Мотивационная сфера личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:51, контрольная работа

Краткое описание

Под мотивацией понимается совокупность внутренних и внешних движущих сил (мотивов), побуждающих человека к деятельности для достижения поставленных целей. Мотив находиться "внутри" человека, имеет индивидуальный характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно мотивов. Он определяет, что и как надо делать для удовлетворения возникшей потребности.

Оглавление

1 Понятие о мотивации. Структура мотивационной сферы
2 Направленность-ядро мотивационной сферы личности
3 Психологические теории мотивации
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

титульный лист.docx

— 22.19 Кб (Скачать)

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине:

«Психология и  педагогика»

на тему: мотивационная  сфера личности

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие о  мотивации. Структура мотивационной  сферы

2 Направленность-ядро  мотивационной сферы личности

3 Психологические  теории мотивации

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие  о мотивации. Структура мотивационной  сферы

Под мотивацией понимается совокупность внутренних и внешних движущих сил (мотивов), побуждающих человека к деятельности для достижения поставленных целей. Мотив находиться "внутри" человека, имеет индивидуальный характер, зависит  от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих  параллельно мотивов. Он определяет, что и как надо делать для удовлетворения возникшей потребности.

Поведение человека определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой  мотивы могут находиться в определенном соотношении друг к другу в  зависимости от степени их воздействия  на личность. Поэтому мотивационная  структура человека может рассматриваться  как основа осуществления им определенных действий.

Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим  к совершению определенных действий. Мотив в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

Из  всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека в определенных условиях, которых  ему не достает для нормального  существования и развития. Количество и качество потребностей людей зависит  от уровня их организации, от образа и  условий жизни и т.д. А. Маслоу выделяет пять основных групп потребностей человека

Группа  физиологических потребностей включает в себя потребности в пище, одежде, жилье, сне, отдыхе и т.д., удовлетворение которых необходимо для поддержания  жизни, выживания, поэтому их нередко  называют биологическими потребностями.

В группе потребностей в безопасности нашли  отражение и физическая (охрана труда  и техника безопасности, профилактика профессиональных заболеваний), и экономическая (материальное вознаграждение и социальная гарантированная занятость, социальное страхование в старости и в  случае заболевания) безопасность. Удовлетворение потребностей в безопасности обеспечивает уверенность в завтрашнем дне, отражает желание сохранить достигнутое  положение.

Потребности социальной группы ориентируют на общение  и эмоциональные связи с другими: дружбу, любовь, принадлежность к группе. Они приобретают поведенческую  зависимость после того как будут  удовлетворены физиологические  потребности и потребности в  безопасности.

Потребности в уважении (признания и самоутверждения) отражает желание людей быть способными, компетентными, уверенными в себе, а  также в признании и уважении со стороны окружающих, том числе  потребности в престиже, авторитете, власти, служебно-профессиональном продвижении.

Потребности в самореализации (самовыражении) - это потребности в творчестве, в осуществлении собственных  замыслов, реализации индивидуальных способностей, развитии личности, в  том числе: познавательные, эстетические и т.п. потребности этой группы отражают наиболее высокий уровень проявления человеческой активности, по своему характеру  более индивидуальны, чем другие. Следовательно, по мере удовлетворения более низких потребностей происходит актуализация более высоких устремлений  человек.

Второе  после потребности по своему мотивационному значению понятие - цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с  деятельностью, удовлетворяющей актуализированную  потребность. Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной  и оперативной памяти; с ней  связаны разворачивающийся в  данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний.

Если  понимать мотив как желаемое целевое  состояние в рамках отношения "индивид-среда", то, исходя из этого, можно наметить основные выводы психологии мотивации.

1. Существует  столько различных мотивов, сколько  существует содержательно эквивалентных  классов отношений "индивид-среда". Эти классы можно разграничить, основываясь на характерных целевых  состояниях, стремление к которым  часто наблюдается у людей. (Наряду  с желаемыми целевыми состояниями  мотивы в рамках некоторых  отношений "индивид-среда" можно  определить и через избегаемые  состояния.

