Мотивационная сфера личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:51, контрольная работа

Краткое описание

Под мотивацией понимается совокупность внутренних и внешних движущих сил (мотивов), побуждающих человека к деятельности для достижения поставленных целей. Мотив находиться "внутри" человека, имеет индивидуальный характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно мотивов. Он определяет, что и как надо делать для удовлетворения возникшей потребности.

Оглавление

1 Понятие о мотивации. Структура мотивационной сферы
2 Направленность-ядро мотивационной сферы личности
3 Психологические теории мотивации
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

титульный лист.docx

— 22.19 Кб (Скачать)

Потребности тесно связаны с эмоциями; так, слабо выраженные потребности связаны  с влечениями. С них начинается иерархия форм направленности личности.

Влечение - малодифференцированное, смутное  стремление, направленное на какой-либо предмет или действие вследствие той или иной маловыраженной потребности. Для влечения характерно отсутствие четко понимаемой, осознанной цели.

Желание - более высокая форма направленности, при которой человек осознает то, к чему он стремится, т.е. цель своего стремления.

Интерес - еще более высокая и осознанная форма направленности на предмет, однако являющаяся только стремлением к  его познанию.

Склонность - стремление к определенной деятельности. На основе интересов и склонностей  формируются идеалы.

Идеал - форма направленности, воплощенная  в определенном, конкретном образе, на который человек, имеющий данный идеал, хочет походить. Мерилом и  образцом для советских людей  всегда служит образ великого Ленина.

Мировоззрение - это система взглядов, представлений  и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе  и обществе. Мировоззрение каждого  конкретного человека определяется в конечном счете его общественным бытием, поэтому оценивать его  надо прежде всего в сопоставлении  с коммунистическим мировоззрением. В противоположность активному  существует пассивное мировоззрение, называемое миросозерцанием.

Сочетание мышления и воли в поступках человека приводит к переходу мировоззрения  в убеждения как высшую форму  направленности личности. Мировоззрение  и убеждения учащегося определяют его моральные качества.

Мораль - понятие, обобщающее отражения в  общественном и индивидуальном сознании нравственных явлений. Моральные свойства личности, моральные убеждения, моральные  чувства - отражение нравственных норм и вместе с тем регулятор нравственных поступков данной личности. Нашему обществу свойственна коммунистическая мораль, лежащая в основе коммунистического  воспитания.

Моральные качества весьма отчетливо проявляются, в совести личности. Совесть - нравственная самооценка человеком своих поступков. Спокойная совесть, угрызения совести - эти чувства возникают у человека при сравнении своих поступков  с принятыми v им нравственными принципами и нормами поведения. Надо различать  учащихся, морально невоспитанных и  неправильно морально воспитанных, аморальных.

Бессовестный  в точном смысле этого слова - человек, знающий нравственные нормы общества, в котором он живет, считающий  их правильными, но только для других, а не для себя, и потому не испытывающий угрызений совести при самооценке своих поступков, противоречащих известным  ему нравственным нормам. В отличие  от бессовестного безнравственный  не считает эти нормы обязательными  ни для себя, ни для других, хотя теоретически знает их.

Совесть тесно связана со стыдом. Стыд - это  моральное чувство, переживаемое как  унижение, тягостное беспокойство, неудовлетворенность собой, сожаление  о совершенном поступке и осуждение  его. Стыд может возникнуть и при  воспоминании о содеянном, причем как  «за себя», так и «за других». Чувство стыда наиболее отчетливо  проявляется в застенчивости  как черте личности, определяемой повышенной стыдливостью, а отсутствие его - в бесстыдности.

Моральный облик человека раскрывается в его  поступках. Иногда одного поступка достаточно, чтобы увидеть моральный облик  учащегося. Но, как правило, он раскрывается только в сопоставлении поступков, совершаемых в различных областях деятельности.

