Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 21:21, реферат
Не следует думать, что нравственность закладывается в человека с момента его появления на свет: ее он осваивает, ею овладевает, ее творит самостоятельно всю свою жизнь. Более того, новорожденный— всего лишь индивид, представитель рода человеческого. А вот станет ли он Человеком Высокой Нравственности, станет ли Личностью, зависит только от жиз¬ненных обстоятельств и его самого. Все определяется воспи¬танием и самовоспитанием.
1. НРАВСТВЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Не следует думать, что нравственность закладывается в человека с момента его появления на свет: ее он осваивает, ею овладевает, ее творит самостоятельно всю свою жизнь. Более того, новорожденный— всего лишь индивид, представитель рода человеческого. А вот станет ли он Человеком Высокой Нравственности, станет ли Личностью, зависит только от жизненных обстоятельств и его самого. Все определяется воспитанием и самовоспитанием.
Личность — человек, имеющий, наряду с общими для всех людей чертами, и свои собственные, отличительные качества и характеристики: авторитет, силу воли, отзывчивость, трудолюбие, настойчивость, высокий интеллект, нравственную культуру и т. д.
Формирование личности происходит в конкретной социокультурной среде: в данном обществе, в этой семье, школе,
ПТУ, при наличии комплекса культурных и спортивных сооружений, общественных организаций, объединений, различного рода кружков по интересам. Все эти компоненты среды включаются в процесс нравственного формирования личности, являются его объективными условиями. Но есть еще и субъективный, то есть зависящий от воли людей и каждого человека в отдельности, фактор — воспитание и самовоспитание.
Нравственное воспитание — одно из основных направлений (наряду с политическим, эстетическим, религиозным и др.) воспитательной деятельности. Оно включает в себя, во-первых, то моральное содержание, что присуще любому виду воспитания (трудовому, патриотическому, семейному и т. д.), поскольку нет жизнедеятельности, нейтральной к морали, и, во-вторых, собственное, исключительно морального характера воспитание.
Суть первого, синтезирующего, общеморального канала нравственного воспитания состоит в том, что нравственные цели, задачи, мотивы, качественные характеристики обязательно содержатся в конкретных сферах нашей жизнедеятельности: в учебе, труде, спорте, научно-техническом, художественном творчестве, политике и т. д. Как говорилось нами ранее, нет деятельности и общения, поступков, свободных от морали, от нравственной культуры. В этом жизненном самодвижении нецелесообразно, да и вряд ли возможно, отводить специальное время для нравственного воспитания. Как говорится, сама жизнь воспитает. Здесь важно разумно использовать объективные и субъективные условия для морального возвышения личности, которая, как правило, пытается самораскрыться, самоутвердиться, самореализоваться, самоусовершенствоваться. К примеру, должный уровень нравственного воспитания как такового в учебном коллективе обеспечивается при условии, если оно будет комплексным и систематическим, не упускающим главной цели: сформировать личность патриота, труженика, творца жизни, семьянина, нравственно воспитанного человека. Эта цель отвечает потребностям и общества, и самой личности. Такой уровень предполагает сбалансированность работы в учебное и внеучебное время, массовых и индивидуальных форм, потоков воспитания и самовоспитания.
Собственно моральное воспитание ставит своей целью сформировать нравственно возвышенную, одухотворенную личность, с высокой внутренней культурой, человека, живущего по законам совести и чести, долга и справедливости. Оно направлено на то, чтобы личность усвоила основные этические понятия (добра, смысла жизни, достоинства человека
и др.), знала о предъявляемых к ней обществом и семьей нравственных нормах и требованиях, принципах морали, моральных кодексах, об этикете, должном поведении, умела все это анализировать и осмысливать, принимать самостоятельные решения в различных жизненных ситуациях. Кратчайший путь к тайникам сознания личности— через ее нравственные чувства: любовь, жалость, дружбу, сострадание и т. д. Органический сплав морального сознания и чувств побуждает человека к добрым поступкам, деятельности, очеловеченным отношениям, что, в свою очередь, способствует формированию моральных качеств личности: целеустремленности, доброты, порядочности, отзывчивости, простоты, вежливости, уважения к старикам и т. д. Высоконравственные мысли и чувства порождают благородные мотивы (служить обществу, оказывать милосердие, добиться профессионализма, материального благополучия и т. д.), без которых, как отмечалось ранее, не может быть и нравственной деятельности, и жизни в целом.
Основными методами нравственного воспитания являются убеждение и принуждение, научение, заряжение, подражание, личный пример воспитателя. Последний чаще всего оказывается наиболее действенным, поскольку в его основе лежит единство слова и дела авторитетного человека (моралиста).
