Личность как предмет воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 00:53, контрольная работа

Краткое описание

Понимание человека как личности объясняет наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, которое отличается от всех иных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. И процесс воспитания происходит только в этом человеческом социуме с участием других людей. В доказательство этому можно привести известные случаи жизни детей выросших в среде животных, так называемых дети – маугли. Они, будучи лишенными, человеческого общения росли в звериных стаях и полностью утрачивали свое человеческое обличие, но не в физическом смысле, а в умственном, моральном, этическом, то есть всеобщих, присущих только людям качеств и способностей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ……………………..5

Междисциплинарное понятие «личность»…………………………….5
. Специфика педагогического подхода к личности…………………...6
ГЛАВА 2 . Процесс развития личности и его факторы………………….11

2.1. Теории развития личности…………………………………………….11

2.2. Факторы развития личности…………………………………………..13

2.3. Роль воспитания в саморазвитии личности………………………….16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….

Файлы: 1 файл

ЧИСТОВИК по педагогике.docx

— 53.09 Кб (Скачать)

   Гуманистическая психология ориентирована прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм. В 1963 г. Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии [3]:

  1. Человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций.
  2. Человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт.
  3. Человек сознает себя.
  4. Человек имеет выбор, он творит свой собственный опыт.
  5. Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

      Гуманистическая психология (А.Маслоу и др.) утверждает, что становление личности не в  меньшей мере зависит от активности самого человека. Активность понимается как стремление каждого к самоактуализации, познанию себя и высших смыслов существования, к самореализации, часто вопреки  окружающей среде, нивелирующей, подавляющей  индивидуальность. А.Маслоу, К.Роджерс  и др. считают, что помощь человеку, ученику школы состоит именно в том, разбудить его собственные  стремления к самоактуализации, которые, как они думают, изначально ему  присущи. На таком понимании личности и ее развитии в последние десятилетия  строятся воспитательные концепции  на Западе, а в недавнее время и в нашей стране [2].

     В зависимости от активности и внутренней позиции личности по отношению к  средовым и воспитательным (внешним) воздействиям она может формироваться  в самых различных направлениях. Понимание этого явления привело  к тому, что все воздействия  и влияния, которые сказываются  на развитии и формировании личности, стали делить на две группы –  внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития личности. Природные же склонности, и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относятся к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов [6;84, 85].

     Внутренние  факторы, по сути, приобретенные свойства личности, части ее структуры, формируются  под воздействием воспитания в первую очередь. Но в ходе жизни ребенка  сами становятся источником, движущей силой его развития. Этим объясняется  отчасти, что под влиянием одних  и тех же воспитательных и средовых условий ученики вырастают разными. Это ставит вопрос о важности самовоспитания и его связи с воспитанием. Педагогика понимает его так: воспитание вызывает самовоспитание, и чем быстрей, тем лучше [2].

  Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие. Этот процесс приобретает характер саморазвития личности: он происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают у нее положительное внутреннее психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой. Этот сложнейший процесс получил название персонификации воспитания [6;85,86].

     Под персонификацией воспитания понимается – что все внешние социализирующие личность факторы (средовые и воспитательные воздействия) способствуют ее развитию и формированию только тогда, когда они взаимодействуют с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой, а именно, с ее потребностями, мотивами, интересами, убеждениями и т.д., и оказывают на них положительное влияние. Понять роль и функционирование этого взаимодействия в саморазвитии личности – значит, уяснить глубинную сущность процесса воспитания[6;86].

     Организация воспитательного процесса и реализация его целей могут осуществляться в условиях семьи, школы, вуза, музея, партийной фракции, уличной среды, предприятия, зоны заключения. В воспитании, как многофакторном процессе, особенно значимы группы объективных и  субъективных условий. Поскольку вышеозначенный процесс реализуется в системе  отношения «человек—человек», постольку  в нем велика доля взаимной субъективной зависимости воспитателя и воспитанника.  Историческая и мировая практика показывают, что главная цель воспитания определяется как формирование всесторонне  и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной  жизни и деятельности в современном  обществе, способного разделять и  приумножать ценности последнего в  будущем [1;40].

