Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 21:51, курсовая работа
Цель работы: изучение правосознания и путей его повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– рассмотреть составляющие правосознания и его роль в правовой системе;
– осветить значимость правовой культуры в целом и культуры работников органов внутренних дел в частности;
– проанализировать положительные и отрицательные стороны правового нигилизма;
– обусловит правовое воспитание личности в финансовой сфере.
Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие правосознания, его структура, функции и роль в правовой
системе. Правовая культура……………………………………………….4
1.1. Понятие правосознания, его структура и функции………………….4
1.2. Роль правосознания в правовой системе……………………………..7
2. Правовая культура и правовое воспитание…………………………….9
2.1. Правовая культура: понятие и структура…………………………….9
2.3. Правосознание и правовая культура работников органов
внутренних дел……………………………………………………………12
3. Правовой нигилизм…………………………………………………….14
4. Правовое воспитание личности в финансовой сфере………………..21
Заключение………………………………………………………………..26
Список использованных источников и литературы……………………27
2.3. Правосознание и правовая культура работников органов внутренних дел15
Реализация прав личности в обществе включает их охрану и защиту, необходимую для наиболее полного и беспрепятственного осуществления политических, социально-экономических и личных прав, свобод и обязанностей граждан.
Правоохранительные функции в обществе выполняют суд, прокуратура, органы внутренних дел и другие органы, уполномоченные на то законом.
Правоохранительные органы способствуют укреплению законности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступлений, охране интересов общества, прав и свобод граждан в духе неуклонного соблюдения Конституции и законов.
Правовая культура должностных лиц правоохранительных органов отличается от правовой культуры других граждан более полными правовыми знаниями, умением применять их на практике.
Правовая культура работников органов внутренних дел означает:
1) знание действующего законодательства как необходимое условие соблюдения законности, правильного использование обязанностей работниками этих органов, гарантия осуществления работниками этих органов, гарантия осуществления прав и свобод граждан;
2) уважение правовых требований, убеждение в правильности и необходимости правовых предписаний;
3) привычное отношение к соблюдению закона, при котором работник органов внутренних «не задумывается каждый раз над тем, надо или не надо выполнять требования закона, он воспринимает эти требования как должное в силу того, что формальная необходимость выполнять закон перешла в его внутреннюю потребность»16.
Требования к деятельности работников органов внутренних дел, связанные с необходимостью формирования их правовой культуры, повышается в настоящее время, когда особенно возросла их ответственность за укрепление порядка и дисциплины за защиту прав граждан, интересов государства.
3. Правовой нигилизм
Прямой противоположностью правовой культуры является правовой нигилизм, под которым понимают отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях – теоретической и практической. В первом случае имеет место научное обоснование правового нигилизма, определяющее, что есть гораздо более важные ценности, чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Примером тому могут послужить теоретические работы одного из научных идеологов, сталинский репрессий Вышинского, который «научно» обосновал теорию доказательств, основанную на личном признании обвиняемого, и всяким образом отрицал такое понятие как «предмет доказывания», считая его реакционной выдумкой буржуазных ученых-юристов. В этом случае на первое место ставилось признание самого обвиняемого, а не его права, а уже тем более объективная истина. И в настоящее время встречаются теоретические формы правового нигилизма, когда некоторыми учеными-юристами отрицается принцип неотвратимости юридической ответственности, чем создается научное обоснование (возможно и непреднамеренно) для безответственности и безнаказанности субъектов общественных отношений. Абсурдной можно назвать ситуацию, когда принцип неотвратимости отрицается на том основании, что появился он в советский период, и утверждается, что его определил В. И. Ленин. Принцип неотвратимости ответственности вывел не В. И. Ленин, а целая плеяда ученых-юристов. Нельзя подвергать безапелляционной критике все появившееся и существовавшее в науке в советский период, так как помимо высказываний Вышинского «о царице доказательств» существовали вполне здравые и обоснованные идеи. При этом теоретическая форма правового нигилизма может содержаться не только в трудах ученых юристов, но и политологов, социологов, философов, некоторых религиозных деятелей, пытающихся обосновать более важные ценности, чем правовые идеалы и устои17.
Обе формы правового нигилизма тесно взаимосвязаны друг с другом, потому что во втором случае происходит реализация этих взглядов на практике. Если обратиться к печальному опыту нашей страны, то в советский правовой период реализация многих взглядов вылилась в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения. Более того, последствия этих событий сказываются и поныне, так как значительная часть населения была репрессирована и в местах лишения свободы «впитала» отрицательное отношение к праву, а подрастающему поколению передала совсем иные ценности. Немало этому способствовало и само государство. Верно отмечают, что в обществе, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву.
Практические формы выражения правового нигилизма многообразны: совершение преступлений и иных правонарушений; злоупотребление правом; массовое неисполнение возложенных юридических предписаний; подмена законов ведомственными актами и др.
