Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 00:53, контрольная работа
Понимание человека как личности объясняет наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, которое отличается от всех иных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. И процесс воспитания происходит только в этом человеческом социуме с участием других людей. В доказательство этому можно привести известные случаи жизни детей выросших в среде животных, так называемых дети – маугли. Они, будучи лишенными, человеческого общения росли в звериных стаях и полностью утрачивали свое человеческое обличие, но не в физическом смысле, а в умственном, моральном, этическом, то есть всеобщих, присущих только людям качеств и способностей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ……………………..5
Междисциплинарное понятие «личность»…………………………….5
. Специфика педагогического подхода к личности…………………...6
ГЛАВА 2 . Процесс развития личности и его факторы………………….11
2.1. Теории развития личности…………………………………………….11
2.2. Факторы развития личности…………………………………………..13
2.3. Роль воспитания в саморазвитии личности………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
Российский государственный социальный университет
филиал
РГСУ в г. Минске
Кафедра
социальной работы
Контрольная работа
по
учебной дисциплине
«Педагогика»
на тему:
«Личность как предмет
воспитания»
Минск, 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ……………………..5
ГЛАВА 2 . Процесс развития личности и его факторы………………….11
2.1. Теории
развития личности…………………………………
2.2. Факторы
развития личности…………………………………
2.3. Роль
воспитания в саморазвитии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Слово «педагогика» в переводе с древнегреческого означает «детовождение». Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась, затем и развилась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. В начале XVII века педагогика была выделена из системы философских знаний английским философом Фрэнсисом Бэконом. Позже как науку её утвердил чешский педагог Ян Амос Коменский. В современном понимании педагогика это многоотраслевая наука, функционирующая и развивающаяся в тесной взаимосвязи с другими науками. Она представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека; особая сфера деятельности по воспитанию и обучению человека; это наука и, одновременно, отрасль человековедения.
Как в древности, так и сейчас центральной фигурой в педагогике является личность человека на разных возрастных этапах. Рождается человек как биологическое существо, а личностью становится в процессе всей жизни, т.е. личность это приобретенное качество. Однако процесс развития личности может быть положительным или отрицательным. И поэтому для правильного направления развития человека в педагогике существует процесс воспитания.
Понимание человека как личности объясняет наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, которое отличается от всех иных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. И процесс воспитания происходит только в этом человеческом социуме с участием других людей. В доказательство этому можно привести известные случаи жизни детей выросших в среде животных, так называемых дети – маугли. Они, будучи лишенными, человеческого общения росли в звериных стаях и полностью утрачивали свое человеческое обличие, но не в физическом смысле, а в умственном, моральном, этическом, то есть всеобщих, присущих только людям качеств и способностей. В будущем эти дети не могли жить в человеческом обществе, т. к. в свое время они не получили тот ценный опыт общения с другими людьми, на пример: с родителями, со сверстниками и т.д.
Российский педагог-демократ К. Д. Ушинский рассматривал воспитание как общественное явление. Он считал, что «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Особое внимание он обращал на влияние непреднамеренного воспитания, влияния общественной среды, «духа времени», его культуры и передовых общественных идеалов. Исходя из этого, несмотря на то, что наш современный мир глубоко и всесторонне развит и изучен, мы до сих пор сталкиваемся с древнейшими социальными проблемами – алкоголизмом, наркоманией, табакокурением, проституцией, и т.д. Поэтому педагогике, наряду с другими науками и дисциплинами, изучающими человека, отводят роль положительного влияния на процесс формирующейся личности человека и воспитание, являясь одной из основных педагогических категорий, имеет особое положение в данном процессе.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ
1.1 Междисциплинарное понятие «личность»
Человек как личность изучается во многих человековедческих науках. Его рассматривают как участника и деятеля, общественных и исторических процессов. Понятие «личность» свойственно только человеку, как члену общества, занимающему в нем определенное положение и выполняющему определенные социальные роли.
Личность (центральное понятие для человековедческих наук) - это человек как носитель сознания, социальных ролей, участник общественных процессов, как существо общественное и формирующееся в совместной с другими деятельности и общении. Личность - особое системное качество человека, которое приобретается при жизни среди людей. Личностью можно стать среди других людей. Личность - системное состояние, включающее в себя биологические пласты и социальные образования на их основе [2].
Личиной в древнем театре называли маску, которую актер надевал на лицо. Маска указывала на ту роль, которую актер играл в представлении. Сейчас, говоря о человеке как о личности, также имеют в виду его роль, но в более широком значении — роль в «театре жизни», в обществе, среди людей.
