Условия нравственно-правового воспитания педагогически запущенных подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — определить условия формирования нравственно-правовой культуры педагогически запущенных подростков.

Гипотеза исследования- процесс нравственно-правового воспитания современных трудных подростков будет эффективным, если:

• Выявлены их психолого-педагогические особенности и раскрыты внутренние и внешние причины и факторы, вызывающие трудновоспитуемость учащихся;

• Осуществляется педагогическое руководство воспитанием трудных подростков, формирующее их нравственные качества, способности к самовоспитанию и саморегуляции поведения и деятельности;

• Обеспечено оптимальное педагогическое взаимодействие учителей и родителей в нравственном развитии проблемных детей.

Оглавление

Введение.................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования нравственно-правового воспитания .............................................................................................................8

1.1 Концептуальные основы нравственно-правового

воспитания...........................................................................................8

1.2 Содержание нравственной и правовой культуры

личности..............................................................................................16

Выводы по первой главе...........................................................................23


Глава 2. Условия нравственно-правового воспитания педагогически запущенных подростков.......................................................................................24

2.1 Особенности педагогически запущенных подростков..................24

2.2 Формирование нравственной и правовой культуры

подростков..........................................................................................32

Выводы по второй главе.........................................................................................36


Заключение .............................................................................................................37

Список литературы................................................................................................40

Приложение.............................................................................................................43

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

      Так, знание факторов, оказывающих влияние  на сознание правонарушителей, дозволяет  найти некие направления практической работы по формированию их правосознания, конкретные рекомендации по организации  правовоспитательного процесса, что  предполагает сознательное и целенаправленное действие опытом на личность дитя, его социальную среду, источники правовой информации и процесс их усвоения.

      Если  учесть вектор действия на сознание личности, то причины, влияющие на формирование правосознания учащихся, можно подразделить на две группы: внутренние, представляющие собой личные особенности, и внешние, заключающиеся в деятельности субъектов социально-правовой жизни общества.

      К внутренним факторам следует отнести:

      -наличие  психических заболеваний и патологий; 

      -особенности характера - внушаемость, сила воли, характер и др.;

      -уровень  развития умственных способностей (так называемый коэффициент интеллекта);

      -уровень  сформированности общей иерархии  ценностных представлений и жизненных  установок, духовного мира, нравственных убеждений, искаженность иерархии потребностей индивидума, которые являются результатом действия социальной среды.

      В особенности физического, психического и социального статуса детей,  являются следствием неблагополучной  истории развития дитя в связи  с патологиями наследственного и обретенного характера, отсутствием родителей, часто с наличием неблагополучного общественного окружения, которые порождают, в свою очередь, неадекватное развитие психологической среды, психические травмы.

      В итоге сосредотачивается очень специфичный контингент детей, которые различаются, с одной стороны, отягощенной и частенько не вполне ясной наследственностью, а с другой стороны - ярко выраженным депривационным синдромом.  К этому следует добавить, что отставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье стают до-полнительными, но очень существенными факторами, осложняющими подготовку к самостоятельной жизни.

     Так для детей, демонстрирующих патологическое поведение характерно отставание от сверстников в физическом, психическом и половом развитии. Часто эти дети обладают медицинским диагнозом «задержка психического развития», «нервно-психическое расстройство», «умственная отсталость». У них низкая работоспособность, рассеянное внимание. Они внушаемы, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны. Эти учащиеся показывают плохую успеваемость, дефекты интеллекта, педагогическую запущенность. Такие дети демонстрируют ощущение собственной ненужности, заниженную самооценку, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплину, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства, предвидеть последствия своих поступков и поступков других людей.

     Учащиеся, демонстрирующие антисоциальный тип  поведения,  физически здоровы, но они не воспитаны, интеллектуально не развиты, как следствие отстают от благополучных сверстников в учебе. Они не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям. Учиться не хотят, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями; проявляют незнание и неприятие социальных норм и ценностей, бродяжничают, пьют, употребляют наркотики, совершают правонарушения и преступления.[10, с.18]

     Многие  авторы и педагоги-практики выделяют и такой вид поведения учащихся, как осложненное, при этом связывают его с особенностями половозрастного развития подростков и наблюдающимся в этом возрасте кризисом ценностей, вызванным бурным ростом организма, половым созреванием и противоречиями между возросшими физическими возможностями,, духовным самосознанием подростка и незнанием способов социального удовлетворения своих потребностей в мире взрослых. 

