Условия нравственно-правового воспитания педагогически запущенных подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — определить условия формирования нравственно-правовой культуры педагогически запущенных подростков.

Гипотеза исследования- процесс нравственно-правового воспитания современных трудных подростков будет эффективным, если:

• Выявлены их психолого-педагогические особенности и раскрыты внутренние и внешние причины и факторы, вызывающие трудновоспитуемость учащихся;

• Осуществляется педагогическое руководство воспитанием трудных подростков, формирующее их нравственные качества, способности к самовоспитанию и саморегуляции поведения и деятельности;

• Обеспечено оптимальное педагогическое взаимодействие учителей и родителей в нравственном развитии проблемных детей.

Оглавление

Введение.................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования нравственно-правового воспитания .............................................................................................................8

1.1 Концептуальные основы нравственно-правового

воспитания...........................................................................................8

1.2 Содержание нравственной и правовой культуры

личности..............................................................................................16

Выводы по первой главе...........................................................................23


Глава 2. Условия нравственно-правового воспитания педагогически запущенных подростков.......................................................................................24

2.1 Особенности педагогически запущенных подростков..................24

2.2 Формирование нравственной и правовой культуры

подростков..........................................................................................32

Выводы по второй главе.........................................................................................36


Заключение .............................................................................................................37

Список литературы................................................................................................40

Приложение.............................................................................................................43

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

      Нравственные  и правовые убеждения формируются  в двух взаимосвязанных между  собой процессах: осознание нравственного и правового смысла действительности и эмоционально-творческого к ней отношения. На этой основе осуществляется и их взаимодействие. Суть его заключается в синтезе осознания целесообразности нравственной сущности правомерного поведения и деятельности, непосредственное переживание моральной потребности в реализации заключенных в знании о нравственности и праве социальных требований к действительности и побуждающей к практической деятельности. В научных источниках мерой проявления нравственной и правовой убежденности выступает нравственная и правовая культура личности. В личностном аспекте нравственная культура есть знание субъектом моральных требований общества, богатство эмоциональной сферы, способность совершить нравственный выбор и реализовать его в нравственном поступке. 

1.2  Содержание  нравственной  и  правовой  культуры   личности 

       Уровень совокупного общественного нравственно-правового  знания (когнитивный компонент) складывается из уровня знания норм морали  
и права, выраженных в них нравственных и правовых принципов, нравственной и юридической литературы, знания всей совокупности общественной нравственно-правовой практики, т. е. всей практической и теоретической нравственно-правовой деятельности.

       Личностные  качества педагогически запущенных трудновоспитуемых подростков занимали правоведов-криминологов (Э.В. Болдырев, К.Е. Игошев, В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский), психологов (М.А. Алемаскин, П.Г. Вельский, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.Н. Мясищев, Д.И. Фельдштейн и др.), педагогов (П.Ф. Каптерев, Э.Г. Костяшкин, И.А. Невский, А.П. Степанянц и др.). Особую значимость для раскрытия природы трудновоспитуемости подростков имеют мысли классиков отечественной педагогики А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.

       Известно, что каждый возраст имеет свои специфические особенности, однако период отрочества в психо-физиологическом и социально-нравственном отношении считается наиболее сложным. В этом возрасте идет интенсивная физическая перестройка организма - развитие нервной, эндокринной системы, половое созревание, появление повышенного интереса к своей внешности, к представителям противоположного пола, к интимным сторонам жизни. Чувствуя избыток энергии, подросток не терпит ожидания, стремится осуществить немедленно желаемое, не думая о последствиях. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, что проявляется в неуравновешенности характера, повышенной возбудимости, резкой смене настроения, в результате он становится необщительным, капризным, избирательным в отношениях с родителями, учителями, друзьями, обособленным и во многом автономным.

       Главным новообразованием этого возраста является дух независимости, который делает отношения подростка в семье  и школе напряженными: он стремится  к свободе от внешнего контроля, но в то же время у него намечается рост самоконтроля, саморегуляции. Указанное в совокупности повышает ранимость подростков и их восприимчивость к вредным влияниям.

