Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:56, курсовая работа
Современный уровень нравственного воспитания подрастающего поколения оставляет желать лучшего. Без этой важнейшей составляющей воспитания не может быть Человека с большой буквы. Уже все мировые практики показали плачевность результатов низкого нравственного воспитания. В наше время школы особенно нуждаются в конкретных данных, характеризующих уровень нравственного поведения учащихся в том или ином возрасте, их возможности для достижения высокого уровня нравственного развития. Овладение своим поведением в соответствии со знаниями о нравственности означает проявление общего мировоззрения учащихся, умение руководствоваться им в конкретных делах, поступках.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого – педагогические аспекты формирования нравственных качеств у подростков в процессе трудовой деятельности. …………………..5
1.1. Сущность и особенности формирования нравственных качеств у подростков……………………………………………………………………....5
1.2. Формы и методы формирования нравственных качеств у подростков в процессе трудовой деятельности. ……………………………………………12
Глава 2. Практическая часть…………………………………………………..21
2.1. Обобщение опыта…………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………..30
Список используемой литературы…………………………………………...34
Приложение………………………………………………
Коллектив педагогов нашего учреждения направляет много усилий на воспитание нравственных качеств. Каждый педагог стремится внести свой вклад в нравственное развитие и воспитание ребят, заинтересовать их, увлечь, зажечь в их сердцах искорку, даже можно сказать «заразить» своим любимым делом, чтобы жизнь у ребят была разнообразной, интересной, полной положительных эмоций.
Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что для решения проблемы воспитания подрастающего поколения необходимо объединять усилия педагогов, родителей, общества по установлению стабильности в душах подрастающего поколения, по формированию нравственных ценностей.
В своих рекомендациях мне бы хотелось обратить внимание на «Системный подход в нравственном воспитании учащихся как основа его непрерывности в целостной структуре учебно-воспитательного процесса школы».
Чрезвычайно важна общая целостность образовательного процесса школы с чётко выраженным ракурсом воспитательной ориентации детей. И если школа считает необходимым этот ракурс ориентировать на выработку у учащихся этических смыслов человеческой жизнедеятельности, необходимо построение воспитательной системы нравственного основания, органично включённой в учебно-воспитательный процесс школы.
Примером такой системы может служить широко апробированная в практике и получившая в 2001-ом году премию Президента РФ система воспитания этической культуры школьников, разработанная в Государственном НИИ семьи и воспитания.
Данная воспитательная система включает три логически взаимосвязанных компонента:
- этический курс занятий с детьми с 1-го по 11-ый класс как специализированный воспитательный предмет этической направленности, учитывающий возрастные изменения учащихся, построенный по принципу диалогического взаимодействия с ними.
Занятия в соответствии с возрастными особенностями учеников строятся по сюжетному рисунку, ориентированы на психолого-педагогический уровень воспитательной палитры и творческое личностное осмысление учеником нравственных проблем человеческой жизни. Это достигается путём создания многообразной сферы включения школьников в практику нравственной жизни человека, приёмов стимулирования усилий личности в моральном самоопределении и самовоспитании через активизацию её природных, интеллектуальных и эмоциональных ресурсов, организацию тонкой рефлексивной работы.
Сюжетный рисунок этического занятия предполагает логически выстроенную канву диалогического взаимодействия педагога и детей, совместного размышления, поиска ответа или решения, в процессе которого рождаются оценочные суждения, побуждающие школьника к нравственно ценным ориентирам и стимулирующие их. Превалирует направленность на стимулирование этических суждений детей, акцент которых базируется не столько на усвоении знаний, сколько на актуализации творческого потенциала мышления, самостоятельного, обоснованного рассуждения, что ведёт к личностному поиску школьниками истины, а не к усвоению лишь готового знания, а педагога ориентирует на раскрытие ресурсов творческого воображения учеников.
- «Повседневная методика этического заряда», действующая в системе свободного общения детей на перемене и в послеурочное время. Она предполагает сочетание этической установки на доброжелательность и уважение во взаимоотношениях со сверстниками с методически инструментированными формами предупреждения конфликтных ситуаций и достойного выхода из них;
Методика ориентирована на позитивные аспекты в организации доброжелательного климата взаимоотношений учащихся, оптимистический прогноз их поведения через психологическую установку на уважение к окружающим и друг другу, на эмоциональное тепло и взаимопонимание, при котором никто не будет обижен и обделён вниманием. Методические приёмы направлены на совместный поиск путей предотвращения конфликтов и определения достойных способов выхода из создавшихся конфликтных ситуаций. Отрабатывается и психологическая канва поведения педагога, который терпеливо учит школьников находить корректные способы реагирования на недостойное поведение других, настойчиво культивирует умение детей простить, проявить снисходительность и благородство.
- общеколлективная внеурочная деятельность с этической направленностью, специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие. Композиционно она построена как театрализованное представление-диалог и осуществляется в форме «этических диалогов о главном» – в подростковых, «вечеров этических раздумий» – в старших возрастных группах.
Главное здесь – организация разностороннего общения, взаимодействия, взаимовлияния подростков, в основе которого педагогом определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность ситуации успеха каждому, созданы условия для этической рефлексии.
Каждый из компонентов системы, имея свою функцию, специфическое содержание и методическую особенность, осуществляет определённую часть нравственно-этического воспитания как непрерывного процесса соотнесения знаний, чувств, поведения школьников с ценностными основаниями жизнедеятельности людей, выработанными и отобранными вековым человеческим опытом, что способствует постижению значимых смыслов в цели и образе жизни формирующейся личности. Этическое в данном процессе выступает мировоззренческим основанием жизнеосмысления, а нравственное – критерием отношений с людьми и окружающим миром.
