Духовно- нравственное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Современный уровень нравственного воспитания подрастающего поколения оставляет желать лучшего. Без этой важнейшей составляющей воспитания не может быть Человека с большой буквы. Уже все мировые практики показали плачевность результатов низкого нравственного воспитания. В наше время школы особенно нуждаются в конкретных данных, характеризующих уровень нравственного поведения учащихся в том или ином возрасте, их возможности для достижения высокого уровня нравственного развития. Овладение своим поведением в соответствии со знаниями о нравственности означает проявление общего мировоззрения учащихся, умение руководствоваться им в конкретных делах, поступках.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Психолого – педагогические аспекты формирования нравственных качеств у подростков в процессе трудовой деятельности. …………………..5

1.1. Сущность и особенности формирования нравственных качеств у подростков……………………………………………………………………....5
1.2. Формы и методы формирования нравственных качеств у подростков в процессе трудовой деятельности. ……………………………………………12

Глава 2. Практическая часть…………………………………………………..21

2.1. Обобщение опыта…………………………………………………………21

Заключение……………………………………………………………………..30

Список используемой литературы…………………………………………...34

Приложение………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая исправленная 2003 вариант.doc

— 227.00 Кб (Скачать)


42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



42

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

 

Глава 1. Психолого – педагогические аспекты формирования нравственных   качеств у подростков в процессе трудовой деятельности. …………………..5

 

   1.1. Сущность и особенности формирования нравственных качеств у подростков……………………………………………………………………....5

   1.2. Формы и методы формирования нравственных качеств у подростков в процессе трудовой деятельности. ……………………………………………12

 

Глава 2. Практическая часть…………………………………………………..21

 

2.1. Обобщение опыта…………………………………………………………21

 

Заключение……………………………………………………………………..30

 

Список  используемой литературы…………………………………………...34

 

Приложение…………………………………………………………………….36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

        Современный уровень нравственного воспитания подрастающего поколения оставляет желать лучшего. Без этой важнейшей составляющей воспитания не может быть Человека с большой буквы. Уже все мировые практики показали плачевность результатов низкого нравственного воспитания. В наше время школы особенно нуждаются в конкретных данных, характеризующих уровень нравственного поведения учащихся в том или ином возрасте, их возможности для достижения высокого уровня нравственного развития. Овладение своим поведением в соответствии со знаниями о нравственности означает проявление общего мировоззрения учащихся, умение руководствоваться им в конкретных делах, поступках.

       Нравственное поведение, в основе которого лежит различная степень активности, необходимой для исполнения принятых этических норм, претерпевает в своем развитии значительные изменения. Начиная с готовности к воспитательным воздействиям, этапы формирования нравственного поведения характеризуются далее сознательной регуляцией своей деятельности, выбором нравственных поступков, а затем систематической работой, направленной на изменение не только отдельных недостатков поведения, но и черт характера, т.е. самовоспитанием.

Как указывал Л.С. Выготский, «ребенок овладевает всеми другими формами поведения, овладев стимулами, а система стимулов является социальной силой, даваемой ребенку извне». Один из таких важных стимулов – нравственные убеждения, приобретенные за жизненный период…

Воспитание  детей  и  молодежи  в   современном   российском   обществе реализуется в условиях  экономического  и  политического  реформирования, в силу, которого существенно  изменилась  социокультурная  жизнь  подрастающего поколения. Поэтому тема "Формирование нравственных качеств у подростков в процессе трудовой деятельности" актуальна в условиях рыночных отношений. Очень  важно  развивать  у  молодых людей духовную потребность в труде, умение преодолевать трудности, чувство ответственности, долга, заинтересованности в их будущем.

Объект исследования -  учебно – воспитательный процесс на уроках технологии.

Предмет исследования - формирование нравственных качеств у подростков в процессе трудовой деятельности.

Целью  исследования - изучение особенностей формирования нравственных качеств у подростков в процессе трудовой деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- проанализировать  психолого-педагогические аспекты формирования нравственных качеств у подростков в процессе трудовой деятельности;

- рассмотреть особенности формирования нравственных качеств у подростков;

- определить формы и методы формирования нравственных качеств у подростков в процессе трудовой деятельности;

- обобщить опыт работы учителей технологии по формированию нравственных качеств у подростков.

Методы исследования: анализ источников, обобщение, синтез, индукция, дедукция.

    Во введении дано обоснование выбора темы, сформулированы цель и  задачи исследования. В основной части дан обзор  современной  педагогической  литературы  по проблеме,  освещаются  формы  и  методы  нравственного  воспитания  в  труде учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 



 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 



 

 

 

1.1.           Сущность и особенности формирования нравственных качеств

у подростков.

 

 

        Нравственное воспитание как педагогическое явление направлено на развитие и укрепление механизмов, организующих и регулирующих нравственную жизнь школьников, их жизнедеятельность. Процесс нравственного воспитания подростков  в образовательном учреждении предполагает овладение личностью необходимой суммой этических знаний, их осмысление через эмоционально-образное представление и практическое опробование норм морального поведения, что влияет на развитие культуры нравственно ориентированного мышления и поведения воспитанников.

       Сам процесс нравственного развития школьников следует рассматривать как постепенное достижение гармонии и психолого-педагогического единства развивающего действия эмоционально-чувственной и интеллектуально-рациональной сфер личности, обеспечивающего накопление, осознание и развитие школьником эмоционально пережитых и личностно принятых этических норм поведения. Логика данного процесса предполагает направленность на совершенствование и реализацию всей совокупности моральных ориентиров и ценностно значимых смыслов жизнедеятельности человека в образе жизни школьников [3;23].

