Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 21:51, курсовая работа
Цель работы: изучение правосознания и путей его повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– рассмотреть составляющие правосознания и его роль в правовой системе;
– осветить значимость правовой культуры в целом и культуры работников органов внутренних дел в частности;
– проанализировать положительные и отрицательные стороны правового нигилизма;
– обусловит правовое воспитание личности в финансовой сфере.
Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие правосознания, его структура, функции и роль в правовой
системе. Правовая культура……………………………………………….4
1.1. Понятие правосознания, его структура и функции………………….4
1.2. Роль правосознания в правовой системе……………………………..7
2. Правовая культура и правовое воспитание…………………………….9
2.1. Правовая культура: понятие и структура…………………………….9
2.3. Правосознание и правовая культура работников органов
внутренних дел……………………………………………………………12
3. Правовой нигилизм…………………………………………………….14
4. Правовое воспитание личности в финансовой сфере………………..21
Заключение………………………………………………………………..26
Список использованных источников и литературы……………………27
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие правосознания, его структура, функции и роль в правовой
системе. Правовая культура……………………………………………….4
1.1. Понятие правосознания, его структура и функции………………….4
1.2. Роль правосознания в правовой системе……………………………..7
2. Правовая культура и правовое воспитание…………………………….9
2.1. Правовая культура: понятие и структура…………………………….9
2.3. Правосознание и правовая культура работников органов
внутренних дел……………………………………………………………12
3. Правовой нигилизм…………………………………
4. Правовое воспитание личности в финансовой сфере………………..21
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………27
Введение
Актуальность темы. Правосознание играет большую роль в любые времена у любых народов, в любом обществе. Правильное определение для требований законодательных, социально-правовых норм и их соблюдение обусловливает, наряду с экономическими факторами, относительно стабильное существование и функционирование гражданского общества. Правосознание каждой отдельно взятой личности создает правосознание данного общества, обеспечивает правовое положение государства. Правосознание обеспечивает правопорядок, без которого немыслимо существование государства и общества. Специалистам юридической сферы деятельности необходимо четко знать составляющие правосознания для того, чтобы суметь донести сущность понятия гражданам, некомпетентным в данном вопросе.
Вышесказанное подтверждает актуальность темы данной работы.
Цель работы: изучение правосознания и путей его повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– рассмотреть составляющие правосознания и его роль в правовой системе;
– осветить значимость правовой культуры в целом и культуры работников органов внутренних дел в частности;
– проанализировать положительные и отрицательные стороны правового нигилизма;
– обусловит правовое воспитание личности в финансовой сфере.
Для выполнения работы была использована следующая литература: Конституция РФ, научно-практический комментарий к Конституции; учебная литература по теории государства и права; статьи периодических изданий, освещающие проблемы правосознания, а также справочные материалы и Интернет-ресурсы.
1. Понятие правосознания, его структура, функции и роль в правовой системе. Правовая культура
1.1. Понятие правосознания, его структура и функции
Существует множество подходов к определению понятия «правосознание». Так, современные исследователи проблемы предлагают следующие его варианты.
«Правосознание есть система чувств, эмоций, взглядов, идей, теорий, традиций, переживаний и других духовных проявлений, выражающих отношение граждан как к действующему законодательству, юридической практике, правам, свободам и обязанностям граждан, так и к желаемому праву»1.
Правосознание есть отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установлений в сознании общества, личности»2.
«Правосознание есть знание о праве, оценка действующего права и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве, т. е. правосознание – не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему государства»3.
Правосознание общества нацелено на справедливое урегулирование отношений людей, обеспечивающее сохранение целостности общества. Современное правосознание народов выступает важным средством поддержания и развития мирного и справедливого сотрудничества между государствами на международном уровне. Закрепление в юридических актах, конституциях важнейших начал политики государства, его институтов, политических прав и свобод граждан служит одним из показателей того, что правосознание непосредственно связано с политическим сознанием. Существуют и другие формы общественного сознания. Это нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание. Особенность правосознания, как одной из форм общественного сознания в следующем: в правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни. Но прежде, чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений4.
Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий, таких как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность5.
В структурном отношении правосознание состоит из двух элементов: правовой идеологии и правовой психологии.
Правовая психология, которая возникает под непосредственным влиянием окружающей правовой действительности и является первой начальной эмпирической ступенью правосознания. Правовая психология охватывает совокупность правовых представлений, желаний, чувств, настроений, характерных для конкретной социальной группы или общества в целом. Правовая психология является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений людей, живущих в государственно-организованном обществе, составляющих нации, народности, классы, группы населения. В формировании правовой психологии социальной группы, общества в целом принимают участие все члены этой группы, всего общества. При этом люди руководствуются своим обыденным смыслом. Правовая психология понимается как отражение непосредственного опыта участия людей в правовых отношениях, практического участия в правовой сфере жизни общества. Правовая психология есть правосознание практическое, основанное на правовых чувствах, переживаниях, она связана с элементарным знанием правовых фактов, явлений, их оценкой, выражаемых и в правовых чувствах, и в правовых навыках, привычках6.
