Условия нравственно-правового воспитания педагогически запущенных подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — определить условия формирования нравственно-правовой культуры педагогически запущенных подростков.

Гипотеза исследования- процесс нравственно-правового воспитания современных трудных подростков будет эффективным, если:

• Выявлены их психолого-педагогические особенности и раскрыты внутренние и внешние причины и факторы, вызывающие трудновоспитуемость учащихся;

• Осуществляется педагогическое руководство воспитанием трудных подростков, формирующее их нравственные качества, способности к самовоспитанию и саморегуляции поведения и деятельности;

• Обеспечено оптимальное педагогическое взаимодействие учителей и родителей в нравственном развитии проблемных детей.

Оглавление

Введение.................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования нравственно-правового воспитания .............................................................................................................8

1.1 Концептуальные основы нравственно-правового

воспитания...........................................................................................8

1.2 Содержание нравственной и правовой культуры

личности..............................................................................................16

Выводы по первой главе...........................................................................23


Глава 2. Условия нравственно-правового воспитания педагогически запущенных подростков.......................................................................................24

2.1 Особенности педагогически запущенных подростков..................24

2.2 Формирование нравственной и правовой культуры

подростков..........................................................................................32

Выводы по второй главе.........................................................................................36


Заключение .............................................................................................................37

Список литературы................................................................................................40

Приложение.............................................................................................................43

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

      -комплексный  и системный подход к диагностике,  профилактике и коррекции;

      -учет  возрастных и индивидуально-личностных  особенностей ребенка и специфики  социально-педагогической ситуации развития ребенка;

      -профессиональная  компетентность педагога;

      -опора  на положительные качества личности  ребенка и ориентация на гармоничное  ее развитие;

      -единство  и взаимодополняемость психологических  и педагогических методов воздействия  на воспитанника;

      -дифференцированный  подход в процессе обучения;

      -выявление  адекватности применяемых мер  профилактики на основе данных  социально-педагогического мониторинга;

      -научно-методическое  оснащение процесса взаимодействия  школы, семьи и других социальных  институтов по организации работы с детьми отклоняющегося поведения.

      Обострение  всех жизненных противоречий ведет  к появлению педагогической запущенности школьников. Педагогическая запущенность это один из факторов, питающих правонарушения и преступность несовершеннолетних. Предупреждение и профилактика педагогической запущенности – одно из главных направлений борьбы с преступностью.

      В организации системы профилактики правонарушений, воспитательной работы с педагогически запущенными  учащимися должны быть обязательно учтены их социально-групповые и индивидуально-психологические особенности.

      Также можно отметить, что  недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Отдельные ребята страдают бездуховностью или усматривают ее в исключительности положения в обществе своих родителей, замыкаются в своем исключительном круге общения. Своеобразной формой бездуховности является уход некоторых молодых людей от общества в субъективный мир или состояние «балдения» под влиянием, спиртного, наркотических средств.

      Наиболее  опасной формой безнравственного состояния  некоторых школьников является нравственное лицемерие, практическое использование двух-трехстепенной морали: одна внешняя, показная — для школы; другая—для дома, для семьи, вводящая в заблуждение родителей; третья подлинная—для своего круга общения и для себя.

       Таким образом, система формирования нравственно-правовой культуры выступает перед нами не как однонаправленное воздействие субъекта на объект, а как сложный динамический процесс взаимодействия разных структурных компонентов системы. Причем все внешние взаимодействия системы формирования нравственно-правовой культуры, а также взаимодействия ее внутренних компонентов служат источником, объективным фактором, обусловливающим ее непрерывное развитие и постоянное совершенствование в полном соответствии с меняющимися условиями и задачами современного воспитания молодежи.

       Системообразующим элементом, придающим системе такие  свойства, которыми ее структурные  компоненты по отдельности не обладают, является цель. Цели, как известно, могут  формироваться с учетом: а) внутренних процессов интеллектуального, эмоционального, личностного развития ученика; б) учебной деятельности учащихся; в) изучаемого содержания;  
г) деятельности учителя.
 