Может, что-то из сказанного в этом последнем пункте вам покажется непонятным или даже лишним, поскольку, решите вы, учащиеся, относится к нам, воспитателям. Однако подумайте над следующими словами: воспитываем-то не только мы вас, а и вы сами друг друга, хотя, возможно, и не подозреваете этого. Более того, дома вы, старшие, воспитываете своих младших — братика, сестричку. А часто, общаясь с бабушкой или дедушкой, и на них оказываете влияние... Разве не так? Если же задумаетесь над тем, что скоро, после окончания школы, некоторые из вас окажутся социальными педагогами, то есть теми, кто работает вожаками молодежи в учебных заведениях, по месту жительства и т. д., то не такими уж абстрактными будут все эти рассуждения. Однако продолжим тему разговора.
Нравственное воспитание можно считать эффективным лишь в том случае, если оно сформировало у воспитуемых, то есть у вас, потребность в самовоспитании, нравственном самосовершенствовании. Стать высокоморальным только под давлением внешних обстоятельств, извне, по принуждению невозможно. Нужна, как мы уже говорили, свобода личности, свобода ее выбора, без чего не может быть ни моральных побуждений, ни персональной ответственности индивида за свое поведение. У нравственно воспитанного человека высоко раз- вита самокритичность, обострены чувства совести и справедливости. Он все же руководствуется идеалом и, насколько в ого силах, стремится приблизиться к нему. Однако он видит, что достичь его в полной мере невозможно, поскольку, к сожалению, пока вся реальная жизнь далека до социального совершенства. Но уже сама попытка возвышает и облагораживает его. И тем не менее человек терзается мыслями: а все ли он лично сделал для того, чтобы изменить окружающий мир и себя; искренним ли он был в своих намерениях и побуждениях, не обидел ли он кого-нибудь, того не желая, не сделал ли им худа, не принес ли себе и другим вреда? Только самонадеянным существам все кажется простым и понятным, не требующим дополнительных размышлений и усилий, а в случае неудачи им свойственно винить окружающих, но не себя.
Тот,
кто всю жизнь занимается нравственным
самоусовершенствованием, не станет отрицать
важности нравственных критериев в оценке
своих и чужих поступков, будет признавать
только благородные цели для себя и других,
нравственные средства их достижения.
Он научится ставить себя на место других,
когда речь идет о своем или их благе; поступать
честно и справедливо в делах больших
и малых; будет пытаться противостоять
низменным страстям, искушениям, мелочным
обидам. В любой ситуации нравственно
воспитанный человек не унизит своего
достоинства и чести другого, не станет
лицемерить и заискивать, добиваясь выгоды
для себя. Достичь этого в наибольшей мере
можно лишь тогда, когда человеческая
жизнь, сам Человек воспринимается как
высшая ценность государства, общества,
семьи, личности. Для этого и необходимо
духовное возрождение и общества, и личности.
2. ПОНЯТИЕ БОЛЬШОЙ И МАЛОЙ РОДИНЫ
Куда бы судьба ни заносила, каких бы высот человек ни достиг, будь он очень богат или беден, он не может забыть самого дорогого — матери и отца, родных и близких, отчего дома, родного края. Для одного важнее широких степей ничего нет, для другого — «лучше гор могут быть только горы», для третьего— пойменные луга и перелески, а кто-то не представляет себя вне большого города... Как говорится, каждый кулик свое болото хвалит. И это прекрасно, ибо такие чувства— часть его любви к Родине, его патриотизма как морального принципа.
Патриотизм (от греч. раtris— родина) — высокое и святое чувство; это моральный принцип, включающий: уважение к историческому прошлому и традициям народов, населяющих территорию данной страны; гордость за ее экономические, социальные и культурные достижения; заботу об интересах, независимости и будущем своего народа; стремление к национальной независимости и свободе страны и личности; любовь к ближним, родным местам.
У каждого человека должно быть понимание того, что родину надо воспринимать в двух органически взаимосвязанных аспектах: во-первых, это место своего рождения, во-вторых, родная страна, Отечество, Отчизна. Наилучший путь познания, принятия, восприятия больших просторов и духа народов всей страны лежит через глубокую любовь к своей малой родине: селу или городу, тропинке в поле или горах, родному дому, школе, народу и его языку, морали, культуре. Сердце человека с детских лет искренне предано кому-то или чему-то родному и близкому. Постепенно, по мере его выхода «в большой свет», он поднимается до понимания того, что и кто-
то другой, подобно тебе самому, тоже способен на схожие чувства и переживания, на национальное достоинство и честь, свободу духа, и что такое состояние души и сердца надо ценить, уважать, поддерживать. Не возвысишься до восприятия своей страны как любимого и дорогого Отечества, Родины — не станешь беречь и нашу голубую планету Земля как колыбель человечества.
Любовь к малой родине — изначальное общечеловеческое понятие в моральном кодексе личности. Находясь вдали от нее, она тоскует, скучает по родным и близким, которые снятся по ночам, всегда мысленно рядом, вместе. Такое устойчивое морально-психологическое и эмоциональное состояние и называется ностальгией (греч. nonstos — возвращение плюс аlgos — страдание, боль) — любовью к родным и близким, Родине. Она вовсе не свидетельствует об узконационалистических или эгоистических устремлениях, когда преданность своему народу, восхищение его языком, нравами и культурой настолько гиперболизуются, что заслоняют общечеловеческие интересы, не признаются естественные права и свободы соседей, представителей иных наций, расы, вероисповедания.
