Условия нравственно-правового воспитания педагогически запущенных подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — определить условия формирования нравственно-правовой культуры педагогически запущенных подростков.

Гипотеза исследования- процесс нравственно-правового воспитания современных трудных подростков будет эффективным, если:

• Выявлены их психолого-педагогические особенности и раскрыты внутренние и внешние причины и факторы, вызывающие трудновоспитуемость учащихся;

• Осуществляется педагогическое руководство воспитанием трудных подростков, формирующее их нравственные качества, способности к самовоспитанию и саморегуляции поведения и деятельности;

• Обеспечено оптимальное педагогическое взаимодействие учителей и родителей в нравственном развитии проблемных детей.

Оглавление

Введение.................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования нравственно-правового воспитания .............................................................................................................8

1.1 Концептуальные основы нравственно-правового

воспитания...........................................................................................8

1.2 Содержание нравственной и правовой культуры

личности..............................................................................................16

Выводы по первой главе...........................................................................23


Глава 2. Условия нравственно-правового воспитания педагогически запущенных подростков.......................................................................................24

2.1 Особенности педагогически запущенных подростков..................24

2.2 Формирование нравственной и правовой культуры

подростков..........................................................................................32

Выводы по второй главе.........................................................................................36


Заключение .............................................................................................................37

Список литературы................................................................................................40

Приложение.............................................................................................................43

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

    II. Какие качества следует воспитывать (пронумеруйте по степени важности).

  1. Моральные: отзывчивость, доброта, справедливость, дружелюбие, честность, вежливость.
  2. Эмоционально-волевые: дисциплинированность, послуша-'ние, инициативность, самостоятельность, трудолюбие.
  3. Интеллектуальные: любознательность, творческая активность, качества, обеспечивающие успешность в учебе, труде, игре.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 5

Тест  Рокича "Ценностные ориентации"

Тест  личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич  различает два класса ценностей:

Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.

Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой  ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.

Это деление  соответствует традиционному делению  на ценности - цели и ценности-средства.

При анализе  полученных ранжировок ценностей, психолог обращает внимание на их группировку  испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно выделить "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или неискренность ответов в ходе обследования. Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Применение методики в целях отбора, экспертизы должно быть весьма осторожным.

Инструкция

Особенности проведения процедуры  тестирования:

Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Для преодоления  социальной желательности и более  глубокого проникновения в систему  ценностных ориентаций испытуемого  возможны изменения инструкций, которые  дают дополнительную диагностическую  информацию и позволяют сделать  более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

"В  каком порядке и в какой  степени (в процентах) реализованы  данные ценности в Вашей жизни?"

"Как  бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?"

"Как,  на Ваш взгляд, это сделал бы  человек, совершенный всех отношениях?"

"Как  сделало бы это, по Вашему  мнению, большинство людей?"

"Как  это сделали бы Вы 5 или 10 лет  назад?"

"Как  это сделали бы Вы через  5 или 10 лет?"

"Как  ранжировали бы карточки близкие Вам люди?"

Обследование  лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

Инструкция:

"Сейчас  Вам будет предъявлен набор  из 18 карточек с обозначением  ценностей. Ваша задача - разложить  их по порядку значимости для  Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Каждая  ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место. 

Разработайте  не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

Список  А (терминальные ценности):

1.активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

2.жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

3.здоровье (физическое и психическое);

4.интересная работа;

5.красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

6.любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

7.материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

8.наличие хороших и верных друзей;

9.общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

10.познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

11.продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

12.развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

13развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

14.свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках);

15.счастливая семейная жизнь;

16.счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

17.творчество (возможность творческой деятельности);

18.уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). 

Список  Б (инструментальные ценности):

1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать  в порядке вещи, порядок в делах;

2.воспитанность (хорошие манеры);

3.высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

4.жизнерадостность (чувство юмора);

5.исполнительность (дисциплинированность);

6.независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

7.непримиримость к недостаткам в себе и других;

8.образованность (широта знаний, высокая общая культура);

9.ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

10.рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

11.самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

12.смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

13.твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

14.терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

15.широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

16.честность (правдивость, искренность);

17.эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

18.чуткость (заботливость). 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 6 

РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  УЧРЕЖДЕНИЯХ 

1. Рекомендации в  области организации  воспитательной работы  в ОУ:

- выстроить систему гражданско-правового воспитания на уровне ОУ (начальная школа - основная школа - старшее звено). Учащиеся школ, в которых сложилась такая система, показали более высокий уровень осознанного отношения к праву, т.е. способность применять полученные знания в конкретных ситуациях;

- использовать потенциал учреждений дополнительного образования, в целом системы дополнительного образования, в процессе правового воспитания. Если мы хотим сформировать гражданскую и социальную активность личности, способной и желающей противостоять правовому нигилизму и несправедливости окружающего мира - мы должны создавать условия для развития самостоятельности, критичности и доказательности мышления наших учеников как основы подлинно диалогической гражданско-правовой культуры.

- скорректировать содержание воспитательной работы с учетом приоритетных линий формирования либерально ориентированных ценностных характеристик личности, таких, как толерантность, ценность человеческой жизни, правовой способ решения конфликтов, активная гражданская позиция. Данные социологического опроса учащихся показали, в частности, низкую оценку значимости человеческой жизни, склонность к силовым методам решения спорных проблем, тенденцию к проявлению нетерпимости в отношении инакомыслящих.

Особенно  важно формировать представление  у участников образовательного процесса о равной значимости гражданских прав и свобод, особенно - свободы вероисповедания, что для российского мультикультурного и многонационального общества особенно важно в настоящее время. 

Следует формировать у участников образовательного процесса чувство ответственности  за состояние законов и законности, деятельности правовой системы в целом. Особое внимание уделять преодолению нигилистических настроений и, соответственно, формированию конструктивного поведения на правовом поле.

2. Рекомендации в  области обучения  учащихся:

Создание системы правового образования школьников, нацеленной на формирование демократической правовой культуры, основанной на усвоении нравственно-правовых ценностей и принципов, отказе от позитивистского подхода и приоритетов законопослушности, преодолении правового нигилизма. Это должна быть именно система правового обучения и воспитания, иерархия приоритетов которой располагается следующим образом: в первую очередь мы должны помочь формированию нравственных основ правовой культуры, затем - правовые компетенции, в первую очередь - навыки сознательного правового поведения, и только потом - правовые знания. Следует признать ошибочными попытки преподавать в школах вузовский курс права, пусть даже адаптированный (если это не факультатив).

С целью  создания у учащихся целостного представления о правовой системе государства, формирования практического применения права предложить обязательное ведение правового модуля в рамках курса "Введение в обществознание". Наряду с теоретическим блоком правовых дисциплин ввести блок практических занятий, в том числе имитационных, ролевых игр, решения правовых задач и т.д.; разработка и реализация учащимися социальных проектов, получения ими опыта коллективного решения реальных социальных проблем. Только реальное включение учащихся в обсуждение и решение социальных проблем способно сформировать у них ответственность за судьбу страны, осознать необходимость и пути модернизации социальной действительности. 

Доминирующим  в отборе содержания обучения в 9 классе должен быть материал, способствующий социализации учащегося, т.е. материал по конкретным правовым проблемам, актуальным для подростка.

Следует усилить гуманистический и морально-этический  аспекты правового воспитания.

Информация о работе Условия нравственно-правового воспитания педагогически запущенных подростков