       Система формируемых упорядоченных знаний, на основании которых формируются  конкретные умения и навыки в области  морали и права, что  
в совокупности определяет содержательный компонент проектируемой нами системы.

       Нравственно-правовая культура представляет собой целостную  исторически развивающуюся систему  созданных человеком материальных  
и духовных ценностей, социокультурных норм, способов организации поведения и общения, процесс его творческой деятельности, социально значимой по своей сущности и направленной на освоение и изменение мира. Изучение структуры нравственно-правовой культуры позволяет глубже проанализировать ее сущность.

       Нравственно-правовая культура, определяемая базисом общества, зависит и от культуры в сфере  материального производства и существует как в объективированных, предметных, так и в субъективированных формах. Поэтому в изучении ее структуры  следует ориентироваться на структуру нравственно-правовой жизни общества. Отсюда следует, что структура нравственно-правовой культуры представляет собой не что иное, как структуру нравственно-правовой сферы общественной жизни, элементы которой в теории нравственно-правовой культуры рассматриваются с точки зрения уровня их развития. 

     Список  использованной литературы

  1. Алемаснин М.А., Морозова Т.А. Особенности воспитательной работы с педагогически запущенными учащимися в СПТУ. - М.: Просвещение, 1986.
  2. Афанасьев, В. Г. Основы философского знания / В. Г. Афанасьев. — М. : Мысль, 1977. — 355 с.
  3. Борисов Г.Б. В мире подростка. - М.: Медицина, 1982.- с. 321
  4. Богданова, О. С. Формирование нравственного сознания школьников  
    в процессе этического просвещения / О. С. Богданова. — М. : Педагогика, 1983. —206 с.
  5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологические исследования / Л. И. Божович. — М. : Просвещение, 1968. — 464 с.
  6. Вертинская Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися. – Мн.: Народная асвета,1983.
  7. Волкова Е.С. Трудные дети или трудные родители. – М.: Профиздат., 1992.
  8. Высоцкий А.Н. Анализ приемов, применяемых подростком при самовоспитании. – М.: Просвещение, 1967.
  9. Гавриловец К.В. Воспитание человечности. – М.: Народная асвета, 1985.
  10. Гавриловец К.В. , Казимирская И.И. Нравственно – эстетическое воспитание школьников. – М.: Народная асвета, 1988.
  11. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1 / Г. В. Ф. Гегель. — М. : Наука, 1974. — 844 с.
  12. Гончаров Н.К. Дифференциация и индивидуализация образования и воспитания в современных условиях. – М.: Народная асвета, 1971.
  13. Давыдов, Г. П. Правовое воспитание в системе работы школы / Г. П. Давыдов, В. М. Обухов. — М. : Педагогика, 1976. — 388 с.
  14. Еремин В.А. Улица – подросток – воспитатель. – М.: Просвещение, 1992.
  15. Кочетов А.И. Мастерство перевоспитания. – Мн.: Народная асвета, 1980.
  16. Кочетов А.И. , Вертинская Н.Н. Работа с трудными детьми. – М.: Просвещение, 1986.
  17. Кармин, А. С. Культурология / А. Кармин. — СПб. : Лань, 2001. - 832 с.
  18. Ковальзон, М. Я. Место понятия «культура» в системе категорий исторического материализма / М. Я. Ковальзон // Методологические проблемы исторического материализма. — Барнаул, 1976. — 198 с.
  19. Кузнецов, Г. А. Взаимодействие правового и нравственного воспитания  
    в формировании личности старшего подростка : автореф. дис. … канд. пед. наук / Г. А. Кузнецов. — М., 1979. — 19 с.
  20. Личко А.Е. Эти трудные подростки. – М.: Просвещение, 1986.
  21. Лескова . Социокультурная идентичность./Государство и право , №4.2007.
  22. Лихачев, Б. Т. Педагогика : курс лекций / Б. Т. Лихачев. — М. : Прометей, 1996. — 337с.
  23. Марьенко И.С. Процесс нравственного воспитания школьников. – М.: Народная асвета, 1971.
  24. Никулина, О. М.  Нравственно-правовая культура личности как средство профилактики противоправного поведения в молодежной среде : монография / О. М. Никулина, Е. Н. Шумелкина, Г. И. Железовская [и др.]. — Саратов : Изд. центр «Наука », 2007. — 188 с.
  25. Рувинский Л.И. Психолого – педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1981.
  26. Станчиц М.А. Уроки нравственности. – М.: Народная асвета, 1991.
  27. Соловьев, Вл. Сочинения : в 2 т. Т.1. — М. : Наука, 1988. — С. 448.
  28. Сартр, Ж. П. Экзистенциализм — это гуманизм / Ж. П. Сартр. — М. : Политиздат, 1989. — 344 с.
  29. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. – М.: Просвещение, 1973.
  30. Трубецкой, Е. Н. Энциклопедия права / Э. Н. Трубецкой. — СПб., 1998. — 360 с.
  31. Тарас А.Я. Индивидуальная работа с тяжелыми для воспитания подростками. –Мн.: Народная асвета, 1983.
  32. Тонков Е.В. Теория управления процессом нравственного воспитания. – Курск: Профиздат., 1974.
  33. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. – М.: Педагогика, 1978.
  34. Формирование правосознания и поведение учащихся : сб. науч. тр. / под ред. Г. П. Давыдова. — М., 1981. — 80 с.
  35. Ширвиндт Б.Е. Классный руководитель и пионерский отряд. – М. 
  36. Шкатулла В.И.  Образовательное право. М., 2001; Серых В.М. Образовательное право. М., 2003 и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1 

