Педагогическая технология воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 09:13, контрольная работа

Краткое описание

Воспитательная технология представляет комплекс моделей, интегрированный на основе локальных условий.
Технология воспитания предполагает целостную реализацию воспитательных задач: формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности (патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов, права и свободы человека, ответственность перед собой и обществом); формирование целостного научного мировоззрения (экологическая культура, вхождение в открытое информационнно- образовательное пространство); разностороннее развитие детей (их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования), создание условий для самореализации личности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
1. Сущность технологии воспитания………………………………………….4
2. Педагогическая технология воспитания как элемент профессионального мастерства……………………………………………………………………….9
3. Профессиональное взаимодействие людей при технологии воспитания..11
Заключение……………………………………………………………………...13
Список литературы……………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 44.62 Кб (Скачать)

 

 


 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Уральский Государственный Экономический Университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

                                           КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

 

                                       по дисциплине: «Педагогика»                                                                       

                              на тему : «Педагогическая технология воспитания»

 

 

 

Исполнитель:

студент группы: ЭПБп-11 СР

 

                                                                Царегородцев Александр Сергеевич

           (Фамилия, имя, отчество студента)

 

                                   _____________

                                                                    (подпись)

 

Преподаватель:

 

___________________________

         (Фамилия, имя, отчество преподавателя)

 

                                   _____________

                                                                  (подпись)

 

 

Екатеринбург 2013г.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………...3

1. Сущность технологии воспитания………………………………………….4

2. Педагогическая технология воспитания  как элемент профессионального  мастерства……………………………………………………………………….9

3. Профессиональное взаимодействие  людей при технологии воспитания..11

Заключение……………………………………………………………………...13

Список литературы……………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На практике теория осуществляется с помощью технологии. Слово «технология» образовано от латинского слова «техне»- мастерство, «логос»- наука.

Любая деятельность может быть либо технологией, либо мастерством. С мастерства всё начинается, технологией заканчивается. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или  поздно оно уступает место «коллективному мастерству», т.е. технологии.

Современная школьная воспитательная система (технология) представляет единство взаимосвязанных элементов: целей, субъекта, деятельности, среды, управления.

Воспитательная технология представляет комплекс моделей, интегрированный  на основе локальных условий.

Технология воспитания предполагает целостную реализацию воспитательных задач: формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности (патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов, права и свободы  человека, ответственность перед  собой и обществом); формирование целостного научного мировоззрения (экологическая  культура, вхождение в открытое информационнно- образовательное пространство); разностороннее развитие детей (их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования), создание условий для самореализации личности.

Актуальность изучения данной проблемы определила выбор темы работы: «Технология  воспитания как педагогическое понятие».

Методы исследования: анализ литературы, обобщение и систематизация материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ  ВОСПИТАНИЯ

За технологией в области  воспитания фактически остаются общие  для всех воспитательные этапы, которые  необходимо преодолеть на пути формирования всесторонне развитой личности.

При технологическом решении проблем  воспитания каждый учитель обязан пройти путь достижения цели, контролируя  и корректируя результаты в заранее  определенных этапах деятельности. Между  этими этапами каждый действует  творчески, в зависимости от конкретных условий и имеющихся возможностей. Нынешняя практика воспитания находится  в переходной стадии- педагоги еще не работают по хорошо отлаженной научной технологии, но уже постепенно отходят от замкнутого на индивидуальность интуитивного решения воспитательных задач. В воспитательную работу внедряются апробированные, приносящие пользу технологические находки: разработка спецкурсов, элективных курсов и др. В практической технологии воспитательный процесс осуществляется через комплексный подход [2, c.78].

Это означает единство целей, задач, содержания, методов, форм, средств воспитательного  взаимодействия и воздействия.

Требования к комплексному подходу: воздействие на воспитанников по трем направлениям - на сознание, чувства, поведение; положительный результат  достигается при органичном слиянии  воспитания и самовоспитания личности; единство и координация усилий в  воспитании учащихся семьи, школы, учреждений дополнительного образования, литературы и другие; одновременное осуществление  задач умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания; системный подход к управлению. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними.

 

 

 

 

 

Факторы технологии воспитания:

1. Сложившийся образ жизни школьника,  который может содействовать  развитию заданных качеств или  противодействовать ему;

2. Условия жизни, которые содействуют  становлению образа жизни в рамках города.

3. Средства массовой информации  и пропаганды;

4. Уровень развития и условия  жизни коллектива, непосредственно  влияющие на личность школьника  (ВС, нравственные нормы, психологический  климат).

5. Нормы взаимоотношений, сложившиеся  в первичных коллективах, положение  школьника в системе коллективных  отношений;

6. Индивидуальные и личностные  особенности воспитанника.

Являясь составной частью воспитательной работы, педагогическое общение представляет собой взаимодействие учителя с  учениками и со всеми участниками  педагогического процесса, состоящее  в установлении контактов, обмене информацией, в организации совместной деятельности. Педагоги часто делают грубые ошибки в общении, в собственном поведении, что порой приводит к психологическим  травмам у учащихся, их родителей, коллег по школе. Причин тому много. Главная, состоит в том, что в педагогическом вузе не учат психологии общения. Неподготовленность учителя выражается в том, что у него часто нет контакта с учениками, доверительных отношений. Педагоги не могут правильно выходить из конфликтных ситуаций, вести индивидуальную работу не только с учащимися, но и с родителями [6, c.17].

Воспитательная технология представляет комплекс моделей, интегрированный  на основе локальных условий.

