Духовно- нравственное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Современный уровень нравственного воспитания подрастающего поколения оставляет желать лучшего. Без этой важнейшей составляющей воспитания не может быть Человека с большой буквы. Уже все мировые практики показали плачевность результатов низкого нравственного воспитания. В наше время школы особенно нуждаются в конкретных данных, характеризующих уровень нравственного поведения учащихся в том или ином возрасте, их возможности для достижения высокого уровня нравственного развития. Овладение своим поведением в соответствии со знаниями о нравственности означает проявление общего мировоззрения учащихся, умение руководствоваться им в конкретных делах, поступках.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Психолого – педагогические аспекты формирования нравственных качеств у подростков в процессе трудовой деятельности. …………………..5

1.1. Сущность и особенности формирования нравственных качеств у подростков……………………………………………………………………....5
1.2. Формы и методы формирования нравственных качеств у подростков в процессе трудовой деятельности. ……………………………………………12

Глава 2. Практическая часть…………………………………………………..21

2.1. Обобщение опыта…………………………………………………………21

Заключение……………………………………………………………………..30

Список используемой литературы…………………………………………...34

Приложение………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая исправленная 2003 вариант.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

  Коллектив педагогов нашего учреждения направляет много усилий на воспитание нравственных качеств. Каждый педагог стремится внести свой вклад в нравственное развитие и воспитание ребят, заинтересовать их, увлечь, зажечь в их сердцах искорку, даже можно сказать «заразить» своим любимым делом, чтобы жизнь у ребят была разнообразной, интересной, полной положительных эмоций.

  Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что для решения проблемы воспитания подрастающего  поколения необходимо объединять усилия педагогов, родителей, общества по установлению стабильности в душах подрастающего поколения, по формированию нравственных ценностей.

В своих рекомендациях мне бы хотелось обратить внимание на «Системный подход в нравственном воспитании учащихся как основа его непрерывности в целостной структуре учебно-воспитательного процесса школы».

В современной ситуации образовательного учреждения, к сожалению, наблюдаются расплывчатые воспитательные ориентиры, разбросанность целей, содержания и установок в воспитании учеников. Педагогические усилия часто расходуются на преодоление и профилактику различных форм отклоняющегося поведения школьников, на сиюминутные организационные потребности школьной жизнедеятельности или заданные сверху ориентиры. При этом целостная структура учебно-воспитательного процесса с её продуманным содержанием и соответствующей ему стратегией и тактикой претворения в жизнь зачастую отсутствует.

Чрезвычайно важна общая целостность образовательного процесса школы с чётко выраженным ракурсом воспитательной ориентации детей. И если школа считает необходимым этот ракурс ориентировать на выработку у учащихся этических смыслов человеческой жизнедеятельности, необходимо построение воспитательной системы нравственного основания, органично включённой в учебно-воспитательный процесс школы.

Примером такой системы может служить широко апробированная в практике и получившая в 2001-ом году премию Президента РФ система воспитания этической культуры школьников, разработанная в Государственном НИИ семьи и воспитания.

Данная воспитательная система включает три логически взаимосвязанных компонента:

- этический курс занятий с детьми с 1-го по 11-ый класс как специализированный воспитательный предмет этической направленности, учитывающий возрастные изменения учащихся, построенный по принципу диалогического взаимодействия с ними.

Занятия в соответствии с возрастными особенностями учеников строятся по сюжетному рисунку, ориентированы на психолого-педагогический уровень воспитательной палитры и творческое личностное осмысление учеником нравственных проблем человеческой жизни. Это достигается путём создания многообразной сферы включения школьников в практику нравственной жизни человека, приёмов стимулирования усилий личности в моральном самоопределении и самовоспитании через активизацию её природных, интеллектуальных и эмоциональных ресурсов, организацию тонкой рефлексивной работы.

Сюжетный рисунок этического занятия предполагает логически выстроенную канву диалогического взаимодействия педагога и детей, совместного размышления, поиска ответа или решения, в процессе которого рождаются оценочные суждения, побуждающие школьника к нравственно ценным ориентирам и стимулирующие их. Превалирует направленность на стимулирование этических суждений детей, акцент которых базируется не столько на усвоении знаний, сколько на актуализации творческого потенциала мышления, самостоятельного, обоснованного рассуждения, что ведёт к личностному поиску школьниками истины, а не к усвоению лишь готового знания, а педагога ориентирует на раскрытие ресурсов творческого воображения учеников.