Правовая идеология – более высокий, научно-теоретический концептуальный уровень правосознания, более глубокое осмысление людьми правовой действительности. Именно здесь, на базе приобретенного, конкретно-чувственного материала происходит окончательное оформление идеи представления о правовой действительности. Правовая идеология дает обоснование установленных или предполагаемых юридических отношений, роли права, законности и правопорядка. В разработке правовой идеологии принимают участие ученые-правоведы, практические работники юридических учреждений, политические деятели. По существу речь идет о формировании правосознания на теоретическом уровне, в котором принимают участие профессионалы7.
Из всего этого видно отличие правовой идеологии от правовой психологии8:
1). Правовая идеология отражает правовую реальность при помощи идей, представлений, теорий, а правовая психология проявлений (нравов, чувств, эмоций).
2). Отражение общественного бытия
в правовой идеологии
Функции правосознания – основные направления претворения правосознания в жизнь:
Гносеологическая функция – характеризует познание правовых явлений в объективной реальности.
Регулирующая функция – дает возможность путем сопоставления своего поведения с требованиями правовых предписаний корректировать его.
Моделирующая функция – позволяет моделировать соответствующую модель поведения.
1.2. Роль правосознания в правовой системе
Правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общества.
Во-первых, правосознание является необходимым фактором при создании норм права. Ведь прежде чем получить выражение в юридических нормах, результатах деятельности правотворческих органах, определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Поэтому качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития неразрывно связано с правовыми представлениями, уровнем правосознания тех, кто создает правовые нормы9.
Во-вторых, правосознание является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм. Чем выше уровень правосознания граждан государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание обеспечивает добровольное осуществление правовых требований, понимание их правильности и разумности. Оно вызывает у людей чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка10.
Т.е. правосознание является важным фактором развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Совершенное правосознание свидетельствует также о высокой общей и правовой культуре личности.
2. Правовая культура и правовое воспитание
2.1. Правовая культура: понятие и структура
«Под правовой культурой – пишут В.И. Каминская и А.Р. Рестинов, - предлагается понимать систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражения в сознании и поведении людей»11.
В состав правовой культуры входят следующие наиболее крупные культурные комплексы:
1) право как система норм, выражающих государственные веления;
2) правоотношения, т. е. система общественных отношений, регулируемых правом;
3) правовые учреждения как система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права;
4) правосознание, т. е. система духовного отражения всей правовой действительности;
5) правовое поведение (деятельность) как правомерное, так и противоправное12.
К этому перечню, несмотря на его широту, надо, думается, добавить критерии политической оценки права и правового поведения, правотворческую деятельность, правовую науку.
Очевидно, правовая культура представляет явление исключительно сложное по своей внутренней структуре и богатству социальных связей. Она не сводится к знанию законов, норм права, хотя и предполагает его в качестве обязательного условия. Правовая культура включает помимо правосознания еще и уровень правоисполнительной деятельности в интересах обеспечения и упрочнения правопорядка и законности.
Кроме того, можно сказать, что наряду с обоснованно подчеркиваемой стороной правовой культуры – знанием и соблюдением правовых норм – имеет важнейшее значение ее содержательный аспект, заключающийся в том, что исполнение правовой нормы служит охране и реализации объективно существующих классовых интересов.
2.2. Правовое воспитание
как средство формирования
Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время законопослушных граждан. Однако в современных условиях участились случаи деформации правосознания. Наиболее мягкая форма искажения правосознания – правовой инфантилизм – заключается в несформированности, недостаточности правовых знаний и установок. Вторая форма – правовой нигилизм, т. е. осознанное игнорирование требований законов, исключая, однако, преступный умысел. И третья форма – феномен и его перерождение, т. е. игнорирование права, других социальных норм и общественной морали, другими словами – «беспредел»13.
Эти проявления социального зла необходимо преодолеть, и одной из важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма, социальной апатии являются меры по правовому воспитанию граждан. Воспитание правового сознания в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан представляет процесс повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости.
Очень актуальными в настоящее время являются вопросы соотношения законности и свободы личности, прав человека и его гражданской ответственности, развития демократии. Очевидно, что демократия, законность права человека не совместимы с анархией, вседозволенностью, произволом. Свобода человека в ее нравственных и правовых нормах означает такой вариант поведения лица, в котором реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталась бы с уважением интересов других лиц, общества, государства.
Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями. В наблюдениях над жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях и бытовых событиях и бытовых, социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются чувства молодых граждан. В правовом воспитании большая роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре. Правовая культура личности выражается в овладении ею, основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. В теории и методике правового воспитания выделяется тройственная иерархия целей в деятельности, направленной на формирование комплекса специфических качеств личности в правовой сфере жизнедеятельности:
1) ближайшая цель – формирование системы правовых знаний;
2) промежуточная цель – формирование правовой убежденности;
3) конечная цель – формирование мотивов и привычек правомерного социально активного поведения14.
Можно также сказать, что сутью правового воспитания является формирование установки на согласование своих ожиданий, устремлений с интересами и ожиданиями общества. А также убежденности в том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом. Правовое воспитание призвано обеспечивать поведение, согласующееся с потребностями, интересами и ценностями гуманного общества, которые должны находить воплощение в нашей правовой системе.
Информация о работе Правовое воспитание личности в финансовой сфере