В основе понимания общества и его истории  находится понятие производственных отношений как объективных, материальных и не зависящих от сознания людей  отношений, складывающихся между людьми в процессе от производства до потребления  материальных благ. Эти отношения  определяют особенности всех других объективных общественных отношений, в которые вступают люди, в том  числе и нравственных, на основе которых формируется моральный  облик человека.

Эти объективные отношения, отражаясь  сознанием, принимают форму отношения  как свойства сознания, как психического явления, входящего в структуру  всех форм направленности. Отношения  личности группируются в ряд форм, имеющих иерархию.

Они более всего определяют характер, но могут быть и относительно мало выраженными свойствами личности, еще  не ставшими чертами характера.

По  отношениям человека к другим людям, к коллективу, к обществу выделяют такие черты личности, как общительность, или широкая и поверхностная  или избирательная, и противоположная  ей замкнутость, могущая быть результатом  безразличного отношения к людям  или недоверия к ним, но, возможно, являющаяся и следствием глубокой внутренней сосредоточенности, откровенность  и противоположная ей скрытность, а также чуткость, товарищество, и вежливость и коллективизм, обеспечивающий правильные взаимоотношения как  в учебе, так и в совместном выполнении производственных и общественных обязанностей.

По  отношениям человека к самому себе выделяют чувство собственного достоинства, правильно понимаемую гордость и  связанную с ней самокритичность, скромность и противоположное ей самомнение, иногда переходящее в  наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость (иногда бывающую результатом  большой скромности, а иногда большого самолюбия), эгоцентризм (склонность рассматривать  в центре событий себя и свои переживания), эгоизм (склонность заботиться преимущественно  о своем личном благе).

По  отношениям человека, к своему делу и труду выделяют прежде всего  инициативность, настойчивость, трудолюбие (и противоположную ему лень), любовь к преодолению трудностей (и, наоборот, боязнь трудностей), добросовестность, аккуратность, которые в их обобщенном положительном проявлении представляют собой коммунистическое отношение  к труду.

По  отношению к труду учащихся можно  разделить на деятельных и бездеятельных. Для первых типичны активность, целеустремленность, настойчивость. Для вторых - пассивность, созерцательность. Но иногда бездеятельность  личности объясняется (но отнюдь не оправдывается) глубокой внутренней противоречивостью  человека, еще не «определившегося», не нашедшего своего места в жизни, в коллективе и, следовательно, еще  плохо воспитанного.

Вся гамма отношений личности (…) не остается у каждого «при себе», а, взаимодействуя с отношениями других личностей в группе, образует сложную  систему межличностных отношений. Последние так и должны изучаться - через отношения личностей.

Изучая  направленность учащегося, его потребности, интересы, склонности, стремления, являющиеся мотивами его деятельности и отношений, следует прежде всего выявить  положительные черты его личности. На фоне положительного лучше видны  отрицательные психические свойства и состояния. К тому же устранять  отрицательные черты можно только через развитие положительных личных качеств.

Если  направленность личности выражается в  ее действиях и поступках, порождаемых  мотивами, а мотивы обусловливаются  потребностями, то формирование направленности следует начинать с формирования потребностей и мотивов поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Психологические  теории мотивации

Психологические теории мотивации

 Проблема мотивации поведения человека занимала умы мыслителей всех времён. Всего насчитывается несколько десятков принципиально разных теорий мотивации.

Античность и Средневековье

 Теории делятся на два вида: рациональные и иррациональные.

Рациональные теории мотивации

Аристотель  и другие греческие философы, теологи  средневековья. Человек - особое существо, наделённое разумом. Всё, что не побуждает  действовать человека, - рационально, то есть является следствием каких-то логических умопостроений. Силой своего разума человек имеет волю и свободу  выбора, ставит цели и достигает  результата.

Иррациональные теории мотивации

В основном описывали поведение животных, которое  несвободно, неразумно, управляется  тёмными, неосознаваемыми силами, имеющими свои истоки в органических потребностях.

