Условия нравственно-правового воспитания педагогически запущенных подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — определить условия формирования нравственно-правовой культуры педагогически запущенных подростков.

Гипотеза исследования- процесс нравственно-правового воспитания современных трудных подростков будет эффективным, если:

• Выявлены их психолого-педагогические особенности и раскрыты внутренние и внешние причины и факторы, вызывающие трудновоспитуемость учащихся;

• Осуществляется педагогическое руководство воспитанием трудных подростков, формирующее их нравственные качества, способности к самовоспитанию и саморегуляции поведения и деятельности;

• Обеспечено оптимальное педагогическое взаимодействие учителей и родителей в нравственном развитии проблемных детей.

Оглавление

Введение.................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования нравственно-правового воспитания .............................................................................................................8

1.1 Концептуальные основы нравственно-правового

воспитания...........................................................................................8

1.2 Содержание нравственной и правовой культуры

личности..............................................................................................16

Выводы по первой главе...........................................................................23


Глава 2. Условия нравственно-правового воспитания педагогически запущенных подростков.......................................................................................24

2.1 Особенности педагогически запущенных подростков..................24

2.2 Формирование нравственной и правовой культуры

подростков..........................................................................................32

Выводы по второй главе.........................................................................................36


Заключение .............................................................................................................37

Список литературы................................................................................................40

Приложение.............................................................................................................43

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

      Суть  первого подхода состоит в  первичности нравственного воспитания по отношению к правовому. Именно в такой последовательности обнаруживается принципиальная закономерность: чем  выше уровень нравственного осознания  формирующейся личностью различных общественных отношений, тем выше и уровень мотивации к необходимости реализации как нравственного долга, так и юридических прав и обязанностей.

      Во  втором подходе как нравственное, так и правовое воспитание  
в равных соотношениях, ориентируют на поддержание адекватного интересам общества взаимоотношений между субъектами, а также допустимых возможностей самореализации воспитанника в общественно значимых видах деятельности.

      Согласно  третьему подходу в центр теории нравственно-правового воспитания выдвигается включенность нравственности в систему правовых отношений, вследствие чего социальные идеалы законосообразного поведения одновременно оказываются нравственными характеристиками субъектов, их потребностей, целей, побудительных и оправдательных мотивов в различных нравственно-правовых ситуациях. Этот подход обращает внимание не только на изучение мотивов правомерного поведения личности, но и требует актуализации и осмысления целей, основных путей и наиболее эффективной системы практических действий в нравственно-правовых отношениях. Вместе с тем, присущее им различие акцентирует внимание на необходимость осознания личностью как нравственных, так и правовых требований, соответствующих им способов поведения и поступков в нравственно-правовой сфере.

      Как взаимосвязь, так и различие нравственного и правового воспитания свидетельствуют о целостном нравственно-правовом подходе к воспитанию личности. Так, например, Г. А. Кузнецов определяет данный процесс как «целенаправленное усвоение обучающимися этических  
и правовых знаний, интериоризация их в личные убеждения и формирование на их основе ответственного отношения к субъективным поступкам и поведению, развитию объективной потребности следовать принципам нравственности и права» [16;с.58].

      Следовательно, задача нравственно-правового воспитания состоит  
в том, чтобы достичь такого уровня правосознания, когда каждый школьник соблюдал бы правовые нормы исключительно в силу внутренней  
потребности, собственных нравственных убеждений, а не под страхом принуждения, хотя «чувство страха, не являясь социально-духовной ценностью, все-таки способно удерживать молодежь в рамках закона».

      Нравственное  развитие личности проходит три стадии:

  • доморальный уровень, когда ребенок исполняет требования из страха наказания;
  • конвенциональный уровень, которому присуще соблюдение предписаний морали как условию принадлежности группе, обществу, чтобы соответствовать их требованиям в целях самосохранения;
  • третий уровень нравственного развития — автономный: человек добровольно избирает нравственное поведение, ибо он убежден, что жить надо в соответствии с нормами, им принятыми; он своей свободной волей из добра и зла выбирает добро [5; с.91].