     В целях гармоничного и всестороннего  развития человека осуществляют умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, гражданское, экономическое, экологическое воспитание. В качестве его результатов выступают личностные новообразования, связанные с осознанием и изменением системы мировоззрения, ценностных отношений, позволяющих  выбирать образ жизни и стратегию  поведения, ориентироваться в языке  современной культуры, т.е. всегда оставаться человеком [1;40].

     Таким образом, личность может развиваться в двух направлениях: положительном и отрицательном. Зависит этот процесс от социально-психологических особенностей самого человека, его социального положения и конкретных исторических условий жизни. Задача педагога состоит в том, чтобы правильно запустить механизм самовоспитания. И воспитание здесь выступает как инструмент в процессе развития личности: оно оказывает влияние на внутренний мир человека, стимулирует его активность в работе над собой, то есть в саморазвитии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     При рождении здоровые люди обладают относительно одинаковыми задатками, возможностями. На развитие личности  влияют разные факторы. Началом для развития личности служат биологически наследуемые особенности индивида, которые в последствии сами развиваются под воздействием среды и воспитания – как одного из институтов социализации. Воспитание принадлежит к средовым факторам, отличающийся от других тем, что это управляемый процесс, который может создавать подходящие условия для развития личности. Главным достоинством в воспитании среди всех факторов является именно его направленность и организованность.

     Правильное  воспитание может помочь человеку в приобретении необходимых знаний, умений и навыков, в подготовке его к жизни и труду в обществе, к соблюдению норм и правилам поведения в этом обществе, общению с людьми, взаимодействию с его социальными институтами. Таким образом, развитие личности это процесс, который определяется внутренними и внешними факторами и происходит из-за внутреннего мира человека и от условий внешней среды его жизни. 

     Процесс развития личности у людей происходит по-разному: он зависит от индивидуальности, от социально-психологических особенностей, от социального положения, ценностных ориентаций, самого человека. Также большое значение имеют и конкретные жизненные обстоятельства. Они могут, как тормозить этот процесс, так и благоприятно способствовать его протеканию.

     Единый  механизм биологических и социальных качеств человека показывает, что он существо биологическое и социальное. Развиваясь в условиях изоляции от человеческого общества, человек никогда не приобретет свою личность. Таким образом, развитие личности представляет собой процесс, который подчиняется определенным, объективным закономерностям. За человеком остается выбор пути, по которому он пойдет, главное чтобы он был верным. Воспитание здесь играет решающую роль, оно оказывает влияние на внутренний мир человека, стимулирует его активность в работе над собой. С помощью воспитания можно ослаблять, и нейтрализовывать негативное влияние среды и даже наследственности. Становясь личностью, человеку необходимо формировать и развивать  самого себя. Иначе говоря, главным в воспитании является самовоспитание личности. 

 

     Список  литературы

  1. Бардовская, Н.В.Педагогика: учеб. для вузов / Н.В. Бардовская,

     А.  А. Реан  – СПб.: «Питер», 2000. –304 с.

  1. Воронов, В.В. Раздел второй. Теория воспитания // Педагогика школы в двух словах: эл. версия учеб. пособия.   [Электронный ресурс]. – 2002. – Режим доступа: http://mgou.h11.ru/index.php?page=r691f2d6&directory=6. - Дата доступа: 28.12.2010.
  2. Гуманистическая психология // Викепедия [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki. - Дата доступа: 22.12.2010.
  3. Понятие личности в педагогике и её структура // Сайт по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://educate-person.ru. - Дата доступа: 22.12.2010.
  4. Столяренко, A.M. Психология и педагогика: Уч. пособие для вузов / A.M. Столяренко — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 423 с.
  5. Харламов, И. Ф. Педагогика: учебник / И. Ф. Харламов.– 5-е изд., перераб. и доп. – Минск: Университетское, 1998. – 560 с.
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Личность как предмет воспитания