детей (фестивали,  выставки, конкурсы и т.д.);

- обеспечение межведомственного  подхода в области реализации интересов детей, создания социокультурной инфраструктуры детства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя экспериментальное  исследование, мы сделали следующее  заключение:

1. Дополнительное образование характеризуется как процесс освоения добровольно избранного человеком вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного (общего, начального, среднего или высшего профессионального) образования. Следовательно, «дополнительное образование - это непрерывная, многоуровневая система образования, в сочетании с системой базового образования составляющая единое образовательное пространство».

2. Дополнительное образование в целом является вариативной частью общей системы образования и представляет собой совокупность дополнительных образовательных программ; государственных образовательных стандартов по отдельным дополнительным образовательным программам; образовательных учреждений и организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, в том числе общественных организаций, ведущих образовательную деятельность в области дополнительного образования; объединений (ассоциаций, союзов) образовательных учреждений дополнительного образования, общественных и государственно-общественных объединений (профессиональных ассоциаций, различных обществ, научных и методических советов); органов управления дополнительным образованием, подведомственных им предприятий, учреждений и организаций; организаций, деятельность которых непосредственно направлена на обеспечение образовательного процесса в образовательных учреждениях дополнительного образования.

3. В основе гуманистической системы дополнительного образования Орловской области лежит идея личностно-ориентированного подхода – признание личности развивающегося ребёнка высшей социальной ценностью.

4. Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного:

- личностная ориентация  образования; 

- профильность;

- практическая направленность;

- мобильность; 

- многофункциональность; 

- разноуровненность; 

- разнообразие содержания, форм, методов образования как  следствие свободы педагога, работающего  в такой системе;

- индивидуализация методик  образования как необходимое  условие спроса;

- реализация воспитательной  функции обучения через активизацию  деятельности учащихся;

- реализация ориентационной  функции через содержание учебного  материала.

5. Смысл развития областной  системы дополнительного образования детей состоит прежде всего:

- в сохранении и культивировании уникальности каждого  ребенка в постоянно меняющемся социальном окружении;

- в удовлетворении естественной потребности детей в познании себя, осмыслении себя в окружающем мире, обретении способности сохранять свою свободу, не мешая другим;

- в формировании устойчивой сопротивляемости развивающейся личности разрушительным воздействиям.

6. В основе организации воспитательного процесса в системе дополнительного образования Орловской области используются социокультурные технологии, воплощающие гуманистическую философию, психологию и педагогику.

 

7. В ходе экспериментального исследования подтвердилось наша гипотеза о том,  что развитие  образовательно-воспитательного процесса дополнительного образования будет наиболее эффективно, если  социокультурные технологии будут применяться с учетом следующих условий:

-опора на индивидуальные  особенности каждой личности;

-творческое развитие  каждого ребенка;

-дифференцированный  подход  к каждому воспитаннику;

-применение активных  технологий обучения.

Данное исследование не претендует на полноту освещения  проблемы, дальнейшее изучение может быть направлено на выявление психолого-педагогических условий использования социокультурных технологий в организации образовательно-воспитательного процесса дополнительного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-Славская  К.А. Деятельность и психология  личности. - М.: Наука, 1980.

2. Ананьев Б.Г. Человек  как предмет познания. - Л.: Изд-во  ЛГУ, 1968.

3.Арсеньев А.С. Антиномичность целей научного образования и воспитания личности. Проблема их взаимоотношения в педагогическом процессе. /В кн.: Философско-психологические проблемы развития образования. - М., 1981.

4. Асеев В.Г. Мотивация  поведения и формирование личности. -М.: Мысль, 1976.

5. Асмолов А.Г. Дополнительное  образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. // Внешкольник. - 1997. - № 9.

6. Белова Г.В., Панин  П.Б., Синюков Р.Х. Система реабилитации  детей и молодежи с ограниченными возможностями. - Самара: ГМОУ ЦВО «Творчество», 1999.

7. Березина В.А., Волжина  О.И., Савкина И.Ю. и др. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2004.

8. Березина В.А. Воспитание в системе дополнительного образования детей. - М.: ЭСЛАН, 2005.

