Технология развития личности М. Монтессори

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:21, контрольная работа

Краткое описание

Методика Марии Монтессори была фактически запрещена в России с 1926 года. Только в 1991 году в нашей стране стали вновь появляться Монтессори-классы. С тех пор волна интереса к идеям и опыту знаменитого педагога не ослабевает. Сейчас по системе Монтессори работает более 400 групп в детских садах, открыты несколько классов в начальных школах. Что же привлекало и столько лет привлекает в ее идеях и методических разработках?

Оглавление

Введение 3
Развитие личности ребенка по методу Монтессори 4
Методика Монтессори в начальной школе 7
Недостатки технологии развития личности Марии Монтессори 10
Заключение 12
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

контрольная монтессори.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Московский Государственный Областной  Университет

 

Факультет психологии

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Педагогические технологии»

Тема: «Технология развития личности М. Монтессори»

 

 

 

 

 

Студентки 4 курса 

Заочного отделения

(4-летняя форма  обучения)

Горшковой

Каринэ Гургеновны.

 

 

 

 

 

МОСКВА 2013

Содержание

Введение           3

Развитие личности ребенка по методу Монтессори    4

Методика Монтессори в начальной школе     7

Недостатки  технологии развития личности Марии Монтессори  10

Заключение          12

Список литературы         14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Методика Марии  Монтессори была фактически запрещена  в России с 1926 года. Только в 1991 году в нашей стране стали вновь  появляться Монтессори-классы. С тех пор волна интереса к идеям и опыту знаменитого педагога не ослабевает. Сейчас по системе Монтессори работает более 400 групп в детских садах, открыты несколько классов в начальных школах. Что же привлекало и столько лет привлекает в ее идеях и методических разработках?

Актуальность  методики и причина нашего внимания к ней связана с такими чертами российской педагогической традиции, как гуманизм, акцент на индивидуальности ребенка. Система Монтессори помогает воспитать личность, способную успешно действовать в гражданском обществе, в современном, непрерывно меняющемся мире.

Сегодня индивидуализации образовательного процесса в российском образовании уделяется особое внимание. Изучение методик, которые могут помочь в этом, очень своевременно. Доминантой системы Монтессори является именно максимально возможная индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, использование четко продуманной и умело инструментированной программы развития ребенка, органически соединяющей в себе и обучение, и воспитание на основе пробуждения и поддержания детской активности. Совершенствуя свои умения, ребенок постепенно приобретает чувство независимости и уверенности. Вместе с тем у него пробуждается любовь к учению и формируются мотивы для напряженной самостоятельной познавательной деятельности.

Систему Марии  Монтессори выделяют отсутствие какого-либо авторитаризма. В рамках, определенных педагогом, ребенок может выбирать работу, которая ему нравится и его соответствует внутренним интересам. В Монтессори-классе педагог признает за каждым учеником права на значительную автономию и самостоятельность, на свой темп работы и специфичные способы овладения знаниями. Не случайно девизом школы Монтессори являются слова: «Помоги мне сделать это самому».

Развитие  личности ребенка по методу Монтессори

 Физиолог по образованию Мария Монтессори пришла к своей системе воспитания после многолетнего изучения детского организма и продолжительной педагогической практики. Ученица Сегена и Итара, врачей-педагогов, разработавших методы воспитания дефективных детей, Монтессори попробовала применить их приемы к обычным детям. Кроме того, как врач, она обращает исключительное внимание на гигиену и физическое развитие. Свой метод Монтессори называет методом «научной педагогики» именно потому, что он основан на физиологии и психологии.

Одну из главных  задач своего воспитания Монтессори видит в формировании у детей самостоятельности. Для этого они учатся сами одеваться, умываться, накрывать на стол, есть, отчасти готовить, мыть посуду, убирать комнату. Обстановка «Дома ребенка» полностью соответствует этой цели. Вместо традиционных парт и скамеек здесь стоят легкие маленькие стулья и столики, за которыми могут работать от одного до трех детей, и которые дети сами могут переносить. Весь материал, необходимый для работы, располагается так, чтобы дети могли брать и ставить его на место самостоятельно. При Доме имеется небольшой огород, с орудиями труда, соответствующими возрасту детей. Именно поэтому Монтессори говорит о «Доме ребенка», а не о саде: по ее мысли это в полном смысле слова дом детей, в котором они сами должны быть хозяевами и работниками.