Патриотизм неотделим от принципа этнического добрососедства, интернационализма как чувства. Напрасно некоторые из вас считают интернационализм, как это утверждается иными политическими лидерами современности, каким-то идеологическим штампом, навязанным нам извне тенденциозными деятелями прошлого. Слово inter (латинское) означает «между»; natio (nationis) — народ. Итак, словосочетание —-международный, межнациональный. Если есть сосед, существуют межсоседские отношения, две личности — межличностные; две или несколько национальностей— межнациональные; народы — международные. Следовательно, принципы взаимоотношений между представителями различных этнических (греч. ethnikos: связанный с принадлежностью к какому-нибудь народу) общностей — белорусов, русских, казахов, грузин и т. д., наций, национальностей называются интернациональными. Они основаны на уважении психологии, культуры, языка, свободы духа, национальных интересов своих и других народов; на признании территориальных границ, независимости обособленных отечеств. Надо уметь торговать, помогать в трудное время, по-дружески относиться к соседям и дальним народам. Угнетая, притесняя, присваивая труд представителей иных народов и наций, невольно, объективно, по логике самой жизни принижаешь и своих, родных по духу и крови, представителей этноса, нации. Тебя будут бояться, по возможности — обходить, обманывать, уважать не станут, дружить с тобой униженные и оскорбленные не будут. А раз тебя не уважают, значит, ты не заслуживаешь уважения, не дорос до возвышенной в нравственном отношении личности, лидера.
К великому сожалению, и на вашу долю выпали исторические испытания, которых могло и не быть. Речь идет пока о наблюдениях, связанных с межэтническими конфликтами некогда дружных соседей-народов. А если вам приходилось хоронить родного брата или встречать его израненного и искалеченного, то уже приходится говорить и вашем горе, беде, ваших страданиях. Уже на вашей детской памяти запомнились адреса этих трагедий — Приднестровье, Нагорный Карабах, таджикская приграничная полоса, Чечня, «защита Белого дома», грузино-абхазская граница — вот далеко не полный перечень «горячих точек» на территории СНГ. Не будем сейчас касаться «большой политики», исторических, экономических и политических корней и причин конфликтов. Дадим только моральную оценку. Если руководители, какими бы мотивами они ни руководствовались, не могут «поддерживать конституционный порядок», мирное добрососедство никакими иными, кроме военных, средствами и методами, им нет нравственного оправдания. Они тоже или националисты, или шовинисты, или просто узкоограниченные деятели. Перессорить народы легко, трудно примирить. У человека, какой бы национальности он не был, от рождения есть главное, только ему принадлежащее, право — право на жизнь. Ради этого его и пригласили в этот мир. Так почему же отдельные лица или даже собрание лиц (военный совет; совет обороны; командование), не исчерпав возможностей разрешить возникшие конфликты мирными средствами, спешат их ликвидировать с применением силы? Если руководитель той или иной страны «получает соответствующие полномочия» от народа, то это не значит, что он не несет ответственности за его судьбу, судьбы соседей, наши с вами жизни. С моральной точки зрения нет и не может быть большего зла на земле, чем войны, будь они большие или малые, «локальные». Ведь есть суд истории. Как оказывается, позже люди узнают, что «мудрые вожди» нередко сами провоцировали международные конфликты, столкновения на национально-патриотической почве. А страдали народы, гибли миллионы или тысячи простых людей... Где уж тут до естественного права на жизнь, когда человек «винтик», «кирпичик», «пушечное мясо»?! При этом и сам-то человек морально растлевается, ибо начинает думать, что он — представитель Богоизбранного народа, высшей расы, нации, иначе говоря — шовинист, от которого полшага до фашиста. Как говорится, не доведи Господь вас ни до крайнего национализма, ни до его сородича— шовинизма; не дожить бы вам до того, чтобы стать непосредственными участниками разборок политических лидеров на националистической волне и нравственном недомыслии. Этим озабочены различного рода общественные движения — ветеранов войны и труда, матерей, гуманистов и др. Что же касается каждого из вас лично, то в ваше сознание, ваши чувства, ваши принципы должны навсегда войти чувства дружбы, взаимопомощи, солидарности, добрососедства всех людей планеты, независимо от того, представляют ли они «великие» или «малые народы». Долг великих и сильных помогать меньшим и слабым, чтобы они не только не исчезли с лица земли, но и развивались, процветали. Тогда люди смогут собираться на совместные праздники со своими трудовыми и культурными достижениями, дарами природы и творением ума и рук человеческих, со своими песнями, стихами, танцами... Дружить, помогать, торговать, ездить в гости и принимать гостей — вот какие простые и в то же время важные принципы морали, по которым обязаны жить люди и народы.