 

 

 

 

Классификационная характеристика:

1. Уровень и характер применения

Метатехнология- как государственная образовательная политика; отраслевая – как технология управления образовательной системой; модульно- локальная технология обучения и воспитания.

2.Философская основа

Амбивалентная, многокультурная

3.Методологический подход

Демократический, социокультурный, деятельностный

4 .Ведущие факторы развития

Психогенные

5.Научная концепция освоения  опыта

Интериоризаторская , развивающая

6.Ориентация на личностные сферы  и структуры

1)СЭН –сфера эстетическо–нравственныхх качеств,

2)СУМ – самоуправляющих механизмов  личности.

7.Характер содержания и структуры

Светский, гуманитарный, валеологический, экологический, гибкий, проникающий.

8.Вид социально- педагогической деятельности

Социализации, поддержки, адаптации, коррекции, культурологическая

9.Тип управления социально- воспитательным процессом

Программного, самоуправления, самовоспитания, создание компьюторного управления

 

 

10.Преобладающие методы

Творческие, диалогические (интерактивные), деятельностные, саморазвития, мультимедиа

11.Организационные формы

Альтернативные: открытые, клубные, интегративные, индивидуальные

12.Преобладающие средства

Действенно-практические, продуктивные.

13.Подход к ребенку и характер  воспитательных взаимодействий

Сотрудничество, сотворчество, свободного воспитания, деятельностный, личностно-ориентированный, арттехнологии.

14.Направление модернизации воспитательной  системы.

Модернизация на основе гуманизации и демократизации отношений, активизации деятельности, организации и методической аранжировки, усиление социовоспита тельных функций, самовоспитания.

15. Категория объектов

Все категории с диффенренциацией по уровню, по интересам [5, c.21].

Целевые ориентации.

1 уровень - цели государственной  образовательной политики,которые

определены Законом РФ « Об образовании», «Федеральной программой развития образования  в России на 2000-05 гг.», « Национальной доктриной образования РФ», «концепцией  структуры и содержания общего среднего образования (в 12- летней школе)», «Концепцией  модернизации российского образования  на период до 2010года:

- формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности ( патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов, права и свободы человека, ответственность перед собой и обществом);

 

- формирование целостного научного  мировоззрения (экологическая культура, вхождение в открытое информационнно-образовательное пространство);

- разностороннее развитие детей  (их познавательных интересов,  творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования), создание условий для самореализации личности.

2 уровень - региональные социально- воспитательные цели, ориентированные на национальную, этническую региональную культуру как среду, питающую духовное и нравственное развитие ребенка, где семье отводится приоритетная роль в воспитании детей:

Главная - создание единого воспитательного  пространства, где налицо социально- педагогические условия:

Приоритетность воспитания в деятельности субъектов поселковой социальной политики.

Интеграция ресурсов среды для  оптимального использования ее воспитательного  потенциала и обеспечения многообразия пространств самореализации субъектов.

Сформированность и развитие системы социального партнерства.

Включенность субъектов поселковой среды в реализацию задач воспитания.

Сформированность и развитие локальных воспитательных систем разного уровня.

Приоритетность технологий, обеспечивающих педагогическую поддержку и помощь семье в воспитании и развитии индивидуальности детей.

3 уровень - цели развития школы,  касающиеся средств и способов  воспитания, создающие комплексную  программу развития:

Включение учащихся в различного рода творческую деятельность с использованием форм.

Формирование доминанты саморазвития и самосовершенствования личности.

 

Развитие какой-либо субкультуры  детей и подростков в рамках создания реального культуротворческого процесса.

Приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников, к традициям и народным ремеслам.

Включение школьников в современные  формы хозяйствования ( участие в создании технических и коммерческих проектов).

Организация культурно-досуговой  деятельности в воспитывающей среде  социально- педагогического комплекса «Внешкольник».

4 уровень - цели как планируемые  результаты развития личности  школьника, отражающиеся в модели  личности выпускников школы.

На новый период они сформулированы как цели социализации школьников, на основе компетентностного подхода:

Научить учиться. Результат - образованный и творческий выпускник.

Научить жить. Результат - адаптивный и самостоятельный выпускник.

Научить работать и зарабатывать. Результат - успешный выпускник.

Научить жить вместе. Результат - демократ, гражданин, гуманист [5, c.23].

Основу содержания воспитания составляют: общее образование, основы социальной и культурной компетенции.

Воспитание творит культуру личности человека: культуру как общечеловеческий феномен; культуру личности как некоторую  целостность; субъектный опыт личности как совокупность личных ценностей.

В процессе воспитания происходит овладение  культурой общества, ее духовными  ценностями

В детском возрасте формируется  базовая культура личности, без которой  немыслима духовно развитая личность. Содержание базовой культуры возможно представить приоритетными направлениями (О.С. Газман):

– культура жизненного самоопределения;

– культура семейных отношений;

 

– культура труда и экономическая  культура;

– политическая, демократическая  и правовая культура;

– интеллектуальная, нравственная и  коммуникативная культура;

– экологическая культура;

– художественная культура;

– физическая культура.

Ядром культуры личности является ее духовность- способность к культурной идентификации, выбору культуросообразного образа жизни.

Усвоение и освоение культуры, общечеловеческих ценностей, выстраивание отношений  с окружающим миром и реализация себя в этой системе формируют  структуру субъектного опыта  личности (Е.В.Бондаревская).

Информация о работе Педагогическая технология воспитания