Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:33, дипломная работа
Цель исследования: выявить и обосновать наиболее эффективный механизм развития воспитательной системы учреждений дополнительного образования в социокультурной ситуации региона.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
- проанализировать основные этапы зарождения, становления развития системы (внешкольного) дополнительного образования детей в России, начиная с конца XIX в. и до наших дней;
- раскрыть сущностные характеристики современного дополнительного образования детей, его основные направления, виды, специфику;
- выявить основные социокультурные технологии, применяемые в дополнительном образовании.
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование влияния социокультурных технологий на развитие образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования ……………………………..............
1.1. Дополнительное образование как самостоятельная образовательная сфера ..........................................................................................................................
1.2. Современная система дополнительного образования и перспективы ее развития..........................................................................................
1.3. Социокультурные технологии в системе дополнительного образования Орловской области.............................................................................
Выводы по материалам 1 главы……………………………………………
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение влияния социокультурных технологий на развитие образовательного процесса учреждения дополнительного образования …………………………………………………
2.1. Цели, задачи, методики исследования ………………………………
2.2. Описание результатов исследования…………………………………
2.3. Влияние социокультурных технологий на организации образовательного процесса Дворца пионеров и школьников...............................................................................................................
2.4. Концептуальные основы развития и пути оптимизации областного Дворца пионеров и школьников.............................................................................
2.5. Рекомендации педагогам дополнительного образования
Выводы по материалам 2 главы…………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….
Типы внешкольных учреждений:
- общего типа, организующие работу с детьми в различных областях науки, культуры и спорта, дворцы и дома пионеров и школьников, детские секторы профсоюзных клубов и дворцов культуры, детские парки, «городки», летние пионерские лагеря и т.д.;
- специализированные (или профильные), проводившие работу в какой-либо одной области - детские библиотеки и читальни, театры, детские спортивные школы, станции юных техников, станции юных натуралистов, экскурсионно-туристские станции, клубы юных автомобилистов, детские железные дороги, детские речные пароходства и т.д.
Основная масса внешкольных учреждений находилась в системе просвещения.
Основные задачи этих
учреждений: оказание помощи в работе
с детьми школе, пионерской и комсомольской
организациям; организация инструктивно-
В 1992г. началась реорганизация
современной системы
- взгляд на человека как на специалиста уступил место взгляду на личность с позиций культурно-исторической педагогики развития;
- активизировалась
тенденция перехода развитых
стран от техногенной к
- культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги стали пользоваться все большим спросом как у детей, так и у взрослых.
В результате возросла необходимость различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из них признано дополнительное образование детей.
Процесс преобразования
внешкольной воспитательно-
Первый этап - аналитико-проектировочный - продолжался до 1996г. включительно. Основной задачей в этот период было поддержание необходимых минимальных условий образовательного процесса, преодоление проблем, порожденных финансовым и экономическим кризисом. Создается пакет документов нормативно-правовой базы дополнительного образования детей, определены показатели для лицензирования, положено начало разработкам теоретико-методологических основ дополнительного образования детей. К 1996г. в основном завершилась работа над процедурой аттестации и аккредитации муниципальных и государственных учреждений дополнительного образования.
С 1997г. начался второй этап, основной задачей которого являлась коррекция нормативно-правовой и методической базы дополнительного образования детей.
1.2. Современная система дополнительного образования и перспективы ее развития
В основе гуманистической
системы дополнительного
Содержание дополнительного образования детей постоянно обновляется, реализуется более 1 000 образовательных программ. Осуществляется содействие развитию дополнительного образования детей со стороны администрации области и муниципальных образований.
Система дополнительного образования детей возникла в Орловской области в 1992 году. Она явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название —дополнительное образование детей. Главное принципиальное отличие его от своего предшественника в том, что это образование ведется так же, как другие типы и виды образования, — по конкретным образовательным программам.
Основное содержание дополнительного образования детей — практико-ориентированная деятельность: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Дополнительное образование детей — исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь.[8].
Дополнительное образование детей дорожит индивидуальным творчеством ребят: ведь все эти знания для школьников личностно значимы. Через это открытие они открывают мир и находят свое место в нем.
Дополнительное образование детей оказалось значительно сильнее и шире, чем задумывалось при создании.
Несмотря на то, что сегодня дополнительное образование детей несет на себе отпечаток прошлого отношения к нему, в нем появляются совершенно новые черты.
Во-первых, развернулась целая сеть учреждений дополнительного образования детей и появилось бесчисленное множество дополнительных образовательных услуг.
Во-вторых, дополнительное образование детей приобрело гибкость, невероятную для такой консервативной сферы, как образование и педагогика.
В-третьих, отмечается явная тенденция к дальнейшему интенсивному развитию и экстенсивному росту сферы действия дополнительного образования детей. Областная система дополнительного образования детей— явление уникальное, имеет многоярусную, многоуровневую структуру. Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного:
- личностная ориентация образования;
- профильность;
- практическая направленность;
- мобильность;
- многофункциональность;
- разноуровненность;
- разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе;
- индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса;
- реализация воспитательной
функции обучения через
- реализация ориентационной
функции через содержание учебн
Дополнительное образование детей — составная часть образовательной системы Орловской области, подчиняющаяся общим законам, закономерностям и государственным требованиям, одним из которых, как известно, является ответственность за качество образования детей. [13].