Диагностика  педагогической  запущенности

       Диагностический  лист  для выявления признаков педагогической  запущенности   личности  Васильковой Ю.В.

                     Положительные  особенности  личности

       Интеллектуальные: наблюдательность, любознательность,  развитие  мышления, память, внимательность, восприимчивость в обучении, нтеллектуальная  готовность к обучению.

       Нравственные: правдивость, трудолюбие, справедливость,  прямота, щедрость, вежливость, скромность, послушание, нравственная  подготовленность к обучению    в школе.

       Поведенческие: воспитанность, вежливость, послушание, дисциплинированность.

       Волевые:  инициативность, организованность, самостоятельность, настойчивость, смелость.

       Эмоциональное состояние:  бодрость, веселость, невозмутивность, жизнерадостность, оживленность,  эмоционально-волевая готовность учиться в  школе.

       Динамичность: выносливость, подвижность, энергичность, активность, легко переключается с одного вида   деятельности на другой, физически подготовлен к школе.

       Отношение  к  деятельности, результаты:  добросовестность, работоспособность, интерес к игре, труду, учению,  творчеству, успехи  в игре.

       Отношения  с  окружающими: доброта, отзывчивость,  сострадание, способность прощать,  общительный, коллективист.

       Самооценка  адекватная.

       Положение  среди  сверстников: популярен, предпочитаемый, принят в группу.

       Интересы  и склонности: коллекционирование, спорт, техника, компьютерные  игры, кино, телевидение, конструирование, поделки, труд,  музыка, рисование, лепка, чтение, природа, животные. 

Отрицательные  проявления личности 

      Интеллектуальные:  ненаблюдательность, нелюбознательность, нарзвитое мышление, неразвитая память, плохое внимание, непрактичность  ума, невосприимчивость   к учению,  интеллектуальная  неподготовленность  к учебе.

       Нравственные:  лживость, леность, несправедливость, нескромность, жадность, лицемерие, грубость, непослушание.

      Поведенческие: невоспитанность, грубость, непослушание, недисциплинированность.

      Волевые: неуверенность, недисциплинированность, безынициативность, неорганизованность, несамостоятельность, слабоволие,  упрямство, трусость.

      Эмоциональное  состояние:  угнетенность, вялость, подавленность, угрюмость, раздражительность, плаксивость, боязливость, страхи, неуравновешенность, гиперактивность,брасторможенность, неуправляемость, агрессивность.