Преступность и правонарушаемость как одна из форм правового нигилизма за последнее десятилетие приняла катастрофические размеры. Так, в РФ в 2000 г. было зарегистрировано 1839 тыс. преступлений, в 2001 г. - 2173 тыс., в 2002 г. - 2760,7 тыс., в 2003 г. - 2799,6 тыс., в 2004 г. - 2632,7 тыс., в 2005 г. - 2755,7 тыс., в 2006 г. - 2625,1 тыс., в 2007 г. - 2397,3 тыс., в 2009 г. - 3001,7 тыс., в 2010 г. - 2952,4 тыс. С январе по декабрь 2012 г. зарегистрировано 2526,3 тыс. преступлений. Почти половину всех зарегистрированных преступлений (45,2%) составляют хищения чужого имущества. За первое полугодие 2013 г. в РФ зарегистрировано 1401,9 тыс. преступлений и традиционно лидируют преступления против собственности (47,2%), а всего за 2013 г. зарегистрировано 2 756 398 преступлений18.
Число осужденных с 2000 по 2010 г. выросло с 537,5 тыс. до 1183,6 тыс. человек, а на сегодняшний день достигло 1244 тыс. В 2013 г. за преступления против собственности было осуждено 711,5 тыс. человек, за убийство – 9 тыс., за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью — 15,6 тыс., изнасилование — 4,8 тыс., за хулиганство — 38 тыс. человек. Практически л о всем показателям наблюдается рост числа преступлений, это при условии, что численность населения РФ в настоящее время сократилась. Так, в 2000 г. она составляла 147,7 млн человек, а в 2013 г. – 144,8 млн человек. При этом в минувшем году более 1 млн человек содержалось в местах лишения свободы, а 281 тыс. человек находилась в следственных изоляторах (рис. 1).
Рис. 1 – Число осужденных к лишению свободы19
При этом нам видна только «надводная» часть айсберга — зарегистрированная преступность, а по оценкам специалистов реальный уровень преступности колеблется на отметке 5-6 млн преступлений в год. Статистика же иных правонарушений вообще не поддается оценке, так как в Российской Федерации существует централизованный учет только уголовных преступлений, а остальные статистические данные носят разобщенный характер20.
Широкое распространение получили различные формы злоупотребления правом, которое можно выделить в самостоятельную форму правового нигилизма, так как не любые злоупотребления правом являются правонарушениями. Так, средства массовой информации, злоупотребляя предоставленными им правами, организовывают мощные «пиар-компании», а в особенности в период выборов или смены руководства на крупных предприятиях занимаются дезинформацией населения страны, манипулируют общественным мнением и т. п. Законодательные «дыры» позволяют без труда в необходимых случаях банкротить предприятия, производить принудительную смену руководства, использовать различные силовые методы воздействия. Массовый характер приобрело заказное правосудие, заказные проверки и подобные негативные явления. Злоупотребление правом происходит во всех сферах правовой деятельности. Так, адвокаты злоупотребляют предоставленными им правами, затягивают сроки следствия, сроки рассмотрения дел в суде, а в итоге виновный уходит от ответственности, а некоторая часть адвокатов стала превращаться в обыкновенных посредников в передаче взяток. В обществе получила печальное распространение поговорка: «есть адвокаты, которые хорошо знают закон, а есть адвокаты, которые хорошо знают судью или следователя», а зачастую второе для обывателя становится важнее. В обществе больше стало цениться не юридическое мастерство, а наличие связей в правоохранительных структурах, чем больше связей, тем и больше адвокатский гонорар21.
Другой, не менее опасной формой правового нигилизма, является подмена закона подзаконными актами. Для государственных чиновников и в настоящее время наиболее важным нормативным актом является не закон, а подзаконный акт. При этом даже если он и противоречит закону, чиновник во многих случаях руководствуется инструкцией, приказом, указанием и т. п., а закона для него не существует. Зачастую их сознание настолько инертно, что закон принят, а государственный служащий «сидит» и ждет указаний по его применению, хотя в законе непосредственно прописан и сам механизм его реализации. Некоторые ведомственные «шедевры» достойны помещения в специальный юмористический сборник (только смех тут будет сквозь слезы). Так, в одной из телеграмм Министерство финансов информировало свои региональные представительства, что закон необходимо применять и приказывало его применять, но суть в том, что закон применяется не по приказу Министерства финансов, а силу того, что он вступает в действие, но сознание нашего чиновника таково, что «пока не будет указания свыше, я не пошевелю и пальцем». Или другой пример ведомственного «нормотворчества». Так, например, телеграммой ЦБ РФ от 20 февраля 1998 г. № 62-Т было в период «падения» рубля (1998 год) установлено, что «взимаемые в соответствии с настоящей инструкцией суммы штрафов пересчитываются по состоянию на 1 января 1998 г., исходя из нового масштаба цен»22. Телеграммы ЦБ РФ не относятся к нормативно-правовым актам и в них не могут содержаться положения, фактически влияющие на размер штрафов. В настоящее время создается впечатление, что государственный аппарат живет по каким-то своим правилам, а не по закону.
