Правовой статус личности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Выбор темы для настоящей курсовой работы обусловлен тем, что закрепление и защита прав и свобод личности в Конституции РФ представляются нам самой важной ее функцией, степень реализации которой затрагивает каждого жителя Россйской Федерации. На наш взгляд, не получив четкого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почуствовать себя полноправным членом гражданского, демократического общества, а значит, и жить по правилам этого общества.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Понятие, виды и структура правового статуса личности 4
Глава 2. Правовой статус личности в демократическом и антидемократическом государстве 14
2.1. Личные права человека и гражданина 16
2.2. Политические права гражан 19
2.3. Экономические, социальные и культурные права и свободы 22
Глава 3. Правовой статус личности в РФ 25
3.1. Личные права и свободы 29
3.2. Политические права и свободы 33
3.3 Социально-экономические права и свободы 34
3.4. Иные права и свободы 37
3.5. Конституционные гарантии прав и свобод человека 38
Заключение 41
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

Права человека и правовой статус личности (45 стр. курс.).doc

— 195.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

     Выбор темы для настоящей курсовой работы обусловлен тем, что закрепление и защита прав и свобод личности в Конституции РФ представляются нам самой важной ее функцией, степень реализации которой затрагивает каждого жителя Россйской Федерации. На наш взгляд, не получив четкого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почуствовать себя полноправным членом гражданского, демократического общества, а значит, и жить по правилам этого общества.

     В данной работе я поставил перед собой две цели: рассмотреть непосредственно конституционную защиту прав и свобод личности по конституции РФ, используя доступные мне средства и методы, в том числе и метод сравнительно-правового анализа, во-вторых, что кажется мне наиболее существенной и значимой частью моей работы, выявить недостатки Конституции РФ 1993 в сфере защиты прав и свобод личности.

     Для этих целей я использую такие  источники как, прежде всего, Конституция  РФ 1993, Конституция Франции 1958 года(включая  Декларацию прав и свобод человека и гражданина 1783 года и Преамбулу Конституции 1946 года), и отчасти Конституция США. Что же касается вторичных источников, то есть комментаторов данных правовых документов, то, на мой взгляд, они не так важны. Это книга Француа Люшера "Конституционная защита прав и свобод личности", а также "Основы Конституционного права Российской Федерации" А.И. Коваленко. Для определения некоторых понятий, таких как демократия, либерализм, я использую компилятивный источник "Что такое демократия" Информационного агентства США. Общей теоретической базой для меня явились такие источники как "Теория государства и права"(МЮИ, 1993 год) и "Идея правового государства:истоки, перспективы, тупики" Также я цитирую А.П. Герасимова и его работу "53 вопроса о Конституции РФ"

     Почему  я выбрал именно эту тему для курсовой работы? Дело в том, что "Российская Федерация - демократическое правовое государство..."(ст.1 Конституции РФ, далее КРФ) и "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства"(ст. 2 КРФ) Мне нравятся принципы, заложенные в этих двух статьях. И я искренне надеюсь, что они получат дальнейшее развитие. Именно по этой причине я решил выбрать эту тему для курсовой работы. На мой взгляд, пока еще не все так хорошо и замечательно, как провозглашено в Конституции РФ. Однако это не умаляет того факта, что в ней заложен огромный потенциал, при реализации которого Россия имеет шанс стать правовым и демократическим государством.

     Безусловно, что работе, претендующей хотя бы на минимальную степень научности, необходима объективность. Sine ira et studio, сказал римский историк Тацит. Но дело в том, что я убежден, что полная объективность невозможна по определению. Над нашими суждениями довлеет груз моральных ценностей и прочих субъективных вещей. К объективности конечно же надо стремиться, однако я не могу не быть ограниченным своими ценностными суждениями, что неизбежно, вопреки моим стараниям, отразится на содержании данной работы. Для меня приоритетными являются принципы либерализма и демократии, и из двух последних либерализм, как вы можете заметить, я поставил на первое место. Это вовсе не означает однобокого подхода к данной теме, но критика моя в основном направлена на несоответствие Конституции РФ 1993 года этим двум принципам, которых я нашел достаточное количество.

 

Глава 1. Понятие, виды и структура  правового статуса  личности

 

     Правовой  статус личности определяется всей совокупностью  прав человека и гражданина , отраженных в нормах всех отраслей действующего права .

     Основы  правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы . Понятие же основных прав и свобод человека и гражданина можно сформулировать следующим образом :” Конституционные (основные) права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством , составляющие ядро правового статуса личности .”

     Перечисление  в Конституции Российской Федерации  основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина . Об этом говорится в ст.55 ч.2 Конституции Р.Ф.

     Глава 2 Конституции Р.Ф., посвященная правам и свободам человека и гражданина, включает 48 статей (с 17 по 64).

     Впервые научную классификацию данных правомочий осуществила М.П.Карева, приняв за основу важнейшие сферы деятельности человека. Ее классификация включала следующие составляющие : а) социально-экономические права ; б) равноправие граждан ; в) демократические свободы.

