Личность как предмет воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 00:53, контрольная работа

Краткое описание

Понимание человека как личности объясняет наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, которое отличается от всех иных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. И процесс воспитания происходит только в этом человеческом социуме с участием других людей. В доказательство этому можно привести известные случаи жизни детей выросших в среде животных, так называемых дети – маугли. Они, будучи лишенными, человеческого общения росли в звериных стаях и полностью утрачивали свое человеческое обличие, но не в физическом смысле, а в умственном, моральном, этическом, то есть всеобщих, присущих только людям качеств и способностей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ……………………..5

Междисциплинарное понятие «личность»…………………………….5
. Специфика педагогического подхода к личности…………………...6
ГЛАВА 2 . Процесс развития личности и его факторы………………….11

2.1. Теории развития личности…………………………………………….11

2.2. Факторы развития личности…………………………………………..13

2.3. Роль воспитания в саморазвитии личности………………………….16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….

Файлы: 1 файл

ЧИСТОВИК по педагогике.docx

— 53.09 Кб (Скачать)

     Группа  социально-психологических закономерностей прижизненного развития человека связывает его причинно с влиянием внешних условий. Эти условия многочисленны и разнообразны. Это состояние общества, деятельность всех ветвей власти, органов управления и образования, снабжения и средств массовой информации, общественных организаций и культуры, уровня жизни и состояния преступности и др. Сильно социально-психологическое влияние родителей (особенно в детские годы; в том числе и допускаемых ими ошибок в подготовке детей к взрослой жизни), групп сверстников, школьных коллективов, психологических обстоятельств проведения досуга и т.п. [5;72].

     Деятельностные  закономерности психологического развития человека — это закономерности изменения внутренних условий под влиянием собственной активности. Активность — универсальный закон развития любого живого организма и его свойств. Основное отличие деятельностных закономерностей от возрастных и социально-психологических — в том, что человек находится почти целиком во власти самого себя [5;72].

     Значит, под развитием личности понимается процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств; психологи называют их новообразованиями. Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих направлениях: физиологическое развитие (скелетно-мышечная и другие системы организма), психическое развитие (процессы восприятия, мышления и пр.), социальное развитие (формирование нравственных чувств, усвоение социальных ролей и др.) [2].

     Формирование же выступает как результат развития личности и обозначает ее становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Формировать – значит «придавать форму чему-нибудь... устойчивость, законченность, определенный тип» [6;70].

     Таким образом, рассмотренные понятия имеют существенное значение. В совокупности  между собой они раскрывают и уточняют сущность понятия личности в педагогике. 
 

 

 

ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ФАКТОРЫ

2.1. Теории развития  личности.

В педагогике, как и в других науках изучающих  человека важным является вопрос о  развитии личности. Развитие личности – это одна из важнейших категорий  педагогики и она строит теории о  том, как целенаправленно руководить развитием человека.

     В истории науки широкое распространение  получили так называемые преформистские идеи о развитии личности. Общее, что  объединяет различных представителей этого течения, заключается в  том, что они исходят из идеи о  том, будто бы человек как личность формируется по какой-то изначально заложенной в нем «программе»  и что заложенные в этой «программе»  свойства и качества развертываются в нем спонтанно. Что же касается социальных условий и воспитания, то, хотя их влияние на развитие личности не отрицается, им все же отводится вспомогательная роль, главное же в этом процессе якобы зависит от «внутренней программы» [6;71].

     Преформистские  идеи разделились на два течения [6;72]:

  1. Общество с его катаклизмами и социальными потрясениями действует на личность разлагающе и что только в отрыве от него человек может достичь своего совершенства. «Внутренняя программа» развития личности связывается или с божественным предопределением человека, или с его биологической природой. Этой точки зрения придерживались философы-теологи, к какой бы религии они ни принадлежали. По их мнению, только в вере и приобщении к религии человек может достичь своего совершенства. Разумеется, о каком-нибудь научном обосновании здесь говорить не приходится.
  2. Второе течение в преформизме составляют биологизаторские идеи развития личности. Авторы их стали ссылаться на открытый в 1862 г. немецкими биологами Эрнстом Геккелем и Фрицем Мюллером биогенетический закон: развитие человека повторяет все стадии биологического развития предков. Опираясь на данный закон, представители этого течения пытались доказывать, что человек не только в своем биологическом развитии, но и в личностном формировании повторяет все те стадии, которые люди прошли в процессе своей социальной и духовной эволюции.

