Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 10:22, курсовая работа
Цель работы — определить условия формирования нравственно-правовой культуры педагогически запущенных подростков.
Гипотеза исследования- процесс нравственно-правового воспитания современных трудных подростков будет эффективным, если:
• Выявлены их психолого-педагогические особенности и раскрыты внутренние и внешние причины и факторы, вызывающие трудновоспитуемость учащихся;
• Осуществляется педагогическое руководство воспитанием трудных подростков, формирующее их нравственные качества, способности к самовоспитанию и саморегуляции поведения и деятельности;
• Обеспечено оптимальное педагогическое взаимодействие учителей и родителей в нравственном развитии проблемных детей.
Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования нравственно-правового воспитания .............................................................................................................8
1.1 Концептуальные основы нравственно-правового
воспитания...........................................................................................8
1.2 Содержание нравственной и правовой культуры
личности..............................................................................................16
Выводы по первой главе...........................................................................23
Глава 2. Условия нравственно-правового воспитания педагогически запущенных подростков.......................................................................................24
2.1 Особенности педагогически запущенных подростков..................24
2.2 Формирование нравственной и правовой культуры
подростков..........................................................................................32
Выводы по второй главе.........................................................................................36
Заключение .............................................................................................................37
Список литературы................................................................................................40
Приложение.............................................................................................................43
Нравственные
и правовые убеждения формируются
в двух взаимосвязанных между
собой процессах: осознание нравственного
и правового смысла действительности
и эмоционально-творческого к ней отношения.
На этой основе осуществляется и их взаимодействие.
Суть его заключается в синтезе осознания
целесообразности нравственной сущности
правомерного поведения и деятельности,
непосредственное переживание моральной
потребности в реализации заключенных
в знании о нравственности и праве социальных
требований к действительности и побуждающей
к практической деятельности. В научных
источниках мерой проявления нравственной
и правовой убежденности выступает нравственная
и правовая культура личности. В личностном
аспекте нравственная культура есть знание
субъектом моральных требований общества,
богатство эмоциональной сферы, способность
совершить нравственный выбор и реализовать
его в нравственном поступке.
1.2
Содержание нравственной
и правовой
культуры личности
Уровень
совокупного общественного
и права, выраженных в них нравственных
и правовых принципов, нравственной и
юридической литературы, знания всей совокупности
общественной нравственно-правовой практики,
т. е. всей практической и теоретической
нравственно-правовой деятельности.
Личностные качества педагогически запущенных трудновоспитуемых подростков занимали правоведов-криминологов (Э.В. Болдырев, К.Е. Игошев, В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский), психологов (М.А. Алемаскин, П.Г. Вельский, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.Н. Мясищев, Д.И. Фельдштейн и др.), педагогов (П.Ф. Каптерев, Э.Г. Костяшкин, И.А. Невский, А.П. Степанянц и др.). Особую значимость для раскрытия природы трудновоспитуемости подростков имеют мысли классиков отечественной педагогики А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.
Известно, что каждый возраст имеет свои специфические особенности, однако период отрочества в психо-физиологическом и социально-нравственном отношении считается наиболее сложным. В этом возрасте идет интенсивная физическая перестройка организма - развитие нервной, эндокринной системы, половое созревание, появление повышенного интереса к своей внешности, к представителям противоположного пола, к интимным сторонам жизни. Чувствуя избыток энергии, подросток не терпит ожидания, стремится осуществить немедленно желаемое, не думая о последствиях. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, что проявляется в неуравновешенности характера, повышенной возбудимости, резкой смене настроения, в результате он становится необщительным, капризным, избирательным в отношениях с родителями, учителями, друзьями, обособленным и во многом автономным.
Главным новообразованием этого возраста является дух независимости, который делает отношения подростка в семье и школе напряженными: он стремится к свободе от внешнего контроля, но в то же время у него намечается рост самоконтроля, саморегуляции. Указанное в совокупности повышает ранимость подростков и их восприимчивость к вредным влияниям.
Умственное или физическое переутомление, нервное напряжение могут привести к расстройству нервной системы. По мнению А.В. Петровского, «перестройка нейрогуморальных соотношений часто является основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, двигательной активности, периодической вялости, апатии».