2. Мотивы  формируются в процессе индивидуального  развития как относительно устойчивые  оценочные диспозиции.

3. Люди  различаются по индивидуальным  проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов. У разных  людей возможны различные иерархии  мотивов.

4. Поведение  человека в определенный момент  времени мотивируется не любыми  или всеми возможными его мотивами, а тем из самых высоких мотивов  в иерархии (т. е. из самых  сильных), который при данных условиях  ближе всех связан с перспективой  достижения соответствующего целевого  состояния или, наоборот, достижение  которого поставлено под сомнение. Такой мотив активируется, становится  действенным. (Одновременно могут  активироваться и другие мотивы, соподчиненные ему или находящиеся  с ним в конфликте.)

5. Мотив  остается действенным, т. е.  участвует в мотивации поведения,  до тех пор, пока либо не  достигается целевое состояние  соответствующего отношения "индивид-среда", либо индивид к нему не приблизится,  насколько позволят условия ситуации, либо целевое состояние не  перестанет угрожающе отдаляться, либо изменившиеся условия ситуации  не сделают другой мотив более  насущным, в результате чего последний  активируется и становится доминирующим. Действие, как и мотив, нередко  прерывается до достижения желаемого  состояния или распадается на  разбросанные во времени части;  в последнем случае оно обычно  спустя определенное время возобновляется.

6. Побуждение  к действию определенным мотивом  обозначается как мотивация. Мотивация  мыслится как процесс выбора  между различными возможными  действиями, процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение  специфических для данного мотива  целевых состояний и поддерживающий  эту направленность. Мотивация объясняет  целенаправленность действия

7. Деятельность  мотивирована, т. е. направлена  на достижение цели мотива, однако  ее не следует смешивать с  мотивацией. Деятельность складывается  из отдельных функциональных  компонентов - восприятия, мышления, научения, воспроизведения знаний, речи или моторной активности, а они обладают собственным  накопленным в ходе жизни запасом  возможностей (умений, навыков, знаний), которыми психология мотивации  не занимается, принимая их как  данное. От мотивации зависит,  как и в каком направлении  будут использованы различные  функциональные способности. Мотивацией  также объясняется выбор между  различными возможными действиями, между различными вариантами  восприятия и возможными содержаниями  мышления, кроме того, ею объясняется  интенсивность и упорство в  осуществлении выбранного действия  и достижении его результатов.

 

2 Направленность-ядро  мотивационной сферы личности

Личность - это психологический облик человека как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в нем.

Психологический облик складывается из врожденных задатков и опыта, определяющих своеобразие  протекания психических процессов  и состояний, ставших под влиянием направленности личности не только ее отдельными свойствами, но и общими качествами: характером и способностями.

Дееспособность, как главнейшая из черт личности, обусловливается  тем, что она проявляется и  формируется в процессе направленной деятельности личности совместно с  окружающими людьми, в постоянном общении с ними.

Сознание  своей роли в обществе определяется участием в общественных делах, оценкой  полезности этого участия окружающими  и самооценкой результатов своей  деятельности. 
Личность - объект изучения не только психологии. Социология, история, искусствоведение, эстетика, этика, педагогика, медицина, юридические и другие науки с разных сторон, в различных связях и отношениях также изучают личность. Психология рассматривает сущность ее психических свойств, состояний и процессов, а также закономерности ее изучения и формирования. Поэтому определение личности, даваемое психологией, только уточняет ее более общее определение для всех наук, ее изучающих.  
Личность - человек как сознательное, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности. Вне общества личности нет, так как каждый человек формируется как личность только в обществе, коллективе и проявляется в общении с другими людьми. Коротко говоря, личность - это человек как носитель сознания.

