Условия нравственно-правового воспитания педагогически запущенных подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — определить условия формирования нравственно-правовой культуры педагогически запущенных подростков.

Гипотеза исследования- процесс нравственно-правового воспитания современных трудных подростков будет эффективным, если:

• Выявлены их психолого-педагогические особенности и раскрыты внутренние и внешние причины и факторы, вызывающие трудновоспитуемость учащихся;

• Осуществляется педагогическое руководство воспитанием трудных подростков, формирующее их нравственные качества, способности к самовоспитанию и саморегуляции поведения и деятельности;

• Обеспечено оптимальное педагогическое взаимодействие учителей и родителей в нравственном развитии проблемных детей.

Оглавление

Введение.................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования нравственно-правового воспитания .............................................................................................................8

1.1 Концептуальные основы нравственно-правового

воспитания...........................................................................................8

1.2 Содержание нравственной и правовой культуры

личности..............................................................................................16

Выводы по первой главе...........................................................................23


Глава 2. Условия нравственно-правового воспитания педагогически запущенных подростков.......................................................................................24

2.1 Особенности педагогически запущенных подростков..................24

2.2 Формирование нравственной и правовой культуры

подростков..........................................................................................32

Выводы по второй главе.........................................................................................36


Заключение .............................................................................................................37

Список литературы................................................................................................40

Приложение.............................................................................................................43

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 305.50 Кб (Скачать)
 

Оглавление 
 

Введение.................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические  аспекты  исследования  нравственно-правового  воспитания .............................................................................................................8

       1.1  Концептуальные  основы  нравственно-правового  

              воспитания...........................................................................................8

       1.2  Содержание  нравственной  и  правовой  культуры  

              личности..............................................................................................16

       Выводы  по первой главе...........................................................................23 

Глава 2. Условия нравственно-правового воспитания  педагогически запущенных  подростков.......................................................................................24

       2.1 Особенности  педагогически   запущенных  подростков..................24

       2.2  Формирование  нравственной  и  правовой  культуры

               подростков..........................................................................................32

Выводы по второй главе.........................................................................................36 

Заключение .............................................................................................................37

Список  литературы................................................................................................40

Приложение.............................................................................................................43 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Актуальность  исследования. По данным российских социологов в 90-х годах 20 в. на 30 % увеличилось количество тяжких преступлений, которые совершаются подростками. Контингент неблагополучных учащихся, который раньше наблюдался в основном в ПТУ, теперь в определенной мере присутствует и в техникумах, и в вузах, и даже в школах, демонстрируя, прежде всего социальную запущенность, которая часто становится основой педагогической запущенности.

       Особенно  данная проблема обостряется на переходных этапах развития общества, когда происходит смена идеологий и лежащие  в ее основе системы ценностей. Как  воспитать нравственную личность, смысл жизни которой был бы тесно связан с судьбой народа, нации, страны? Какие принципы и технологии необходимо для этого использовать? В ответах на эти вопросы и заключается актуальность и научная новизна, которая превращает традиционную проблему нравственного воспитания в насущную педагогическую. Актуальность ее обусловлена противоречием между знаниями и моральной убежденностью учащихся, между школой и жизнью.

       Нравственное  воспитание педагогически запущенных подростков в настоящее время  просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую личность, способствует развитию таких качеств как: доброта, честность, трудолюбие, отзывчивость, чувство взаимопомощи, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.

       Исследуемая нами проблема нашла отражение в исследованиях таких философов античности как: Пифагор, Демокрит, Аристотель. Значительный вклад в раскрытие нашей темы внесли ряд советских исследователей таких как: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. 

       Социально-экономические      преобразования в стране обусловливают  неоднозначные процессы: они способствуют демократизации общества и его институтов, свободе волеизъявления людей, расширяют их возможности в выборе содержания и форм жизнеустройства, однако ведут к усилению идеологического и материального расслоения общества, увеличению безнадзорности и трудновоспитуемости детей и подростков как социального явления, вовлечению их во взрослые преступные группировки, приобщению молодежи к наркотикам, росту подросткового и юношеского суицида, снижению авторитета педагогов, школы в целом и родителей, обострению нетерпимости и конфликтности в школе и семье.

       Отсутствие  новых конструктивных подходов к решению воспитательных проблем и утрата лучшего отечественного педагогического опыта не содействуют успешному поиску приоритетов и ценностных ориентации в нравственном самоопределении учащихся в изменившейся жизнедеятельности.