Жизнедействие системы, её педагогическая сущность – в содержательной основе и методическом обеспечении моделирования непрерывного нравственного воспитания подростков в современной школе. Она базируется на смыслозначимых ценностях человеческой жизни и жизни общества.
Начало логической канве непрерывности нравственно-этического воспитания школьников возложено на специализированный воспитательный предмет этики, несущий в диалогическом взаимодействии с учащимися познавательную основу моральных норм и жизненно значимых ценностей, которые с помощью разнообразных методик осмысливаются учениками, эмоционально проживаются ими и в процессе усвоения через метод нравственного выбора действенно влияют на формирующийся опыт нравственно ориентированных отношений к окружающему миру и людям.
Закрепляется данная направленность нравственного становления личности в последовательном процессе включения учеников в опыт этически значимого поведения в различных видах внеклассной и внеурочной деятельности, применения специальных методик гуманизации взаимодействия и отношений детей в межурочном пространстве, т.е. на переменах.
При такой стратегической линии непрерывности нравственно направленного педагогического действия и его воспитательной функции сможет формироваться и укрепляться приоритет нравственности в школьной среде и жизнедеятельности учеников.
Процесс непрерывности воспитания основан на дифференцированно и последовательно выстроенной, логически обоснованной канве, поэтапного включения учащихся в соответствии с их возрастным взрослением в стержневые категории этики, осмысливаемые и осваиваемые ими во взаимодействии и взаимосвязи просвещения с богатой палитрой разнообразных, эмоционально-чувственных, деятельностных, игровых, экспериментальных, творческих средств введения школьника в процесс освоения нравственных смыслов в собственном образе жизни.
«Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни», - говорит великий ученый – физик Альберт Эйнштейн.
Общечеловеческие нормы нравственного поведения становятся для человека руководством в деятельности лишь тогда, когда он еще, будучи ребенком учится совершать добрые поступки, оценивать поведение окружающих и свое, постигая с помощью значимых для него взрослых смысл нравственных понятий и норм.
Таким образом, прежде чем детей просвещать, необходимо выявить понимание ими сути нравственных понятий. Поэтому первый этап деятельности педагога можно назвать диагностическим. Именно диагностика поможет учителю в дальнейшем определить содержание своей работы по нравственному воспитанию.
Диагностика уровня нравственности подростков предполагает выявление у них мотивов поведения, взаимоотношений в коллективе, формирования самосознания, отношения к этикету и т.д.
Предлагаю следующие виды диагностики нравственной воспитанности
(Приложение 1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
“Удивительная страна - эта Страна Подростка.
Она наполнена особенностями, чудесами, странностями. Границы ее необыкновенно извилистые, нечеткие, расплывчатые. Нередко ее жители сами не знают, когда и где переступили ее границы. Еще меньше замечают они, когда и как уходят из этой хаотической страны, где очень многое иногда стоит вверх ногами...» Г. Элемер
Итак, осуществленное в рамках данной работы изучения формирования нравственных качеств у подростков в процессе трудовой деятельности подтвердило актуальность проблемы нравственного воспитания в труде в общеобразовательной школе.
Воспитание нравственности в труде проникает во все явления общественной жизни и должно осуществляться всеми педагогическими средствами в процессе любой педагогически целесообразной деятельности с учащимися.
Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь старшеклассникам увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить молодое поколение к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии. Поэтому основная подготовка к труду осуществляется на уроках по основам наук, предмету, "Трудовое обучение", факультативных занятиях, в кружках технического творчества, в ходе выполнения общественно полезного во внеурочное время.
В этих условиях осуществляется решение задач по формированию у
школьников нравственных черт в процессе трудового обучения.
Можно сделать вывод о том, что нравственное воспитание учащихся в труде – это целостная система. Участие школьников в общественно полезном и производительном труде рассматривается в тесной связи с их умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и развитием.
Учащиеся познают в труде окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. Педагоги стараются воспитать в школьниках нравственное отношение к труду, вызвать интерес к работе, добиться оказания ими полезности своего труда для общества, помогают увидеть перспективы его развития.
В процессе труда учащиеся контактируют с коллективом взрослых,
знакомятся с передовиками производства, с жизнью своего предприятия. Такая организация трудового воспитания способствует пробуждению любви к труду, возникновению потребности трудиться на общую пользу, выработка навыков коллективной деятельности, зарождению творческого отношения к труду учащихся. Эти нравственные черты позволяют ребенку подготовиться к будущей жизни.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что нравственное отношение к труду выражается в заботе об интересах всего общества. Познание радости труда для людей, радости труда в коллективе превращает труд в потребность, служит источником моральных чувств школьника.
Труд всегда был источником красоты, нравственное воспитание в труде
позволяет учащимся непосредственно воспринимать красоту труда,
почувствовать его преобразующую силу, его привлекательность. Задача
нравственного воспитания в школе – сделать труд учащегося нравственно значимым.
Очень важна организация коллективного труда, объединяющего интересы школьников, где развиваются нравственные черты: дружба, взаимопомощь, коллективное творчество в труде, устанавливать взаимозависимость и согласованность в труде, атмосферу высокой моральной и материальной ответственности, критики и самокритики.
Анализ исследуемых материалов позволяет прийти к выводу, что
самообслуживанием школьники этого возраста могут оказывать действенную помощь родителям, приняв на себя часть домашних забот. Это воспитывает у школьников инициативу, самостоятельность в работе, сознательную дисциплину, деловитость, чувство ответственности за порученное дело, хозяйственность, привычку проявлять заботу о других. Все эти нравственные взгляды и обучение складываются на пороге юности, играющие важную роль у старшеклассников сознательного отношения к трудовой деятельности.