Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 10:22, курсовая работа
Цель работы — определить условия формирования нравственно-правовой культуры педагогически запущенных подростков.
Гипотеза исследования- процесс нравственно-правового воспитания современных трудных подростков будет эффективным, если:
• Выявлены их психолого-педагогические особенности и раскрыты внутренние и внешние причины и факторы, вызывающие трудновоспитуемость учащихся;
• Осуществляется педагогическое руководство воспитанием трудных подростков, формирующее их нравственные качества, способности к самовоспитанию и саморегуляции поведения и деятельности;
• Обеспечено оптимальное педагогическое взаимодействие учителей и родителей в нравственном развитии проблемных детей.
Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования нравственно-правового воспитания .............................................................................................................8
1.1 Концептуальные основы нравственно-правового
воспитания...........................................................................................8
1.2 Содержание нравственной и правовой культуры
личности..............................................................................................16
Выводы по первой главе...........................................................................23
Глава 2. Условия нравственно-правового воспитания педагогически запущенных подростков.......................................................................................24
2.1 Особенности педагогически запущенных подростков..................24
2.2 Формирование нравственной и правовой культуры
подростков..........................................................................................32
Выводы по второй главе.........................................................................................36
Заключение .............................................................................................................37
Список литературы................................................................................................40
Приложение.............................................................................................................43
Суть
первого подхода состоит в
первичности нравственного
Во
втором подходе как нравственное,
так и правовое воспитание
в равных соотношениях, ориентируют на
поддержание адекватного интересам общества
взаимоотношений между субъектами, а также
допустимых возможностей самореализации
воспитанника в общественно значимых
видах деятельности.
Согласно
третьему подходу в центр теории
нравственно-правового
Как
взаимосвязь, так и различие нравственного
и правового воспитания свидетельствуют
о целостном нравственно-правовом подходе
к воспитанию личности. Так, например,
Г. А. Кузнецов определяет данный процесс
как «целенаправленное усвоение обучающимися
этических
и правовых знаний, интериоризация их
в личные убеждения и формирование на
их основе ответственного отношения к
субъективным поступкам и поведению, развитию
объективной потребности следовать принципам
нравственности и права» [16;с.58].
Следовательно,
задача нравственно-правового воспитания
состоит
в том, чтобы достичь такого уровня правосознания,
когда каждый школьник соблюдал бы правовые
нормы исключительно в силу внутренней
потребности, собственных нравственных
убеждений, а не под страхом принуждения,
хотя «чувство страха, не являясь социально-духовной
ценностью, все-таки способно удерживать
молодежь в рамках закона».
Нравственное развитие личности проходит три стадии:
Формирование нравственности, или нравственной воспитанности, есть перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение. Нравственным является тот человек, который в своем поведении и жизни придерживается моральных правил и норм и выполняет их.
Нравственное
сознание человека в единстве с его
эмоциональной сферой и поведением складывается
из первичных представлений, которые
в течение всей жизни усложняются и обогащаются,
интегрируются
в нравственные понятия. Важнейшими компонентами
нравственного сознания и поведения являются
нравственная потребность и воля, желания,
настойчивость, умение реализовать нравственный
выбор в жизни.
В
наши дни формируется сущность понятия
«правовое воспитание», под которым
понимается «целенаправленное, систематическое
воздействие на личность для формирования
правового сознания, выработки навыков
и привычек правомерного поведения». «Правовое
воспитание» достигает своей цели, если
оно формирует у ребенка способность самостоятельно
управлять собственной активностью. Эта
способность в значительной степени зависит
не только от характера воспитательного
воздействия, а от того, какие требования
и в какой форме предъявляются ребенку,
каким образом организуется его деятельность,
общение, но и от того, как сам ребенок
внутренне воспринимает эти воздействия
[19; с.52].
Под правовым воспитанием понимается формирование правового сознания и поведения юного гражданина. Система правового воспитания определяется характером и политикой государства. Правовое воспитание часто рассматривается в рамках гражданского воспитания. Эти направления воспитания имеют много общего, но правовое воспитание в большей степени ориентировано на осознанное восприятие юридических законов, правовых норм и обязанностей.
Правовая
норма — идеальная модель должного
поведения человека
в обществе. Реальное воздействие правовой
нормы на поведение личности зависит от
соответствия юридических предписаний
реальным потребностям общества, от состояния
законности, психологической готовности
личности соблюдать предписания, выраженные
в типичном поведении участников общественных
отношений.
Учеными-педагогами
Г. П. Давыдовым, А. Ф. Никитиным и
В. М. Обуховым определено содержание правового
воспитания как одно из направлений
гражданского формирования личности,
показан процесс правового
с убежденностью.