2.2  Формирование  нравственной  и  правовой  культуры   подростков

  На  современном этапе развития общества усложняются задачи и организация нравственно-правового воспитания молодежи, сужается круг органов и лиц, которые активно участвуют в нравственной и правовоспитательной деятельности молодежи.

     Основными задачами  эксперимента являются: выявление  признаков педагогической запущенности подростков, определение критериев и показателей сформированности нравственно-правовых представлений педагогически запущенных подростков; определение методов диагностирования нравственно-правовых представлений педагогически запущенных подростков; разработка диагностических методик нравственно-правовых представлений педагогически запущенных подростков.

Для того чтобы сформировать нравственную и правовую культуру подростков,  возникает необходимость изучения и создания банка диагностических данных о содержании жизнедеятельности  педагогически запущенных подростков и их ценностных ориентациях. Программа изучения предусматривает  психолого-педагогическое обследование педагогически запущенных подростков на основе «Диагностики педагогически запущенных подростков» Васильковой Ю.В. (Приложение 1), «Графической записи состояния воспитанности» Шиловой Т. А. (Приложение 2), методики «Пословицы» (Приложение 3) Петровой С.М.., позволяющей определить нравственно-правовые ценностные ориентации подростков.

       «Диагностика педагогически запущенных подростков» Васильковой Ю.В. позволит нам выявить  причины и проявления запущенности ребенка, его положительные и  отрицательные особенности. Также  для беседы с родителями можно использовать анкету (Приложение 4), которая  поможет им понять, какие качества следует воспитывать у подростков.

  Цель «Графической  записи состояния воспитанности» Шиловой Т. А.-  выявить  уровень сформированности нравственных знаний, убеждений, нравственного поведения.  В ходе лонгитюдного изучения  необходимо фиксировать и наблюдать за поведением подростков в ситуации выбора. Диагностика уровня нравственно-правовой воспитанности педагогически запущенных подростков включает  в себя комплексное изучение приобретенных и сформированных отношений и знаний ученика к обществу, учебе, труду, к праву, природе, к себе и другим.

     Методика  «Пословицы»Петровой С.М. Т.Ю. позволяет определить нравственно-правовые ценностные ориентации подростков. На основе полученных результатов составляется таблица, где будут отображены  ранговые значения пословиц и соответствующих им нравственно-правовых норм. С помощью данной методики мы сможем выявить  значимые и незначимые  для респондентов ценности  (ответственность, духовность, трудолюбие, честность и т.д.).

     Содержательный  анализ ответов осужденных подростков (на основании четырех диагностических методик) позволит нам построить психолого-педагогический портрет педагогически запущенных  подростков. Жизненная ситуация трудных подростков отличается зоной риска, преступления совершаются на фоне неблагоприятных семейных взаимоотношений, тяжелого материального положения, плохих жилищных условий семей, нужды в питании, одежде, что формирует эгоцентризм осужденных. Низкая правовая и нравственная культура родителей приводит к несформированности нравственно-правовых ценностных ориентаций их детей.

       Также можно использовать методику - тест Рокича "Ценностные ориентации" (Приложение 5). Формирование ценностных ориентаций предполагает их развитие и становление как устойчивых личностных образований. Не вызывает сомнения тот факт, что формирование устойчивых жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций личности наиболее успешно происходит в ходе общения. Всякая ценность имеет значимость для субъектов, если она представлена в виде сопоставления этой ценности с другими ценностями, предполагает исследование ее смысла, позволяет апробировать эту ценность в действии и общении с другими людьми.

       На  основании выделенных критериев  оценки сформированности ценностных ориентаций (когнитивного, эмоционального, деятельностного) будут определены уровни сформированности жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций.