      Всё это требует чёткого вычленения психолого-педагогических принципов организации процесса нравственного воспитания школьников, которые базируются на двухмерной позиции ученика, выступающего в роли объекта воспитания и субъекта организуемого воспитательного процесса. И это очень важно, поскольку действенность организуемого процесса зависит от характера взаимодействия этих позиций, в котором необходимо обеспечить развивающее нравственные основания ребёнка движение от позиции объекта к всё более выраженной и осознаваемой самим учеником позиции субъекта.

  В соответствии с этим важнейшим психолого-педагогическим принципом организации процесса нравственного воспитания является его последовательная поэтапность. Внутри каждого этапа также заложены в соответствии со стоящими задачами и обеспечивающие их принципы и методические подходы.

На первом этапе, когда субъектность ученика сравнительно невелика, педагог стремится вызвать его интерес к нравственному знанию, способствовать развитию моральных устремлений и потребностей личности. Достигает он этого с помощью широкого спектра насыщения школьников нравственными знаниями, эмоционально и деятельностно окрашенными формами их включения в игру, упражнение, размышление, диалогическое взаимодействие, практические формы деятельности с учётом возрастных особенностей детей, их уровня воспитанности.

На втором этапе, когда наблюдается расширение сферы субъектного начала личности школьника, необходимо эмоционально-образное сосредоточение учеников на нравственно ценных ориентирах их жизнедеятельности через накопление эмоциональных реакций, проявлений, действий, утверждающих нравственное начало личности. Усиление эмоционального начала в реакциях на других людей психологи связывают с культивированием гуманности. Этому способствует разбуженная эмоциональная сфера ученика, которая включает его в позитивную канву построения своих контактов и отношений с окружающими. При этом нравственное чувство и нравственное сознание как опосредствующие духовные звенья во взаимодействии и общении школьников приведут к конкретизации и обоснованию собственной нравственной позиции ученика как на этических занятиях, так и в повседневной жизнедеятельности.

      На третьем этапе на основе концентрации развившихся моральных представлений и чувств, формирующегося нравственного опыта поведения на максимально используемых педагогом и стимулирующих внутренние усилия школьников ситуациях нравственного выбора субъектная позиция ученика актуализируется. Нравственный выбор и связанные с ним приоритеты направлены на становление жизненно важных смыслов, поскольку учащимся важно выработать своё субъектное их основание. Происходит как бы саморазвёртывание нравственных свойств личности, формируются и развиваются движущие силы её субъектного начала.

     Четвёртый этап, направленный на создание педагогических условий для нравственной рефлексии, ведущей к самоопределению школьников, самооценки через актуализацию нравственного потенциала личности, утверждения через оценку других положительного начала личности каждого, характерен развитием нравственного отношения к самому себе, уважения к своим человеческим достоинствам, осознания себя равным другим и рождением ответственности за последствия своего поступка, поведения.

     На этом этапе следование нравственным принципам и нормам поведения обусловлено внутренним принятием их личностью.

  Формирование  нравственных   черт   старшеклассников,   таких   как справедливость, совестливость, коллективизм, честность,  скромность, гражданственность [10;58].

    Что же в себе содержат эти нравственные качества?

     Справедливость – объективная сторона личностно-деловых качеств

людей  и  их  деятельности,  признание  их  индивидуальности,  открытость  к

общению, самокритичность.

     Коллективизм  –  это  такая  организация  труда,  посредством   которой

соединяются   индивидуальные,    групповые    и    общественные    интересы,

ориентирующие  работника  на  достижение  конечных   общественных   полезных результатов,  способствует   заинтересованности   в   труде,   придает   ему положительный  социально-нравственный смысл.

    Умение работать в коллективе предполагает стремление  работать  сообща,

готовность  прийти  на  помощь  товарищам,   дисциплинированность,   чувство ответственности за общее дело,  высокую  требовательность  к  себе,  чувство личной ответственности за результаты своего труда перед коллективом.

     Честность – моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности, самоотдачи в  работе,  умение  говорить  правду  "в  глаза", требовательность к себе и к другим.

     Скромность – исполнительность, критическое отношение к своим заслугам и недостаткам.

    Гражданственность – личная ответственность перед обществом, людьми.

Воспитание культуры труда во всех ее проявлениях  (профессиональной,

эстетической, экологической, правовой и др.)

     Трудовая  культура  требует  выработки  следующих  основных   навыков:

правильно содержать рабочее место и инструменты, умело  планировать  работу, правильно  использовать  различную  техническую   документацию,   добиваться высокого качества работы, экономить время, беречь материалы и инструменты.

     Формирование осознанного, творческого отношения к труду, стремления

и   умения   постоянно   совершенствовать   свое   профессиональное

  мастерство. Воспитание   самостоятельности,   инициативности,    формирование готовности творчески различать проблемные ситуации,  старательно  и активно участвовать в управлении производством.

     Понимание его высокого экономического и нравственного значения  способствует овладению трудовыми умениями и  навыками,  закаляет  волю,  что  в  конечном итоге  и  формирует  трудолюбие,  а  также  бережливость  как   нравственные качества, помогает жизненному самоопределению в каждом возрасте.

 



 

     Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, каждый возраст имеет свои особенности и сложности. Не является исключением и подростковый возраст. Подростковый возраст - определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. В западной культуре он постоянно удлиняется, и

 



 

полного согласия по поводу сроков его начала и завершения нет. Обычно подростковый период рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью, причем проходит он для каждого по-разному и в разное время, но, в конце концов, большинство подростков обретают зрелость. В этом смысле подростковый период можно уподобить переброшенному между детством и зрелостью мосту, по которому каждый должен пройти, прежде чем стать ответственным и творческим взрослым человеком.

Информация о работе Духовно- нравственное воспитание