Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 00:53, контрольная работа
Понимание человека как личности объясняет наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, которое отличается от всех иных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. И процесс воспитания происходит только в этом человеческом социуме с участием других людей. В доказательство этому можно привести известные случаи жизни детей выросших в среде животных, так называемых дети – маугли. Они, будучи лишенными, человеческого общения росли в звериных стаях и полностью утрачивали свое человеческое обличие, но не в физическом смысле, а в умственном, моральном, этическом, то есть всеобщих, присущих только людям качеств и способностей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ……………………..5
Междисциплинарное понятие «личность»…………………………….5
. Специфика педагогического подхода к личности…………………...6
ГЛАВА 2 . Процесс развития личности и его факторы………………….11
2.1. Теории развития личности…………………………………………….11
2.2. Факторы развития личности…………………………………………..13
2.3. Роль воспитания в саморазвитии личности………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
Группа социально-психологических закономерностей прижизненного развития человека связывает его причинно с влиянием внешних условий. Эти условия многочисленны и разнообразны. Это состояние общества, деятельность всех ветвей власти, органов управления и образования, снабжения и средств массовой информации, общественных организаций и культуры, уровня жизни и состояния преступности и др. Сильно социально-психологическое влияние родителей (особенно в детские годы; в том числе и допускаемых ими ошибок в подготовке детей к взрослой жизни), групп сверстников, школьных коллективов, психологических обстоятельств проведения досуга и т.п. [5;72].
Деятельностные закономерности психологического развития человека — это закономерности изменения внутренних условий под влиянием собственной активности. Активность — универсальный закон развития любого живого организма и его свойств. Основное отличие деятельностных закономерностей от возрастных и социально-психологических — в том, что человек находится почти целиком во власти самого себя [5;72].
Значит, под развитием личности понимается процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств; психологи называют их новообразованиями. Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих направлениях: физиологическое развитие (скелетно-мышечная и другие системы организма), психическое развитие (процессы восприятия, мышления и пр.), социальное развитие (формирование нравственных чувств, усвоение социальных ролей и др.) [2].
Формирование же выступает как результат развития личности и обозначает ее становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Формировать – значит «придавать форму чему-нибудь... устойчивость, законченность, определенный тип» [6;70].
Таким
образом, рассмотренные понятия имеют
существенное значение. В совокупности
между собой они раскрывают и уточняют
сущность понятия личности в педагогике.
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ФАКТОРЫ
2.1. Теории развития личности.
В педагогике, как и в других науках изучающих человека важным является вопрос о развитии личности. Развитие личности – это одна из важнейших категорий педагогики и она строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека.
В
истории науки широкое
Преформистские идеи разделились на два течения [6;72]:
Биологизаторские
взгляды по вопросам развития личности
послужили основой для
Дефекты связывались с теми или иными психическими аномалиями предков, например с алкоголизмом, умственным помешательством, проявлениями аморальности и т.д. В конечном итоге они пришли к выводу, что, поскольку наследственный потенциал ребенка является постоянным, значит, его можно определенным образом измерять. В 1905 г. французские психологи А. Бине и А. Симон разработали набор тестов, т.е. стандартных словесных и практических заданий для измерения «коэффициента умственной одаренности», по нынешней зарубежной терминологии «Ай-Кью» (IQ) [6;74].
Подобные
тестовые испытания детей в западных
странах практикуются до сих пор.
Тестовые испытания приносят определенную
пользу и позволяют судить об умственном
кругозоре и развитии детей, однако
это развитие определяется чаще всего
не столько их биологической
В
20-е и первой половине 30-х гг. педология
развивалась и в СССР. В результате
активной деятельности педологов в
школах зачастую нормальные в умственном
отношении дети, но по различным
причинам не проявлявшие особых успехов
в учении или нарушавшие иногда требования
дисциплины, зачислялись в разряд
малоспособных или «морально-
С
преформистскими теориями развития
личности не соглашались и подвергали
их критике прогрессивные
Прогрессивных
мыслей по проблеме развития личности
придерживались такие известные
педагоги, как Коменский, Дистервег,
Ушинский, и др. Они считали, что
человек формируется под
При изучении развития личности педагоги должны не только обращать внимание на внешние и средовые факторы и условия которые влияют на формирование личности, но также учитывать и биологическую природу самого человека.