     В дальнейшем государственно-правовая наука, используя классификационные основы, предложенные М.П.Каревой , выработала систему основных прав и свобод , куда вошли:

     1)социально-экономические  права и свободы граждан;

     2) политические права и свободы  граждан;

     3) личные права и свободы граждан.

     Наиболее  подробно данная проблема исследуется Л.Д.Воеводиным. Автор удачно совместил наименование элементов системы конституционных прав и обязанностей с основанием приведенной классификации. Ученый выделил следующие группы основных прав, свобод и обязанностей:

     1) права и обязанности граждан  в сфере социально-экономической  и культурной жизни;

     2) права и обязанности граждан в сфере государственной и общественно-политической жизни ;

     3) права и обязанности граждан  в сфере индивидуальной свободы.

     Однако  систему основных прав и свобод характеризует  не только их группировка, но и те приоритеты, которых придерживается Конституция  в их последовательном расположении.

     Последнее имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую идеологию, которой придерживается государство в трактовке сущности концепции правового статуса личности.

     В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности. Сначала указаны личные, затем политические, а за ними социально экономические. Именно такая последовательность присуща Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

     В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991года, а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 года.

     В отличие от основных личных прав, которые  по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства . Это различие отражает Конституция, адресуя личные права “каждому”, политические - “гражданам”. В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст.60). Эта норма прежде всего , касается политических прав и свобод .

     Система же политических прав и свобод граждан  состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; право на референдум; право петиций.

     Вторая  группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний.

     Право участвовать в управлении делами государства закреплено в статье 32 Конституции. Оно адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан , ассоциированных как народ , ибо народ не “участвует ” в управлении , а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции Российской Федерации).

     Осуществление этого права граждан выражается в различных формах, как непосредственно, так и через своих представителей. Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, всенародном голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни, путем реализации права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

     Право на референдум включает в себя не только право на участие во всенародном (местном) голосовании, но и право требовать выставления любого вопроса на голосование, а также право требовать, чтобы результаты общенародного (местного) обсуждения по этому вопросу учитывались при принятии окончательного решения по данному вопросу(если решение принимается не путем референдума).

     Если  же какой-либо вопрос не подлежит разрешению путем референдума или не набрал необходимого количества голосов для  его постановки на референдум, а  у индивида или группы индивидов возникло желание не просто выразить свое мнение по определенному вопросу, имеющему общественное значение, но и воздействовать на деятельность государственных органов по поводу данного явления общественной жизни, то граждане могут воспользоваться правом петиций, известным законодательству еще с конца 17 века .

     Граждане  Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе, право участвовать в осуществлении  правосудия (ст.32 Конституции РФ). Это  право является новой для российской Конституции нормой. Право на равный доступ к государственной службе означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации по какому-либо признаку. Однако не следует толковать это право буквально. Во всем мире существует система конкурсов, тестирования, собеседований. Так, утвержденное Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года Положение о федеральной государственной службе предполагает прием на государственную службу либо в порядке назначения ,либо в порядке конкурса (пункт 22) , а также регулярные аттестации государственных служащих(пункт 30). Участие граждан России в отправлении правосудия долгое время имело форму выборов народных судей и народных заседателей либо участия в работе суда в качестве судей и народных заседателей. В настоящее время в России осуществляется поэтапное введение института присяжных заседателей, назначаемых путем жребия для участия в рассмотрении конкретного дела и вынесения решения по существу (“виновен - невиновен”) как основы приговора суда.

     Важным  правом , имеющим тесное отношение к участию граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов, никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст.30 Конституции РФ).

     Это право дает гражданам возможность  использовать в указанных целях  различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех  или иных задач.

     Общественные  объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов.

     Право на объединение имеют как российские граждане, так и иностранцы и лица без гражданства (см. часть третью статьи 62), исключением являются политические партии, права на создание которых и участие в которых имеют только граждане России.

     Право на объединение не является абсолютным правом и может подвергаться определенным ограничениям. Ограничения на пользование правом на объединение устанавливаются Конституцией и федеральными законами. Например, на основании статьи 56 Конституции РФ отдельные ограничения права на обьединения могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения.

     Одной из политических свобод, входящих в  правовой статус советского гражданина, является конституционная свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Что понимается под этими терминами. Еще в начале века известный английский ученый А.В.Дайси писал, что, ” право собираться есть не что иное, как результат взгляда судов на индивидуальную свободу личности и индивидуальную свободу слова”.

     Свобода манифестаций как важный элемент  правового статуса гражданина представляет собой взаимосвязанное с другими  правами, свободами и обязанностями  граждан субъективное право, имеющее целью воздействовать на государственные и общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и его выражения по различным вопросам общественной жизни, участия их в управлении жизнью общества и решении конкретных вопросов повседневной жизни.(Ю.А.Дмитриев).

     Правовое  регулирование механизма реализации права граждан на свободу собраний как нельзя лучше иллюстрирует нелегкий путь юридической науки и практики от формально-догматического подхода  к объективно-реалистическому.

Информация о работе Правовой статус личности в РФ