Условия нравственно-правового воспитания педагогически запущенных подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — определить условия формирования нравственно-правовой культуры педагогически запущенных подростков.

Гипотеза исследования- процесс нравственно-правового воспитания современных трудных подростков будет эффективным, если:

• Выявлены их психолого-педагогические особенности и раскрыты внутренние и внешние причины и факторы, вызывающие трудновоспитуемость учащихся;

• Осуществляется педагогическое руководство воспитанием трудных подростков, формирующее их нравственные качества, способности к самовоспитанию и саморегуляции поведения и деятельности;

• Обеспечено оптимальное педагогическое взаимодействие учителей и родителей в нравственном развитии проблемных детей.

Оглавление

Введение.................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования нравственно-правового воспитания .............................................................................................................8

1.1 Концептуальные основы нравственно-правового

воспитания...........................................................................................8

1.2 Содержание нравственной и правовой культуры

личности..............................................................................................16

Выводы по первой главе...........................................................................23


Глава 2. Условия нравственно-правового воспитания педагогически запущенных подростков.......................................................................................24

2.1 Особенности педагогически запущенных подростков..................24

2.2 Формирование нравственной и правовой культуры

подростков..........................................................................................32

Выводы по второй главе.........................................................................................36


Заключение .............................................................................................................37

Список литературы................................................................................................40

Приложение.............................................................................................................43

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

       Инструкция:  прочитать   характеристики  воспитанности и проставить баллы между крайними  полосами  критериев воспитанности (3,2,1,0,1,2,3 балла)  учащегося.  Определить   уровни  сформированности  нравственных  знаний, убеждений,  нравственного поведения.

       Способ  обработки:  уровни  сформированности: 3 балла- высокий уровень, 2 балла — средний, 1 балл-низкий. Выстроить профиль, суммировав  количественную  оценку  в баллах  по каждому компоненту  воспитанности:  нравственное  знание, нравственное убеждение, нравственное поведение.

       Анализ  результатов.  Высокий уровень  воспитанности:  широкий запас нравственных  знаний  (об  отношении к труду,  обществу, к другому человеку, к себе).    Синтез  нравственных представлений в целостное индивидуальное  мировоззрение.

       Согласованность  нравственных  знаний  с  личными   убеждениями, мотивами. Гармония  знаний  и  убеждений  с  нравственным поведением, единство  слова  и  дела  в  учении, спорте, труде,  общении. Развернутые  познавательные  и  социальные  мотивы  в   у чении, интерес  к  приемам работы. «Сильное»  целеполагание — удержание  целей  в  ситуации  затруднений, ошибок, помех.  Доведение  работы  до конца.  Преобладание  положительных конструктивных  эмоций  в  учении.  Выстроенный  профиль    находится   на уровне  3  баллов  положительной направленности.

       Средний уровень воспитанности:  нравственные   знания  имеются, но  личными убеждениями они не стали.   Нравственное поведение   не всегда  соотносится  с  нравственными   знаниями, есть разлад  между  словом  и  делом, взятое  поручение зачастую  не выполняется.  При помехах, ошибках  дело  не  доводится  до конца.  Желание  вести  себя  хорошо  присутствует, но часто  отрицательные  эмоции одерживают  верх, что  проявляется в поведении. Этот профиль  колеблется  между  положительным  и  отрицательным  рядом черт  и находится, в основном, на уровне 0-1 балла.

       Низкий  уровень воспитанности:  слабые, разрозненные  нравственные  представления  о  том, что  такое  хорошо  и  что такое   плохо, усвоенные  нравственные  знания  не всегда  принимаются  как   основа  личных  убеждений, личные  мотивы  рассогласованы  с  общепринятыми  правилами и нормами. Разлад, рассогласование  нравственных  знаний, убеждений, поступков. Мотивы  обучения  на уровне  интереса  к  фактам, узкая ориентация  на результат  работы, при  отсутствии  интереса к способам работы. Цели    негибкие,  нереалистичные, ситуативные и неперспективные, исчезают  в  условиях  затруднений и помех. Преобладают  отрицательные  деструктивные  эмоции  в  обучении, тревожность, неуверенность  в  себе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 3 

Методика  «Пословицы» (разработана  кандидатом психологических  наук С.М. Петровой) 

Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. 

Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:

1 балл  – согласен в очень незначительной  степени;

2 балла  – частично согласен;

3 балла  – в общем согласен;

4 балла  – почти полностью согласен;

5 баллов – совершенно согласен. 

Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием  которой согласен в наибольшей степени. 

Предлагаются  следующие пословицы:

а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;

б) стыд не дым, глаза не выест;

в) лучше  жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;

г) что  за честь, коли нечего есть.

а) не хлебом единым жив человек;

б) живется, у кого денежка ведется;

в) не в  деньгах счастье;

г) когда  деньги вижу, души своей не слышу.

а) кому счастье служит, тот ни о чем  не тужит;

б) где  счастье плодится, там и зависть  родится;

в) кто  хорошо живет, тот долго живет;

г) жизнь  прожить – не поле перейти.

а) бояться  несчастья и счастья не видать;

б) людское  счастье, что вода в бредне;

в) деньги – дело наживное;

г) голым  родился, гол и умру.

а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;

б) береженого Бог бережет;

в) на Бога надейся, а сам не плошай;

г) не зная броду, не суйся в воду.

а) всяк сам своего счастья кузнец;

б) бьется как рыба об лед;

в) хочу – половина могу;

г) лбом стены не прошибешь.