По мнению Монтессори, ребенок формирует запас понятий, которым может оперировать его интеллект, благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям. Контакт происходит с помощью органов чувств и движения. Поэтому необходимо создавать ребенку такую обстановку, которая позволяла бы ему тренировать весь спектр своих чувств.

Специальные «тренажеры»  – дидактические материалы, –  придуманные Марией Монтессори, составляют неотъемлемую часть ее метода. Дидактические материалы способствуют развитию отдельных чувств, причем для каждого из них Монтессори подобрала соответствующий материал, упражнения с которым способны развить чувство до максимальной степени. Так для воспитания тактильного чувства служат наборы гладких и наждачных дощечек, карточек и разных материй; термическое чувство упражняется набором металлических чашечек, наполненных водой различных температур; барическое (чувство тяжести) – набором одинаковых по размеру, но разных по весу деревянных дощечек. Для развития стереогностического чувства (ощупывания) Монтессори пользуется набором кирпичиков и кубиков. Слух развивается с помощью набора, состоящего из колокольчиков и молоточков (распознавание тонов), и серии свистков (распознавание звуков). Монтессори не оставляет без внимания чувства вкуса и обоняния: для их упражнения служат наборы различных продуктов, как свежих, так и испорченных. Иногда изолированное упражнение отдельного чувства дополнительно усиливается с помощью повязки, закрывающей глаза.

Развивающий материал располагается строго по разделам, причем внутри каждого раздела соблюдается  дидактический принцип усложнения. В Монтессори-классе можно выделить три основных раздела:

1. зона практической жизни – имеет особенно важное значение для маленьких детей (до 4 лет). Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Например, используя рамки с застежками, ребенок начинает самостоятельно одеваться. Старшие дети находят здесь материалы, которые учат практическим навыкам – вытирать со стола, переливать воду из одного сосуда в другой и даже полировать серебро;

2. зону сенсорного развития – дает ребенку возможность использовать свои чувства при изучении окружающего мира. Здесь ребенок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов; познакомиться со свойствами тканей;

3. зону умственного развития составляют языковая, математическая, географическая, естественнонаучная подзоны, которые обеспечивают материалами для освоения соответствующих областей знания.

Многие Монтессори-школы  дополняют среду, окружающую ребенка, дополнительными зонами: музыкальной, искусства и танцев, работы по дереву, иностранного языка.

Монтессори-материалы, привлекательные и простые в применении, соответствуют возрастным особенностям ребенка. Они устроены так, что ребенок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, что самое главное, упражняя собственную активность. Взрослым не нужно указывать на промахи детей и их самоуважение не ущемляется.

Классы, работающие по системе Монтессори, организованы как разновозрастные. Ребенок здесь учится работать один или вместе с другими детьми. Выбор между формами работы он делает сам, не забывая при этом об одном из основных правил класса: не мешать другим. Благодаря этому ребенок учится вести себя в обществе, приобретает навыки социального поведения.

В школах Монтессори отсутствует соревнование детей друг с другом, их результаты никогда не сравниваются, прогресс ребенка подчеркивается только по отношению к нему самому. Это способствует формированию дружественной обстановки, атмосферы взаимопомощи.

Классическая  форма обучения в Монтессори-системе ориентирована на открытие самим ребенком «истины» через исследование окружающего мира. Ребенок, руководствуясь своими склонностями и интересами, выбирает для работы дидактический материал и проводит опыт. «Исследование» Монтессори считала одной из важнейших человеческих тенденций, определяющих развитие человеческого индивида.

Задача воспитателя в этой системе заключается в том, чтобы помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти собственным путем, реализовать свою природу. Поэтому Монтессори видела роль педагога не в обучении и воспитании, а в руководстве самостоятельной деятельностью детей и предпочитала использовать термин «руководительница» вместо «учитель».

Педагог в школе Монтессори воздействует на ребенка не прямо, а  посредством дидактических материалов – различных игр, приспособлений, – с которыми ребенок действует по предопределенному алгоритму. В отличие от педагога в традиционной школе Монтессори-учитель не является центром класса, он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях, работая с тем или другим ребенком за столиком или на коврике.

Таким образом, смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Этому способствует изобретенная Марией Монтессори серия «дидактических материалов», формирующих «подготовленную среду». В этой образовательной среде разновозрастные дети под наблюдением педагога проводят исследования, открывая для себя известные факты культуры, развивая органы чувств, обучаясь навыкам самообслуживания и практической жизни.