Высокий уровень сформированности жизненных  и нравственно-правовых ценностных ориентаций трудных подростков характеризуется  умением дифференцировать ценности (при ранжировании применяется весь спектр оценок). Ценностные представления носят устойчивый характер, социально адекватны, определяют активность жизненной позиции.

          Средний уровень сформированности жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций характеризуется тем, что ценностные ориентации сформированы в основном: подросток способен дифференцировать ценности в достаточной мере, определяя для себя главные и второстепенные цели жизни. Некоторые ценностные ориентации носят устойчивый характер, остальные находятся в стадии их осознания личностью.

     Низкий  уровень сформированности жизненных  и нравственно-правовых ценностных ориентации характеризуется тем, что  некоторые ценностные ориентации подростков сформированы. Ценностный выбор личности отличается неустойчивостью, непоследовательностью. Иерархическая система ценностей выражена слабо, хотя выделяются те из них, которым личность отдает предпочтение, то есть система ценностных ориентации начинает складываться. Подростков этой группы отличает потребность в получении удовольствий: доминируют мотивы, связанные с отдыхом, развлечениями.

     Результаты  проведенного исследования должны будут  свидетельствовать о том, что  процесс формирования нравственно-правовых ценностных ориентаций трудных подростков при условии их включения в активные субъект-субъектные отношения был организован достаточно эффективно или же наоборот, неэффективно.

     В заключении приводятся основные выводы, практические рекомендации и перспективы дальнейшего исследования проблемы. 
 
 

Выводы  по  второй главе

Нравственно-правовая культура представляет собой целостную  исторически развивающуюся систему созданных человеком материальных  
и духовных ценностей, социокультурных норм, способов организации поведения и общения, процесс его творческой деятельности, социально значимой по своей сущности и направленной на освоение и изменение мира.

Система формирования нравственно-правовой культуры выступает не как однонаправленное воздействие субъекта на объект, а  как сложный динамический процесс взаимодействия разных структурных компонентов системы. Причем все внешние взаимодействия системы формирования нравственно-правовой культуры, а также взаимодействия ее внутренних компонентов служат источником, объективным фактором, обусловливающим ее непрерывное развитие и постоянное совершенствование  
в полном соответствии с меняющимися условиями и задачами современного воспитания молодежи. Результатом применения системы прогнозируется поэтапное повышение уровня нравственно-правовой культуры. В рамках рассмотренной проблемы формирование нравственной и правовой культуры подростков  направлено на утверждение идеи приоритета прав человека и защиту этих прав, которые в демократическом обществе должны обеспечить социальный консенсус в решении проблем гражданского строительства, умения находить истину через диалог, поскольку подрастающему поколению предстоит найти ответы на сложные проблемы построения демократического общества. Через механизмы формирования нравственно-правового воспитания школьников мы приобщаем учащихся к ценностям демократической культуры: уважению прав и свобод человека в демократическом обществе, мировоззренческому плюрализму, ненасильственному миру, социальному партнерству, стремлению к диалогу как основе цивилизованного диалога в обществе, а также участию каждого в обсуждении и выработке важных решений. Нравственно-правовое воспитание рассматривается как процесс формирования в человеке нравственных идеалов демократического общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде; формирования опыта гражданского действия, дающего учащимся на практике право применять важнейшие человеческие ценности, понимания важности прав и свобод человека и гражданина, демократии, ответственности, толерантности, которые становится жизненно важной необходимостью. Комплекс педагогических условий, включающих взаимодействие с семьей, педагогическую поддержку, создание воспитывающей среды, нравственных личностно-ориентированных ситуаций, этическую защиту, соблюдение которых в многомерном педагогическом пространстве общеобразовательной школы обеспечивают эффективность воспитания нравственных ценностей у подростков.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение  

       Подводя итог данной работы, можно сказать, что профилактика и коррекция  социально-педагогической запущенности детей и подростков будет успешной при реализации следующих условий:

Информация о работе Условия нравственно-правового воспитания педагогически запущенных подростков