Система правового воспитания определяется Б. Т. Лихачевым научными представлениями о структуре правового сознания [19; с.242]. Его основными элементами выдвигаются:
Правовые
знания, чувства и мышление во взаимодействии
развивают в ребенке
Ребенок,
таким образом, овладевая элементарной
юридической грамотностью, осознает
свои права, обязанности и правовую
ответственность. В его сознании
образуется духовный сплав нравственно-правовой
культуры. Нормы нравственности облегчают
школьнику понимание норм права, которые,
в свою очередь, способствуют более глубокому
пониманию нравственных истин. Воздействие
права на поведение людей осуществляется
через их сознание и волю. В силу чего целью
правового воспитания и правовой культуры
является формирование уважения личности
к закону путем формирования социально-активного
поведения и деятельности в политико-правовой
сфере.
Воспитать уважение к праву и правовую убежденность невозможно без развития нравственных качеств личности, ее духовности. Отношение человека к праву и его нормам может быть нравственным и безнравственным, нигилистическим. Даже если он не является правонарушителем, безнравственный человек более склонен к пренебрежительному отношению к требованиям общества. Правомерное и неправомерное поведение человека в той или иной степени зависит не только от внешних обстоятельств, но в равной степени и от всей его прежней жизни, от сформировавшегося его духовного мира, от того внутреннего состояния, в котором он приблизился к моменту выбора. Поведение человека предопределяет его отношение к праву как к внутренне осознанной ценности.
Если право для человека становится высшей ценностью, которая призвана обеспечить справедливый и столь необходимый порядок в обществе, он стремится знать и понимать правовые принципы. Кроме того, соблюдение требований права заставляет граждан руководствоваться в подавляющем числе случаев именно моральными мотивами: знание законов не предполагает обязательное исполнение их индивидом, только моральные нормы, интериоризованные личностью, могут мотивировать исполнение гражданских прав и обязанностей.
Мораль
и право создают единое пространство
ценностей, выработанных обществом, выраженных
в системе идеалов, требований, запретов,
позволений, которые предназначены регулировать
поведение людей. Составляя ценностный
базис общества, принципы морали имеют,
таким образом, всеобщее значение, в силу
чего поддерживают и санкционируют определенные
общественные устои и формы общения в
предельно общей форме, в отличие от более
специфичных, правовых, этикетных, организационно-
Право,
воздействуя на те же отношения что
и мораль, фиксирует
в них, прежде всего практическую, «деловую»
сторону. Правовые нормативные критерии
поведения представляют собой конкретные
выводы для данной практической ситуации.
Таким
образом, оценки преступления правосознанием
и моралью
не тождественны по своей форме и критериям.
Правосознанием дается оценка преступлению
как действию, посягающему на конституционный
строй, на общественные интересы, на интересы
личности. Критерием нравственной оценки
преступления является его антисоциальный
характер. В то же время подавляющее большинство
норм права одновременно являются и нормами
нравственности. Это предполагает взаимопроникновение
и теснейшее единство норм права и норм
морали при их использовании в воспитательных
целях. И напротив, использование норм
права
и норм нравственности в отрыве друг от
друга ослабит их воспитательное воздействие.
По существу, нравственная культура, являясь центром общей культуры человека, в то же время выступает фундаментом правовой культуры. В силу чего усвоение личностью элементарных норм морали служит условием практической реализации правовых норм.
Важно отметить, что если для начальной школы учебный материал по изучению деятельности системы ООН, иных международных организаций, а также содержание правовых документов является желательным, то для старшей ступени школы его необходимо изучать более широко, раскрывая сущность демократического общественного устройства. Существующее взаимодействие юридической и педагогической наук основывается на том, что идеалом поведения человека в правовом демократическом обществе является активное и сознательное исполнение им норм нравственности и права.
Таким
образом, взаимообусловленность и
взаимозависимость
Нравственное сознание определяется как «единство моральных знаний, принципов и нравственных чувств, постоянное осознание и осмысление личностью своего нравственного положения в обществе» [4; с.17].
Суть
правосознания заключается в
совокупности взглядов и идей, выражающих
отношение субъектов, социальных групп
к праву и законности, их представление
о том, что является правомерным, а что
противоправным, а также оценка правовых
понятий и категорий. Обращенное
к социально значимым аспектам действительности,
нравственное сознание определяет наличие
морального компонента в любом правовом
явлении. Оно предписывает адекватное
общепринятым нормам поведение, способствующее
как нравственной, так и правовой сферам.
Информация о работе Условия нравственно-правового воспитания педагогически запущенных подростков