Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 10:22, курсовая работа
Цель работы — определить условия формирования нравственно-правовой культуры педагогически запущенных подростков.
Гипотеза исследования- процесс нравственно-правового воспитания современных трудных подростков будет эффективным, если:
• Выявлены их психолого-педагогические особенности и раскрыты внутренние и внешние причины и факторы, вызывающие трудновоспитуемость учащихся;
• Осуществляется педагогическое руководство воспитанием трудных подростков, формирующее их нравственные качества, способности к самовоспитанию и саморегуляции поведения и деятельности;
• Обеспечено оптимальное педагогическое взаимодействие учителей и родителей в нравственном развитии проблемных детей.
Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования нравственно-правового воспитания .............................................................................................................8
1.1 Концептуальные основы нравственно-правового
воспитания...........................................................................................8
1.2 Содержание нравственной и правовой культуры
личности..............................................................................................16
Выводы по первой главе...........................................................................23
Глава 2. Условия нравственно-правового воспитания педагогически запущенных подростков.......................................................................................24
2.1 Особенности педагогически запущенных подростков..................24
2.2 Формирование нравственной и правовой культуры
подростков..........................................................................................32
Выводы по второй главе.........................................................................................36
Заключение .............................................................................................................37
Список литературы................................................................................................40
Приложение.............................................................................................................43
Инструкция: прочитать характеристики воспитанности и проставить баллы между крайними полосами критериев воспитанности (3,2,1,0,1,2,3 балла) учащегося. Определить уровни сформированности нравственных знаний, убеждений, нравственного поведения.
Способ обработки: уровни сформированности: 3 балла- высокий уровень, 2 балла — средний, 1 балл-низкий. Выстроить профиль, суммировав количественную оценку в баллах по каждому компоненту воспитанности: нравственное знание, нравственное убеждение, нравственное поведение.
Анализ результатов. Высокий уровень воспитанности: широкий запас нравственных знаний (об отношении к труду, обществу, к другому человеку, к себе). Синтез нравственных представлений в целостное индивидуальное мировоззрение.
Согласованность нравственных знаний с личными убеждениями, мотивами. Гармония знаний и убеждений с нравственным поведением, единство слова и дела в учении, спорте, труде, общении. Развернутые познавательные и социальные мотивы в у чении, интерес к приемам работы. «Сильное» целеполагание — удержание целей в ситуации затруднений, ошибок, помех. Доведение работы до конца. Преобладание положительных конструктивных эмоций в учении. Выстроенный профиль находится на уровне 3 баллов положительной направленности.
Средний уровень воспитанности: нравственные знания имеются, но личными убеждениями они не стали. Нравственное поведение не всегда соотносится с нравственными знаниями, есть разлад между словом и делом, взятое поручение зачастую не выполняется. При помехах, ошибках дело не доводится до конца. Желание вести себя хорошо присутствует, но часто отрицательные эмоции одерживают верх, что проявляется в поведении. Этот профиль колеблется между положительным и отрицательным рядом черт и находится, в основном, на уровне 0-1 балла.
Низкий
уровень воспитанности: слабые,
разрозненные нравственные представления
о том, что такое хорошо и
что такое плохо, усвоенные нравственные
знания не всегда принимаются
как основа личных убеждений,
личные мотивы рассогласованы
с общепринятыми правилами и нормами.
Разлад, рассогласование нравственных
знаний, убеждений, поступков. Мотивы
обучения на уровне интереса
к фактам, узкая ориентация на результат
работы, при отсутствии интереса
к способам работы. Цели негибкие,
нереалистичные, ситуативные и неперспективные,
исчезают в условиях затруднений
и помех. Преобладают отрицательные
деструктивные эмоции в обучении,
тревожность, неуверенность в себе.
Приложение
3
Методика
«Пословицы» (разработана
кандидатом психологических
наук С.М. Петровой)
Цель:
определить уровень нравственной воспитанности
учащихся и выяснить особенности ценностных
отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:
1 балл
– согласен в очень
2 балла – частично согласен;
3 балла – в общем согласен;
4 балла – почти полностью согласен;
5 баллов
– совершенно согласен.
Во втором
случае каждому ученику необходимо
внимательно прочитать каждую пару
пословиц («а» и «б», «в» и «г»)
и выбрать ту из пары, с содержанием
которой согласен в наибольшей степени.
Предлагаются следующие пословицы:
а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;
б) стыд не дым, глаза не выест;
в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;
г) что за честь, коли нечего есть.
а) не хлебом единым жив человек;
б) живется, у кого денежка ведется;
в) не в деньгах счастье;
г) когда деньги вижу, души своей не слышу.