       Умственное  или физическое переутомление, нервное  напряжение могут привести к расстройству нервной системы. По мнению А.В. Петровского, «перестройка нейрогуморальных соотношений часто является основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, двигательной активности, периодической вялости, апатии».

       Формирование  индивида как личности обусловлено анатомо-физиологическими, биологическими особенностями, генетической предрасположенностью, индивидуальным устройством нервной системы, воздействием среды, образовательной системы, родителей. По мнению психологов С. Хелла, 3. Фрейда и их последователей, существование подросткового кризиса - явление неизбежное. Однако Л.С. Выготский не придавал столь большое значение биогенетическому универсализму. На основе многочисленных экспериментальных данных он показал зависимость некоторых сторон личности от её социальной направленности.

       С его точки зрения, несовпадение трех точек созревания - полового, общеорганического  и социального - приводит к противоречиям  в подростковом возрасте. В проблеме изучения критических явлений необходимо выявить узловые новообразования в сознании индивида и выяснить социальную ситуацию его развития, которая является основной в его отношении со средой. Перестройка этой системы отношений является главным содержанием кризиса переходного периода: «Особенности проявления и протекания подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития подростка, его общественным положением в мире взрослых».

       Для целенаправленного содействия процессу развития подростка следует ясно представлять себе особенности этого возраста, качественные психические и физиологические изменения.

       Уровень отношения к нормам морали и права (эмоциональный компонент) складывается из уровня и характера (позитивной или  негативной  
с точки зрения общественных интересов, направленности) эмоционально-психологического переживания, и в том числе оценивается субъектом полученной нравственно-правовой информации. Уровень нравственно-правовой установки (установочный компонент) складывается из уровня предрасположенности субъекта определенным образом реагировать на различные явления нравственно-правовой действительности, возникающей на основе сознательной потребности и ситуации для ее удовлетворения, а также склонности или готовности его к определенным нравственно и юридически значимым действиям; из уровня нравственно-правовой установки в информационно-познавательной сфере и в сфере нравственно-правового поведения либо из уровня актуальной и фиксированных установок.

       В субъективированной подсистеме нравственно-правовой культуры главное место занимает элемент «уровень отношения к нормам права  
и морали», который выполняет функцию активного центра данной структуры: от его состояния зависит и уровень знания норм морали и права, ибо стремление к получению правовой информации и информации  
о нормах морали заложено и в отношении к нормам морали и праву;  
и к уровню нравственно-правовой установки, а следовательно, и состояние нравственно-правового сознания в целом. Такое положение данного компонента объясняется тем, что в его основе, т. е. в отношении к морали и праву, всегда лежат те или иные жизненные потребности, которые проецируются на экране сознания в форме эмоции.

       Что касается характеристики субъектной подсистемы нравственно-правовой культуры, то она  будет представлена как культура индивидов,  
а именно как субъектный нравственно-правовой образ объективированного мира. Субъектный — значит принадлежащий субъекту (социальное положение, жизненный опыт, возраст, пол и т. п., признаки которого оказывают непосредственное воздействие на его нравственно-правовое сознание). Таким образом, внимание переносится с собственно нравственно-правового сознания на его носителя, который в связи с этим становится самостоятельным предметом исследования, т. е. на несовершеннолетнего. Поскольку человек является центром всякой социальной системы и в том числе системы нравственно-правовой культуры, характеристика нравственно-правового сознания, нравственно-правовой деятельности и предметных носителей нравственно-правовой культуры есть, по сути дела, характеристика нравственно-правового развития человека. Рост нравственно-правовой культуры в любой подсистеме нравственно-правовой жизни общества совпадает в конечном счете с нравственно-правовым развитием субъекта.

       Обобщим и представим структурно вышесказанное  на схеме 2.

  

Схема 2

Структура нравственно-правовой культуры 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Праворегулятивная функция направлена на обеспечение  устойчивого, слаженного, динамичного  и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества, в целом.