      Формирование  нравственности, или нравственной воспитанности, есть перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение. Нравственным является тот человек, который в своем поведении и жизни придерживается моральных правил и норм и выполняет их.

      Нравственное  сознание человека в единстве с его эмоциональной сферой и поведением складывается из первичных представлений, которые  
в течение всей жизни усложняются и обогащаются, интегрируются  
в нравственные понятия. Важнейшими компонентами нравственного сознания и поведения являются нравственная потребность и воля, желания, настойчивость, умение реализовать нравственный выбор в жизни.

      В наши дни формируется сущность понятия  «правовое воспитание», под которым  понимается «целенаправленное, систематическое  воздействие на личность для формирования правового сознания, выработки навыков  
и привычек правомерного поведения». «Правовое воспитание» достигает своей цели, если оно формирует у ребенка способность самостоятельно управлять собственной активностью. Эта способность в значительной степени зависит не только от характера воспитательного воздействия, а от того, какие требования и в какой форме предъявляются ребенку, каким образом организуется его деятельность, общение, но и от того, как сам ребенок внутренне воспринимает эти воздействия [19; с.52].

      Под правовым воспитанием понимается формирование правового сознания и поведения юного гражданина. Система правового воспитания определяется характером и политикой государства. Правовое воспитание часто рассматривается в рамках гражданского воспитания. Эти направления воспитания имеют много общего, но правовое воспитание в большей степени ориентировано на осознанное восприятие юридических законов, правовых норм и обязанностей.

      Правовая  норма — идеальная модель должного поведения человека  
в обществе. Реальное воздействие правовой нормы на поведение личности зависит от соответствия юридических предписаний реальным потребностям общества, от состояния законности, психологической готовности личности соблюдать предписания, выраженные в типичном поведении участников общественных отношений.

      Учеными-педагогами Г. П. Давыдовым, А. Ф. Никитиным и  В. М. Обуховым определено содержание правового  воспитания как одно из направлений  гражданского формирования личности, показан процесс правового воспитания как единство обучения и воспитания, что нашло отражение в выделении воспитательных аспектов содержания правовых курсов в школе. В работах Я. В. Соколова, В. М. Соловьева, А. Е. Тараса, А. В. Головченко основное проблемное направление — правовое просвещение. Затрагивались вопросы обеспечения единства нравственного и правового воспитания, формирования активной жизненной позиции у школьников на уроках, во внеклассной и внешкольной работе. Рассмотрена проблема путей, форм, методов нравственно-правового воспитания, направленных на развитие правовой культуры учащихся как сплава знаний, умений, навыков  
с убежденностью.

      Система правового воспитания определяется Б. Т. Лихачевым научными представлениями  о структуре правового сознания [19; с.242]. Его основными элементами выдвигаются:

  • правовая грамотность — как информирование о правовых основах государственного устройства; видах права, нормах, регулирующих отношения людей на основе закона;
  • нравственно-правовые и политические чувства (глубокое уважение к закону как к проявлению воли народов, патриотизм, гражданская совесть и др.);
  • правовое мышление — умение оценивать замыслы, поступки, поведение людей с точки зрения норм права.

Правовые  знания, чувства и мышление во взаимодействии развивают в ребенке потребность  в правопослушном поведении и  волю, направленную на активное соблюдение правовых норм, борьбу против их нарушения. Целью правового воспитания Б. Т. Лихачев считает:

  • введение школьников в сложные правовые отношения;
  • стимулирование социальной активности школьников;
  • решение с помощью права ряда воспитательных задач, важнейшей из которых мы полагаем воспитание гражданина правового государства.

      Ребенок, таким образом, овладевая элементарной юридической грамотностью, осознает свои права, обязанности и правовую ответственность. В его сознании образуется духовный сплав нравственно-правовой культуры. Нормы нравственности облегчают школьнику понимание норм права, которые, в свою очередь, способствуют более глубокому пониманию нравственных истин. Воздействие права на поведение людей осуществляется через их сознание и волю. В силу чего целью правового воспитания и правовой культуры является формирование уважения личности  
к закону путем формирования социально-активного поведения и деятельности в политико-правовой сфере.