 

Методика  Монтессори в начальной школе

В своих исследовательских  работах Мария Монтессори выделяет особые сензитивные периоды жизни ребенка, которые не повторяются во взрослом возрасте и ориентируют педагога на специальную работу с детьми в эти периоды. В возрасте от 6 до 12 лет ребенок является активным исследователем окружающего мира. Причем, если в возрасте от 6 до 9 лет в качестве основного исследовательского орудия он использует различные приборы, механизмы, инструменты, то на следующем этапе, от 9 до 12 лет, он все активней обращается к материалам исследований, проведенных кем-либо ранее, то есть к научным и научно-популярным текстам. В 9-12 лет дети уже делают попытки анализировать полученную информацию, формулировать проблемы и самостоятельно разрешать их. То есть доминантой естественного развития в этом возрасте является ориентация на учебную и исследовательскую деятельность. Становящаяся, развивающаяся личность не просто проявляет активность, осуществляя предметно преобразующую деятельность, вступая в общение с взрослыми и сверстниками, но и реализует себя, свои потенциальные возможности.

В образовательной  Монтессори-среде для группы 6-9 лет сохраняют свое значение и получают дальнейшее развитие материалы для изучения системы математических и лингвистических знаний, вначале на конкретном, а потом и на абстрактном уровне. В этой группе большее значение, по сравнению с ранним возрастом, уделяется организации работы исследовательской лаборатории, где ребенок обучается навыкам организации и проведения самостоятельных лабораторных исследований, получает знания о физических, химических и других свойствах и процессах окружающего мира, практически применяет, развивает и совершенствует свои знания и навыки в математике, чтении и русском языке. На этом возрастном этапе учитель помогает ребенку планировать свои ежедневные занятия, составлять планы на неделю, на месяц. Постепенно от совместного обсуждения планов ребенок переходит к самостоятельному планированию. Дети этой возрастной группы начинают активно работать со справочной литературой и энциклопедиями, учатся делать небольшие сообщения, затем более объемные доклады, при этом обучаются конспектированию, реферированию, развивают устную речь, навыки оформления отчетов и докладов.

В группе 9-12 лет по-прежнему много внимания уделяется работе учащихся в лаборатории, но существенно возрастает роль работы с научными текстами, подготовки к проведению лабораторного эксперимента, научному истолкованию его результатов. Многие сведения учащиеся этого возраста получают уже не из собственного опыта, а из литературных источников. В связи с развитием у детей абстрактного мышления снижается доля материалов, позволяющих моделировать понятия и закономерности на конкретном уровне.

Большое внимание в образовательной работе с детьми этого возраста уделяется их включению в реальную жизнь за пределами школы: экскурсиям, встречам с людьми разных профессий, участию в их деятельности. Существенную роль в этом процессе выполняют проекты, разрабатываемые и выполняемые детьми при участии педагогов школы и других взрослых.

Образовательный процесс в Монтессори-классе отличается от традиционного и строится по принципу «от общего к частному». В начале года ребёнку рассказывают «большие истории», например, об устройстве Вселенной. Это поражает его воображение, создает интерес, побуждает к изучению предмета. После этого ребенок ведет исследовательскую деятельность по собственному выбору. При этом традиционные 45-минутные уроки в такой школе отсутствуют. Дети сами выбирают тематику и продолжительность занятий. По своему выбору ученики занимаются самостоятельно или в самоорганизованных группах.

Роль педагога в такой школе состоит в том, чтобы организовать и оборудовать образовательную среду, соответствующую возрастным задачам развития и актуальным возможностям и потребностям ребенка; организовать разновозрастную (6-9 и 9-12 лет) группу детей, поддерживать в ней отношения  взаимоуважения и сотрудничества, обеспечивать выполнение правил групповой работы; побуждать ребенка к познанию, проводить презентации материалов и другие виды индивидуальных и групповых уроков. Кроме того, учитель проводит диагностику уровня и динамики развития и образования  ребенка, а также его психоэмоционального состояния, сотрудничает с родителями ребенка. В этой системе учитель не является главной действующей фигурой образовательного процесса, этой фигурой является сам ребенок.

Мы можем заключить, что организовать по методике Монтессори класс в начальной школе намного сложнее, чем группу в детском саду. Здесь много организационных сложностей, ведь остается необходимость выполнять образовательные стандарты. Эта школа отличается отсутствием традиционной классно-урочной системы и утвержденного учителем плана. Основным способом обучения становится проектная, исследовательская деятельность. Однако, благодаря направляющей роли учителя, дети усваивают материал в том же объеме, что и в традиционной школе.

Информация о работе Технология развития личности М. Монтессори