О личности спящего человека ничего сказать  нельзя. Но едва человек начнет действовать, как сраву же начнут проявляться  различные свойства и особенности  его личности. Чем активнее деятельность человека, тем отчетливее, ярче будут  проявляться особенности (черты) его  личности. Черт личности очень много (см. приложение 3). В русском языке  более 1,5 тыс. слов, их обозначающих (в  грузинском - более 4 тыс). И не все  черты личности могут быть обозначены одним словом.

Разобраться в их обилии было бы невозможно, если бы личность не имела динамическую функцинальную структуру и все  особенности каждой личности не укладывались бы в четыре необходимые и достаточные  для этого ее подструктуры. Эти  давно уже изученные и ставшие  главами учебников психологии подструктуры, находясь в иерархической взаимосвязи, одновременно являются и уровнями личности, на которые накладываются способности  и характер (1).

Две особенности уровней личности имеют  особое значение для педагогов. Во-первых, это постепенная социализация свойств  этих подструктур (…) Во-вторых - закономерная зависимость этих подструктур со все более усложняющимися видами формирования их свойств. Ведь воспитание, как высший вид формирования личности в целом и свойств ее высшей подструктуры, невозможно без обучения, которое осуществляется на основе упражнений, требующих повторений, необходимых  и достаточных только для тренировки.

Одинаковые  по внешнему проявлению недостатки в  деятельности учащегося могут быть следствием разных причин, заложенных в каждой из четырех подструктур  личности. Так, брак или даже несчастный случай, вызванный «невнимательностью»  учащегося, может фактически быть следствием: недисциплинированности, небрежности  как моральных качеств; отсутствия знаний и навыков распределения  и переключения внимания при выполнении данной работы; неустойчивости внимания как особенности этого процесса, свойственной данному учащемуся; затруднения  в переключении внимания, определяемого  инертностью нервных процессов.

Помимо  различных отдельных свойств  четырех основных и рядоположенных подструктур личности, в ней есть и то индивидуально-своеобразное сочетание  существенных черт личности учащегося, которое определяет ее общие качества: характер и способности. Им ниже посвящены  отдельные темы.

Чтобы узнать человека, очень важно разобраться  в том, что он успел сделать  на своем жизненном пути как член общества. Но еще важнее понять, к  чему он стремится и во имя чего; чего, по его мнению, он не успел еще  добиться и каким образом достичь  поставленной цели. Все это определяет направленность личности, т.е. ее интересы и склонности, идеалы, мировоззрение  и убеждения, являющиеся одновременно и мотивами деятельности. Все эти  виды направленности в своей структуре  всегда содержат потребности, установки  и отношения. Формирование коммунистической направленности учащегося должно пронизывать  всю воспитательную работу с ним.

Характеризуя  направленность личности в целом, нужно  обращать внимание на следующие ее общие качества (…)

Уровень - это общественная значимость направленности человека. Только общественно значимые цели, побуждающие его к деятельности, могут обеспечивать высокий уровень  направленности его личности и тем  положительно влиять на другие ее качества. В общественной направленности человека проявляется его моральный облик. Высокий уровень общественной направленности называют идейностью личности, формируемой  в процессе коммунистического воспитания.

Широта  направленности не должна становиться  дилетантством, разбросанностью, когда  человек необоснованно начинает считать себя всезнайкой. Среди широкой  направленности, большого круга интересов  должен быть центральный, главный, интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью.

Для учащегося - это совершенствование  производственного мастерства.

Интенсивность направленности связана с ее эмоциональной  окраской. Она может иметь весьма большой диапазон выраженности, колеблясь  от смутных, нечетких влечений, через  осознанные желания и активные стремления до полной убежденности.

Устойчивость  направленности личности характеризуется  ее протяженностью во времена. Это качество направленности личности в первую очередь  связано с настойчивостью как  проявлением воли.

Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в  деятельности.

В основе направленности человека лежат его  потребности. Биологические - отражающие нужду его организма в еде, воздухе, воде и тепле. Исторически  сложившиеся в человеческом обществе материальные потребности: пища, одежда, жилье. И духовные: познавательные, моральные и эстетические, творческие.

Информация о работе Мотивационная сфера личности