а) добрая слава лучше богатства;

б) уши  выше лба не растут;

в) как  проживешь, так и прослывешь;

г) выше головы не прыгнешь.

а) мир  не без добрых людей;

б) на наш  век дураков хватит;

в) люди – всё, а деньги – сор;

г) деньгам  все повинуются.

а) что  в людях живет, то и нас не минет;

б) живу как живется, а не как люди хотят;

в) от народа отстать – жертвою стать;

г) никто  мне не указ.

а) всякий за себя отвечает;

б) моя  хата с краю, я ничего не знаю;

в) своя рубашка ближе к телу;

г) наше дело – сторона.

а) сам  пропадай, а товарища выручай;

б) делай  людям добро, да себе без беды;

в) жизнь  дана на добрые дела;

г) когда  хочешь себе добра, то никому не делай  зла.

а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;

б) на обеде  все – соседи, а пришла беда, они  прочь, как вода;

в) доброе братство лучше богатства;

г) черный день придет – приятели откажутся.

а) ученье – свет, неученье – тьма;

б) много  будешь знать, скоро состаришься;

в) ученье лучше богатства;

г) век  живи, век учись, а дураком помрешь.

а) без  труда нет добра;

б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;

в) можно  тому богатым быть, кто от трудов мало спит;

г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.

а) на что  и законы писать, если их не исполнять;

б) закон  – паутина, шмель проскочит, муха увязнет;

в) где  тверд закон, там всяк умен;

г) закон  – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло. 

Обработка полученных данных. Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:

а, в  – духовное отношение к жизни,

б, г  – бездуховное отношение к  жизни;

а, в  – незначимость материального благополучия в жизни,

б, г  – материально благополучная  жизнь;

а, в  – счастливая, хорошая жизнь,

б, г  – трудная, сложная жизнь;

а, в  – оптимистическое отношение к жизни,

б, г  – пессимистическое отношение к  жизни;

а, в  – решительное отношение к  жизни,

б, г  – осторожное отношение к жизни;

а, в  – самоопределение в жизни,

б, г  – отсутствие самоопределения в  жизни;

а, в  – стремление к достижениям в  жизни,

б, г  – отсутствие стремления к достижениям  в жизни;

а, в  – хорошее отношение к людям,

б, г  – плохое отношение к людям;

а, в  – коллективистическое отношение  к людям,

б, г  – индивидуалистическое отношение  к людям;

а, в  – эгоцентрическое отношение  к людям,

б, г  – эгоистическое отношение к  людям;

а, в  – альтруистическое отношение к  людям,

б, г  – паритетное отношение к людям;

а, в  – значимость дружбы,

б, г  – незначимость дружбы;

а, в  – значимость ученья,

б, г  – незначимость ученья;

а, в  – значимость труда,

б, г  – незначимость труда;

а, в  – значимость соблюдения законов,

б, г  – незначимость соблюдения законов. 

Подсчитывается  сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам  «а», «в» и отдельно по ответам  «б», «г». 

Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» – об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. 

Показатель  нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень  согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже. 

Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 4

Анкета  для родителей 

    I.   Сведения об особенностях ребенка, его отношения с окружающими.

  1. Общительный со взрослыми, необщительный, замкнутый.
  2. Общительный с детьми, предпочитает играть один, с детьми.
  3. Умеет ли организовать детей в игре, других занятиях, лидер или подчиняется другим.
  4. Умеет ли дружно играть с другими, конфликтует ли.
  5. Охотно ли делится с другими игрушками, сладостями и т. д.
  6. Сочувствует ли другому, если он огорчен, пытается ли утешить.
  7. Обижает ли детей, как часто, спокоен или дерется.
  8. Обидчивый, не очень, совсем не обидчивый.
  9. Жалуется ли взрослым: часто, редко, совсем не жалуется.
  10. Справедлив ли в отношениях со сверстниками: разбирает конфликты, мирит, справедлив, несправедлив.
  11. Говорит ли правду: всегда, иногда, часто обманывает.
  12. Старается ли быть вежливым: иногда, бывает грубым, забывает «волшебные слова».
  13. Послушен ли, не послушен, упрям.
  14. Любит ли делать самостоятельно, предпочитает, чтобы за него делали другие.
  15. Доводит ли начатое дело до конца, не доводит.
  16. Как выполняет поручения: охотно, не любит трудиться.
  17. Уверенный, решительный, неуверенный, не очень уверенный.
  18. Придумывает ли интересные игры, умение играть не развито.
  19. Выделяется ли сообразительностью, чем отличается, отстает ли от сверстников.
  20. Хорошо рисует, лепит, эти навыки недостаточно развиты.
  21. Хорошо танцует, поет, музыкальные способности: средние, слабо развиты.
  22. Хорошо рассказывает истории, сказки, плохо, речь не развита.
  23. Любит ли строить, не любит заниматься строительством из кубиков.
  24. Ловкий, любит подвижные игры, физзанятия.
  25. Хорошо ест, быстро с аппетитом, плохо без аппетита.
  26. Как засыпает, быстро, долго без сна в постели.
  27. Умеет ли одеваться, раздеваться, кладет ли вещи на место.
  28. Преобладающее настроение: веселое, жизнерадостное, смешит ли других, часто плачет, плаксив.
  29. Обладает хорошим здоровьем, здоров средне, слабый, болезненный.

Информация о работе Условия нравственно-правового воспитания педагогически запущенных подростков