     Биологизаторские  взгляды по вопросам развития личности послужили основой для разработки за рубежом особой науки о детях  – педологии, представители которой исходили из идеи наследственной обреченности психического развития личности. Они обратили внимание на изучение зависимости поведения и развития детей от их наследственности. Обследуя детей с определенными отклонениями в поведении и развитии, они пытались выискивать причины отклонений в дефектах наследственности.

     Дефекты связывались с теми или иными  психическими аномалиями предков, например с алкоголизмом, умственным помешательством, проявлениями аморальности и т.д. В  конечном итоге они пришли к выводу, что, поскольку наследственный потенциал ребенка является постоянным, значит, его можно определенным образом измерять. В 1905 г. французские психологи А. Бине и А. Симон разработали набор тестов, т.е. стандартных словесных и практических заданий для измерения «коэффициента умственной одаренности», по нынешней зарубежной терминологии «Ай-Кью» (IQ) [6;74].

     Подобные  тестовые испытания детей в западных странах практикуются до сих пор. Тестовые испытания приносят определенную пользу и позволяют судить об умственном кругозоре и развитии детей, однако это развитие определяется чаще всего  не столько их биологической наследственностью, сколько условиями их жизни и воспитания [6;75]. Поэтому многие ученые выступают против биологизаторских идей о наследственной обреченности развития личности. Они считают, что эти концепции, сводя личностное развитие человека к его природной наследственности, искажают истинные источники и важнейшие факторы этого развития и, с другой стороны, снижают роль воспитания в его формировании [6;76].

     В 20-е и первой половине 30-х гг. педология  развивалась и в СССР. В результате активной деятельности педологов в  школах зачастую нормальные в умственном отношении дети, но по различным  причинам не проявлявшие особых успехов  в учении или нарушавшие иногда требования дисциплины, зачислялись в разряд малоспособных или «морально-дефективных». Все это вызывало поток различных  жалоб с мест, и в конечном итоге  педологию объявили лженаукой и  запретили [6;76].

     С преформистскими теориями развития личности не соглашались и подвергали их критике прогрессивные представители  философской мысли (французские просветители-материалисты XVIII в. Гельвеций, Гольбах, Дидро, Вольтер и др.).  Французские материалисты отвергали какие бы то ни было врожденные идеи и наследственное различие людей. Так например, Гельвеций пытался доказывать, что все люди с обыкновенной нормальной организацией обладают одинаковыми умственными способностями. То, что одни достигают вершин культуры, а другие – темные и невежественные, всецело зависит от воспитания. Воспитанием определяются не только умственные способности человека, но и его моральные качества. Гельвеций считал, что определяющими факторами, которые влияют на развитие человека, являются среда и воспитание. По его мнению, несовершенство нравов и невежество людей целиком зависит от государственного устройства и воспитания. Взгляды Гельвеция на развитие и формирование личности были для своего времени, безусловно, прогрессивными. Но эти взгляды были слишком крайними. Он преувеличивал роль воспитания и ошибался, когда отрицал значение наследственности в формировании человека [6;78].

     Прогрессивных мыслей по проблеме развития личности придерживались такие известные  педагоги, как Коменский, Дистервег, Ушинский, и др. Они считали, что  человек формируется под влиянием всего комплекса воздействий, связанных  со средой, наследственностью и воспитанием, отводя последнему определяющую роль [6;78].  

    1. Факторы развития личности.

     При изучении развития личности педагоги должны не только обращать внимание на внешние и средовые факторы и условия которые влияют на формирование личности, но также учитывать и биологическую природу самого человека. 