Теория принятия решения  и теория автомата

Первыми научными теориями мотивации можно  считать возникшие в семнадцатом-восемнадцатом  веках теорию принятия решений и  теорию автомата. 
Теория принятия решения объясняет на рационалистической основе поведение человека. 
Теория автомата объясняет на иррационалистнческой основе поведение животного. 
Первая теория была связана с использованием математических знаний при объяснении поведения человека. Она рассматривала проблемы выбора человека в экономике. В дальнейшем основные положения данной теории были перенесены на понимание человеческих поступков в целом. 
Возникновение и развитие теории автомата было вызвано успехами механики. В центре было учение о рефлексе. Рефлекс рассматривался как механический (автоматический) врождённый ответ живого организма на внешние воздействия.

Естественнонаучные теории мотивации

 Во второй половине девятнадцатого века научная общественность приняла эволюционную теорию Ч. Дарвина. Она позволила пересмотреть поведение человека, опираясь на понятие инстинкта. Дарвин был одним из первых, кто обратил внимание на то, что у человека и животных имеется много общих потребностей и форм поведения, в частности эмоционально-экспрессивных выражений и инстинктов. 
С одной стороны началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк), с другой - инстинктов у человека (3. Фрейд, У. Макдугалл, И. П. Павлов и др.). 
В результате фактически полностью изменилось представление о потребностях человека и соответственно о мотивах его поведения. Термины "потребность", "инстинкт", "рефлекс" и другие прочно заняли своё место в научном аппарате. 
Стали выделять не только биологические, но и социальные потребности. Некоторые учёные при этом рассматривали социальные потребности как преломление биологических.

Биологизаторские теории

 По своему существу первыми крайней биологизаторскими теориями стали теории инстинкта 3. Фрейда и У. Макдугалла, которые были предложены в конце девятнадцатого века и получили популярность в первой половине двадцатого. Оба, и Фрейд, и Макдугалл свели все формы человеческого поведения к врождённым инстинктам. 
При этом в своей теории Фрейд сначала опирался лишь на один инстинкт (так называемый инстинкт жизни - либидо), сводя все формы проявления человеческого к этому. Потом он добавил инстинкт смерти (стремление к разрушению, хаосу). 
Макдугалл предложил набор из десяти инстинктов: 
- инстинкт изобретательства, 
- инстинкт строительства, 
- инстинкт любопытства, 
- инстинкт бегства, 
- инстинкт стадности, 
- инстинкт драчливости, 
- репродуктивный (родительский) инстинкт, 
- инстинкт отвращения, 
- инстинкт самоунижения, 
- инстинкт самоутверждения. 
В дальнейшем Макдугалл добавил к перечисленным ещё восемь инстинктов, в основном относящихся к органическим потребностям. 
Теории инстинктов породили множество споров в научной среде. Предметом обсуждения было: 
- Как доказать существование у человека этих инстинктов? 
- В какой мере могут быть сведены к инстинктам или выведены из них социально обусловленные формы поведения? 
- Как в конкретном поведении разделить инстинктивное и приобретаемое? 
В дальнейшем в психологии стали всё реже использовать понятие "инстинкт", заменив его "потребностью". В результате описательный аппарат общей психологии, стоит это признать, обеднел. Понятие "инстинкт" аппелирует к биологическим схемам поведения, в то же время потребность отражает лишь некое насущное неудовлетворение. Взять, к примеру, инстинкт самоунижения - понятна его биологическая роль (предотвращение агрессивных действий в отношении себя), понятно когда запускается этот механизм (если человек прогнозирует акт агрессии в отношении себя, при этом агрессор заведомо сильнее). Нельзя здесь заменить инстинкт самоунижения на "потребность в самоунижении" - у слушающего может сложиться впечатление, что человек всегда испытывает эту потребность. 
Некоторые инстинкты у человека, что совершенно очевидно, носят более тотальный характер, нежели у животных, например репродуктивный инстинкт. Природа дала человеку разум, но вместе с этим усилила действие этого инстинкта (чтобы человек не "передумал"). Поэтому никакая хорошая теория личности не может обойтись без понятия об инстинктах.

