Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:21, контрольная работа
Методика Марии Монтессори была фактически запрещена в России с 1926 года. Только в 1991 году в нашей стране стали вновь появляться Монтессори-классы. С тех пор волна интереса к идеям и опыту знаменитого педагога не ослабевает. Сейчас по системе Монтессори работает более 400 групп в детских садах, открыты несколько классов в начальных школах. Что же привлекало и столько лет привлекает в ее идеях и методических разработках?
Введение 3
Развитие личности ребенка по методу Монтессори 4
Методика Монтессори в начальной школе 7
Недостатки технологии развития личности Марии Монтессори 10
Заключение 12
Список литературы 14
Недостатки технологии развития личности Марии Монтессори
Система Монтессори имела большое значение в развитии дошкольной педагогики. Уникальный дидактический материал этой системы практически без изменений просуществовал более 100 лет. Многие пособия нашли применение в других системах дошкольного воспитания и широко используются для развития сенсорики и моторики маленьких детей.
Вместе
с тем данная система содержит
ряд ограничений и
Тезис о самообучении ребенка и невмешательстве взрослого в его деятельность также представляется сомнительным. Ведь и сам дидактический материал, и способы действия с ним, и специальные упражнения по выработке послушания – все это разработано и предложено воспитателем, так что влияние и вмешательство воспитателя безусловны и несомненны.
Другое противоречие данной системы связано с ее задачами. Выдвигая на первый план задачу умственного и познавательного развития, Монтессори ограничивает сферу воспитания детей работой с сенсорным материалом. Осуществляемые с детьми упражнения по развитию органов чувств обеспечивают лишь выработку элементарных сенсорных алгоритмов, но мало что дают для формирования более сложных форм восприятия и практически совсем не развивают мышление ребенка.
Развитие мышления и сознания ребенка невозможно представить без усвоения им языка и овладения речью. Именно посредством речи дошкольник учится осознавать свои действия, выделять существенные признаки предметов, классифицировать, планировать, создавать новое. Игнорирование роли речи в умственном развитии ребенка является серьезным ограничением в данной системе.
Вместе с речью
Монтессори нивелирует также значение
такой важнейшей в дошкольном
возрасте формы деятельности, как
свободная сюжетно-ролевая
Кроме того, серьезную критику вызывает акцент на индивидуальной деятельности детей. Совместным, коллективным формам деятельности уделяется меньшее внимание. Это ведет к возникновению индивидуалистических черт в характере и отнюдь не способствует развитию детских взаимоотношений.
Монтессори-педагогика не имеет единой программы обучения и воспитания детей, потому что предполагает самостоятельное обучение каждого ребенка по им самим выстраиваемой траектории. При этом учитель создает условия для максимально полного удовлетворения потребностей детей того или иного возраста. Таким образом, Монтессори-педагогика плохо сочетается с существующими школьными программами.
Учитывая эти особенности метода, можно заключить, что он плохо подходит для детей, склонных к проявлению творческих способностей. Такому ребенку будет тесно в рамках Монтессори-метода, где круг упражнений с дидактическим материалом строго определен. Также трудно в Монтессори-группе будет нетерпеливым и подвижным детям. Такой ребенок может не вписаться в размеренный и спокойный ритм работы класса. У замкнутых и малообщительных детей Монтессори-метод, подразумевающий индивидуальные самостоятельные занятия, может спровоцировать дальнейшее развитие этих качеств.
Заключение
Важнейшими качествами, определяющими логику построения содержательного инварианта Монтессори-образования, являются независимость, свобода и дисциплина. Воспитание свободной личности является сложнейшей педагогической задачей. Свободная работа с дидактическим материалом в Монтессори-классе осуществляется с минимальным вмешательством взрослого. Но свобода понимается не как вседозволенность, а как естественно развивающаяся внутренняя способность ребенка выбирать наилучшее для себя и для других, нести ответственность за свой выбор. Свобода пребывания в Монтессори-среде выражается для ребенка в свободе выбора деятельности, материала, места работы, партнера по работе. В Монтессори-среде ребенок учится правильно обращаться со свободой, уважая свободу других. Под дисциплиной Монтессори понимала внутреннюю способность владения собой, умение найти баланс между тем, что хорошо для себя и хорошо для других. Такое сочетание свободы и дисциплины возникает как прямое следствие независимости – личностного качества, которое осваивает ребенок с самого начала пребывания в Монтессори-подготовленной среде. Независимость ребенка от взрослых достигается через укрепление уверенности в своих силах, через пробуждение и развитие интересов. Большое значение в развитии независимости, самоуважения, чувства собственного достоинства принадлежит особому стилю взаимоотношений детей с Монтессори-учителем.
Независимость, в свою очередь способствует развитию активности ребенка. Свободное пространство, в котором дети имеют возможность выбирать дидактический материал и работать с ним, исследовать различные объекты, необходимо для развития ребенка. В процессе такой деятельности ребенок учится ставить цель и находить пути для ее достижения, т.е. становится самостоятельным.
Самостоятельность является важнейшим критерием личностного становления ребенка. Условия Монтессори-подготовленной среды делают самостоятельность ребенка необходимым компонентом осуществления образовательного процесса, без которого пребывание ребенка в этой среде теряет всякий педагогический смысл.
Важно и то, что
каждый ребенок имеет право не
только на самостоятельное действие,
но и право на ошибку, которое
укрепляет самостоятельность
Главная ценность воспитания в системе Монтессори – это, прежде всего, индивидуальность ребенка. Монтессори категорически возражала против единой усредненной программы воспитания, против руководства действиями ребенка, против навязывания детям какого-либо учебного материала. Главная забота воспитателя, с ее точки зрения, – сохранять и развивать природную индивидуальность ребенка. Основное условие сохранения и развития детской индивидуальности – это предоставление полной свободы. Свобода есть жизненное условие всякого воспитания. Нельзя ничего навязывать ребенку, заставлять или принуждать его. Только при наличии полной свободы и самостоятельности могут проявиться индивидуальный характер ребенка, его врожденная любознательность и познавательная активность.
Свободная работа
детей в Монтессори-
Литература
Информация о работе Технология развития личности М. Монтессори