      Отношение  к деятельности, результаты: недобросовестность, неработоспособность, отсутствие  интереса  к учебе,    игре,  к труду,   к творчеству,  неуспешность  в учебе, в труде,  в игре,   слабое  овладение программой.

      Отношение  с  окружающими:  озлобленность, черствость,  жестокость, злопамятность, замкнутость, индивидуализм.

      Занижена  или завышена самооценка.

      Положение в группе: Непризнан, отвержен большинством, находится в изоляции.

      Отрицательные   интересы: ябедничество, воровство, бродяжничество, курение, сквернословие.

      Степень  запущенности: легкая, средняя, высокая. 

Причины   и проявление  запущенности ребенка 

      1 группа:  отставание  в  общем  развитии, болезненность, нравственная  невоспитанность, неподготовленность  к  обучению в школе, пробелы   в  знаниях.

      2 группа:  низкий педагогический  и  культурный  уровень родителей,  неблагополучно  в  семье, безнадзорность, неправильное отношение  в  семье:  подавление  личности,  побои, заласкивание, опека, неподготовленность  к  школе.

      3 группа:  слабое  знание  ребенка,  неподготовленность   родителей,  непосещение  ребенком  дошкольных  учреждений, слабая  индивидуальная  работа  с ребенком, неправильное  отношение   педагогов к ребенку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Приложение 2.

       Графическая  запись  состояния  воспитанности Шиловой Т.А. 

       Цель: выявление  уровня  сформированности  нравственных  знаний, убеждений, нравственного  поведения.

       Задача: фиксировать, в ходе  лонгитюдного  изучения  учеников,  повторяющиеся  поступки, наблюдать  за поведением учащихся  в  ситуации  выбора.

       Материал:  личностные  характеристики  компонентов  воспитанности (нравственные  знания, нравстаенные  убеждения, нравстаенное поведение).

       Таблица  1.

  3 2 1 0 1 2 3  
1. Нравственные  знания
Широкий  запас  нравственных  знаний  об  отношении  к  труду, к  обществу, к другому  человеку, к самому  себе               Узкий  запас  знаний  о нормах   межчеловеческих  отношений
Нравственные  знания  принимает  осознанно, свободно рассуждает  в  их  рамках               Нравственные  знания «зубрит», подражает.
Использует  нравственные  знания при анализе  жизненных   ситуаций               Нравственные  знания   мало использует   в  жизни.
2. Нравственные  убеждения 
Использует   нравственные  знания  как основу  своих  личных  ценностей  ориентаций, мотивов               Реальные  личные убеждения  не связаны   со знаниями, с тем, что говорится
Умеет сопоставлять  и  осознавать  разные мотивы  и  в  соответствии  с  этим  принимать решения               Решение принимается  иимпульсивно, без осознанного  сопоставления  значимости мотивов
Отстаивает  свои позиции и убеждения               Конформен, легко  может изменить свои убеждения
Активно  включается в ситуации нравственного  выбора. Имеет  свои  убеждения  и   точку зрения, может принять  ответственность  за свое решение               Теряется  в  ситуациях  свободного  выбора, предпочитает  действовать  по  указанию извне. Уходит  от личной  ответственности
Умеет ставить  реалистические цели,  достигать  их  в    ситуации помех, затруднений               В случае  возникновения  затруднений  цель исчезает
Способен  в   кризисных ситуациях  пересмотреть  свои цели, выстроить  новые  ценности  и  смыслы.               В кризисных  ситуациях  мало  способен  к  поиску  новых  смыслов, подвержен  «сбоям», срывам
Преобладают положительные эмоции,  устойчивые   проявления характера               Легко  возникают   отрицательные эмоции, характер
3. Нравственное  поведение
Поступки  и  и поведение  соответствуют  нравственным  знаниям               Имеется  разрыв  в  том,  что говорит и что  делает
Поведение   соответствует  личным  убеждениям               Существует  разлад во внутреннем   мире, поведение ситуативно не подчинено внутреннему стержню
           

Информация о работе Условия нравственно-правового воспитания педагогически запущенных подростков