      Воспитать уважение к праву и правовую убежденность невозможно без развития нравственных качеств личности, ее духовности. Отношение человека к праву и его нормам может быть нравственным и безнравственным, нигилистическим. Даже если он не является правонарушителем, безнравственный человек более склонен к пренебрежительному отношению к требованиям общества. Правомерное и неправомерное поведение человека в той или иной степени зависит не только от внешних обстоятельств, но в равной степени и от всей его прежней жизни, от сформировавшегося его духовного мира, от того внутреннего состояния, в котором он приблизился к моменту выбора. Поведение человека предопределяет его отношение к праву как к внутренне осознанной ценности.

      Если  право для человека становится высшей ценностью, которая призвана обеспечить справедливый и столь необходимый порядок в обществе, он стремится знать и понимать правовые принципы. Кроме того, соблюдение требований права заставляет граждан руководствоваться в подавляющем числе случаев именно моральными мотивами: знание законов не предполагает обязательное исполнение их индивидом, только моральные нормы, интериоризованные личностью, могут мотивировать исполнение гражданских прав и обязанностей.

      Мораль  и право создают единое пространство ценностей, выработанных обществом, выраженных в системе идеалов, требований, запретов, позволений, которые предназначены регулировать поведение людей. Составляя ценностный базис общества, принципы морали имеют, таким образом, всеобщее значение, в силу чего поддерживают и санкционируют определенные общественные устои и формы общения в предельно общей форме, в отличие от более специфичных, правовых, этикетных, организационно-административных и технических и иных норм.

      Право, воздействуя на те же отношения что  и мораль, фиксирует  
в них, прежде всего практическую, «деловую» сторону. Правовые нормативные критерии поведения представляют собой конкретные выводы для данной практической ситуации.

      Таким образом, оценки преступления правосознанием и моралью  
не тождественны по своей форме и критериям. Правосознанием дается оценка преступлению как действию, посягающему на конституционный строй, на общественные интересы, на интересы личности. Критерием нравственной оценки преступления является его антисоциальный характер. В то же время подавляющее большинство норм права одновременно являются и нормами нравственности. Это предполагает взаимопроникновение и теснейшее единство норм права и норм морали при их использовании в воспитательных целях. И напротив, использование норм права  
и норм нравственности в отрыве друг от друга ослабит их воспитательное воздействие.

      По  существу, нравственная культура, являясь  центром общей культуры человека, в то же время выступает фундаментом  правовой культуры. В силу чего усвоение личностью элементарных норм морали служит условием практической реализации правовых норм.

      Важно отметить, что если для начальной  школы учебный материал по изучению деятельности системы ООН, иных международных  организаций, а также содержание правовых документов является желательным, то для старшей ступени школы его необходимо изучать более широко, раскрывая сущность демократического общественного устройства. Существующее взаимодействие юридической и педагогической наук основывается на том, что идеалом поведения человека в правовом демократическом обществе является активное и сознательное исполнение им норм нравственности и права.

      Таким образом, взаимообусловленность и  взаимозависимость нравственного  и правового воспитания предполагает необходимость осознания личностью  ценностно-правовой ориентации общества, выявление на этой основе нравственного содержания и сущностной природы правовых норм и правоприменительной деятельности, взаимосвязи нравственного и правового сознания, которые рассматриваются отдельно.

      Нравственное  сознание определяется как «единство  моральных знаний, принципов и нравственных чувств, постоянное осознание и осмысление личностью своего нравственного положения в обществе» [4; с.17].

      Суть  правосознания заключается в  совокупности взглядов и идей, выражающих отношение субъектов, социальных групп  к праву и законности, их представление о том, что является правомерным, а что противоправным, а также оценка правовых понятий и категорий. Обращенное  
к социально значимым аспектам действительности, нравственное сознание определяет наличие морального компонента в любом правовом явлении. Оно предписывает адекватное общепринятым нормам поведение, способствующее как нравственной, так и правовой сферам.

Информация о работе Условия нравственно-правового воспитания педагогически запущенных подростков