- «Повседневная методика этического заряда», действующая в системе свободного общения детей на перемене и в послеурочное время. Она предполагает сочетание этической установки на доброжелательность и уважение во взаимоотношениях со сверстниками с методически инструментированными формами предупреждения конфликтных ситуаций и достойного выхода из них;

Методика ориентирована на позитивные аспекты в организации доброжелательного климата взаимоотношений учащихся, оптимистический прогноз их поведения через психологическую установку на уважение к окружающим и друг другу, на эмоциональное тепло и взаимопонимание, при котором никто не будет обижен и обделён вниманием. Методические приёмы направлены на совместный поиск путей предотвращения конфликтов и определения достойных способов выхода из создавшихся конфликтных ситуаций. Отрабатывается и психологическая канва поведения педагога, который терпеливо учит школьников находить корректные способы реагирования на недостойное поведение других, настойчиво культивирует умение детей простить, проявить снисходительность и благородство.

- общеколлективная внеурочная деятельность с этической направленностью, специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие. Композиционно она построена как театрализованное представление-диалог и осуществляется в форме «этических диалогов о главном» – в подростковых, «вечеров этических раздумий» – в старших возрастных группах.

Главное здесь – организация разностороннего общения, взаимодействия, взаимовлияния подростков, в основе которого педагогом определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность ситуации успеха каждому, созданы условия для этической рефлексии.

Каждый из компонентов системы, имея свою функцию, специфическое содержание и методическую особенность, осуществляет определённую часть нравственно-этического воспитания как непрерывного процесса соотнесения знаний, чувств, поведения школьников с ценностными основаниями жизнедеятельности людей, выработанными и отобранными вековым человеческим опытом, что способствует постижению значимых смыслов в цели и образе жизни формирующейся личности. Этическое в данном процессе выступает мировоззренческим основанием жизнеосмысления, а нравственное – критерием отношений с людьми и окружающим миром.

Жизнедействие системы, её педагогическая сущность – в содержательной основе и методическом обеспечении моделирования непрерывного нравственного  воспитания подростков  в современной школе. Она базируется на смыслозначимых ценностях человеческой жизни и жизни общества.

Начало логической канве непрерывности нравственно-этического воспитания школьников возложено на специализированный воспитательный предмет этики, несущий в диалогическом взаимодействии с учащимися познавательную основу моральных норм и жизненно значимых ценностей, которые с помощью разнообразных методик осмысливаются учениками, эмоционально проживаются ими и в процессе усвоения через метод нравственного выбора действенно влияют на формирующийся опыт нравственно ориентированных отношений к окружающему миру и людям.

Закрепляется данная направленность нравственного становления личности в последовательном процессе включения учеников в опыт этически значимого поведения в различных видах внеклассной и внеурочной деятельности, применения специальных методик гуманизации взаимодействия и отношений детей в межурочном пространстве, т.е. на переменах.

При такой стратегической линии непрерывности нравственно направленного педагогического действия и его воспитательной функции сможет формироваться и укрепляться приоритет нравственности в школьной среде и жизнедеятельности учеников.

Процесс непрерывности воспитания основан на дифференцированно и последовательно выстроенной, логически обоснованной канве, поэтапного включения учащихся в соответствии с их возрастным взрослением в стержневые категории этики, осмысливаемые и осваиваемые ими во взаимодействии и взаимосвязи просвещения с богатой палитрой разнообразных, эмоционально-чувственных, деятельностных, игровых, экспериментальных, творческих средств введения школьника в процесс освоения нравственных  смыслов в собственном образе жизни.

  «Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни», - говорит великий ученый – физик Альберт Эйнштейн.

  Общечеловеческие нормы нравственного поведения становятся для человека руководством в деятельности лишь тогда, когда он еще, будучи ребенком учится совершать добрые поступки, оценивать поведение окружающих и свое, постигая с помощью значимых для него взрослых смысл нравственных понятий и норм.

  Таким образом, прежде чем детей просвещать, необходимо выявить понимание ими сути нравственных понятий. Поэтому первый этап деятельности педагога можно назвать диагностическим. Именно диагностика поможет учителю в дальнейшем определить содержание своей работы по нравственному воспитанию.

  Диагностика уровня нравственности подростков предполагает выявление у них мотивов поведения, взаимоотношений в коллективе, формирования самосознания, отношения к этикету и т.д.