       В последнее время намечаются смена парадигмальных установок и обоснование правовых норм воспитания, пути преодоления моноидеологических подходов к его содержанию, целям и задачам. Со всей очевидностью встают вопросы духовно-нравственного развития учащейся молодежи и особенно той её части, которая в силу объективных и субъективных причин стала социально и педагогически запущенной. В наибольшей степени это касается подростков, по своим возрастным и психологическим особенностям более восприимчивых к негативным влияниям, создающим их асоциальность и трудновоспитуемость.

      В настоящее время проблема нравственного  воспитания подрастающего поколения  приобретают особую остроту, так  как сейчас мы можем наблюдать  множество подростков, которые стали  на тернистый путь преступления. Причинами отклонений в поведении учащихся являются: дефекты семейного воспитания, недостатки учебно-воспитательного процесса школы, индивидуальные психофизиологические особенности ребенка, кризис подросткового возраста.

      Формирование  нравственно-правовой культуры учащейся молодежи выступает важнейшим направлением исследований, лежащих на стыке философской, юридической, психологической и педагогической наук. Разработкой теоретико-методологических аспектов нравственно-право-вой культуры занимались ученые-юристы С. С. Алексеев, Н. М. Кейзеров, В. В. Лазарев, Е. А. Лукашева, В. А. Малахов, А. А. Молчанов, П. М. Рабинович, А. П. Семитко, В. П. Сальников. Сущность нравственно-правовой культуры как важнейшей составляющей общечеловеческой культуры выявляли А. Б. Венгеров, Н. Н. Вопленко, Н. Л. Гранат, С. А. Комаров,  
А. В. Малько, Э. С. Маркарян, Н. И. Матузов, А. В. Мицкевич, И. Ф. Рябко. Психолого-педагогические основы формирования нравственно-правовой культуры личности раскрыты в трудах Б. Г. Ананьева, О. С. Богдановой, Л. И. Божович, П. П. Блонского, Н. К. Гончарова, Г. П. Давыдова, И. Ф. Исае-ва, И. С. Кона, В. П. Симонова, В. Г. Степанова, В. А. Сухомлинского,  
П. Д. Юркевича, С. Т. Шацкого, П. М. Якобсона и многих других.

       Объект  исследования -  процесс нравственно-правового воспитания.

       Предмет исследования — условия нравственно-правового воспитания  педагогически запущенных  подростков.

       Цель  работы — определить  условия  формирования  нравственно-правовой культуры  педагогически запущенных  подростков.

       Гипотеза  исследования- процесс   нравственно-правового  воспитания  современных  трудных  подростков  будет эффективным, если:

       • Выявлены их психолого-педагогические особенности и раскрыты внутренние и внешние причины и факторы, вызывающие трудновоспитуемость учащихся;

       • Осуществляется педагогическое руководство  воспитанием трудных подростков, формирующее их нравственные качества, способности к самовоспитанию и  саморегуляции поведения и деятельности;

       • Обеспечено оптимальное педагогическое взаимодействие учителей и родителей в нравственном развитии проблемных детей.

       Задачи  исследования

       1 Проанализировать  теоретические основы  нравственно-правового воспитания.

       2 Рассмотреть содержание  нравственной  и правовой  культуры  подростков.

       3 Охарактеризовать  особенности  педагогически  запущенных  подростков.

       4 Определить  условия   и средства  формирования  нравственно-правовой  культуры личности.

       Методы  исследования.

       -теоретические   методы исследования -анализ  научной,  методической, учебной  литературы, сравнение, обобщение, выделение  главного, выводы;

       -эмпирические  методы  исследования — опрос,  наблюдение, анкетирование.

       Методологическую  основу  исследования составили труды таких ученых как  Алемаснин М.А., Морозова Т.А.,  Афанасьев, В. Г., Борисов Г.Б.,  Вертинская Н.Н.,  Волкова Е.С., Гавриловец К.В., Казимирская И.И.,  Гегель Г. В. Ф.,  Гончаров Н.К.  и др.

      Представления, которые мы рассматриваем, как нравственно-правовые наряду с самоуправлением у детей, анализировались в работах К. Н. Вентцеля, П. Ф. Каптерева, К. Н. Корнилова, Н. Н. Иорданского и др.