Социологически ориентированные направления рассматривают среду как определяющий источник развития человека. Среда это все, что составляет окружение человека. Ученые выделяют некоторые группы средовых факторов (А.В.Мудрик). К макрофакторам относят космос, мир, климат, общество, государство; мезофакторы - отдельные социальные группы людей и институты, школа, средства массовой информации; микрофакторы - семья, сверстники. Развитие и формирование человека под влиянием всех средовых факторов в социологии принято называть социализацией. В педагогике, оно близко к понятию воспитание в социальном значении [2].
Ученые обратили внимание, прежде всего на развитие самого общества. Оно возникло и совершенствовалось благодаря человеческой деятельности. Богатство материальной и духовной культуры, созданное трудом и творческими усилиями многих поколений людей, выступает как средство развития и формирования личности как члена общества. Уровень общественного развития и его характер в различные эпохи были разными, что, естественно, определяло и особенности формирования человека. Личность всегда несла и несет на себе отпечаток особенностей общественных условий, в которых она развивается. Прогресс в общественном развитии обусловливает передовые тенденции и в личностном формировании человека. С этой точки зрения беспочвенность преформистских теорий развития личности представляется особенно убедительной [6;79].
Необоснованной и по существу антинаучной является также биологизаторская теория развития личности, согласно которой в «биологической программе» якобы фиксируются и сохраняются все те внешние влияния, которым подвергались предки человека и которые неумолимо определяют его поведение и развитие. Но это противоречит генетике, которая доказывает, что приобретаемые качества и жизненный опыт человека не фиксируются в его генном аппарате и поэтому не могут передаваться по наследству. Значит, в человеке нет никаких врожденных социальных личностных свойств и качеств, как это пытаются утверждать биологизаторы. Его личностное развитие осуществляется по программе социальной [6;80].
Биологически
наследуемые особенности
Сегодня воспитание понимают как [1;39 ]:
• передачу социального опыта и мировой культуры;
• воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);
• организацию образа жизни и деятельности воспитанника;
• воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;
• создание условий для развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности.
Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с
помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей. Таким образом, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как третий существенный фактор развития и формирования личности. Однако, признавая роль этих трех факторов – среды, биологических задатков (наследственности) и воспитания – в развитии человека, существенно важно правильно уяснить то соотношение, в котором находятся между собой эти факторы [6;83].
Воспитание выгодно отличается от средовых факторов тем, что это управляемый процесс, который регулирует, создает преднамеренно условия для развития и адаптации. Это же относится и к обучению как части целостного педагогического процесса: обучение ведет за собой развитие. Этот главный закон развития личности, сформулированный Л.С.Выготским, означает, что посредством совместной деятельности и общения формируются психические функции ребенка, социальные навыки, этические нормы, самосознание и пр. Воспитание среди всех факторов трактуется как наиболее значимый в развитии личности именно в силу его направленности и организованности [2].
Таким
образом, сказанное выше позволяет
сделать вывод, что воспитание несет
в себе важнейшую роль в процессе
развития, формирования личности. При
этом нельзя забывать о влиянии биологических
и социальных факторов, которые вместе
с воспитанием представляют единые условия
для становления личности.
Гуманистическая психология – это самое новое направление психологии, как самостоятельное течение она выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и другие. Современная педагогика, основываясь на положениях этой психологии, предполагает, что с помощью воспитания можно ослаблять, нейтрализовывать негативное влияние среды и даже наследственности самого человека.