а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;
б) где счастье плодится, там и зависть родится;
в) кто хорошо живет, тот долго живет;
г) жизнь прожить – не поле перейти.
а) бояться несчастья и счастья не видать;
б) людское счастье, что вода в бредне;
в) деньги – дело наживное;
г) голым родился, гол и умру.
а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;
б) береженого Бог бережет;
в) на Бога надейся, а сам не плошай;
г) не зная броду, не суйся в воду.
а) всяк сам своего счастья кузнец;
б) бьется как рыба об лед;
в) хочу – половина могу;
г) лбом стены не прошибешь.
а) добрая слава лучше богатства;
б) уши выше лба не растут;
в) как проживешь, так и прослывешь;
г) выше головы не прыгнешь.
а) мир не без добрых людей;
б) на наш век дураков хватит;
в) люди – всё, а деньги – сор;
г) деньгам все повинуются.
а) что в людях живет, то и нас не минет;
б) живу как живется, а не как люди хотят;
в) от народа отстать – жертвою стать;
г) никто мне не указ.
а) всякий за себя отвечает;
б) моя хата с краю, я ничего не знаю;
в) своя рубашка ближе к телу;
г) наше дело – сторона.
а) сам пропадай, а товарища выручай;
б) делай людям добро, да себе без беды;
в) жизнь дана на добрые дела;
г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;
в) доброе братство лучше богатства;
г) черный день придет – приятели откажутся.
а) ученье – свет, неученье – тьма;
б) много будешь знать, скоро состаришься;
в) ученье лучше богатства;
г) век живи, век учись, а дураком помрешь.
а) без труда нет добра;
б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;
в) можно тому богатым быть, кто от трудов мало спит;
г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.
а) на что и законы писать, если их не исполнять;
б) закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет;
в) где тверд закон, там всяк умен;
г) закон
– что дышло, куда поворотишь, туда
и вышло.
Обработка полученных данных. Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:
а, в – духовное отношение к жизни,
б, г – бездуховное отношение к жизни;
а, в – незначимость материального благополучия в жизни,
б, г – материально благополучная жизнь;
а, в – счастливая, хорошая жизнь,
б, г – трудная, сложная жизнь;
а, в – оптимистическое отношение к жизни,
б, г – пессимистическое отношение к жизни;
а, в – решительное отношение к жизни,
б, г – осторожное отношение к жизни;
а, в – самоопределение в жизни,
б, г – отсутствие самоопределения в жизни;
а, в – стремление к достижениям в жизни,
б, г – отсутствие стремления к достижениям в жизни;
а, в – хорошее отношение к людям,
б, г – плохое отношение к людям;
а, в
– коллективистическое
б, г – индивидуалистическое отношение к людям;
а, в – эгоцентрическое отношение к людям,
б, г – эгоистическое отношение к людям;
а, в – альтруистическое отношение к людям,
б, г – паритетное отношение к людям;
а, в – значимость дружбы,
б, г – незначимость дружбы;
а, в – значимость ученья,
б, г – незначимость ученья;
а, в – значимость труда,
б, г – незначимость труда;
а, в – значимость соблюдения законов,
б, г
– незначимость соблюдения законов.
Подсчитывается
сумма баллов (по варианту 1) или количество
выборов (по варианту 2) отдельно по ответам
«а», «в» и отдельно по ответам
«б», «г».
Основной
принцип оценивания полученных результатов
– сравнение сумм баллов или количества
выборов. Более высокие оценки или большее
количество выборов по ответам «а» и «в»
свидетельствует об устойчивости желательных
ценностных отношений учащихся к жизни,
к людям, к самим себе; по ответам «б» и
«г» – об устойчивости нежелательных
ценностных отношений к жизни, к людям,
к самим себе.
Показатель
нравственной воспитанности определяется
соотношением: чем больше степень
согласия с содержанием пословиц
«а», «в» и меньше степень согласия
с содержанием пословиц «б» и «г», тем
выше уровень нравственной воспитанности
учащихся, и, наоборот, чем меньше степень
согласия с содержанием пословиц «а»,
«в» и больше степень согласия с содержанием
пословиц «б», «г», тем он ниже.
Допускается
использование сокращенного варианта
данной методики. В этом случае учащимся
предъявляются отдельным текстом либо
пословицы под буквами «а» и «б», либо
пословицы под буквами «в» и «г».
Приложение 4
Анкета
для родителей
I. Сведения об особенностях ребенка, его отношения с окружающими.
Информация о работе Условия нравственно-правового воспитания педагогически запущенных подростков