Условия нравственно-правового воспитания педагогически запущенных подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — определить условия формирования нравственно-правовой культуры педагогически запущенных подростков.

Гипотеза исследования- процесс нравственно-правового воспитания современных трудных подростков будет эффективным, если:

• Выявлены их психолого-педагогические особенности и раскрыты внутренние и внешние причины и факторы, вызывающие трудновоспитуемость учащихся;

• Осуществляется педагогическое руководство воспитанием трудных подростков, формирующее их нравственные качества, способности к самовоспитанию и саморегуляции поведения и деятельности;

• Обеспечено оптимальное педагогическое взаимодействие учителей и родителей в нравственном развитии проблемных детей.

Оглавление

Введение.................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования нравственно-правового воспитания .............................................................................................................8

1.1 Концептуальные основы нравственно-правового

воспитания...........................................................................................8

1.2 Содержание нравственной и правовой культуры

личности..............................................................................................16

Выводы по первой главе...........................................................................23


Глава 2. Условия нравственно-правового воспитания педагогически запущенных подростков.......................................................................................24

2.1 Особенности педагогически запущенных подростков..................24

2.2 Формирование нравственной и правовой культуры

подростков..........................................................................................32

Выводы по второй главе.........................................................................................36


Заключение .............................................................................................................37

Список литературы................................................................................................40

Приложение.............................................................................................................43

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

       Структура нравственно-правовой культуры представляет собой не что иное, как структуру нравственно-правовой сферы общественной жизни, элементы которой в теории нравственно-правовой культуры рассматриваются с точки зрения уровня их развития. 

Глава 2. Условия  нравственно-правового  воспитания  педагогически  запущенных  подростков

       2.1 Особенности  педагогически   запущенных  подростков 

     Подростковый  возраст часто называют «переходным», «критическим», «трудным», «кризисным».

     В этот период происходит качественная перестройка всей психической деятельности подростка, кардинальные физиологические, нейрогуморальные изменения всего организма. Все это сказывается на ломке старых форм поведения и формировании новых.

     В этот период меняется отношение подростка  к учебе. Он может относиться к  учению и ответственно, и безразлично; то заботится о расширении своего кругозора, то ничем не интересоваться; то самостоятельно выполнять задания, то готов списать их у товарищей. Он может с удовольствием выполнять поручения педагога и одновременно шалить и озорничать.[12, с.22]

     Противоречивость личности подростка, своеобразие его отношения к воспитательным воздействиям, непредсказуемость его поведения и делает данный возраст педагогически трудным.

     Общение подростка со сверстниками – один из ведущих факторов формирования его  личности. Удовлетворяя потребность в общении с товарищами, пытаясь заслужить их уважения, признания в ближайшем микроокружении, подросток стремится обеспечить себе благоприятную позицию в коллективе класса, эмоциональное благополучие. И наоборот, неблагополучное положение среди  сверстников, чувство одиночества и дискомфорта, сопровождающиеся тяжелыми эмоциональными переживаниями, толкают на поиск товарищей и друзей в другой среде.

     Стремление  привлечь внимание товарищей, заслужить  их симпатии побуждает подростка  нередко к нарушению дисциплины, толкает на грубость по отношению к учителям и родителям, даже к правонарушениям.[12, с.38]

     Общение для подростка является особой формой и сферой деятельности, которой они  отдают предпочтение.

     Учебная деятельность, занимающая большую часть времени в жизни подростка, не является для него ведущей, поскольку не влияет на изменение его социальной позиции.

     Подростковый  возраст — это возраст закладки основ системы поведения, мировоззрения, формирования нравственных идеалов. Но у части подростков существует разрыв между стремлением к высоким нравственным идеалам. Это происходит потому, что мотивы его поведения еще неустойчивы, он не способен полностью управлять своим поведением: действует по линии наименьшего сопротивления, ищет опору в окружающих.

     В подростковом возрасте проявляется  достаточно осознанная потребность  к самовоспитанию. Так, стремясь развить  в себе волю и различные качества, учащиеся нередко прибегают к  методам, опасным для здоровья (например, использование болевых приемов  для проверки стойкости).