Формирование индивида как личности обусловлено анатомо-физиологическими, биологическими особенностями, генетической предрасположенностью, индивидуальным устройством нервной системы, воздействием среды, образовательной системы, родителей. По мнению психологов С. Хелла, 3. Фрейда и их последователей, существование подросткового кризиса - явление неизбежное. Однако Л.С. Выготский не придавал столь большое значение биогенетическому универсализму. На основе многочисленных экспериментальных данных он показал зависимость некоторых сторон личности от её социальной направленности.
С его точки зрения, несовпадение трех точек созревания - полового, общеорганического и социального - приводит к противоречиям в подростковом возрасте. В проблеме изучения критических явлений необходимо выявить узловые новообразования в сознании индивида и выяснить социальную ситуацию его развития, которая является основной в его отношении со средой. Перестройка этой системы отношений является главным содержанием кризиса переходного периода: «Особенности проявления и протекания подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития подростка, его общественным положением в мире взрослых».
Для целенаправленного содействия процессу развития подростка следует ясно представлять себе особенности этого возраста, качественные психические и физиологические изменения.
Уровень
отношения к нормам морали и права
(эмоциональный компонент) складывается
из уровня и характера (позитивной или
негативной
с точки зрения общественных интересов,
направленности) эмоционально-психологического
переживания, и в том числе оценивается
субъектом полученной нравственно-правовой
информации. Уровень нравственно-правовой
установки (установочный компонент) складывается
из уровня предрасположенности субъекта
определенным образом реагировать на
различные явления нравственно-правовой
действительности, возникающей на основе
сознательной потребности и ситуации
для ее удовлетворения, а также склонности
или готовности его к определенным нравственно
и юридически значимым действиям; из уровня
нравственно-правовой установки в информационно-познавательной
сфере и в сфере нравственно-правового
поведения либо из уровня актуальной и
фиксированных установок.
В
субъективированной подсистеме нравственно-правовой
культуры главное место занимает
элемент «уровень отношения к нормам права
и морали», который выполняет функцию
активного центра данной структуры: от
его состояния зависит и уровень знания
норм морали и права, ибо стремление к
получению правовой информации и информации
о нормах морали заложено и в отношении
к нормам морали и праву;
и к уровню нравственно-правовой установки,
а следовательно, и состояние нравственно-правового
сознания в целом. Такое положение данного
компонента объясняется тем, что в его
основе, т. е. в отношении к морали и праву,
всегда лежат те или иные жизненные потребности,
которые проецируются на экране сознания
в форме эмоции.
Что
касается характеристики субъектной подсистемы
нравственно-правовой культуры, то она
будет представлена как культура
индивидов,
а именно как субъектный нравственно-правовой
образ объективированного мира. Субъектный
— значит принадлежащий субъекту (социальное
положение, жизненный опыт, возраст, пол
и т. п., признаки которого оказывают непосредственное
воздействие на его нравственно-правовое
сознание). Таким образом, внимание переносится
с собственно нравственно-правового сознания
на его носителя, который в связи с этим
становится самостоятельным предметом
исследования, т. е. на несовершеннолетнего.
Поскольку человек является центром всякой
социальной системы и в том числе системы
нравственно-правовой культуры, характеристика
нравственно-правового сознания, нравственно-правовой
деятельности и предметных носителей
нравственно-правовой культуры есть, по
сути дела, характеристика нравственно-правового
развития человека. Рост нравственно-правовой
культуры в любой подсистеме нравственно-правовой
жизни общества совпадает в конечном счете
с нравственно-правовым развитием субъекта.
Обобщим и представим структурно вышесказанное на схеме 2.
Схема 2
Структура
нравственно-правовой культуры
Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества, в целом.
Нравственно-правовая
культура, выступая компонентом нравственно-
не только с отражением всего общественного
бытия, но и с активным обратным воздействием
на него. Присущие ей идеалы, правовые
нормы, принципы, традиции и образцы поведения
могут способствовать консолидации классов,
иных социальных групп и слоев граждан,
концентрации их усилий на формирование
правового государства.