Система дополнительного образования детей переживает период становления. Не имея государственных требований, обязательных для исполнения, она наделена правами самостоятельного определения смыслов и ценностей своей деятельности, исходя из интересов детей и с учетом специфики свободного времени. Современная система дополнительного образования состоит из трех областей:
- территориальной сети
учреждений дополнительного
- кадров, включающих
как самих педагогов
- содержания деятельности, состоящей из типовых и авторских программ отдельных педагогов и учреждений, призванных удовлетворять потребностям различных категорий детей на различных уровнях (город, округ, район, учреждение); а также трёх процессов и структур, их обеспечивающих:
- социального мониторинга — выделение набора критериев и характеристик для определенных групп детей и систему мониторинга для отслеживания проблем этих групп и определения результативности предпринимаемых воздействий;
- программно-методическая — прогноз развития системы и результатов проблем;
- эксперимент — отработку конкретных технологий и программ как управленческого, так и педагогического уровня, в конкретных социальных условиях. [27].
Данные три процесса являются необходимым условием для обеспечения целостного состояния всей системы, процесса управления ее функционированием и развитием.
Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте – в школе.
Ребенок в дополнительном образовании постигает самую главную в жизни вещь - ищет смысл жизни и возможность быть. И, конечно, с открытием каждого нового образовательного учреждения дополнительного образования детей расширяется (увеличивается экологическое пространство жизнедеятельности детей) пространство детского благополучия.
Современным детям уже не требуется объяснять, что изменились представления о монополии школы на формирование личности ребенка; растет престиж учреждений дополнительного образования детей, расширяется их образовательный потенциал; появляются новые экологические ниши, в которых находят себя «неудобные» (нестандартные) дети.
Сами же дети все более настойчиво заявляют о своих правах, интересах, нуждах; и не только заявляют, но и находят пути их удовлетворения. Одновременно дети отмечают обострение противоречий между различными возрастными категориями, обращают внимание взрослых на то, что им плохо живется в ситуации общего цинизма, агрессии, жестокости.
Вполне благополучные, на первый взгляд, современные дети испытывают страх перед своим будущим, боятся стать взрослыми, болезненно переносят обман, предательство, одиночество, в основном надеются только на себя и частично на родителей; не доверяют политическим лидерам; имеют собственное мнение о переустройстве общества; хотят заработать деньги, дабы иметь при вхождении во взрослую жизнь «обеспеченный» тыл; отстаивают право на раннюю экономическую самостоятельность; изъявляют желание заниматься искусством, бизнесом; не считают нужным для себя служить в армии; осознают свое бесправное положение в обществе; признают драку вполне цивилизованным способом борьбы за свои права.
И в этой связи возрастает роль дополнительного образования детей. Дополнительное образование формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, здесь ребенок может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности.[35].
Известно, что Закон РФ «Об образовании» не определяет дополнительное образование детей как действующее в рамках стандартов. Содержание дополнительного образования не стандартизируется – оно безбрежно: работая с ребенком в соответствии с его интересами, его выбором, мы можем идти и вширь, и ввысь, и вглубь.
Но действие Закона РФ «Об образовании» распространяется и на дополнительное образование, а, следовательно, должны быть определены требования, некие правила, которыми руководствуются и работники дополнительного образования от педагога до руководителя. В законе есть статья о содержании образования, она приемлема к любому его виду, формирует определенные государственные требования, при этом мы хотим выявить особенность, специфику содержания дополнительного образования детей.[21].
Сегодня мы можем сказать, что прошедшие восемнадцать лет не прошли даром, в результате экспериментальной деятельности, а то и методом «проб и ошибок» мы нашли основания для построения образовательной программы, что может изменить отношение к содержанию дополнительного образования детей.
Главная ценность для нас — личностная. Мы имеем дело со свободным ресурсом ребенка. Сформированная в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» система дополнительного образования детей в Орловской области адекватна требованиям, предъявляемым к этому виду образования на федеральном уровне.
Дополнительное образование в нашей области доступно всем детям и каждому ребенку. Его качество гарантируется образовательными программами, выполнение которых отслеживается управлением образования и молодёжной политики Департамента социальной политики Орловской области и муниципальными органами управления образованием. Образовательный процесс организуется в соответствии с выстроенными в педагогически целесообразной логике требованиями и нацелен на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству.
Управление образования
и молодёжной политики Департамента
социальной политики Орловской
области совместно с
Опыт организации процесса становления и развития областной системы дополнительного образования детей позволяет признать, что предпринятые управлением образования меры для целенаправленного оформления различных педагогических инициатив по использованию в интересах личности, общества и государства процессов воспитания и обучения детей области в образовательную систему обеспечили позитивные результаты. Удалось не только сохранить материальную основу системы дополнительного образования, но и заметно нарастить интеллектуально-творческий и программно-методический потенциал, способный при определенных условиях решать во взаимосвязи и взаимозависимости задачи воспитания и обучения детей. По состоянию на 01.01.10. основные показатели, характеризующие состояние системы дополнительного образования детей, не претерпели негативных изменений в сравнении с 2008г. годом. Стабильность сети, контингента обучающихся, количество объединений по основным видам деятельности в системе дополнительного образования подтверждает востребованность этого вида образования, его современный статус, а также правильность действий, предпринятых Управлением образования и молодёжной политики.[21].