     При вышесказанных особенностях и трудностях подросткового возраста не обязательно  возникновение педагогической запущенности. Большинство подростков, благодаря  правильному воспитанию, благополучно минует этот возрастной период без  значительных срывов в поведении и отклонений в развитии. Однако в ряде случаев (при семейном неблагополучии, бесконтрольности за поведением учащихся и его безнадзорности, и др.), подростковый возраст может стать благоприятной почвой для возникновения и развития педагогической запущенности.[9, с.18]

     Педагогическая  запущенность — следствие и результат  изолированности подростка в  первичном учебном коллективе. Такие  подростки, в ответ на изоляцию, стремятся  противопоставить себя коллективу, завоевать  и удержать авторитет среди учащихся физической силой.

     Диагностику педагогической запущенности можно  выявить  с  помощью диагностического листа, представленного в Приложении 1.

     Девиантное (отклоняющееся) поведение детей  и подростков подразделяется на две  категории:

  1. патологическое поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии;
  2. антисоциальное поведение, нарушающее какие-либо социальные, культурные и правовые нормы. При незначительности нарушений их классифицируют как правонарушения, при значительной степени - как преступления.

     Как правило, для детей, демонстрирующих  тот или иной тип поведения  характерны недостаток позитивного  социального опыта, неразвитость и  несформированность мировоззрения, системы  ценностных ориентаций, этических норм и эстетических вкусов, примитивные интересы. В то же время существует ряд характеристик, которые показывают специфичность каждого из представленных типов.

       Так называемые «трудные» дети есть в  каждом из возрастных периодов. Это  дети, педагогически запущенные в результате неправильного воспитания в семье или нездоровых отношений в ней. Не случайно  В.А. Сухомлинский, подчеркивая причину появления «трудных» детей именно в отрицательном влиянии микросреды, говорил: «Причины, в силу которых ребенок становится «трудным», неуспевающим, отстающим в подавляющем большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства».

       Однако, наиболее рельефно типичные особенности  « трудного» подростка проявляются  именно в подростковом возрасте; не случайно этот возраст называют « трудным».

       Термином  «трудный ребенок» в сложившейся  педагогической практике обозначают подростка, требующего коррекции его личности. К « трудным» относятся и непослушные, капризные, упрямые дети, проявляющие сопротивление требованиям, советам взрослых. Выяснение реальных причин подобных отклонений, внимание к интересам ребенка при одновременной требовательности к нему и включении в коллективные формы деятельности являются основным путем предупреждения и преодоления капризов, упрямств, непослушания.

       Некоторые подростки отличаются озорством, недисциплинированностью, грубостью. К ним особенно необходим  индивидуальный подход и прежде всего  установление истоков их недисциплинированности. Работа с этими подростками предполагает целенаправленную организацию их активности, инициативы, уважение достоинства, прав на определенную самостоятельность.

       Определенную  группу составляют дети, поведение  которых характеризуется отсутствием  желания и привычки к трудовому усилию – ленью. Родителям и учителям необходимо подмечать и поощрять проявляющиеся стремления, усилия такого ребенка, пробуждая в нем потребность, трудиться, приучая находить радость в разнообразной деятельности.

       Выявляются  и подростки, для которых наиболее характерным отрицательным качеством является лживость. Борясь против такого недостатка, следует различать фантазирование и сознательное искажение истины. Ложь может быть следствием страха перед наказанием, стремления скрыть неблаговидный поступок, желания самоутвердиться, вызвать внимания окружающих. Типичны случаи лжи и как своеобразного понимания подростками товарищества, средства сокрытия проступка товарища. Необходима кропотливая работа, чтобы, во-первых, выяснить причины детской лжи, во-вторых, создать обстановку правдивости, доверия, взаимного уважения и требовательности при тактичном наказе всей неблаговидной лжи, ее взаимосвязь с трусостью, лицемерием.

       У части подростков из-за длительного  неудовлетворения какой-либо существенной потребности возникают аффективные формы поведения: или заносчивость, агрессивность, бравада, или повышенная обидчивость, легкая ранимость. В результате возникают своеобразные конфликты между уровнем притязаний и фактическим положением ребенка в коллективе.