Благодаря регулятивной функции, реализующейся через правовые, нравственные и другие социальные нормы, правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения.
Ценностно-нормативная функция нравственно-правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые и нравственные нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и морали и самом праве и морали как ценности.
Указанная функция проявляется при изучении оценочного отношения личности к результату и цели ее действий, направленных на изменение окружающей нравственно-правовой действительности, к эталону и образцам поведения, предусмотренным нормами права и морали. Оценочная деятельность в нравственно-правовой культуре состоит в «измерении» индивидом, общностью людей права, законности, правопорядка, правоотношений, механизма правового и морального регулирования путем сопоставления соответствующими нравственно-правовыми ценностями. Оценке подвергается нравственно-правовая реальность в самом широком диапазоне — от конкретной юридической ситуации до правовой системы в целом. Это оценка всей совокупности законодательства, конкретных правовых и нравственных норм, поведения граждан, деятельности правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями.
Нравственно-правовая
культура выполняет и коммуникативную
функцию. Обеспечивая общение граждан
в юридической сфере, она существует
через это общение и влияет
на него. Здесь имеется в виду
не только непосредственное общение граждан
в сфере действия права, но и косвенное
«общение» с лицами, принадлежащими к
прошлым поколениям, либо с нашими современниками,
с которыми мы лично не знакомы или отделенными
от нас расстоянием или временем.
Такое общение опосредуется юридическими произведениями и сегодня значительно расширяется в связи с совершенствованием средств массовой информации. Правовое общение выступает как форма межсубъектных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права.
Коммуникативная функция нравственно-правовой культуры реализуется не только в сфере сегодняшнего нравственного и правового регулирования, но и выступает необходимым элементом планирования и прогнозирования нравственной и правовой культуры, правового культурного строительства и развития.
Прогностическая
функция охватывает правотворчество
и реализацию права, обеспечение
правомерного поведения граждан, их
социальной
и нравственной активности, включает анализ
тенденций, характерных для всей правовой
системы. В настоящее время элементы научного
прогнозирования и планомерности, например
в законодательной деятельности, усиливаются,
хотя логика и последовательность разработки
и принятия законодательных актов еще
оставляют желать лучшего.
Конечно,
не все в нравственно-правовой сфере
поддается планированию. В то же время
и эта сфера подвержена целенаправленному
воздействию. Наше общество нацелено в
будущее. А следовательно, неизбежно связывает
себя с идеей прогнозирования, в том числе
и нравственно-правовой культуры. Истинная
функция предвидения в нравственно-правовой
области заключается не только в определении
наиболее подходящих средств для достижения
правовых культурных целей, но и в предсказании
возможных последствий, объяснении необходимости
возникновения новых нравственно-правовых
ценностей.
Выводы
по первой главе
Таким образом, можно констатировать, что нравственные нормы, реализуемые в области уголовного судопроизводства, не отделяются от процессуальных норм, они включаются в их содержание, определяют нравственный смысл, значение, указывают этически допустимые способы их реализации, пронизывают и дополняют правовую культуру, представляющую собой систему общественных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей.
Что же касается непосредственно определения нравственно-правовой культуры, как культуры вообще, то можно сказать, что какие бы убедительные аргументы не выдвигались в пользу той или иной точки зрения на культуру, они не могут быть единственными, исчерпывающими все ее значения, специфику понятийного употребления в той или иной сфере научного знания, т. е. понятия «культура» и «нравственно-правовая культура», как составляющие культуры всегда будут носить полисемантический характер.
Общность
уголовно-процессуальных и нравственных
норм приводит
к тому, что часть требований нравственности,
регулирующих сферу
расследования преступлений, получает
нормативно-правовое закрепление. Своеобразием,
спецификой взаимодействия нравственности
и права является возможность некоторых
нравственных норм превращаться
в правовые, когда они юридически оформляются
государственной властью, а правовые нормы
все в большей степени наполняются этическим
содержанием.
Информация о работе Условия нравственно-правового воспитания педагогически запущенных подростков