   Социологически ориентированные направления рассматривают среду как определяющий источник развития человека. Среда это все, что составляет окружение человека. Ученые выделяют некоторые группы средовых факторов (А.В.Мудрик). К макрофакторам относят космос, мир, климат, общество, государство; мезофакторы - отдельные социальные группы людей и институты, школа, средства массовой информации; микрофакторы - семья, сверстники. Развитие и формирование человека под влиянием всех средовых факторов в социологии принято называть социализацией. В педагогике, оно близко к понятию воспитание в социальном значении [2].

     Ученые  обратили внимание, прежде всего на развитие самого общества. Оно возникло и совершенствовалось благодаря человеческой деятельности. Богатство материальной и духовной культуры, созданное трудом и творческими усилиями многих поколений людей, выступает как средство развития и формирования личности как члена общества. Уровень общественного развития и его характер в различные эпохи были разными, что, естественно, определяло и особенности формирования человека. Личность всегда несла и несет на себе отпечаток особенностей общественных условий, в которых она развивается. Прогресс в общественном развитии обусловливает передовые тенденции и в личностном формировании человека. С этой точки зрения беспочвенность преформистских теорий развития личности представляется особенно убедительной [6;79].

     Необоснованной  и по существу антинаучной является также биологизаторская теория развития личности, согласно которой в «биологической программе» якобы фиксируются и  сохраняются все те внешние влияния, которым подвергались предки человека и которые неумолимо определяют его поведение и развитие. Но это  противоречит генетике, которая доказывает, что приобретаемые качества и жизненный опыт человека не фиксируются в его генном аппарате и поэтому не могут передаваться по наследству. Значит, в человеке нет никаких врожденных социальных личностных свойств и качеств, как это пытаются утверждать биологизаторы. Его личностное развитие осуществляется по программе социальной [6;80].

   Биологически  наследуемые особенности индивида только создают почву для развития личности. Они развиваются под воздействием среды и воспитания (одного из институтов социализации). При рождении здоровые люди обладают относительно одинаковыми задатками, возможностями. И только социальное наследование, то есть прижизненное влияние окружающей среды и воспитания обеспечивает развитие [2].

   Сегодня воспитание понимают как [1;39 ]:

   • передачу социального опыта и мировой  культуры;

   • воспитательное воздействие на человека, группу людей  или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);

   • организацию  образа жизни и деятельности воспитанника;

   • воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;

   • создание условий для развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки  в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности.

     Именно  воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с

помощью которого реализуется социальная программа  развития личности, ее задатков и способностей. Таким образом, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как третий существенный фактор развития и формирования личности. Однако, признавая роль этих трех факторов – среды, биологических задатков (наследственности) и воспитания – в развитии человека, существенно важно правильно уяснить то соотношение, в котором находятся между собой эти факторы [6;83].

     Воспитание  выгодно отличается от средовых факторов тем, что это управляемый процесс, который регулирует, создает преднамеренно  условия для развития и адаптации. Это же относится и к обучению как части целостного педагогического  процесса: обучение ведет за собой  развитие. Этот главный закон развития личности, сформулированный Л.С.Выготским, означает, что посредством совместной деятельности и общения формируются  психические функции ребенка, социальные навыки, этические нормы, самосознание и пр. Воспитание среди всех факторов трактуется как наиболее значимый в  развитии личности именно в силу его  направленности и организованности [2].

     Таким образом, сказанное выше позволяет  сделать вывод, что воспитание несет  в себе важнейшую роль в процессе развития, формирования личности. При этом нельзя забывать о влиянии биологических и социальных факторов, которые вместе с воспитанием представляют единые условия для становления личности. 

   
  1. 3. Роль воспитания в саморазвитии личности.
 

     Гуманистическая психология – это самое новое направление психологии, как самостоятельное течение она выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и другие. Современная педагогика, основываясь на положениях этой психологии, предполагает, что с помощью воспитания можно ослаблять, нейтрализовывать негативное влияние среды и даже наследственности самого человека.

Информация о работе Личность как предмет воспитания