Теория высшей нервной  деятельности

 Данная теория была разработана И. П. Павловым, её развитие продолжено его учениками, последователями и другими учёными: 
- Н. А. Бернштейном — автором теории психофизиологической уровневой регуляции движений, 
- П. К. Анохиным, предложившим модель функциональной системы, и объясняющую динамика поведенческого акта, 
- Е. Н. Соколовым, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, а также предложил модель концептуальной рефлекторной дуги.

Другие теории

 Курт Левин предложил теорию мотивации, основанную на так называемых валентностях (по аналогии с химией). 
Имеется целая плеяда теорий мотивации в гуманистической психологии: Г. Мюррея, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса и др.

Теория Г. Мюррея

 Имеются первичные потребности (органические) и вторичные (психогенные), возникающие в процессе развития и обучения: 
- потребность достижения успехов, 
- потребность в аффилиации, 
- потребность в агрессии, 
- потребность в независимости, 
- потребность в противодействии, 
- потребность в уважении, 
- потребность в унижении, 
- потребность в защите, 
- потребность в доминировании, 
- потребность в привлечении внимания, 
- потребность в избегании вредных воздействий, 
- потребность в избегании неудач, 
- потребность в покровительстве, 
- потребность в порядке, 
- потребность в игре, 
- потребность в осмыслении, 
- потребность в сексуальных отношениях, 
- потребность в помощи, 
- потребность во взаимопонимании, 
- потребность в приобретении, 
- потребность в отклонении обвинений, 
- потребность в познании, 
- потребность в созидании, 
- потребность в объяснении, 
- потребность в признании, 
- потребность в бережливости.

Теория А. Маслоу

 Самая известная концепция мотивации поведения принадлежит Абрахаму Маслоу. Существует иерархия человеческих потребностей, и эти потребности удовлетворяются обычно от низших к высшим: 
- физиологические (органические) потребности, 
- потребность в безопасности, 
- потребность в аффилиации, 
- потребность в уважении, 
- познавательные потребности, 
- эстетические потребности, 
- потребность в самоактуализации.

Теория мотивации во второй половине двадцатого века

 В это время появился целый ряд новых мотивационных концепций: 
- Д. Макклелланда, 
- Д. Аткинсона, 
- Г. Хекхаузена, 
- Г. Келли, 
- Ю. Роттера и др. 
В данных теориях отрицается принципиальная возможность создания единой универсальной теории мотивации, одинаково успешно объясняющей как поведение животных, так и человека. Обычно подчёркивается, что стремление снять напряжение как основной мотивационный источник целенаправленного поведения на уровне человека не работает, во всяком случае не является для него основным мотивационным принципом. 
Также большинством учёных утверждается, что человек не реактивен, а изначально активен, и поэтому принцип редукции напряжения для объяснения поведения человека не очень приемлем, а источники его активности следует искать в нем самом, в его психических свойствах и состояниях. 
Также признаётся одновременно и роль бессознательного, и роль сознания человека в формировании поведения человека. Сознательная регуляция для человека выступает ведущим механизмом формирования поведения. Психоаналитические теории, хотя и популярны, постепенно становятся уже историей. 
Появились современные концепты для описания мотивации: 
- "социальные потребности", "социальные мотивы" (Д. Макклелланд, Д. Аткинсон, Г. Хекхаузен), 
- "жизненные цели" (К. Роджерс, Р. Мей), 
- "когнитивные факторы" (Ю. Роттер, Г. Келли и др.). 
На современном этапе принято изучать мотивацию человека "человеческими методами", то есть для такого рода исследований разработана собственная методология.

Информация о работе Мотивационная сфера личности