Предлагаю следующие виды диагностики нравственной воспитанности

(Приложение 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

   “Удивительная страна - эта Страна Подростка.

Она наполнена особенностями, чудесами, странностями. Границы ее необыкновенно извилистые, нечеткие, расплывчатые. Нередко ее жители сами не знают, когда и где переступили ее границы. Еще меньше замечают они, когда и как уходят из этой хаотической страны, где очень многое иногда стоит вверх ногами...» Г. Элемер

Итак, осуществленное в рамках данной  работы  изучения формирования нравственных качеств у подростков в процессе  трудовой деятельности подтвердило актуальность    проблемы    нравственного    воспитания    в     труде     в общеобразовательной школе.

    Воспитание нравственности в труде проникает во все явления общественной жизни и  должно осуществляться всеми педагогическими средствами  в  процессе любой педагогически целесообразной деятельности с учащимися.

    Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь старшеклассникам  увидеть в  нем  источник  развития  своих  способностей  и   нравственных   качеств, подготовить молодое поколение к активной трудовой и  общественной  жизни,  к сознательному  выбору  профессии.  Поэтому  основная  подготовка   к   труду осуществляется на уроках по основам  наук,  предмету,  "Трудовое  обучение", факультативных  занятиях,  в  кружках  технического   творчества,   в   ходе выполнения общественно полезного во внеурочное время.

    В  этих  условиях  осуществляется  решение  задач  по  формированию   у

школьников нравственных черт в процессе трудового обучения.

    Можно сделать вывод  о  том,  что нравственное воспитание учащихся в труде – это  целостная  система.  Участие школьников в общественно полезном и производительном  труде  рассматривается в тесной связи с их  умственным,  нравственным,  эстетическим  и  физическим воспитанием и развитием.

    Учащиеся познают в труде окружающую действительность, систематизируя  и закрепляя знания, ученик  закрепляет  свой  кругозор.  Он  становится  более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все  это превращает труд в активный  стимул  для  получения  новых  знаний.  Педагоги стараются воспитать в школьниках нравственное  отношение  к  труду,  вызвать интерес  к  работе,  добиться  оказания  ими  полезности  своего  труда  для общества, помогают увидеть перспективы его развития.

    В  процессе  труда  учащиеся  контактируют  с   коллективом   взрослых,

знакомятся с передовиками производства, с жизнью своего  предприятия.  Такая организация трудового воспитания способствует  пробуждению  любви  к  труду, возникновению потребности  трудиться  на  общую  пользу,  выработка  навыков коллективной  деятельности,  зарождению  творческого   отношения   к   труду учащихся. Эти нравственные черты позволяют ребенку подготовиться  к  будущей жизни.

    Проанализировав  психолого-педагогическую  литературу,  можно   сделать вывод, что нравственное отношение к труду выражается в заботе  об  интересах всего  общества.  Познание  радости  труда  для  людей,  радости   труда   в коллективе  превращает  труд  в  потребность,  служит  источником  моральных чувств школьника.

  Труд всегда был источником красоты,  нравственное  воспитание  в  труде

позволяет   учащимся    непосредственно    воспринимать    красоту    труда,

почувствовать  его  преобразующую  силу,   его   привлекательность.   Задача

нравственного воспитания  в  школе  –  сделать  труд  учащегося  нравственно значимым.

    Очень важна организация  коллективного  труда,  объединяющего  интересы школьников,  где  развиваются  нравственные  черты:  дружба,   взаимопомощь, коллективное  творчество  в   труде,   устанавливать   взаимозависимость   и согласованность  в  труде,  атмосферу  высокой  моральной   и   материальной ответственности, критики и самокритики.

    Анализ  исследуемых  материалов  позволяет   прийти   к   выводу,   что

самообслуживанием  школьники  этого  возраста  могут  оказывать  действенную помощь родителям, приняв на себя часть домашних  забот.  Это  воспитывает  у школьников инициативу, самостоятельность в работе, сознательную  дисциплину, деловитость, чувство ответственности за  порученное  дело,  хозяйственность, привычку  проявлять  заботу  о  других.  Все  эти  нравственные  взгляды   и обучение  складываются  на   пороге   юности,   играющие   важную   роль   у старшеклассников сознательного отношения к трудовой деятельности.

Информация о работе Духовно- нравственное воспитание