       Нравственно-правовая культура, выступая компонентом нравственно-правового  сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена  
не только с отражением всего общественного бытия, но и с активным обратным воздействием на него. Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать консолидации классов, иных социальных групп и слоев граждан, концентрации их усилий на формирование правового государства.

       Благодаря регулятивной функции, реализующейся через правовые, нравственные и другие социальные нормы, правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения.

       Ценностно-нормативная  функция нравственно-правовой культуры выражается с помощью системы  аксиологических характеристик. Она  проявляется в разнообразных  фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих  индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые и нравственные нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и морали и самом праве и морали как ценности.

       Указанная функция проявляется при изучении оценочного отношения личности к результату и цели ее действий, направленных на изменение окружающей нравственно-правовой действительности, к эталону и образцам поведения, предусмотренным нормами права и морали. Оценочная деятельность в нравственно-правовой культуре состоит в «измерении» индивидом, общностью людей права, законности, правопорядка, правоотношений, механизма правового и морального регулирования путем сопоставления соответствующими нравственно-правовыми ценностями. Оценке подвергается нравственно-правовая реальность в самом широком диапазоне — от конкретной юридической ситуации до правовой системы в целом. Это оценка всей совокупности законодательства, конкретных правовых и нравственных норм, поведения граждан, деятельности правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями.

       Нравственно-правовая культура выполняет и коммуникативную  функцию. Обеспечивая общение граждан  в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду  
не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное «общение» с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, либо с нашими современниками, с которыми мы лично не знакомы или отделенными от нас расстоянием или временем.

       Такое общение опосредуется юридическими произведениями и сегодня значительно расширяется в связи с совершенствованием средств массовой информации. Правовое общение выступает как форма межсубъектных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права.

       Коммуникативная функция нравственно-правовой культуры реализуется не только в сфере  сегодняшнего нравственного и правового  регулирования, но и выступает необходимым  элементом планирования и прогнозирования  нравственной и правовой культуры, правового культурного строительства и развития.

       Прогностическая функция охватывает правотворчество  и реализацию права, обеспечение  правомерного поведения граждан, их социальной  
и нравственной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы. В настоящее время элементы научного прогнозирования и планомерности, например в законодательной деятельности, усиливаются, хотя логика и последовательность разработки и принятия законодательных актов еще оставляют желать лучшего.

       Конечно, не все в нравственно-правовой сфере поддается планированию. В то же время и эта сфера подвержена целенаправленному воздействию. Наше общество нацелено в будущее. А следовательно, неизбежно связывает себя с идеей прогнозирования, в том числе и нравственно-правовой культуры. Истинная функция предвидения в нравственно-правовой области заключается не только в определении наиболее подходящих средств для достижения правовых культурных целей, но и в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых нравственно-правовых ценностей.  
 

Выводы  по первой главе 

       Таким образом,  можно констатировать, что нравственные нормы, реализуемые  в области уголовного судопроизводства, не отделяются от процессуальных норм, они включаются в их содержание, определяют нравственный смысл, значение, указывают этически допустимые способы их реализации, пронизывают и дополняют правовую культуру, представляющую собой систему общественных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей.

       Что же касается непосредственно определения  нравственно-правовой культуры, как  культуры вообще, то можно сказать, что какие бы убедительные аргументы  не выдвигались в пользу той или  иной точки зрения на культуру, они  не могут быть единственными, исчерпывающими все ее значения, специфику понятийного употребления в той или иной сфере научного знания, т. е. понятия «культура» и «нравственно-правовая культура», как составляющие культуры всегда будут носить полисемантический характер.

       Общность  уголовно-процессуальных и нравственных норм приводит  
к тому, что часть требований нравственности, регулирующих сферу  
расследования преступлений, получает нормативно-правовое закрепление. Своеобразием, спецификой взаимодействия нравственности и права является возможность некоторых нравственных норм превращаться  
в правовые, когда они юридически оформляются государственной властью, а правовые нормы все в большей степени наполняются этическим содержанием.

Информация о работе Условия нравственно-правового воспитания педагогически запущенных подростков