Не отличаются высокой правовой культурой и сами законодатели, а зачастую просто злоупотребляют предоставленными им правами, действуя не в интересах избирателей. Не являются редкостью срывы заседаний Государственной Думы из-за отсутствия кворума; Государственная Дума принимает акты амнистии, продиктованные конъюнктурными интересами; указания Конституционного Суда о необходимости приведения нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией не выполняются годами. Должностные лица, используя право законодательной инициативы, оградили себя от юридической ответственности иммунитетами и привилегиями, а привлечь их к ответственности можно только теоретически23.
В юридической литературе выделяют и другие формы правового нигилизма: повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний; война законов, т. е. издание противоречивых законов; подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью; конфронтация представительных и исполнительных структур; нарушения прав человека24.
У правового нигилизма есть и оборотная сторона — правовой идеализм, т.е. преувеличение (переоценка) роли права. Нигилизм и идеализм — родственные явления. Они имеют общие истоки — юридическое невежество, неразвитое и деформированное правосознание и низкий уровень правовой культуры. В советский период идеалистическими выглядели правовые декларации о полной ликвидации преступности, способности исправительной системы полностью перевоспитать человека и т. п. И в настоящее время проявления правового идеализма не являются редкостью. Так, в сознании законодателей часто преобладает мнение, что принятие закона автоматически решает проблемы регулирования общественных отношений. Часто бывает так, что законы издаются не в целях регулирования общественных отношений, а для снятия социальной напряженности или для отчета перед избирателями. Например, серия террористических актов побудила депутатов принять ряд дублирующих ответственность за терроризм норм, которые не только не устранили проблемы терроризма, но и создали лишние трудности для квалификации, а ученые-криминалисты оценили их как «аппендицит». При этом с экранов телевизоров звучали пламенные речи депутатов об «их борьбе с терроризмом и искоренении его причин». Здесь стоило бы напомнить депутатам элементарные основы криминологической науки: угрозой наказания или введения еще одной нормы сами причины социального явления не искореняются, а подобные действия похожи на борьбу с ветряными мельницами, хотя и совершаются они в благих целях25.
4. Правовое воспитание личности в финансовой сфере
Правовое воспитание можно понимать в узком и широком значении. В узком значении оно связано с реализацией воспитательной функции права, а в широком (педагогико-правовом значении) под ним понимается специально организованный и управляемый процесс формирования личности правовыми средствами, осуществляемый специальными субъектами в особых учебно-воспитательных формах и учреждениях. Таким образом, воспитание в финансовой сфере может проходить двумя путями. Во-первых, уже в силу того, что существует финансовое право оно осуществляет воспитательную функцию. Во-вторых, в результате совместной целенаправленной деятельности финансовых органов, педагогических учреждений, общественных организаций, средств массовой информации по финансово-правовому воспитанию и правовому информированию26.
Рассмотрим каждый из путей осуществления воспитания личности в финансовой сфере. Так, финансовое право выполняет присущую праву в целом воспитательную функцию. Финансовое право, выступая ценностью, само закрепляет ценностные идеалы и правовую культуру и начинает оказывать обратное воздействие на правосознание субъектов правоотношений. Специфика воспитательного воздействия финансового права заключается в формировании высокого уровня правосознания, приемлемых стереотипов поведения в финансовой сфере и уважения финансового законодательства. В качестве объектов воспитательного воздействия выступает индивидуальное и коллективное правосознание, складывающееся в сфере финансовой деятельности, а именно такие его элементы, как знание финансового права, отношение к нему и готовность действовать в соответствии с финансово-правовыми предписаниями. Воспитательная функция финансового права должна вытеснять правовой нигилизм из сознания общества и отдельных граждан и их коллективов.
Субъектов, на которых оказывает свое воздействие воспитательная функция финансовой ответственности, можно разделить на две группы: субъекты, не совершавшие финансовые правонарушения, и субъекты, совершившие правонарушения. На каждую группу воспитательная функция финансового права воздействует по-разному. В первом случае она направлена на повышение уровня их правосознания, а во втором — вытеснение из их сознания социально вредных мотивов поведения, обусловивших совершение финансового правонарушения.
Однако не следует преувеличивать способности финансового права воспитывать и особенно перевоспитывать граждан. В настоящее время реализация воспитательной функции финансового права затруднена. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, несправедливостью некоторых налогов (завышенностью их ставок, нерациональностью и т. п.), когда предприниматель большую часть своего дохода вынужден платить в казну государства, что ставит под угрозу само осуществление предпринимательской деятельности, а часто и тормозит развитие легальных экономических отношений. Во-вторых, несправедливостью многих мер финансовой ответственности, которая заключается в их несоответствии характеру и степени тяжести совершаемых правонарушений, на что неоднократно обращал свое внимание Конституционный Суд России. В-третьих, утратой большей частью населения доверия к государству как гаранту их прав и свобод. Это вызвано тем, что большинство обыкновенных граждан добросовестно платит налоги, а уровень их благосостояния из года в год понижается и одновременно сокращается сфера их социальной защищенности. В результате этого граждане просто не понимают, на что государство расходует собранные с них деньги.
Информация о работе Правовое воспитание личности в финансовой сфере