Эта роль определяется личными достоинствами человека, обозначающими его место, роль в обществе, общественную зрелость. Также личность — это социальная характеристика и оценка человека. В социологии личность оценивается преимущественно по социально-демографическим данным, социальным ролям. В этике личность — носитель нравственных ценностей, чувства долга и ответственности, обладающий совестью и достоинством. В юриспруденции личность — дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и несущий юридическую ответственность за поступки. Личность в психологии — системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей. В этих ипостасях каждый человек предстает как член цивилизованного общества, как гражданин, представитель определенной социальной группы, как созидатель, но у разных людей эти характеристики индивидуализированы. Стать высокоразвитой личностью — значит качественно развить у себя ее неотъемлемые свойства, занять достойное место в жизни, в обществе, реализовать личные возможности [5;60].
Междисциплинарное
понятие «личность» относится к
пониманию его как
Таким
образом, какие бы науки не занимались
проблемой изучения личности, они
ставят на первое место человека как
общественного существа, его индивидуальность
и неповторимость. Поэтому в характеристиках
личности наиболее полно раскрывается
именно общественная сущность человека,
определяющая все явления человеческого
развития, включая природные особенности.
Постольку педагогика занимает весьма значимое место в структуре наук изучающих человека, то она также должна иметь научное представление о его личности. Изучение понятия личности, её развитие и формирование является одной из наиболее сложных проблем в педагогике. Это необходимо, т. к. основным предметом в педагогике являются взаимоотношения между развитием личности и воспитанием.
В педагогике личность — субъект и объект педагогического процесса, творец и участник его целей, задач, содержания, форм и методов и определяющий его эффективность [5;61].
Педагогика должна иметь научное представление о личности учащегося, поскольку ученик - это предмет и одновременно субъект педагогического процесса. В зависимости от понимания сущности личности и ее развития строятся педагогические системы. Поэтому вопрос о природе личности носит методологический характер и имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение [2].
Когда
рождается ребенок, то говорят, что
родился человек как
Таким образом, будучи биологическим
существом, человек в процессе своей жизнедеятельности
вырабатывает и развивает в себе множество
социальных свойств и качеств, которые
характеризуют его общественную сущность.
Вот почему он рассматривается в науке
как биосоциальное существо, как субъект,
т.е. действующее лицо исторической деятельности
и познания. Следовательно, понятие человек
синтезирует (объединяет) в себе как его
биологические, так и социальные (общественные)
свойства и качества [6;68].
Понятие
же личность включает в себя только
социальные свойства и качества человека,
к которым, как показано выше, относятся
речь, сознание, различные привычки
и т.д. и которые делают его
общественным существом. Биологическая
характеристика человека в данное понятие
не входит. Вот почему в философии
отмечается, что сущность личности
составляет не ее борода, не ее кровь, не
ее абстрактная физическая природа
как таковая, а ее социальное качество.
Свойство быть личностью связано
не с физическим бытием человека, а
с его общественными
Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель. А в современной педагогике наиболее удачным считается следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека. Известный философ В.П.Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил [4]:
Личность тем более значительна, чем больше отражает она в своих качествах и деятельности тенденции общественного прогресса, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, в какой мере ее деятельность носит своеобразно- творческий характер. В этом смысле характеристика понятий человек и личность дополняется понятием индивидуальность. Это то особенное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает ей своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения [6;69]. Необходимо различать в личности индивидуальность и индивидуализм. Индивидуализм как особая философия — тип мировоззрения, ставящего безоговорочно интересы отдельного индивида превыше всего. Отличительная особенность индивидуалиста — эгоизм, самовлюбленность, преувеличенное мнение о себе, о своих достоинствах и значении, убежденность в необходимости жить только для себя, игнорируя интересы других людей и общества. Индивидуальность ценна, а индивидуализм аморален, ибо связан с присвоением права жить за счет других [5;66].
Для
полноты характеристики человека как
общественного существа нельзя обойти
понятие индивид. Слово это латинского
происхождения и в переводе на
русский язык означает единичность.
Как понятие оно обозначает отдельного
представителя человеческого
Развитие личности и становление ее свойств — процесс закономерный и причинно обусловленный. Закономерностей много, но все можно свести в три взаимосвязанные группы: возрастные, социально-психологические и деятельностные [5;72].
Возрастные закономерности проявляются в последовательной смене периодов, на которые делится жизненный путь человека: детство, отрочество, юность, зрелый возраст, пожилой возраст, старость. Смена возрастов связана, конечно, с биологическими закономерностями, действующими непреклонно и вызывающими изменения в организме человека, отражающиеся на его психологических особенностях. Помимо чисто анатомических и зрительно наблюдаемых возрастных изменений облика человека, происходят изменения и в его нервной системе [5;72].