      Вопросы правосознания подрастающего поколения  связывались с вопросами нравственности П. П. Блонским, который считал возможным  создание курса гражданского воспитания, включающего в себя описание органов государства и общества и социальную мораль (связь личной жизни с общественной и необходимость солидарности, идея справедливости, уважение к человеческой личности, братство людей, благо государства как высшее благо, участие в общественной деятельности как нравственная обязанность) [11; с.25]

       Теоретическая значимость  исследования заключается в обобщении и систематизации теоретического материала о нравственной и правовой культуры подростков, об условиях и средствах формирования нравственно-правовой культуры личности.

   Практическая  значимость исследования  определяется возможностью предложить различные диагностические методики для выявления особенностей  нравственно-правовой культуры педагогически запущенных подростков. Были использованы такие методики как «Диагностика педагогически запущенных подростков» Васильковой Ю.В., «Графическая запись состояния воспитанности» Шиловой Т.А., методика «Пословицы» Петровой С.М.., тест Рокича «Ценностные ориентации», а также разработан комплекс занятий по  формированию нравственной и правовой культуры подростков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  аспекты  исследования  нравственно-правового  воспитания

1.1  Концептуальные  основы  нравственно-правового    воспитания 

      Прежде  чем обратиться к проблеме нравственно-правового воспитания, представляется важным рассмотреть вопрос взаимодействия норм права и норм морали, нравственного и правового воспитания. В связи  
с этим необходимо осветить роль этой области междисциплинарных знаний.

      О теснейшей связи норм права и  морали говорят исследователи в области юриспруденции социологии и педагогики.

      Известны  два взгляда на соотношение права  и морали. С одной точки зрения, право есть «юридически оформленная  мораль»: в нормах права выражаются хотя и не все, но наиболее социально  значимые моральные нормы. Как утверждает Вл. Соловьев, право есть «низший предел» или «минимум нравственности»[25; с. 448].

      Предполагается, что между нормами права и  нормами морали не должно быть противоречий, но моральное пространство шире правового: далеко не все, что осуждается общественным мнением как аморальный поступок, является деянием, нарушающим правовые нормы и наказуемым соответствующими юридическими санкциями. Этически требования к человеку значительно выше, чем юридические. Мораль ориентирована на нравственные идеалы, а право — лишь на некоторый уровень их осуществления. Мораль осуждает любые формы непорядочности, нечестности, клеветы. Право пресекает только наиболее злостные, социально опасные их проявления.

      Крупный русский правовед и философ Е. Н. Трубецкой выдвигает другой взгляд. Согласно этому, соотношение права и нравственности можно изобразить двумя пересекающимися окружностями: у них есть общая часть, где нормы права и нормы нравственности совпадают, но кроме того, есть область нравственных норм, не находящая отражения  
в юридических законах, и область правовых норм, не имеющих никакого нравственного содержания или даже безнравственных [28; с.36].

      И Соловьев, и Трубецкой согласны в  том, что право в идеале должно подчиняться нравственности. Разница между их взглядами в том, что, по Соловьеву, сущность права и состоит в выражении нравственности, а по Трубецкому, право хотя и должно служить нравственности, но лишь  
«в целом», тогда как отдельные юридические нормы могут не соответствовать морали или же быть просто не связанными с ней [17;с.529].

      Тесную  взаимосвязь нравственного и  правового воспитания рассматривают  исследователи: В. А. Бартенев, В. В. Берман. Т. В. Болотина, И. Н. Быстрицкий, О. Г. Воскресенская, А. Ю. Головатенко, В. А. Григорьева,  
Г. П. Давыдов, Ю. В. Жиленис, Н. В. Квиткойская, Г. А. Кузнецов,  
Н. В. Назаров, А. Ф. Никитин, В. М. Обухов, Г. М. Потанин, А. Н. Селезнева, Т. Б. Слонь, Н. Я. Соколов, Я. В. Соколов, В. М. Соловьев, А. Е. Тарас и др. В то же время, в педагогических исследованиях в большей степени делается акцент на различия нравственного и правового воспитания. Взаимодействие нравственного и правового воспитания раскрывается, по мнению многих ученых, в нескольких подходах, которые не только  
не отрицают, но и взаимно дополняют друг друга.

Информация о работе Условия нравственно-правового воспитания педагогически запущенных подростков