       Длительное  сохранение аффективных переживаний и форм поведения приводит к формированию соответствующего отношения подростков к другим людям, к себе, к делу. Требуется своевременное вмешательство взрослых в целях разрешения внутреннего конфликта и предупреждения развития у детей аффективных форм поведения. При этом работа с «трудными» подростками обуславливает необходимость особенно корректного индивидуального подхода, предполагающего внимательное, доброжелательное отношения к ребенку, опору на его положительные качества, подчеркнутое доверие к его нравственным силам, потенциальным возможностям.[13, с.34]

       Наиболее  сложна воспитательная работа с глубоко  педагогически запущенными детьми. Их характеризуют приемущественно  импульсивное поведение, отрицательные  потребности, искаженное представление о дружбе, товариществе, долге, чести.

       Понятие выправить «трудновоспитуемость»  подростков лишь путем словесных  воздействий бесплодно. Добиться результата можно лишь путем вовлечения их в  разнообразную деятельность, вызывающую у них интерес и напряжение всех сил.

       Предлагаемая  ниже вниманию педагогов и родителей  типизация «трудных» подростков опирается на разработанную в  нашей психологической науке  ориентировочную классификацию  подростков – правонарушителей.

       Первую  группу «трудных» подростков характеризует устойчивый комплекс общественно — отрицательных, аморальных, примитивных потребностей, система анти - общественных взглядов. У подростков этой группы извращены представления о товариществе, смелости, весьма ослаблено чувство стыда. Они циничны, грубы, озлоблены, агрессивны. Эгоизм, равнодушие, отсутствие трудолюбия и стремление к потребительскому времяпрепровождению являются их типичными особенностями.

       Вторую  группу составляют подростки с деформированными потребностями, низменными устремлениями, стремящиеся подражать тем несовершеннолетним правонарушителям, которые отличаются устойчивым комплексом аморальных потребностей и откровенно антиобщественной направленностью отношений и взглядов. Отличаясь обостренным индивидуализмом, неуживчивостью, эти подростки стремятся к привилегированному положению, притесняя слабых, младших.

       Для третьей группы «трудных» подростков характерен конфликт между деформированными потребностями, отношениями, интересами, взглядами. Подростки этой группы осознают недостойность совершаемых ими проступков. Однако, имеющиеся у них правильные нравственные взгляды не стали убеждениями, и эгоистические устремления к получению удовольствий, либо неумение противостоять ситуации вызывают антиобщественные поступки, приводя к накоплению опыта аморального поведения.

       Четвертую группу составляют подростки со слабо  деформированными потребностями. Их характеризует  безволие, легкая внушаемость, легкомысленность, неустойчивость, неверие в свои силы, заискивание перед волевыми товарищами.

       В пятую группу входят подростки, ставшие  на путь правонарушений случайно. Они  безвольны и поддаются различным  влияниям.[13, с.54]

       Типология «трудных» подростков позволяет  не только эффективно использовать методы воспитательного воздействия в  целом, но и осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, находящемуся в острой, конфликтной ситуации.

      Правосознание человека не возникает с момента  рождения. Оно формируется по мере взросления в течение всей жизни  человека. Процесс формирования правосознания  тесным образом связан с появлением у лица правосубъектности, представляющей собой совокупность правоспособности, дееспособности и деликтоспособности, но не ограничивается её рамками.

      Элементами  системы, формирующей правовое сознание и поведение личности, являются социальная среда; личность с её индивидуальными свойствами и особенностями; определенная сумма знаний, ценностей и установок, которую общество либо социальная группа стремится передать своим членам. Они сформировывают в большей степени положительное правосознание, но отдельные элементы социальной среды могут методствовать при определенных условиях формированию антиобщественного правового сознания.

      Развитие  правосознания личности детер-минировано окружающей её социальной средой. Длительность становления правосознания описывает многочисленность факторов как общесоциального порядка, так и той микросреды, которая непосредственно окружает индивидума. Эти причины преломляются через конкретные условия жизни и особенности личности психологического порядка.

      Неувязка исследования факторов, влияющих на формирование правосознания, в настоящее время находится в числе актуальных, носит уже не лишь научно-теоретический, но и практический характер и просит глубочайшего исследования в научных исследованиях.

Информация о работе Условия нравственно-правового воспитания педагогически запущенных подростков