9. Валеева М.А. Развитие  профессионализма педагога дополнительного образования. // Автореф. дис. канд. пед. наук / Оренб. гос. пед. ун-т. - Оренбург, 1999.

10. Ветров Ю.П. Теория и практика соединения обучения с производительным трудом в формировании самоопределяющейся личности. //Автореф. дисс. д-ра пед. наук. - Челябинск, 1997.

11. Внешкольные учреждения. Пособие для работников внешкольных учреждений / Под ред.Л.К. Балясной. - М.: Просвещение, 1978.

12. Волкова М.Г. Развитие  способностей у детей - основа  жизненного успеха. - М.: НИИ ВШ, 1989.

13. Голованов В.П. Становление  и развитие региональной системы  дополнительного образования детей  в современных социокультурных условиях. - М.: Центр «Школьная книга», 2001.

14. Гуров В.Н. Социальная  работа школы с семьей. - М.: Пед.  общество России, 2002.

15. Гурова Р.Г. Социологические  проблемы воспитания. - М.: Педагогика, 1981.

16. Давыдов В.В. О  понятии развивающего обучения. // Педагогика. - 1995.-№1.

17. Документы и материалы из Дворца Творчества им. Ю.А. Гагарина.

18. Евладова Е.Б., Логинова  Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное  образование детей: Учеб. пособие  для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: ГИЦ Владос, 2002.

19. Егоров С.Ф. Теория  образования в педагогике России  начала XX в.: Историко-педагогический очерк. - М.: Педагогика, 1987.

20. Ерошенное И.Н. Культурно-воспитательная  деятельность среди детей и подростков: Учеб. пособие для вузов. - М.: ГИЦ Владос, 2004.

21. Закон Российской  Федерации «Об образовании» (в  ред., введенной в действие с 15 января 1996г. Федеральным законом от 13 января 1996г. № 12-ФЗ, с изменениями на 22 августа 2004г.).-М., 2004.

22. Золотарева А.В. Мониторинг  результатов деятельности учреждения дополнительного образования детей. // Монография. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2005.

23. Золотарева А.В.  Организационно-педагогические условия  социального становления детей  в многопрофильном учреждении дополнительного образования. // Автореф. дис. канд. пед. наук. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1999.

24. Инновации в российском  образовании. Дополнительное образование детей и молодежи. - М.: МГУП, 2000.

25. Интернет Энциклопедия - www.wikipedia.ru

26. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М: МГУКИ, 2004.

27. Караковский В.А.  Воспитание в обществе социальных  перемен.

// Мир образования. - 1995.

28. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. - М.: Педагогика, 1976.

29. Лутошкин А.И. Эмоциональная  жизнь детского коллектива.

- М.: Педагогика, 1978.

30. Макаренко А.С. Методика  организации воспитательного процесса. / Пед. соч.: В 8-и т. - Т. 5. - М.: Педагогика, 1983.

31. Острые проблемы  воспитания: поиски решения. Сер.  «Библиотека Федеральной программы развития образования». - М.: ИД «Новый учебник», 2003.

32. От внешкольной работы - к дополнительному образованию  детей / Сб. нормативных и метод, материалов для доп. образования детей / Под. ред. А.К. Бруднова. - М.: ГИЦ Владос, 2000.

33. Педагогика дополнительного  образования / Метод, рекомендации по спецкурсу и спецсеминару / Сост. Н.А. Соколова; Мин. образов. РФ, Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск: ЧГПУ, 2003.        

34. Фомина А.Б. Управление  социально-педагогической деятельностью учреждения дополнительного образования детей. // Автореф. дис. канд. пед. наук / РАО, Центр соц. педагогики. -М., 1996.

35. Ходунова Л.И. Дополнительное  образование как фактор формирования духовных потребностей школьников. // Автореф. дис. канд. пед. наук. - Оренбург, 2000.

36. Шадриков В.Д. Философия  образования и образование личности. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; ЛОГТО, 1997.

37. Шацкий С.Т. Избр. пед. произв.: В 2-х т. - Т. 1,2. - М.: Педагогика, 1980.

Информация о работе Влияние социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования